Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании 2 страница




Значительный период времени отводится тому, чтобы ритмизированной речи придать выразительность, то есть приспособить ее для передачи, эмоционального состояния говорящего. Большую роль в этом играют групповые логопедические и психокоррекционные занятия, где больные общаются в рамках приемов ролевой терапии. Постепенно больные должны «приспособить» речь с нивелированным ритмом к использованию ее в различных жизненных ситуациях и в конце концов перейти на нормативный способ говорения, лишенный ритмических опор, имеющих внешнее выражение. Следовательно, медленная и ритмизированная речь может рассматриваться как этап на пути к нормализации речи. Ее роль в основном состоит в том, чтобы убедить пациента, что он может говорить без запинок.

Заключительный этап коррекции речи при заикании рассчитан на выработку навыка публичной речи. Это особенно актуально для взрослых заикающихся. Для этого также существует ряд специфических функциональных тренировок, требующих длительного грамотного профессионального сопровождения заикающегося.

Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистоговорок (синхронизация речи с движением или работа с метрономом):

Мимозы Мила маме купила.

Маму я молю упрямо://

«Молочка налей мне,/ мама,/

Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//

(Вторую и третью строчки надо канючить.)

Вы малину мыли ли?/

Мыли,/ но не мылили.//

Мама Милу мылом мыла,/

Мила мыла не любила,/

Но не ныла Мила.//

Медный ковш упал на дно -/

И обидно,/ и досадно,/

Ну да ладно,/ всё одно./

Арина грибы мариновала,/

Марина малину перебирала.//

И волки сыты,/

и овцы целы.//

Ищи ветра в поле.//

Один в поле не воин.//

Из-за леса,/ из-за гор/

Едет дедушка Егор.//

Не красна изба углами,/

А красна — пирогами.//

Яблоко от яблони/

Недалеко падает.//

Язык без костей.

Близок локоток,/ да не укусишь.//

Терпение и труд/ всё перетрут.//

Бодливой корове/ Бог рог не дает.//

Не зная броду,/ не суйся в воду.//

Всё хорошо,/ что хорошо кончается.//

Всякому овощу/ свое время.//

На воре и шапка горит.

Стеша спешила,/ рубашку шила,//

Да поспешила/ — рукава не пришила.//

Век живи — век учись.

Не всё коту масленица,/

Бывает и Великий пост.//

Готовь сани летом,/ а телегу — зимой.//

Москва не сразу строилась.

Свет не без добрых людей.

Чует кошка,/ чье мясо съела.//

Дорога ложка к обеду.

Любишь кататься/ — люби и саночки возить.//

На горе Арарат/

Растет крупный виноград.//

Не рой яму другому,/

Сам в нее попадешь.//

Что в лоб,/ что по лбу.//

По бревну бобры бредут./

Улов у Поликарпа/ —

Три карася, три карпа.//

На болоте, на лугу/

Стоит миска творогу.//

Прилетели две тетери,/

Поклевали — улетели.//

Погода размокропогодилась.//

Проворонила ворона вороненка.//

Труба трубит,/ труба поет,/

Трубач по улице идет.//

Чтобы не было беды,/

Наберите в рот воды.//

Чтение текстов:

Михаил Пришвин

ОРЕХОВЫЕ ДЫМКИ

Барометр падает,/ но вместо благодетельного/ теплого дождя/ приходит! холодный ветер.// И все-таки/ весна продолжает продвигаться.// За сегодняшний день/ позеленели лужайки/ сначала по краям ручьев,/ потом по южным склонам берегов,/ возле дороги,/ и к вечеру зеленело везде на земле.// Красивы были/ волнистые линии пахоты на полях/ — нарастающее черное с поглощаемой зеленью.// Почки на черемухе/ сегодня превратились в зеленые копья.// Ореховые сережки/ начали пылить,/ и под каждой порхающей в орешнике птичкой/взлетал дымок.//

ЗАПОЗДАЛЫЙ РУЧЕЙ

В лесу тепло.// Зеленее трава:/ такая яркая/ среди серых кустов! Какие тропинки!//Какая задумчивость,/тишина!//

Кукушка начала первого мая/ и теперь осмелела.// Бормочет тетерев.// Звезды,/ как вербочки,/ распухают в прозрачных облаках.// В темноте белеют березки.// Растут сморчки.// Осины выбросили червяки свои серые.//

Весенний ручей запоздал,/ не успел совсем сбежать/ и теперь струится по зеленой траве,// и в ручей капает сок/ из поломанной ветки березы.//

ПТИЦЫ

Молодой сарыч,/ огромно-нелепый и вялый,/ вылетел из чащи на поляну/ и неумело сел/ на самый нижний сук дерева.//

Рябчики выпорхнули// и расселись по елкам и березкам,// маленькие — в воробья,/ а уже отлично летают,/ и сторожкие,/ совсем как большие.// Мать близко сидит на березе,/ очень сдержанно/ и глухо дает им знать о себе,/ и когда издает звук,/ хвостик у нее покачивается.//.

ОСЕННЯЯ РОСКА

Заосеняло.// Мухи стучат в потолок.// Воробьи табунятся.// Грачи/ — на < убранных полях.// Сороки семьями/ пасутся на дорогах.// Роски холодные,/ серые.// Иная росинка/ в пазухе листа/ весь день просверкает...//

ОСИНКАМ ХОЛОДНО

В солнечный день/ осенью/ на опушке елового леса/ собрались молодые/ разноцветные осинки,// густо/ одна к другой,// как будто им там,/ в еловом лесу,/ стало холодно/ и они/ вышли погреться на опушку,/ как у нас в деревнях/ люди выходят на солнышко/ и сидят на завалинках.//

ИВАН-ДА-МАРЬЯ

Поздней осенью/ бывает иногда совсем/ как ранней весной:/ там белый снег,/ там черная земля.// Только весной/ из проталин пахнет землей,/ а осенью/ — снегом. Так непременно бывает:/ мы привыкаем к снегу зимой,/ и весной нам пахнет земля,/ а летом/ принюхиваемся к земле,/ и поздней осенью/ пахнет нам снегом.//

Редко,/ бывает,/ проглянет солнце/ на какой-нибудь час,/ но зато какая же это радость!// Тогда/ большое удовольствие доставляет/ нам какой-нибудь десяток/ уже замерзших,/ но уцелевших от бурь листьев/ на иве/ или очень маленький/ голубой цветок под ногой.//

ЛАСТОЧКА

Паводок почти/ как весной,/ все лавы снесены давно,/ и некоторые береговые кусты корзиночной/ ивы стали островами.// На одном таком островке/ ласточка усадила своих питомцев,/ чтобы никто не мешал их кормить.// И люди вокруг стояли/ маленькие и большие.//

Маленькие тужили,/ что никак не достанешь,/ а старшие дивились уму ласточки:/ нашла же место/ — все видят,/ а тронуть не могут.//

ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ

Как рожь на полях,/ так в лугах тоже зацвели все злаки,/ и когда злачинку покачивало насекомое,/ она окутывалась пыльцой,/ как золотым облаком.// Все травы цветут/ и даже подорожники,/ — какая трава подорожник,/ а тоже весь в белых бусинках.//

Раковые шейки,/ медуницы,/ всякие колоски,/ пуговки,/ шишечки на тонких стебельках/ приветствуют нас.//

Каждое занятие необходимо начинать с логопедической разминки, вторая часть занятия — психологический тренинг.

Задачи и методы психолого-педагогической работы в группе поддерживающей терапии

На различных этапах групповой психотерапии используются различные виды коммуникативной психотерапии, способствующие психолого-педагогической коррекции речевых навыков и личностных отношений заикающихся.

Решению задач первого этапа в наибольшей степени способствуют психомоторные группы, в которых могут проводиться коллективные занятия ритмикой, пантомимой, групповые формы лечебной физкультуры. Различные виды невербального тренинга создают благоприятные условия для последующего перехода к вербальным методам психологической коррекции.

На втором этапе также используется невербальный тренинг, гештальт-терапия. Гештальттерапия — психотерапевтическое направление, ориентированное на личностный рост, изменение структуры потребностей, снятие невротических механизмов взаимодействия со средой.

На третьем этапе подключается более сложный вид коммуникативной терапии — имаготерапия. Она представляет собой метод тренировки в воспроизведении комплекса характерных образов, позволяющий нормализовать систему отношений личности.

На четвертом этапе работы используются наиболее сложные виды групповой психотерапии — ролевые игры и функциональная тренировка. По терминологии Л. С. Выготского, ролевая игра — «мнимая ситуация». Моделируются и сценически воспроизводятся человеческие взаимоотношения, поэтому можно попробовать себя в разных ситуациях. Функциональная тренировка позволяет пациенту повысить уверенность в себе, адаптироваться к значимым ситуациям речевого общения.

Этапы курса поддерживающей групповой терапии

Первый этап.

Занятия №1 — №10

Важно, не откуда ты идешь, а куда.

Альфред Адлер

Коммуникация — это скорее оркестр, в котором каждый человек «играет всем своим телом», нежели телеграф, служащий для простой передачи вербального сообщения одним человеком другому.

Л. Бейтсон

Задача первого этапа: эмоциональная стимуляция, активация общения, налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей.

Первый этап (от 1 до 10 дней). На этом этапе ведущим направлением является совершенствование невербальных способов общения. Цель: автоматизация навыков мелодико-интонационнои и темпо-ритмической организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение выражать свои чувства невербальным способом.

Значимая проблема для заикающихся — нарушение форм коммуникации. Актуальной становится разработка адекватных методов терапии и коррекции: повышение эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия при заикании. На фоне проводимых занятий предполагается положительная динамика в виде снижения страха речи в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышение коммуникативной активности. Это проявляется:

· в улучшении голосовых модуляций;

· в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также в интонационно-мелодической выразительности;

· в развитии способностей более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

· в активизации общения внутри группы и установлении между пациентами эмоционально насыщенных связей;

· в выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях;

· в способности легче устанавливать социальные контакты вне группы.

Для этого используется комплексный психотерапевтический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте внутриличностной структуры заикающегося и наряду с его личностными проблемами. Одним из эффективных подходов в данном случае является гештальттерапия.

Основной акцент делается на восстановление ориентации в своем теле и окружающем пространстве с целью нахождения в дальнейшем контактов и способов разрешения конфликтов.

Роль логопеда заключается в постоянной речевой поддержке и включает: дыхательную гимнастику; выражение мыслей и чувств на языке двигательной экспрессии; актуализацию навыка мягкой голосоподачи, развитие голоса, коррекцию интонационно-мелодической выразительности речи.

На первом этапе работы происходит:

Осознание того, что речевое общение как часть процесса общения способствует перенесению частной проблемы в расширенный контекст, меняя отношение заикающихся к речи.

В результате невербального периода взаимодействия заикающиеся в течение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, пантомимой и т.д.

Параллельно воспитывается умение слушать партнера и быть внимательным к нему.

Основная установка этапа — получение удовольствия от выполненного задания. Это создает положительную мотивацию к взаимодействию в группе.

Основная задача — учиться расслабляться, чувствовать себя комфортно в присутствии группы. У участников меняется представление о себе, они внутренне «выпрямляются», становятся способными перейти от монолога к взаимодействию с партнером, а соответственно, происходит и переход от типичного для заикающегося монологического общения к реальному диалогу.

Занятие №1

1. Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.

Задание: встать в круг, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть в глаза друг другу, поздороваться за руку.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4. Работа над голосом.

5. Невербальный тренинг. Психогимнастика.

6. Развитие пространственного праксиса, координации движений (тренирует скорость переключения и пластические качества).

а) Упражнение «Движение по залу».

Участники группы в течение 3-5 секунд равномерно распределяются по аудитории.

Задание: двигаться в любых направлениях и с любой скоростью, не сталкиваясь друг с другом.

Первая скорость — 2 шага за 5 секунд.

Вторая скорость — 4 шага за 5 секунд.

Третья скорость — 7 шагов за 5 секунд.

Четвертая скорость — 10-11 шагов за 5 секунд.

Пятая скорость — 15-16 шагов за 5 секунд.

Шестая скорость — 19-20 шагов за 5 секунд.

б) Упражнение «Встать — сесть».

Участники группы сидят на своих местах (лучше на стульях). Задание:

1. логопед предлагает встать за 10 секунд, затем — сесть;

2. логопед предлагает встать мгновенно, затем — сесть. Варианты:

3. встать мгновенно, сесть за 10 секунд;

4. встать за 3 секунды, пауза, сесть за 6 секунд;

5. встать за 10 секунд, сесть мгновенно;

6. встать мгновенно, пауза, сесть мгновенно.

Выполнение упражнения требует решения трех задач:

1. восприятия задания;

2. пристройки (подготовки);

3. выполнения задания.

Логоритмика — каждому слогу соответствует свое движение.

Занятие №2

1. Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.

Упражнение «Броуновское движение»: члены группы — атомы, которые произвольно перемещаются по аудитории. При столкновении необходимо жестом, взглядом, улыбкой выразить друг другу доброе, теплое отношение, то есть «приласкать».

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4. Невербальный тренинг.

5. Психогимнастика (продолжение).

· «Движение по залу».

· «Лечь — встать».

Задание: лечь мгновенно — пауза — встать медленно; лечь медленно — пауза — встать мгновенно; лечь быстро — пауза — встать медленно или с умеренной скоростью.

· Упражнения на смену темпоритма движения:

«В музее»: человек пришел в музей, осматривает экспонаты, записывает названия картин, уходит.

«В лесу»: человек собирает ягоды, грибы или цветы (разработать точный рисунок движения).

«Художник» (разработать точный рисунок движения).

«Фотограф» (разработать точный рисунок движения).

«После работы»: человек пришел домой — положил портфель на стол — снял пиджак, повесил на спинку стула — сел за стол — открыл портфель — достал книгу —начал читать — достал тетрадь, начал делать записи (медленно — умеренно — быстро).

Данные упражнения-этюды могут выполняться сольно, в паре, группой; скорость (темп) исполнения может быть различной.

Логоритмика.

Занятие №3

1. Приветствие: «Броуновское движение».

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4. Работа над голосом.

5. Невербальный тренинг.

1. Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие наблюдательности и памяти:

· подростки двигаются произвольно под музыку;

· двигаются и напевают мелодию;

· стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;

· двигаются и отстукивают ритм мелодии.

2. Развитие координации движений.

Установка: координация — пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкретного действия.

Упражнения:

· подойти к столу, взять фотоальбом, рассматривать фотографии, эмоционально реагировать: грустить, радоваться, удивляться, восхищаться, смеяться;

· медленно сесть на стул, взять лежащую на столе книгу, раскрыть ее, читать, передавать эмоциональную реакцию

· за окном шум — поднять голову, закрыть книгу, подойти к окну, посмотреть, удивиться, напрячься, рассердиться;

· быстро подбежать к двери, схватить с вешалки пальто, надеть его, открыть дверь, выбежать на улицу.

Те же упражнения выполняют вдвоем синхронно (зеркальное отражение).

3. Встречное движение.

Логопед идет навстречу группе, группа сопряженно движется навстречу, повторяя его движения. Логопед меняет темп (быстро, очень быстро, медленно, очень медленно). На расстоянии 1,5-2 метра замирает, поднимает руки.

Аналогично выполняется упражнение на попятное движение.

Занятие №4

1. Приветствие (сделать визитку, указать имя — реальное или вымышленное).

2. Логопедическая (речевая) разминка с элементами логоритмики.

3. Упражнения, направленные на развитие мимики (артикуляционно-мимическая гимнастика), пантомимики, пластики, выразительности движений, координации.

«Передать по кругу»: стакан с горячим чаем; тарелку с супом; таз с мокрым бельем; пушинку.

Изобразить:

· движение в невесомости (прямое и попятное);

· съемку в невесомости;

· движение по песку при палящем солнце в пустыне

· (прямое и попятное);

· перетягивание каната;

· стирку и т.д.

4. Упражнение «Снимаем немое кино».

5. Ритуал прощания: выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).

Занятие №5

1. Приветствие: встать в круг, положить руки друг другу на плечи, приветливо посмотреть друг на друга.

2. Логопедическая разминка.

· дыхательная гимнастика;

· работа над голосом;

· логоритмические упражнения;

· коррекция просодики;

· артикуляционно-мимическая гимнастика:

изобразить: грозного владыку, кокетливую барышню, деревенского дурачка, лазутчика;

изобразить на лице следующие состояния (перед зеркалом):

· нейтральное,

· враждебное,

· саркастическое,

· радостное,

· злое,

· грустное,

· недовольное,

· скорбное,

· возмущенное,

· хмурое,

· простодушное,

· усталое,

· немного сердитое,

· удивленное,

· притворно радостное,

· расстроенное,

· сомневающееся,

· скептическое.

3. «Язык тела».

Упражнение «Выйти и войти другим человеком»:

· как неопытный учитель,

· как старенький профессор,

· как учитель-мастер,

· как артист балета,

· как Гамлет,

· как солдат,

· как кокетливая барышня,

· как инопланетянин.

Упражнение «Анабиоз» — реанимировать замороженного, не прикасаясь к нему.

Упражнение «Зеркало» — изобразить зеркальное отражение в динамике.

Упражнение «Прощание на вокзале» — жестовый диалог через стекло.

«Балет». Изобразить балет на сюжет сказки, пародию на классический балет.

Занятие №6

1. Приветствие.

Участники группы должны поприветствовать друг друга. Предварительно следует поделить группу на пары.

2. Логопедическая разминка.

3. Мимическая гимнастика: пугать друга, корчить рожи; изобразить встречу глухого и слепого.

4. Пародия: «Немое кино — ужастик».

5. Письменное задание:

1. Предлагается список предложений для завершения (анализ эмоций):

· Мне хорошо, когда...

· Мне грустно, когда...

· Я чувствую себя глупо, когда...

· Я сержусь, когда...

· Я чувствую себя неуверенно, когда...

· Я боюсь, когда...

· Я чувствую себя смело, когда...

· Я горжусь собой, когда...

2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь себя:

· хорошо,

· глупо,

· грустно,

· сердито,

· неуверенно,

· испуганно,

· смело,

· гордо.

Ритуал прощания; выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).

Занятие №7

1. Приветствие: игра «Встаньте в круг» (развитие координации). Задание: встать кучкой, с закрытыми глазами двигаться по кругу, жужжать, как пчелы. По хлопку остановиться, замереть, а потом попытаться выстроиться в круг.

2. Логопедическая разминка.

3. Мимика, пантомимика.

Пациенты встают в круг, достаточно свободно.

Инструкция:

Медленно перемещаться к центру круга, представляя себе, что вы на пляже, под ногами теплый песок или галька, вы никуда не спешите, испытываете чувство душевного комфорта.

Аналогично:

· двигаться по каменистой тропинке;

· перепрыгнуть широкий горный ручей с холодной водой;

· двигаться по топкому болоту; двигаться по мху;

· пробираться к выходу сквозь толпу в переполненном автобусе;

· пересекать пустыню при сильных порывах ветра;

· пробираться по сугробам;

· пробираться сквозь метель;

· наслаждаться весенним легким ветерком.

4. Эталоны («АОУИ»)

Интонационно выразить:

· радость,

· грусть,

· злость

· печаль,

· скорбь,

· недовольство,

· объясниться в любви,

· сказать комплимент,

· рассердиться,

· объяснять бестолковому

· передать сплетню,

· поздравить с праздником,

· произнести лозунг.

5. Сценки с использованием эталонов:

· учитель — ученик,

· врач — пациент,

· милиционер — правонарушитель,

· знакомство юноши с девушкой.

6. Ритуал прощания: выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).

Занятие №8

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Мимика, пантомимика.

Упражнение «Изображение движений животных».

Инструкция:

Представьте себя каким-нибудь животным и воспроизведите его пластику. Двигайтесь так, как вы чувствуете себя в образе. Выберите образ, близкий вам, затем образ животного, противоположного вам. Найдите сильные и слабые стороны в этих образах, запомните их.

Коррекционная психолого-педагогическая работа

Упражнение «Рассматривание воображаемых фотографий» (выражать положительное, отрицательное, безразличное отношение при рассматривании трех чистых листов бумаги).

4. Передача воображаемых:

· эмоций по кругу: радость, удивление, гнев и т.д.

· объектов: ежик, гиря, котенок и т.д.

Инструкция:

Представьте, что вы держите в руках колючего ежа. Изобразите, как это может выглядеть. Обращайтесь с ним так, как это может быть в реальности. Поиграйте с ним, передайте следующему партнеру.

5. Инсценировка сказки на эталонах («АОУИ»):

(«Спокойной ночи, малыши!» — пародия с участием Хрюши и Степаши).

Инструкция:

Мимика, жест, движения, интонация — утрированно-выразительные; все слова в предложениях подменяются сочетанием гласных «АОУИ».

Занятие №9

1. Приветствие.

2. Логоритмика. Логопедическая разминка.

3. Упражнение «Изображение эмоций»:

Выражение эмоционального отношения по кругу. Инструкция:

Изобразить эмоции и состояния; озвучить эталонами («АОУИ»):

· гнев,

· радость,

· раздражение,

· презрение,

· недоумение,

· восторг,

· огорчение,

· удовольствие,

· грусть,

· растерянность,

· отчаяние,

· нежность,

· высокомерие,

· восхищение,

· патриотизм,

· зависть,

· трусость,

· твердость и т.д.

· любовь,

· забота,

· смятение чувств,

· подавленность,

· отверженность,

· отчужденность,

· стыд,

· агрессия,

· апатия,

· смущение,

· скромность,

· кокетство,

· гордость,

· азарт,

· трепет,

· мстительность,

· малодушие,

4. Упражнение «Пение диалогов».

5. Упражнение «Постановка оперы» (сюжеты сказок, пародии на классические оперы).

Занятие №10

1. Приветствие: «Передать эмоциональное ощущение по кругу».

Все выстраиваются в круг в затылок друг другу. Через поглаживание спины впереди стоящего — передать эмоцию.

2. Логопедическая разминка.

3. Упражнение «Выйти и войти, изображая животное».

Каждый персонаж может быть озвучен (птичка, рыбка, бабочка, зайчик, (елка, медведь, лиса и т.д.).

4. Упражнение «Изображение эмоций»:

Изображение своего отношения к каждому участнику группы, озвученное эталонами. Члены группы должны определить, какую эмоцию выражает партнер,

Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга):

· Сплетня;

· Скандал;

· Спор;

· Радостная новость;

· Поздравление;

· Скорбная весть;

· Ленивый, вялый диалог;

· «Светский щебет»;

· Агрессия;

· Угроза.

5. Инсценировка сказок на эталонах («АОУИ»):

· «Три медведя» — в жанре мелодрамы;

· «Колобок» — в жанре боевика или детектива;

· «Теремок» — в жанре фильма ужасов.

Второй этап.

Занятия №11— №13

Нет в мире существа, которого не коснулся хоть самый крошечный луч любви. И также нет человека, в чьей жизни нельзя было бы найти сказку.

А. В. Гнездилов

Главная задача: восстановление согласованного взаимодействия разных уровней психической деятельности, выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка невербального общения.

Целью второго этапа является выработка речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях, тренировка общения, повышение социальной уверенности пациентов. Методами работы на этом этапе являются ролевой тренинг и имаготерапия.

Наиболее серьезным последствием для формирования личности при заикании является образование невротического комплекса. Этот комплекс является естественной преградой на пути к адекватному контакту и проявляется в многообразных нарушениях общения. Нарушения общения, наблюдаемые у взрослых, прослеживаются на всех его уровнях: коммуникативном, перцептивном и интерактивном. Так, например, заикающимся свойственно отсутствие зрительного контакта при взаимодействии (отводят взгляд), смысловой жестикуляции,, передающей оттенки чувств. Амимичное лицо, скованное тело свидетельствуют о «репрессированных чувствах», о блокаде «языка тела» и связанных с этим, трудностях вербализации и коммуникативного взаимодействия с партнером.

Результатом заикания является тревога, появление «страха общения», фиксация на трудных ситуациях. «Страх общения» проявляется в трудностях тактильного контакта, боязни слышать собственный голос, в нежелании рисковать ради успеха. Эмоциональное взаимодействие вытесняется в этом случае рационализацией, «программированным поведением», учитывающим речевые, особенности, которые постепенно занимают доминирующее положение в поведении. Подобное изменение структуры личности приводит к неадекватности восприятия себя, собственного тела, голоса, способностей, к негативной самооценке и неадекватному восприятию окружающего мира, отражаясь на познавательной и эмоционально-волевой сферах, к фиксации внимания на речевом дефекте.

Состояние тревожности характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личности, относящиеся к категории высокотревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности. На физиологическом уровне реакция тревоги проявляется в: усилении сердцебиения; учащении дыхания; увеличении минутного объема циркуляции крови; возрастании общей возбудимости; снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как: напряжение; озабоченность; нервозность; чувство неопределенности; чувство грозящей опасности, неудачи; невозможность принять решение и др.

Ф. Б. Березин отметил, что состояние тревоги (тревожности) — это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревоги.

Первый уровень — наименьшая интенсивность тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяют гиперстезические реакции, или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску.

Третий уровень — собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.

Четвертый уровень — страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.23 сек.