Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связующие линии




Кроме рамок фигур-понятий, для организации нашего мышления оказываются важным подспорьем связующие линии. Они проводятся между понятиями в схемах.

Бывает, что они проводятся от необрамленной кучки слов к не обрамленной же кучке слов (см. рис. 21).

 

Рис. 21

 

Но чаще связующие линии проводятся авторами традиционно от рамки, в которой помещены слова, к другой рамке (тоже со словами) (см. рис. 22).

Рис. 22

 

При отображении понятийных СООТНОШЕНИЙ можно использовать замкнутые (рамки) и разомкнутые фигуры (линии), соединяющие между собой фигуры-понятия. Иными словами, связующие линии, как и взаиморасположение рамок фигур-понятий, могут отображать те или иные соотношения понятий. Но и эти разомкнутые фигуры (в нашем случае связующие линии) тоже должны быть правильно и четко «гештальтированы», то есть они в целом должны представлять собой хорошо видный, быстро усматривающийся и не упускаемый из виду гештальт. Это чаще всего не обеспечивается. Схема, по определению, должна облегчать понимание, избавлять от дополнительной работы по изучению текста. А тут она сама создает дополнительную работу. Если, конечно, рассуждать так, что чем больше работы, тем надежнее усвоение, то с этим можно смириться. Но если усвоение прочнее, а работы меньше, то ведь умственную энергию можно направить на что-то более ценное.

Разберемся теперь в сути гешталътности (и негештальтности) связующих линий. В проведении линий бытует частая ошибка – линии располагаются слишком конгруэнтно (направление и кривизна линий совпадают) и слишком близко друг к другу, так что каждую линию трудно выделить из фона и из других линий (которые тоже можно считать фоном). Она не видится непосредственно целиком (см. рис. 23).

 

Рис. 23

 

Что надо сделать, чтобы исправить положение?

Во-первых, отодвинуть линии друг от друга, чтобы увеличились просветы между ними. Во-вторых, несколько уменьшить количество линий (см. рис. 24).

Рис. 24

 

В-третьих, и это еще более важно, надо серьезно уменьшить конгруэнтность линий (см. рис. 25).

 

Рис. 25

При этом уменьшить конгруэнтность нужно не только по отношению к другим связующим линиям, но и по отношению к линиям замкнутых фигур-понятий (см. рис. 26).

Рис. 26

 

 
 
 
Прямые линии с прямыми же углами вообще допустимы, исходя из нашего опыта, лишь как исключение. Другое дело, если увеличение просветов и уменьшение конгруэнтности касается только самих по себе прямых линий, без прямых углов (см. рис. 27). Такой вариант используется в традиционном схематизировании. И вполне приемлем, если схема простая. Но в схемах с множеством фигур-понятий и с множеством связующих линий более предпочтительны линии со своеобразной плавно меняющейся кривизной, схватываемой глазом в ее отличии от своеобразной же кривизны других линий (см. рис. 28).

Своеобразие линий может проявляться в комбинации толщины, типа штриха, цвета и оттенков (см. рис. 29).

Рис. 29

Рис. 30
В том месте, где линии соединяются с рамками фигур-понятий, имеет смысл пометить эти соединения. В традиционных схемах это делается лишь иногда. Мы же предлагаем в месте соединения связующей линии с рамкой фигуры-понятия всегда ставить мощную точку. При этом сама линия тоже должна быть достаточно яркая. Тогда даже если линия прерывается какой-либо замкнутой фигурой, но ее продолжение хорошо видно именно как продолжение (см. рис. 30).

Все, о чем мы заботились в плане связующих линий, можно тоже назвать одним словом — гештальтность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.