Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды Шопенгауэра на посмертное состояние




"Студент: Расскажите в двух словах, чем я стану после смерти? И помните, ответ должен быть ясным и точным.

Философ: Всем и ничем.

Студент: Так я и думал. Я поставил перед вами про­блему, а вы отвечаете парадоксом. Не Довольно изби­тый ход.

Философ: Верно, но ты задаешь трансценденталь­ный вопрос и ждешь, что я отвечу на языке имманетного знания. Неудивительно, что результатом явилось про­тиворечие.

Студент: Что же вы понимаете под "трансценден­тальным вопросом" и "имманентным знанием"? Я, ко­нечно, слышал эти выражения и раньше, для меня они не новы. Наш профессор часто пользуется ими, говоря о Господе, и все сказанное им совершенно справедливо и благопристойно. Его аргументы таковы: "Если Бог пре­бывает в самом мире, Он имманентен; если находится где-то снаружи - трансцендентен; и нет ничего яснее и очевиднее". Вы понимаете, о чем идет речь. Но эта кан­тианская болтовня уже ни на что не годится; она устаре­ла и к нынешним воззрениям не применима. Современ­ное германское знание представляет целый ряд выдаю­щихся личностей.

Философ (в сторону): Он имеет в виду "германское пустословие".

Студент: Великий Шлейермахер, к примеру, или другой гигантский ум - Гегель... Мы же попросту теря­ем время, обсуждая какой-то нонсенс. Я хочу сказать, что мы уже настолько далеки от этого, что все это боль­ше невозможно использовать. Как можно применить это сегодня? Что это означает?

Философ: Трансцендентальное знание - это знание, которое выходит за пределы возможного опыта и пыта­ется распознать заключенную в себе самой природу ве­щей. Имманентное знание, напротив, целиком помещает себя в определенные рамки и не может быть приме­нимо ни к чему, кроме текущих явлений. Она говорит, что смерть станет концом твоего существования, по­скольку ты представляешь собой индивидуальность. Но ведь индивидуальность не является твоей подлинной и глубинной сутью; это лишь ее внешнее проявление, ма­нифестация. Индивидуальность - это не вещь в себе, а явление, предстающее во временной форме и имеющее потому начало и конец. Истинная же твоя сущность не знает ни времени, ни начала, ни конца, ни каких-то дру­гих ограничений, обусловленных индивидуальностью. Она всегда присутствует в каждом индивидууме, и вне ее индивидуум не может существовать.

Поэтому, когда придет смерть, с одной стороны ты как индивидуум будешь уничтожен, а с другой - про­должишь существовать. Это я и имел в виду, говоря, что после смерти ты будешь всем и ничем. Трудно дать бо­лее точный и короткий ответ на заданный тобою воп­рос. Я согласен, что ответ содержит противоречие, но суть его проста: твоя земная жизнь ограничена во вре­мени, тогда как бессмертная сущность пребывает в Веч­ности. Ты можешь представить это и следующим обра­зом: твоя бессмертная часть превосходит время и, сле­довательно, неразрушаема. Но это вновь приведет тебя к противоречию. Таким образом ты видишь, что пыта­ешься втиснуть нечто непостижимое в рамки ограничен­ного знания. В некотором смысле это насилие над пос­ледним - использование его ненадлежащим образом, поскольку оно предназначено для иного.

Студент: Послушайте, я не дам и ломаного гроша за ваше бессмертие, в котором не будет моего индиви­дуального существования.

Философ: Хорошо, попробуем согласиться с твоей точкой зрения. Предположим, я гарантирую тебе, что после смерти ты продолжишь существовать как инди­видуальность, но только при условии, что первые три месяца ты проведешь в абсолютно бессознательном со­стоянии.

Студент: Что ж, против такого варианта я не возра­жаю.

Философ: Но если человек находится без сознания, времени для него не существует. Поэтому после смерти тебе будет все равно, проведешь ты до возвращения сво­ей индивидуальности три месяца или десять тысяч лет в бессознательном состоянии.

Студент: Должен признать, что вы правы.

Философ: Но всегда есть вероятность, что после этих десяти тысяч лет никто не вспомнит, что тебя надо разбудить (полагаю, это было бы огромным невезени­ем). И после стольких лет, проведенных в небытии, ты полностью привыкнешь к этому состоянию, наступив­шему после всего лишь нескольких лет жизни. В любом случае ты можешь быть уверен, что будешь пребывать в полном неведении относительно всего происходящего. Затем, если ты сочтешь, что таинственная сила, вернув­шая тебе твою нынешнюю жизнь, никогда не вырезала из неё десять тысяч лет для совершенно иного существо­вания, ты будешь полностью утешен.

Студент: Конечно! Вы думаете, что своими речами заставите меня перестать жалеть о моей индивидуаль­ности, но я не попадусь в ваши ловушки! Я еще раз по­вторю, что меня не устраивает существование, в кото­ром нет моей индивидуальности. Я не променяю свою индивидуальность на какую-то "таинственную силу".

Философ: Ты, разумеется, уверен, что твоя индиви­дуальность - замечательная вещь, столь ослепительная, великолепная и несравненная, что невозможно вообра­зить ничего совершеннее. Но не хотелось ли тебе сме­нить твое нынешнее состояние, если только ты можешь это себе представить, на нечто, превосходящее его?

Студент: Разве вы не понимаете, что моя индиви­дуальность - это и есть мое истинное "Я"? Для меня это самая важная вещь в мире. "Бог есть Бог, а я есть я". Это я хочу существовать, я сам! Вот что главное. Меня не заботит существование, реальность которого мне еще необходимо доказать.

Философ: Подумай о том, что ты делаешь. Говоря: "я", "я", "я хочу существовать" - ты не уникален. О том же говорит любое существо, в котором хоть в какой-то степени присутствует сознание. И значит это твое жела­ние является желанием той части тебя, которая не при­надлежит индивидуальности; к той части, что присуща всем созданиям без различия. Это крик не индивидуаль­ности, но самой ее сути. Это неотъемлемый элемент все­го существующего; нет, это причина всего существова­ния! Эта жажда столь велика, что ее не удовлетворит ничто, кроме существования вообще, - никакое ограни­ченное индивидуальное существование. Нет, не оно яв­ляется истинной целью! Оно лишь представляется та­ковой, потому что страстное желание жить достигает границ сознания исключительно в индивидууме, и, сле­довательно, порождает иллюзию, будто оно и беспоко­ит только индивидуума. Эта ложь, если ей верить, ста­новится правдой, но если мы осознаем ее, мы можем сломать оковы и освободиться.

Я лишь хочу сказать, что сильнейшая тяга к суще­ствованию неотъемлемо присуща любому индивидууму. Эта воля к жизни так реальна и непосредственна; она остается неизменной при любых обстоятельствах. Отсюда следует, что существование - это свободное дей­ствие; его даже можно назвать простым отражением воли. Где есть место существованию, должна быть и воля к нему; и, постойте, эта воля получает удовлетворение от самого факта существования, насколько это удовлет­ворение достижимо вообще. Извечная жажда бытия не заботится о конкретном индивидууме, это - не ее дело, хотя, несмотря на сказанное, оно косвенно проявляется именно в индивидуальном сознании. Это проявление заставляет индивидуума беспокоиться о поддержании собственного существования, и если бы это было не так, не было бы никакой уверенности в сохранении вида. Итак, совершенно ясно, что индивидуальность - это не образец совершенства, а скорее способ ограничения, и освобождение от нее будет не потерей, а скорее приоб­ретением. Пусть этот вопрос тебя больше не беспокоит. Когда-нибудь осознай полностью, чем ты являешься; пойми, что в действительности твое существование представляет собой проявление универсальной воли к жизни, - и вопрос существования в целом покажется тебе детским и совершенно нелепым.

Студент: Это ваши слова детски и совершенно не­лепы, как у всех философов! И если человек моего воз­раста уделил беседе с таким глупцом четверть часа, то лишь потому, что это было забавно и помогло скоротать время. А теперь у меня есть дела поважнее, поэтому -до свидания!"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.