Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важность обряда шраддхи




"Карма Канда", часть Вед, священная книга инду­изма, налагает на людей в зависимости от их положения и статуса различные обязанности. Все эти предписания воплощены в форме одной книги, называемой "Манус-мрити". "Манусмрити" - это сборник законов и руко­водство на каждый день для индуиста. Цари и правите­ли прошлого руководствовались этими правилами и при­меняли их для поддержания мира и порядка в своих стра­нах.

"Манусмрити" разделяет человеческое общество на четыре основных части: брамины, кшатрии, вайшьи и шудры. Такое же деление на стадии или фазы установ­лено для жизни индивидуума: брахмачаръя, грахашта, ванапрашта и санъяса. Брахмачарья - это период уче­ничества; грахашта - жизнь главы семьи; ванапрашта -период уединенной жизни в лесу, даваемый для религи­озного очищения; и наконец саньяса - жизнь в отрече­нии. Так выглядят четыре основных жизненных ашра­ма.

Современная цивилизация постепенно разрушает подобное жизнеустройство, и человек теряет жизненные ориентиры. Темные материалистические силы раджаса и тамаса перебарывают эффект саттвики, и религия ухо­дит на второй план. Скажем так: на последователей ре­лигии смотрят без уважения. Садхаки с пучками волос на голове (чоти) уже не нравятся современным людям, имеющим университетское образование. Изучение священных писаний, соблюдение ритуалов, сдержанность и подлинная этическая культура в качестве основы ду­ховной жизни теряют свой авторитет и рассматривают­ся как ненужные, старомодные вещи. Сегодня в мире остро стоит проблема жизни вообще, проблема физи­ческого выживания, и вопросы питания и другие изли­шества занимают в умах место религии.

В индуизме для глав семьи установлена панча маха-яджна - пять великих жертв или непременных жизнен­ных обязанностей. Пренебрежение ими недопустимо. Этими пятью жертвами являются: дэва-яджна - жертва в пользу Бога; риши-яджна - жертва в пользу риши; питри-яджна - жертва в пользу предков; бхута-яджна -жертва в пользу животных и атити-яджна - жертва в пользу гостей.

Обряд шраддхи относится к питри-яджне. Это свя­щенная обязанность каждого главы семьи. Питри - это прародители, обитающие в Питрилоке. Они обладают способностью ясновидения и яснослышания. Вибрации, возникающие при чтении мантр, чрезвычайно действен­ны. Питри слышат их при помощи яснослышания, и это приносит им умиротворение. В свою очередь они дают совершающим обряд свое благословение. Во время про­ведения шраддхи солнечный свет забирает в Сурьялоку сущность приносимой в жертву пищи, и ушедшие души ублажаются этими приношениями. Даже в Германии и других странах многие проводят тарпан и шраддху. По­лезность этих обрядов подтверждена научными иссле­дованиями. Проводить их для ублажения риши и питри - насущная необходимость. "Гита" и Упанишады ясно говорят о важности проведения шраддхи. Только заб­луждающиеся души с извращенным интеллектом, не воспринимающие истинного положения вещей, забывают о священных церемониях, от чего сами же и страда­ют. Они введены в заблуждение неверной логикой и лож­ными утверждениями. Эти души легко поддаются тем­ному влиянию, и корневая причина такого положения -невежество.

Церемония шраддхи проводится раз в год. Длитель­ность одного дня питри равняется одному земному году. Если мы ежегодно проводим шраддху, для питри это равносильно ежедневному её проведению. Поскольку максимальный период человеческой жизни составляет сто лет, мы, их потомки, живем с точки зрения питри всего несколько дней.

Некоторые сомневаются: "Если джива после ухода из тела уже перевоплотилась и приняла другое рожде­ние, надо ли проводить шраддху? На небесном плане её уже нет, и для кого тогда проводится церемония? Кому пойдут приносимые дары?" Как бы отвечая на это, Гос­подь Кришна в девятой главе "Гиты" очень ясно гово­рит, что добродетельные люди, приносящие небесам жертвы, впоследствии попадают в эти миры блаженства. "Насладившись обширным небесным миром, истощив свои заслуги (пунья), они входят в мир смертных. Сле­дуя трем Ведам, предаваясь объектам желания, они об­ретают преходящее" (9:21). Это служит основой теории достижения небесного плана после смерти и повторно­го рождения в земном мире после истощения результа­тов благих деяний. При проведении сыновьями умер­шего обряда шраддхи блаженство и покой души на не­бесах увеличиваются, а заслуженное страдание в дру­гих мирах уменьшается. Поэтому в обоих случаях про­ведение этой церемонии приносит большую пользу, а прародители остаются на небесах (в Питрилоке, или Чандралоке) в течение длительного времени.

Согласно теории реинкарнации, даже если индиви­дуум примет новое воплощение сразу же после своей смерти, проведение шраддхи сделает его новую жизнь более счастливой. Поэтому проведение этого обряда для своих отцов и прадедов насущно необходимо.

Этот ритуал должен проводиться в течение всей жизни с большим благоговением (шраддхой). Вера яв­ляется основой религии. В прежние времена вопрос: "Проводить ли обряд шраддхи?" даже не возникал. Люди были полны веры и уважения к священным писаниям. В наши дни, когда вера стала легче воздуха, когда количе­ство не совершающих шраддху растет, а маловерные сомневаются в ее необходимости, то, независимо от того, делается это сознательно или нет, результатом является нынешнее печальное положение дел в мире.

"Верующий достигает знания и, следовательно, бес­смертия и вечного мира в душе", -говорится в "Гите".

Некоторые утверждают, что, если хотя бы раз про­вести этот обряд в Гайе или другом святом месте, отпа­дет надобность повторять шраддху ежегодно. Но это нельзя считать общим правилом и применять везде. Если люди поддаются этому мнению и прекращают испол­нять шраддху, проведя ее в Пинде, Гайе и так далее, то это ни что иное, как проявление полного невежества. Это означает, что люди рассматривают этот обряд просто как бремя и стараются его избежать. Это самое обычное неисполнение своего долга.

Цель карма-йоги - просветление ума. Соблюдение обряда шраддхи, который является одной из основных обязанностей, определенных святыми писаниями, так­же ведет к просветлению. Поэтому при проведении шраддхи наряду *с умиротворением предков живущие получают их благословение, способствующее духовно­му росту и материальному благосостоянию.

Не имеющих сыновей ожидает страдание в других мирах (это, естественно, не относится к нитья-брахма-чарьям и подвижникам, идущим путем духа и отказав­шимся от всех желаний и от мирских обязанностей). Для того, чтобы было кому провести для них обряд шрад-дхи, люди перед смертью прибегают к усыновлению. "Гита" поддерживает такую точку зрения. В "Патанти Питаро Хьешам Луптапин-додакакрия" [Patanti Pitaro Hyesham Luptapin-dodakakriyah] говорится: "Их праот­цы упали [попали в ад], лишенные приношений пинды [рисовых колобков] и воды".

Но если человек религиозен, обладает способнос­тью различения, бесстрастен, руководствуется шастра-ми и Ведами, ведет добродетельную жизнь, проживает последние дни в благочестии, совершает джапу, меди­тирует, читает священные тексты и так далее - то даже если у него нет сына, он удержится от падения. Он, не­сомненно, насладится совершенным покоем. Его не зат­ронет тьма невежества. Такой индивидуум свободен от основных соблазнов мира, и Господь заботится о его продвижении. Сохраняя чистоту ума, он не будет стра­шиться падения. Именно очищение ума - чита сиддхи -является целью всех религиозных предписаний, и дос­тигается оно чистотой накопленных самскара и добро­детельной жизнью в прошлых воплощениях.

В некоторых общинах Индии люди без счета тра­тят деньги на пышное проведение шраддхи. Это поте­рянные деньги. Деньги не должны тратиться на роскошь. Заблуждение полагать, что за большие деньги питри получит больше умиротворения. Имеет значение не сум­ма затрат, а интенсивность переживаемых во время це­ремонии чувств (бхав).

Во время шраддхи следует досыта кормить бедных и беспомощных, удовлетворяя их жизненные потребно­сти, В эти же дни надо уделить время изучению священ­ных писаний. Проведение обряда шраддхи предполага­ет духовную дисциплину с соблюдением джапы, меди­таций, моуны (молчания) и так далее. Необходимо стро­го воздерживаться от секса, не предаваться праздности, молиться Богу в течение всего дня, читать соответству­ющие ведические гимны. Надо вновь поразмышлять над историей Начикетаса, описанной в Упанишадах. Испол­нитель этого обряда достигает бессмертия.

Восстановите религию Вед. Совершайте обряд шраддхи и отриньте сомнения и безразличие. Просни­тесь, восстаньте, вернитесь к подлинному источнику!

Дхарма. Нет большей жертвы, чем исполнение соб­ственных обязанностей. Ежедневно изучайте "Гиту", проникните в ее суть. Живите в мире, но сторонитесь его. Это вернейший путь успешного прохождения жиз­ни и реализации божественного Плана.

Насладитесь вечным блаженством, достигните бес­смертного Брахмана неустанным исполнением своих обязанностей (свадхармы), повторением имени Господа Хари, заботой о больных и неимущих, следованием по пути праведности, регулярным изучением Вед и размыш­лением о Высшей Душе! Пусть Господь руководит ва­шими действиями!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.