Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью




Понятие и содержание борьбы с преступностью. Задачи и основополагающие начала предупреждения преступности

 

Борьба с преступностью - сложная системная деятельность, представляющая собой единство трех следующих подсистем: об­щей организации борьбы; предупреждения преступности и правоохранительной деятельности. Это одна из сфер социального управления, обеспечивающая воздействие: а) на причины и усло­вия, порождающие преступления и преступность, влияющие на их развитие; б) на саму преступность в целях предупреждения и пресечения ее самодетерминации, недопущения рецидива пре­ступлений.

Вообще же применительно к противостоянию преступности употребляется множество терминов. В криминологической и иной специальной литературе, а также в официальных документах и публицистических материалах встречаются понятия: «уголовная политика», «борьба с преступностью», «война», «контроль», «про­тиводействие преступности», «предупреждение», «профилактика», «управленческое воздействие на преступность»[66] и другие. При этом до сих пор каждое из указанных понятий вызывает научные споры и не может оцениваться как достаточно определенное или по крайней мере однозначное. Это создает значительные сложно­сти как в уяснении смысла того, о чем идет речь в конкретном слу­чае, так и в практической деятельности.

Во-вторых, реагирование на преступления стало в этот период увязываться не только с мерами, которые называли «ка­рательными», но и с такими, которые способны предупреждать преступления. При этом «политика» понималась не в том значении, которое она имела в Греции (термин пришел оттуда), то есть искусство управления государством, а в другом, фиксируемом в словарях русского языка. Это образ действий, направленных на достиже­ние чего-либо, направление этих действий.

В литературе отмечалось, что трудно установить, кто впервые употребил термин «уголовная политика», но в 1804 г. Фейербах го­ворил о ней как об уже существующем понятии и разграничивал его с «уголовным правом». Об уголовной политике писали Хенке, Вентам, Бемер, Капплер, Лист, а в дореволюционной России -Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев, другие авторы. В 60-90-х гг. XX в. уголовной политике в России значительное внимание уделяли многие авторы: А. А. Герцензон, В. Н. Кудряв­цев, П. С. Дагель, М. М. Бабаев, Г. М. Миньковский, М. П. Клей­менов, А. Я. Сухарев, А. И. Алексеев, С. С. Восходов и целый ряд других.

При этом трактовка понятия «уголовная политика» была весь­ма разнообразной, и многие авторы начинали оперировать ины­ми терминами: «уголовно-правовая политика», «государственная политика борьбы с преступностью», «государственно-правовая политика»[67]. А. А. Герцензон писал: «Уголовная политика - это часть общей политики социалистического государства наряду с политикой экономической, социально-культурной и т. д. Она на­правляет деятельность органов государственной власти и общест­венности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении зако­нов»[68].



Анализ работ показывает, что всегда существовали два прин­ципиально разных подхода к пониманию уголовной политики. Одни авторы исходили из того, что в рамках уголовной политики решаются вопросы воздействия на преступления (преступность) уголовно-правовыми средствами, и, соответственно, данный подход разрабатывался в рамках социологии уголовного права (Фейербах, Лист и другие авторы). Во второй половине XX в. в России этот подход также существовал[69].

Но в 80-90-х гг. XX в. преобладал второй подход. Его суть сводится к тому, что уголовная политика касается всех мер воз­действия на преступность. Даже высказывалось утверждение, что понятие борьбы с преступностью не должно выводиться за пре­делы уголовной политики3. Как отмечалось в научных дискусси­ях, данный подход фактически отождествляет понятия «уголов­ная политика» и «борьба с преступностью».

Однако точнее было бы сказать, что происходило отождеств­ление «уголовной политики» и «политики борьбы с преступно­стью». Последнее понятие отличается от понятия «борьба с пре­ступностью».

Как писали А. И. Коробеев, А. В. Усе, Ю. В. Голик, «совет­ская уголовная политика в традиционном ее понимании есть ге­неральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выра­ботки и реализации мер, направленных на предупреждение пре­ступлений»[70]

Борьба с преступностью - это особый вид взаимодействия двух противоположных сторон. Хотя преступность и производна от общества, но она - относительно самостоятельный социаль­ный феномен, обладающий способностью к самоорганизации и самодетерминации, активного сопротивления официальному об­ществу. В большом обществе, как отмечалось ранее, функционирует - при наличии преступности как массового явления с признаками организованности - криминальное общество, структурируемое организованной преступностью. Для последней характерно целенаправленное, продуманное и упреждающее из­менение социальных условий, ориентированное на создание наиболее благоприятных условий для преступной деятельности и ее субъектов. То есть сопротивление организованной преступ­ности закону и официальному обществу происходит не только путем совершения преступлений, но и посредством специфиче­ской «криминальной предупредительной деятельности». В по­следнем случае не допускается эффективного противодействия преступности со стороны общества и государства, а также путем опережающего создания наиболее благоприятных обстоятельств для нарушений и нарушителей уголовного запрета[71].

Другими словами, борьба с преступностью - это активное столкновение общества и преступности в целях обеспечения господства за­кона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, это це­ленаправленная наступательная деятельность общества на саму пре­ступность, ее причины и условия[72].

Как отмечает Г. А. Аванесов, «в систему борьбы с преступно­стью входят: раскрытие преступлений и розыск преступников, расследование преступлений, назначение и исполнение наказа­ния, прокурорский надзор за всей этой деятельностью, а также обеспечение законности в данной сфере»[73]. Сюда, таким образом, вливаются профилактика, предотвращение и пресечение преступлений[74].

Любое цивилизованное общество противостоит преступности, и иначе оно просто не сохранит себя как таковое. Но одновре­менно, разумеется, это противостояние должно осуществляться в рамках закона, носить цивилизованные формы, причем не только по отношению к лицам, совершившим преступления, но и к потерпевшим.

Борьба с преступностью позволяет сдерживать это обществен­но опасное явление: не допускать его расширения и ухудшения каче­ственных характеристик, наиболее общественно опасных способов удовлетворения потребностей и интересов, а также обеспечивать необходимый баланс чисто эгоистического расчета человека и ин­тересов других субъектов, общества и государства.[75]

«На протяжении достаточно длительного периода истории нашего государства главная цель борьбы с преступностью определялась как ее искоренение. При этом искажение понятия самой этой идеи, в силу объективных причин изначально недостижимой в практическом плане, привело сначала к се деформации, а впоследствии к полной се дискре­дитации в обществе. Тем более что даже тотальный контроль и жесткая карательная политика оказались способными удержать криминальную ситуацию в идеологических рамках лишь временно. Последовавшее освобождение от этих рамок показало, что накопление криминального потенциала продолжалось и в жесткой общественной системе»[76]

Наиболее важными основополагающими началами борьбы с пре­ступностью можно считать следующие:

1. Примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности - примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями, приоритет мер убеждения над принуждением. Именно это создает стабильную основу для реше­ния человеком своих проблем в рамках закона. В литературе концепция «борьбы с преступностью», в частности, критикуется на том основании, что «в правовом государстве уголовная юстиция прибегает к насилию только в ответ на насилие и никогда «не нападает первой». Нетрудно увидеть, что здесь происходит сведение борьбы с преступностью только к насилию, «нападению» в ответ на криминальный вызов. Однако, как уже отмечалось, понятие «борьба с преступностью» включает и пре­дупреждение, ее функция состоит не только в реагировании на совершенное, но, прежде всего - в недопущении криминального поведения.

2. Выявление, раскрытие преступлений и принятие в отношении виновных лиц предусмотренных законом мер. Речь идет именно о предусмотренных законом мерах, а не только о наказании. Закон допускает в предусмотренных им случаях и освобождение от уголовной ответственности, и осво­бождение от наказания, и амнистию, и помилование. Но они применяются по закону в строго определенных случаях, в от­ношении лиц с определенными характеристиками преступного и посткриминального поведения, характеристиками субъектов преступлений.

Как уже отмечалось, лица, совершающие преступления, а тем более неоднократно, придают гораздо большее значение сдержи­вающей силе ответственности за преступления, чем граждане, ве­дущие себя правомерно по убеждению. Если личные убеждения человека не соответствуют содержанию правовых и лежащих в их основе нравственных требований, то на человека, пока такие его убеждения не изменены, способен оказать сдерживающее воздействие именно факт реального привлечения его к ответствен­ности, и ответственности серьезной.

Важно и то, чтобы ответственность была реальной, и то, чтобы ее «себестоимость» для виновного была выше «себестоимо­сти» преступного поведения. Баланс приобретений и потерь при преступном поведении должен быть не в пользу приобретений.

3. Применение мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, только по фактам нарушения закона и в предусмот­ренных законом случаях. Не допускается превентивное воздействие при обнаружении только намерений, повышенной вероятности преступного поведения. Как уже отмечалось, констатация криминогенности лич­ностных характеристик человека должна служить основанием или проведения с ним разъяснительной работы, изменения к лучшему условий его жизнедеятельности, его среды, принятию в рамках закона мер к совершенствованию социального контроля за ним (например, за поведением несовершеннолетнего - родителями, воспитателями в школе). Но все это не повод для объявления «общественно опасного состояния» такого лица с принятием к нему правовых санкций, ограничения его свободы и т. п.

4.Личный характер ответственности виновных за преступления. К уголовной ответственности не могут привлекаться родственники и близкие лиц, совершающих преступления.

5.Социальная и криминологическая обусловленность уголовной политики - борьба с преступностью уголовно-правовыми средствами. Законодатель обязан считаться с экономическими, политическими, социальными, духовными реалиями, а также учитывать закономерности преступности, ее порождения и изменения.

Должны быть социально и криминологически обоснованы также уголовно-правовые санкции. Например, не случайно боль­шинством населения допускается применение наказания в виде лишения свободы, а тем более исключительной меры наказа­ния - смертной казни в тех случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений. Конечно же, человека, совершившего преступление, нельзя «вырывать» из системы нормальных социальных связей, отношений и лишать свободы, если это не является действенной мерой пресечения его преступной деятельности и предупреждения появления новых жертв, нового серьезного вреда. Разумеется, нельзя наказывать конкретное лицо - и наказывать сурово - только во имя того, чтобы было неповадно другим.

6. Развернутая правовая регламентация деятельности по борьбе с преступностью и осуществление такой борьбы в режиме законности, только в рамках Конституции, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-право­вых норм.

7. Подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью. В соответствии со ст. 3 Конституции ПМР, «носи­телем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является ее многонациональный народ». Одной из актуальных задач является разработка эффективных механиз­мов контроля народа за соответствием закону деятельности орга­нон судебной власти, как и других правоохранительных органов.

8. Комплексное осуществление борьбы с преступностью: во-пер­вых, недопустимо увлечение в одни периоды мерами предупреж­дения преступности, в другие - только правоохранительными, преимущественно карательными мерами; во-вторых, важно син­хронизировать усилия разных субъектов, разумеется, в рамках за­кона и их компетенции.

Предупреждение преступности и правоохранительная деятель­ность - не антиподы, они должны всегда применяться вместе, но криминологический профессионализм состоит в том, чтобы их со­отношение в конкретных случаях, применительно к разным видам преступности (организованной, иной) сделать оптимальным. При этом всегда должно сохранять свою силу положение о предупрежде­нии как главном направлении в борьбе с преступностью. Иначе на место одних, нейтрализованных, преступников придут новые и в еще большем количестве.

9. Обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом.Реализация данного принципа на практике явля­ется непростым делом - она требует оптимального теоретиче­ского и правового решения. Прежде всего, речь идет о системе иммунитетов. С одной стороны, они нарушают указанный прин­цип, с другой, их отсутствие может быть использовано для ней­трализации наиболее позитивно-активных лиц, находящихся на пике политической, судебной и иной государственной деятель­ности.

10. Использование новейших научных и научно-технических дос­тижений, опережение преступников. Это значимо всегда, но приобретает особое значение в условиях интеллектуализации криминальной деятельности, использования преступниками высоких технологий, их высокой организованности и профессионализм. Нарушение этого принципа не восполнит наращивание «мускулов» правоохранительной системы и применение того «юстициального» насилия, о котором уже говорилось.

11. Международное сотрудничество и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Только в рамках Организации Объединенных Наций функционируют: Межрегиональный институт ООН по вопросам исследований в области юстиции и преступности; Хельсинкский институт по вопросам предупреждения преступности; Институт ООН стран Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и борьбе с правонарушителями; Институт ООН стран Латинской Америки по предупреждению преступности. Регулярно проводятся международные конгрессы по проблемам борьбы с преступностью и обращению с правонарушителями, семинары, симпозиумы. Однако не всегда оперативно решаются проблемы присоединения к важным международно-право­вым документам, заключения и ратификации необходимых международных договоров и др. Оптимизация международ­ного сотрудничества особенно необходима в условиях, когда су­ществуют транснациональная преступность и преступность иностранцев[77].

Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от того, насколько надлежащие государственные органы будут правильно и полно учитывать в поведении граждан все откло­нения от норм, установленных уголовным законом. Только информация о том, сколько преступлений совершено, какие из них наиболее распространены, какой географический район более всего подвержен преступным проявлениям, дает возможность выявлять причины преступности и вести против нее планомерное, целенаправленное наступление. В свою очередь для этого необходимо, во-первых, единообразное понимание пре­ступности и, во-вторых, наличие объективных критериев ее из­мерения.

В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрали­зацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехо­да или возврата на преступный путь людей, чьи условия жизни или поведение указывают на такую возможность. Предупреждение пре­ступности рассматривается, во-первых, как важное средство соци­ального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание раз­личных уровней предупреждения преступности, воплощенных в дея­тельности неоднородных субъектов[78].

Предупреждение преступности представляет собой наиболее дей­ственный путь борьбы с преступностью, поскольку обеспечивает вы­явление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, ис­токов. В значительной мере — это упреждение самой возможности совершения преступления. В процессе предупреждения криминоген­ные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию уже тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зачаточном состоянии и поэтому легче поддаются устранению. Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет прервать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допустить наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения.

Предупреждение преступности позволяет решать задачи борьбы с ней наиболее гуманными способами, с на­именьшими издержками для общества.

Криминологи, исследующие проблемы предупреждения преступности, описывают широкий круг явлений, относящихся к объекту предупреждения преступности. При этом подчеркивается главное свойство всех явлений — их криминогенность, под которой понимается способность явлений находиться в прямой или опосре­дованной причинно-следственной связи с преступностью. Исходя из свойств криминогенности, под объектом предупреждения преступности понимают, во-первых, негативные социальные явления и процессы в материальной и духовной жизни общества, которые стали причинами, условиями или факторами преступности. Во-вторых, объектами предупреждения преступности являются не­гативные, с точки зрения общественной безопасности, места концентрации лиц с преступным или социально-отклоняющимся поведением. Такими местами могут быть отдельные участки местности (скверы, парки, кладбища и т. д.) или помещения (квартиры, гаражи, заброшенные постройки и т. д.), которые способствуют воспроиз­водству и формированию социально-негативных связей между людьми. В-третьих, в качестве объекта предупреждения преступно­сти выступают преступные, криминогенные, антиобщественные и другие социальные группы, которые в процессе своей жизнедеятельности воспроизводят детерминанты преступности. В-четвертых, объектом предупреждения являются лица, совершившие преступле­ния, и лица с допреступными формами социально-отклоняющегося поведения, поскольку такое поведение при определенных условиях может перерасти в преступное[79].

Субъектами предупредительной деятельности являются государ­ственные и негосударственные организации, социальные группы и отдельные граждане, которые реализуют меры предупреждения пре­ступности. Особенностью деятельности субъектов является их спо­собность воздействовать на объект предупреждения преступности - детерминанты преступности, места концентрации лице преступным и социально-отклоняющимся поведением, социальные группы и личности, воспроизводящие преступность.

Исходя из задач, компетенции и содержания деятельности пре­дупреждения преступности, субъекты можно классифицировать на органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, предприятия), неспециализированные, частично специализирован­ные и специализированные органы.

В соответствии с Конституцией обеспечение законности, право­порядка, общественной безопасности, а следовательно, и предупреждение преступности находятся в совместном ведении Приднестровской Молдавской Республики. Президент ПМР, органы законода­тельной и исполнительной власти формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупрежде­ния, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности. А также обеспечивают ее финанси­рование, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное ос­нащение, планирование, контроль и другие функции властного (государственно-правового) управления в данной области. Кроме того, непосредственно проводят на различных уровнях целенаправ­ленные мероприятия по предупреждению преступности. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, связанные с профилактикой преступлений, решают вопросы местного значения применительно к охране обще­ственного порядка.

Неспециализированные субъекты профилактики преступности - это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, сред­ства массовой информации; органы, регулирующие природопользо­вание, миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальные органы; учреждения, предо­ставляющие услуги по проведению досуга, и другие, участвующие в различных областях жизнедеятельности общества[80]. К числу неспеци­ализированных субъектов относятся также различные обществен­ные формирования: политические партии, движения, фонды, рели­гиозные организации. Например, представители религиозных кон­фессий занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в пользу нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустро­енных групп населения. Некоторые задачи по предупреждению пре­ступности решают также уличные, домовые комитеты, попечитель­ские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психо­логические, социальные центры, семейные детдома и т. д.

К числу частично специализированных органов предупреждения преступности относятся учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также природоохранные, конт­рольно-ревизионные и аудиторские организации. Эти субъекты в рамках своих основных задач имеют системно выделенную функ­цию профилактики. В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т. д.) они используют раз­нообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования, в частности, применяют такие юридические средства воздействия, как отзыв лицензии, административные штрафы и др.

Специализированные субъекты предупреждения преступности - это правоохранительные органы, для которых задачи и функции" профилактики являются приоритетными. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К системе правоохранительных органов примыкают некоторые спе­циализированные общественные объединения (общественные пун­кты охраны порядка, товарищеские суды, народные дружины), а также адвокатура, частные детективные и охранные службы[81].

Специальное предупреждение преступности, в отличие от обще­го, имеет целенаправленный характер на недопущение преступле­ний. Его профилирующий, конституирующий признак и главная особенность заключаются в выявлении и устранении (блокирование, нейтрализация) причин, условий, иных детерминант преступ­ности. Наряду с этим специально-криминологическое предупреж­дение включает: предотвращение замышляемых и подготавлива­емых, пресечение начатых преступлений.

Специально-криминологические мероприятия должны разраба­тываться и применяться к разным видам преступлений и типам пре­ступного поведения, к различным сферам общественной жизни, со­циальным группам, отраслям хозяйства.

Тем самым предотвращение означает деятельность, направленную на недо­пущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опас­ность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретный человек не работает, испытывает материаль­ные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а пото­му, что он уже выбрал объект для совершения кражи, провел «развед­ку на местности», начал готовить необходимые технические приспо­собления и т. д[82].

Наконец, пресечение — это действия, обеспечивающие прекра­щение уже начатых преступлений на стадии покушения либо после­дующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных пре­ступлениях. Поскольку здесь ситуация уже близка к достижению преступного результата, то и содержание мер по предотвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).

 

Еще на ранних этапах своего существования человечество осознало, что сдерживать преступность только с помощью наказания нельзя.

Возникло понимание, что рациональнее предупредить преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него.

Однако поиск путей реализации этой идеи оказался чрезвычайно трудным и длительным. Древнегреческий философ Платон считал, что в обществе должно действовать совершеннейшее законодательство, отвращающее людей от преступлений.

Выдающийся мыслитель древности Аристотель полагал, что общество следует так устроить, чтобы оно боролось с испорченными нравами, привычками и обычаями, противоречащими разуму.

Просветители XVIII в. вновь вернулись к мысли о связи права и профилактики преступлений. Право, по их мнению, могло бы стать мощным средством разрешения возникающих в обществе конфликтов. Была выдвинута идея создания правового государства, одна из важнейших задач которого – предупреждать преступления[83].

В известном трактате “О духе законов” Монтескье обосновал положение о разделении властей в обществе, где правит право, и сформулировал требование, что “хороший законодатель заботится не столько о наказании за преступление, сколько о предупреждении преступлений. Он постарается не столь карать, сколько улучшать нравы”. Идея Монтескье получила развернутую правовую аргументацию в работе Ч. Боккария “О преступлениях и наказаниях”. Комментируя этот труд, Вольтер сформулировал принципиально важное положение о том, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция в цивилизованном обществе.

В русской литературе XIX в. идеи о предпочтительности предупреждения преступлений наказанию за их совершение, о том, что главное в борьбе с преступностью не наказание, а ее предупреждение, основывающееся на прогрессивных преобразованиях общества, развивали А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский и др. В их произведениях заложены социологические и нравственные основы предупреждения преступлений.

В XIX и XX вв. идет интенсивное развитие наук об обществе и человеке. В каждой из них исследуется в своем аспекте глобальная проблема предупреждения преступности[84].

Указанное направление исследований мы обозначимкакобщесоциальное предупреждение преступности. Оно нашло отражение в ряде положений исторического материализма.

Прежде всего: о развитии общества через единство и борьбу противоположностей; о причинах конфликтов, приводящих к массовым нарушениям правил человеческого общежития; о том, что предупреждать преступление важнее, чем быть вынужденным наказывать за него и др.

К сожалению, идеи общесоциологического предупреждения преступности и криминологической профилактики преступлений, начавшиеся развиваться в нашей стране в начале 20-х годов, были прерваны. Начиная с 30-х годов восторжествовала установка, что неотвратимость наказания есть одно из главных, если не главное в предупреждении преступности.

Предупреждение преступности становилось, таким образом, частью карательной политики и практики государства. В 60-х годах предупреждение преступности вновьсталорассматриваться как главное направление в борьбе с ней. Масштабность проблем борьбы с преступностью, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, предопределяют необходи­мость опережающего анализа развития ситуации[85]. Без этого невоз­можно точно и своевременно определить цели и задачи борьбы с преступностью, их соотношение и приоритеты, а также установить необходимые объемы и интенсивность мер профилактики и уголовно-правового воздействия. Внедрение прогнозирования позволяет системно увидеть развитие преступности и борьбы с ней во всей пол­ноте (т. е. с учетом комплекса криминогенных и антикриминоген­ных процессов и явлений в экономике, политической, социальной и других сферах).

Особенностью социальной жизни является динамический характер протекающих в ней процессов, что обусловливает возникновение естественного вопроса, в каком направлении они претерпят изменения, какие силы этому будут способствовать либо противодействовать. В равной мере это положение относится и к преступности. Она подвержена таким же изменениям, как и все явления социальной жизни, в связи, с чем возникает необходимость криминологического прогнозирования, предвидения криминогенных последствий этих изменений. Развитие теории предупреждения преступности существенно обогащается, составной ее частью становится криминологическое прогнозирование и планирование.

Предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности; как взаимодействие мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступлений.

Криминологическое прогнозирование - это процесс выработки вероятного суждения о будущем состоянии (уровне, структуре, ди­намике) преступности, ее детерминанте и возможностей профилак­тики, иных средств воздействия на преступность в определенный период времени. Прогноз включает качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и примерное определение их сроков. При этом фиксируются не только предполагаемая ситуация на конец периода, но и ее тенденции во время этого периода.

Криминологический прогноз - это разновидность социального предвидения. Криминологическое прогно­зирование определяет условия, которые максимально стимулирова­ли бы благоприятные для общества тенденции преступности (сни­жение темпов прироста, стабилизация, снижение уровня, смягчение структуры и т. д.). Криминологический прогноз, как результат прогнозирования, представляет собой научно обоснованное, вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях развития преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника, а также о мерах предупреждения преступлений, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений. Однако такое определение в некоторой степени является односторонним, поскольку не учитывает силы, противодействующие преступности, и возможности наступления иных последствий. В криминологическом прогнозе важно учитывать не только характеристики преступности как основного объекта такого прогнозирования, но и изменения субъектов, оказывающих предупредительное воздействие на преступность.

Научное криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, характеристики которых претерпят изменения в будущем. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее, на использовании научно обоснованных методов исследования[86].

Неотъемлемыми составными частями криминологического прогноза являются описания прошлого и настоящего состояния объекта, в качестве которого выступает преступность. Анализ изменения преступности в этих временных параметрах позволяет установить ее общие закономерности и возможные тенденции, которые служат связующим звеном между описанием настоящей и прошлой ситуаций и установлением вероятностных характеристик преступности в будущем. Как и любая сознательная деятельность, криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи:

1. Установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;

2. Выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

3. Выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития (совершенствования) правоохранительных органов;

4. Установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

5. Выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.

Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих - правильно использовать конкретные методы (методики) прогнозирования.

При этом следует учитывать, что любой прогноз, в том числе и криминологический, носит вероятностный характер. Научное предвидение будущего преступности всегда связано с проблемой неопределенности, ибо даже при самом тщательном изучении процессов, влияющих на преступность, невозможно предусмотреть все возможные варианты ее предстоящих изменений. Основная задача данного вида прогнозирования состоит в том, чтобы найти необходимое решение проблемы борьбы с преступностью в условиях неопределенности, свести до минимума ее степень, дать прогноз, в максимальной мере приближенный к предстоящей объективной реальности.

Чтобы успешно бороться с преступностью, нужно принимать обоснованные решения. Поэтому целесообразнее заранее изучить все, что может повлечь нежелательные последствия в результате принимаемых решений, нежели исправлять не предвиденные заранее отклонения и их отрицательные последствия. Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования кон­кретных видов преступности. А именно: первичной и рецидивной, преступности мужчин и женщин, отдельных видов и групп преступ­лений, сельской и городской преступности, преступности в отдель­ных регионах, на отдельных объектах и отраслях народного хозяй­ства[87].

Кроме того, криминологические прогнозы в зависимости от ох­ватываемых временных этапов делятся на краткосрочные, средне­срочные и долгосрочные.

Цель краткосрочного прогнозирования (1-3 года) - научное пред­сказание тенденций, закономерностей, конкретных вариантов из­менения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям. На этой основе разрабатываются краткосрочные про­гнозы, определяющие направленность предупреждения преступно­сти. В практической деятельности находят применение сверхкрат­косрочные прогнозы - оперативные, -охватывающие весьма не­большие отрезки времени (сутки, неделя, месяц и квартал).

Среднесрочное прогнозирование включает период от 4 до 10 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов - направлено на более отда­ленную перспективу и определяет стратегию борьбы с преступностью.

Долгосрочное прогнозирование рассчитано на срок выше 10 лет. Оно базируется на анализе общих закономерностей развития обще­ства в целом, связи уровня и структуры преступности с уровнем со­циально-экономического и культурного развития общества[88].

Наибольшее распространение при криминологическом прогно­зировании получили такие методы, как экстраполирование, экс­пертная оценка и моделирование. Сущность метода экстраполяции состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и переносе закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее. Для этого формируются динамические ряды по годам за опреде­ленный период (непосредственно предшествующий прогнозируемому). Ряды выражают направленность, характер и темп этих измене­ний. Динамические ряды формируются на основе абсолютных дан­ных и коэффициентов.

Точность экстраполированных прогнозов тем выше, чем меньше время упреждения. Также значима степень стабильности параметров определенного вида преступлений. Обязателен учет различий статистической и реальной картины с поправкой на латентность. Недостаток метода состоит в том, что он дает удовлетворитель­ный результат только в отношении ближайшего будущего (один - три года). По мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают.

Моделирование - это разработка системы математических фор­мул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодей­ствия комплекса факторов, существенно влияющих на нее. Модели­рование как метод прогнозирования преступности включает модельно-кибернетический эксперимент, состоящий в выявлении законо­мерностей функционирования объекта, прослеживаемых во времени. Достоинство этого метода в том, что он позволяет абстраги­роваться от мелких и несущественных свойств прогнозируемого яв­ления и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изуча­емого объекта. В исследованиях социальных процессов модель вы­ражается чаще всего в логической либо знаковой форме. Наиболее распространены математические модели[89].

Экспертная оценка представляет собой обобщении мнений науч­ных и практических работников, специально отобранных по при­знакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний о будущих параметрах преступности или некоторых ее видов, а также о процес­сах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции. Ценность данного метода заключается, прежде всего, в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только офи­циальные данные, но и свой опыт и интуицию. Основные этапы организации криминологического прогнозиро­вания:

- предпрогнозная ориентация: определение целей, задач, гипо­тез, времени упреждения и т. п.;

- сбор данных о процессах и явлениях, определяющих развитие преступности и борьбы с ней; исходное описание преступности и борьбы с ней по уровню и динамике в ретроспективе;

- поисковый прогноз, т. е. отбор возможных вариантов будуще­го развития с учетом влияющих процессов и факторов для определе­ния перспективных проблем, подлежащих решению;

- нормативный прогноз, т. е. выбор оптимальных способов ре­шения проблем, исходя из нормативов, определяющих характер, объем, структуру мер, сил, ресурсов;

-оценка обоснованности;

-выработка рекомендаций по оптимизации управления борь­бой с преступностью и условий этой борьбы.

Прогнозирование преступности тесно связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам. Цель прогнозирования - выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, и обстоятельства, которые могут способ­ствовать сокращению (либо увеличению) преступности. План уста­навливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нуж­ны ресурсы, средства и т. д. Прогнозирование преступности предше­ствует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание. Прогнозирование является научной основой для со­ставления планов борьбы с преступностью, планов предупреждения преступности. Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана[90].

Криминологическое программирование представляет собой разра­ботку целей и задач борьбы с преступностью, направлений, средств и способов их решения, нормативного, информационного, органи­зационного, методического, ресурсного обеспечения на определен­ный период. Программы разрабатываются на стратегическом уров­не управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели (программируемые результаты) и основные задачи на относи­тельно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целя­ми специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т. п.

Разработка государственных программ борьбы с преступностью является важной мерой, от которой во многом зависит нравственно-политический климат в обществе. Такая программа может охваты­вать проблему борьбы с преступностью в целом и отдельные направ­ления этой борьбы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В реальной жизни преступность проявляется в форме отдельного преступления, совершенного конкретным индивидуумом, и вида (группы) преступлений, совершенных определенным контингентом лиц. Для того чтобы предупреждать преступления и их виды (группы), необходимо иметь достаточную для указанных целей информацию.

Криминологическая характеристика и есть совокупность данных (достаточная информация) об определенном виде (группе) преступлений либо конкретном особо опасном деянии, используемая для их предупреждения.

Криминологическая характеристика - исходный этап для оптимизации процесса разработки и реализации мер профилактики преступлений. Если рассматривать предупреждение преступлений как целостную систему, то криминологическая характеристика является одной ее составной частью, а другой - разработка и реализация профилактических мероприятий.

Преступность – социально-правовое исторически обусловленное явление. Но преступность и собирательное понятие, ибо включает в себя совокупность (сумму) конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе (государстве). Поэтому преступности, как всякому социальному явлению, можно дать количественную и качественную характеристику.

Количественная характеристика представляет собой число совершенных преступлений (состояние преступности), а также число лиц, совершивших преступления. Качественные показатели преступности – это ее структура и характер.

Структура преступности – это удельный вес и соотношение различных видов преступлений, в общем, их числе за определенный период времени на определенной территории. От того, какова структура преступности, должно зависеть и определение главных направлений борьбы с ней.

Таким образом, характер преступности выявляется через ее структуру. При этом структура и характер преступности не неизменны и зависят, прежде всего, от исторических, политических, общественно-экономических условий жизни общества (например, от состояния экономики и экономических характеристик конкретных территорий – промышленная, сельскохозяйственная и пр., от состояния межнациональных отношений, а также национальных особенностей, традиций, обычаев, нравов, от уровня миграции, возрастного состава населения, его культуры и т. п.), а также от изменений в уголовном законодательстве, состояния правоприменительной практики и т. д.

Среди статистико-демографических характеристик преступности существенное значение имеет деление ее на мужскую и женскую.

Структура преступности не может быть полностью охарактеризована без выделения преступности несовершеннолетних. Последняя, в свою очередь, может быть подразделена на преступность малолетних и подростковую. Если подростковая (от жизни, опыта) всеми принята как преступность не выше возраста несовершеннолетия, то о молодежной преступности (молодежном возрасте) единства мнений нет. Здесь мы скажем лишь о том, что такое разделение существует, не вдаваясь в спорные вопросы. Преступность лиц до 18 лет, имея много общего с преступностью вообще, характерна своими особенностями, что и выделяет ее в особый феномен.

В нынешних условиях необходимо проводить различие между организованной и групповой преступностью, которая всегда, во все времена представляла собой повышенную общественную опасность (в том числе групповая преступность несовершеннолетних). Необходимо учитывать ее удельный вес, распространенность, а также собственные количественные и качественные характеристики. Выявление этих ее свойств позволит более глубоко понять, как и почему появляются различные формы соучастия в преступлениях, какая социально-психологическая атмосфера существует в преступных группах (что означает возможность поиска путей к их разложению и ликвидации).

Структура и характер преступности не одинаковы в разных регионах и даже внутри регионов, вроде бы относящихся к одной и той же административно-территориальной единице (отсюда начинается проникновение в так называемые территориальные различия преступности). Эти различия определяются экономическими, социальными, демографическими, национальными особенностями. Неоднозначны структура и характер преступности в городах и сельской местности. Достаточно сказать, что транспортных преступлений в городах значительно больше, чем в сельской местности. Карманные кражи, по преимуществу, тоже городское преступление и т. д.

В то же время города различны: это промышленные центры, портовые города, курортные, забытые (провинциальные) и т. д. И везде структура и характер преступности различны. В сельских районах, примыкающих к крупным городам, преступность иная, чем в отдаленных от городов поселениях. Все это имеет важнейшее практическое значение, ибо определяет направления борьбы с преступностью.

Предупреждение преступности - это, прежде всего воздействие на ее причины, выявление преступников и предупредительные меры, направленные на их исправление. Мы должны исходить из того, что ликвидировать преступность невозможно, но можно и нужно удерживать ее на некоем цивилизованном уровне, при кото­ром отсутствует постоянная и явная угроза жизни, здоровью, дос­тоинству и собственности основной массы населения; люди не бо­ится выходить на улицу. Вот это и есть реальная задача борьбы с преступностью. Тысячелетия чело­веческой истории показали, что покончить с преступностью невоз­можно, что она естественна, как болезни и смерть. Ее следует лишь удерживать в определенных рамках, не давая ей захлестнуть общество. Такая постановка проблемы предупреждения преступности обус­ловлена и реальным положением вещей в наиболее цивилизован­ных, развитых странах.

В сфере борьбы с преступностью задействованы несколько тер­минов. Это и предупреждение преступности, и борьба с преступно­стью, и профилактика преступности. Необходимо отметить, что эти термины нередко используются как синонимы, выражающие одну и ту же мысль. Наиболее синонимичны такие понятия, как предупреждение преступности и борьба с преступностью. Вместе с тем и предупредительной деятельности можно выделить некоторые направления активности государства и общества. Думается, что можно говорить о трех основных видах предупредительной деятельности, хотя среди криминологов нет единства мнении об их содержании.

В первую очередь, сюда относится профилактика - воздействие на причины преступности и условия, способствующие ей. Это нам более важный вид борьбы с преступностью, поскольку он подра­зумевает воздействие непосредственно на криминогенные факторы, порождающие совершение преступлений. Вместе с тем это и наиболее гуманный способ борьбы с преступностью, поскольку в большинстве случаев не предусматривает уголовно-правового воз­действия на лиц, способных встать на преступный путь. Это, так сказать генеральное направление в борьбе с преступностью, и именно его государство и общество должны всемерно поддержи­вать и развивать.

Следующий вид предупредительной активности - предотвраще­ние преступлений, т.е. недопущение совершения преступлений на стадии их планирования и подготовки. В подобных случаях уже зна­чительно чаще применяются уголовно-правовые меры в отноше­нии лиц, планирующих преступление. Впрочем, деятельностью по предотвращению преступлений следует считать меры, предприня­тые против лиц, обдумывающих совершение преступлений в отсут­ствие реальных шагов по его подготовке.

Еще одно направление деятельности по предупреждению пре­ступности - пресечение совершаемых преступлений, т.е. недопу­щение дальнейшего преступного поведения. Как правило, при при­менении мер пресечения преступлений лица, их совершающие, привлекаются к уголовной ответственности, но возможны особые случаи, специально предусмотренные законом, в которых они мо­гут быть от нее освобождены.

Предотвращение и пресече­ние преступлений, а также исправление преступников в некоторой степени зависит от эффективности профилактики: чем ниже эф­фективность профилактики, тем чаще правоохранительные органы,общественные организации и просто граждане вынуждены при­бегать к предотвращению и пресечению преступлений. Профилак­тика подразумевает и действия, адресованные людям, которые пока не совершили ничего уголовно-наказуемого, а только оказались в условиях, которые могут привести человека на путь совершения пре­ступления.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 





Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.175.56
Генерация страницы за: 0.504 сек.