Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании 3 страница




Пятый уровень — ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.

Шестой уровень — тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигая при этом своего максимума.

Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких как вытеснение, представляющее собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях. Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, то есть комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как: беспомощность; неуверенность в себе; ощущение бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их могущества и угрожающего характера.

Устойчивая личная тревожность возникает у людей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность.

Тревожность часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.

Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Пациенты с повышенной тревожностью оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности, результативность их деятельности. А это, в свою очередь, еще больше усиливает эмоциональное неблагополучие.

Речевой дефект при заикании приобретает особое значение, приводит к созданию определенной тактики общения. Желание скрыть дефект вынуждает к избеганию трудных речевых ситуаций, к использованию речевых уловок, к минимальному проявлению себя и своих желаний, то есть к сокращению «объема общения». Уменьшение общения со своими сверстниками приводит к более замкнутому образу жизни, уходу в себя, эгоцентричности, уменьшению доли диалога и формированию монологической речи; нарушается процесс восприятия партнера на всех уровнях.

Постепенно у заикающегося рождается особый вид деятельности, направленный исключительно на организацию речевого процесса. Этот вид деятельности протекает параллельно с формированием содержательной стороны речевого общения, искажая содержание за счет использования «речевых уловок» (предпочтение отдается более легкому произношению в ущерб содержанию).

Вместе с тем, меняется социальная ориентация заикающегося: фиксация на речевом дефекте отражается на выборе друзей, процессе формирования семьи. Подобная тактика ведет к образованию замкнутого невротического круга: неадекватному способу удовлетворения потребностей, способствующему росту внутренней неудовлетворенности собой, снижению самооценки и нарастанию количества «трудных речевых ситуаций». Процесс социальной адаптации неизбежно усложняется. Все это приводит к задержке эмоционального развития, остановке личностного роста, суженному типу переживаний, то есть неадекватному аффективному поведению. Стремление избежать трудностей формирует тенденцию следовать определенным стандартам — правилам поведения, что является ложно-компенсаторным типом поведения. Ограничение форм общения неизбежно приводит к самоизоляции. При этом блокируются важнейшие социальные и психологические потребности, нарушается процесс самоактуализации, творческой продуктивности, снижается самооценка и активность личности в целом.

Психолого-педагогическая работа во многом должна быть направлена на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у пациента умение справляться с повышенной тревогой

На втором этапе продолжается коррекционная работа по преодолению нарушений невербального взаимодействия. Под невербальной коммуникацией обычно понимаются жесты, мимика и другие двигательные проявления, пространственное расположение партнеров по общению, использование ими общего времени, предъявление тех или иных особенностей своей внешности. К этой же области относится ряд интонационно-мелодических составляющих самой речи — так называемые паравербальные характеристики. Кроме того, к рассматриваемой сфере относятся и те движения, которые не предназначаются для партнеров по общению, а являются скорее отражением внутреннего состояния. Применение невербальных психотерапевтических методик основано прежде всего на усилении и развитии новых возможностей самовыражения и восприятия других людей в ситуации общения, из которого исключена речь. Большинство невербальных методик направлено на увеличение точности и тонкости восприятия самых разных выразительных возможностей партнеров по общению (так называемый тренинг сензитивности), отдельные направления составляют вокальные техники (включающие голосовое самовыражение реагирование), экспрессивные танцы, пантомима и ряд других. Наиболее распространенным способом включения невербальной коммуникации в психотерапевтический процесс является психогимнастика, при которой основным средством общения становится двигательная экспрессия. В различных играх и взаимодействиях, включающих прикосновение, постепенно достигается разнообразие непосредственного физического контакта участников, что способствует уменьшению эмоциональной дистанции.

Концентрация внимания на сфере чувств способствует расширению эмоциональных форм реагирования у заикающегося. Постоянная смена партнеров при выполнении заданий обогащает их эмоциональным опытом.

Постепенно удается решить проблему формирования чувства ответственности за свои действия, появляется возможность попробовать свои силы в активной и пассивной позициях при контактах, а также расширить их. Личностно-ориентированная терапия подготавливает к анализу сложных психологических взаимоотношений.

Занятие №11

1. Приветствие: «Броуновское движение».

Группа свободно двигается в пространстве. Участники касаются друг друга, встречаются взглядом, пытаются сообщить друг другу что-то; анализируют прикосновения: нежность, ласка, агрессия, гнев, упрек...

2. Логопедическая разминка.

Жесткий послоговой ритм (скандирование).

3. Невербальный тренинг: «Встреча». Упражнение выполняется в парах.

Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, с голосовым, мимическим и двигательным сопровождением. Инструкция:

Изобразить встречу (с использованием эталонов «АОУИ») различных людей:

· друзей;

· врагов;

· братьев;

· сестер;

· подруг;

· соседок;

· влюбленных;

· детей и родителей;

· одноклассников;

· бывших сотрудников.

4. Упражнение «Скульптор и глина».

Один из участников — скульптор, другой — глина.

Глина расслабленна, послушна, податлива, выполняет все указания скульптора.

5. Ролевой тренинг «Встреча роботов». (Диалог в «стиле робота», скандирование.)

6. Ролевой тренинг для группы «Планета роботов».

Занятие №12

1. Приветствие.

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, назвать по имени ласково, выразить восхищение, радость от встречи.

2. Логопедическая разминка:

· жесткое послоговое скандирование «в стиле робота»;

· чтение текстов, пересказ, речевые импровизации «в стиле робота» на произвольную тему с использованием песочных часов.

3. Упражнение «Письмо себе, любимому». Инструкция:

Сейчас вы напишете письмо самому близкому человеку — себе, любимому. Письмо должно служить ответом на вопрос: «Почему я заслуживай уважения?» Необходимо выразить восхищение своими достоинствами, похвалил себя за достойные поступки, мысли, качества, умения.

4. Анализ писем.

Тренинг «Мой портрет в лучах солнца» — вдоль лучей написать свои достоинства.

Лучей должно быть много.

Занятие №13

1. Приветствие.

Встать в две колонны лицом друг к другу. Здороваться за руку с каждым, никого не пропуская.

2. Логопедическая разминка;

· дыхательная гимнастика;

· артикуляционно-мимическая гимнастика;

· жесткое послоговое скандирование:

· чтение,

· пересказ,

· составление рассказов по картинке (Херлуф Бидструп),

· речевые импровизации.

3. Упражнение «Поглаживания».

Один из участников группы выходит из аудитории. Все присутствующие по очереди должны сказать что-то хорошее о том, кто вышел. Высказывания записывают. Когда человек возвращается, ему зачитывают характеристики, данные участниками группы.

4. Проективное рисование.

Все выполняют два рисунка (5 минут на выполнение): «Я такой, какой есть», «Я такой, каким хочу быть».

Все рисунки — в центре комнаты. Руководитель выбирает один, все рассматривают. Каждый рассказывает, каким человек на рисунке видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка не объявляет себя, принимает участие в обсуждении. Объявляют автора в конце.

5. Мультфильм «Планета роботов».

Вербальный контакт «в стиле робота» (жесткое послоговое скандирование).

Третий этап.

Занятия №14 — №22

Не сравнивай — живущий не сравним.

Осип Мандельштам

Психотренинг — это терапия... преклонением перед теми великими возможностями, которыми от природы одарен каждый.

Альфред Адлер

Главная задача: укрепление и изменение социальной позиции, представления о заикании; коррекция дезадаптивных установок и отношений, оптимизация поведения; преодоление зависимости и повышение социальной уверенности.

Цель третьего этапа в основном та же, что и у второго: выработка речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях, тренировка общения и повышение социальной уверенности пациентов. Методами работы на этом этапе также являются ролевой тренинг и имаготерапия.

Третий этап составляют упражнения по укреплению и изменению социальных позиций, достижение адекватного представления о нарушениях своего поведения, коррекция дезадаптивных установок и отношений, а также по оптимизации поведения.

Психотерапия широко использует способность к воспроизведению образа человека, которая лежит в основе психологического механизма внушения, самовнушения, гипноза, аутотренинга. Эти методы заключаются в воображении человеком тех или иных состояний, ощущений. С одной стороны, ценность этих методов обусловлена их относительной психологической простотой и возможностью широкого использования в лечебной практике, но с другой стороны, эти методы страдают существенным недостатком: их применение оставляет личность пациента относительно пассивной, в связи с чем и получаемые результаты не отличаются глубиной и устойчивостью. Чтобы достигнуть более прочногр результата, надо идти не только от личности к представлениям, но и от представлений к личности. Подобный метод мы находим в воспроизведении больным воображаемого образа, наделенного определенными полезными для пациента качествами.

Наиболее эффективным является метод имаготерапии — тренировки пациента в воспроизведении комплекса характерных образов с лечебной целью.

Физиологический механизм воздействия заключается в выработке устойчивой системы доминант, и динамических стереотипов, а также в затормаживании невротического стереотипа.

Психологический механизм имаготерапии заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих нормализации системы отношений. Важное значение имеют и такие частные факторы, как отвлечение, уход пациента от невротической фиксации на своем «Я», обогащение его новым содержательным интересом, общение с творческим коллективом, укрепление и развитие логического мышления, развитие речи, воспитание памяти, чувства уверенности в себе.

Конечная цель — перестройка отношений личности — требует длительной систематической тренировки в воспроизведении образа; улучшение субъективного состояния больного под влиянием этих частных психологических факторов наступает быстро, а иногда и неожиданно быстро. Благоприятным в этом отношении фактором служат определенные типологические особенности личности больного: преобладание свойств художественного типа высшей нервной деятельности, повышенная внушаемость. Такие больные не только активно включаются в занятия, но и вскоре ощущают улучшение самочувствия.

По Станиславскому, суть сценического перевоплощения актера заключается в том, что он ведет себя так, как если бы сам оказался в ситуации, заданной драматургом. Актер на сцене — это его «Я» в предложенных драматургом обстоятельствах. При имаготерапии это положение полностью сохраняет свое значение.

Имаготерапевтическая группа — не театр в обычном смысле и не кружок; самодеятельности. Здесь не актер отбирается в соответствии со своими данными для воспроизведения образа, а, напротив, образ в соответствии с его| психологическим содержанием подбирается как лечебный фактор для больного. Если в театре, профессиональном или самодеятельном, спектакль есть основная и конечная цель работы, то при имаготерапии спектакль, который может быть поставлен только на высшей ступени работы, имеет значение не основной и конечной цели, а лишь вспомогательного средства углубления и усиления имаготерапевтического эффекта. Имаготерапия — это своеобразный групповой или индивидуальный «театр для себя».

Исходная идея этой методики заключается в том, что во всяком живом рассказе о пережитой значимой ситуации уже содержится момент естественного, стихийного воспроизведения образа! Человек, рассказывающий собеседнику или группе собеседников о каком-либо значительном эпизоде своей жизни, невольно входит в тот образ; в котором он выступал в пережитой ситуации. Даже если этот момент слабо выражен, рассказчик, предстающий перед группой слушателей, выходит из рамок своего обычного, повседневного образа, он воспроизводит отличающийся от его обычного образа новый для него образ рассказчика, что само по себе уже имеет существенное психотерапевтическое значение. При живом темпераменте и воображении рассказчик в соответствующие моменты рассказа входит и в образы других лиц, действовавших в пережитой им ситуации. Всякий живой рассказ — начало театра, всякий рассказчик — в той или иной мере актер. Отсюда следует основной методический принцип имаготерапии, отвечающий требованию экономии сил больного и естественной динамике нервных процессов: первоначальную и основную форму имаготерапии представляет рассказ.

Пациенту предлагают вспомнить какой-либо значительный, запомнившийся случай его жизни и при следующей встрече рассказать о нем. Это предложение можно естественно связать с изучением биографии участника группы. Полнота и выразительность рассказа сразу показывают меру склонности и способности к воспроизведению образа. В зависимости от того, насколько эти качества развиты у пациента, он после нескольких групповых занятий, в которых принимает пассивное участие в качестве только наблюдателя, отбирается на роль либо рассказчика, либо слушателя («партнера»). В первом случае ему предлагается рассказывать на занятиях различные фрагменты (главы) отобранной для этой цели большой повести или романа, центральной фигурой которого является положительный герой, предпочтительно — герой нашего времени. Непременное условие: произведение должно быть реалистическим, высокохудожественным, мастерски написанным. Таким образом разрешается задача тренировки в воспроизведении образа, призванного сублимировать настроение, интересы и жизненные цели рассказчика и его слушателей.

Участник группы рассказывает содержание произведения из занятия в занятие, всякий раз в течение 30-40 минут. Он не только воспроизводит образ героя, он с самого начала входит в другой, новый для него образ, отличающийся от повседневного образа его «Я», — в образ рассказчика. Его сменяет другой участник группы, рассказывающий следующую главу того же произведения; второго участника сменяет третий. На протяжении одного занятия три-четыре рассказчика сменяют друг друга. После каждого выступления обсуждается содержание рассказанного и как рассказчик справился со своей задачей.

На первом этапе имаготерапии применяется также импровизированная инсценировка той или иной более или менее типичной житейской ситуации («театр экспромта»). Этим приемом пользовался и Морено в своей психодраме. Однако задача имаготерапевтического применения этой формы принципиально отличается от задач психодрамы. Морено имел в виду «разрядку» бессознательных установок и вытесненных влечений, имаготерапия — тренировку в воспроизведении психологически адекватного поведения. По окончании инсценировки группа обсуждает выполненную работу.

Оба этих основных приема — литературный пересказ и «театр экспромта» — могут быть с успехом использованы не только с психотерапевтической целью, но и с целью закрепления автоматизации навыков темпо-ритмической организации речи. В «театре экспромта» педагог создает как бы модели житейских ситуаций, в которых участники тренируются в адекватном поведении.

Со временем в систему занятий в дополнение к рассказу вводится драматизация рассказа. Эта форма может применяться уже в заключительном периоде первого этапа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, излагаются в лицах. Наряду с рассказчиком, воспроизводящим образ главного лица, другие участники группы воспроизводят раздумья и реплики других действующих лиц. Режиссер распределяет роли. Техническую и исполнительскую помощь в этой работе оказывают режиссеру его помощники.

Существенное значение приобретает также инсценировка того или иного эпизода из произведения, над которым идет работа. Ставятся также импровизированные инсценировки поведения героев в вымышленных ситуациях, отсутствующих в романе. На этом этапе начинаются занятия по технике речи, музыкальному движению, танцу. Эти занятия при целенаправленном их содержании могут иметь и существенное самостоятельное психотерапевтическое значение. Второй этап имаготерапии продолжается примерно от трех до шести месяцев.

Постепенно участники группы переходят на высший, третий этап работы, когда первоначальная имаготерапия перерастает в занятия лечебной драматической студии. В систему воспроизведения образа включаются целенаправленные по содержанию и форме хореографические фрагменты, комедийные и драматические спектакли. На высшем курсе имаготерапии овладение выразительными средствами сценической игры (техника речи, движение, жест) приобретает все то значение, какое оно имеет в театре. Для имаготерапии характерен, однако, путь не от овладения выразительными средствами к воспроизведению образа, а наоборот, от воспроизведения образа к овладению выразительными средствами, что естественно вытекает из нарастающей потребности группы в наиболее совершенном воспроизведении имаготерапевтического образа.

На начальных этапах работы активно разыгрываются различные ситуации, затем задача усложняется: пациент с помощью ведущего воспроизводит в сценическом действии значимые события своей жизни, имеющие отношение к его проблеме. Ему предстоит заново пережить и, главное, выразить свои проблемы на глазах у всех в условиях театрализованного действия. Действие может быть организовано по-разному: либо пациент играет перед группой самого себя, либо он в роли зрителя смотрит, как его изображают в тех ситуациях, которые для него наиболее значимы. Они дают ему возможность увидеть свои проблемы как в зеркале.

Занятие №14

1. Приветствие.

Представиться друг другу вымышленным именем (Красная Шапочка, Золушка, Гудвин Великий и Ужасный и т.п.), попытаться изобразить.Логопедическая разминка.

2. Синхронизация речи с движением пальцев ведущей руки на слог (мягкая послоговая ритмизация):

· чтение стихов;

· чтение текстов;

· пересказ (с метрономом);

· спонтанная речь с аппаратом АКР-01 «Монолог»;

· импровизации (1,5-2 минуты).

Примерные темы импровизаций: «Носовые платки», «Шнурки», «Кроссовки». Время выступления регламентировано песочными часами.

3. Тренинг «Самый-самый».

Каждый человек — уникальная личность, он неподражаем.

Участники команды рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-самый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосердечный и т.д.).

4. Тренинг «Подарок ко дню рождения». Инструкция:

Выберите сказочный персонаж (Красная Шапочка, Баба-яга, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Пеппи Длинныйчулок, Карлсон, Винни-Пух и т.д.). Каждый сказочный герой является именинником. Подумайте, что этот герой больше всего ценит на свете, кого любит, о чем мечтает, что ему нужно, что бы он хотел получить в дар. Вы — волшебники, которые способны дать то, что каждый хочет.

Занятие №15

1. Приветствие.

Высказать добрые пожелания друг другу.

2. Логопедическая разминка. Рассказы-импровизации на произвольную тему.

3. Упражнение «Вернисаж».

Рассказ о вымышленной картине или по репродукции от имени великого художника-гения.

4. Пародия на программу дог-шоу «Я и моя собака».

Инструкция:

Один из участников — хозяин, другой — собака. Хозяин с гордостью рассказывает о собаке: кличка, порода, характер и т.п. Собака выполняет команды, затем партнеры меняются местами.

5. Письмо другу («Дарите радость людям!»).

Каждый пишет письмо соседу по группе.

Написать можно добрые слова, пожелания, признания, сомнения; письмо может быть с иллюстрациями. Главное, чтобы письмо принесло радость адресату.

Занятие №16

1. Приветствие.

Задание: говорить комплименты друг другу, глядя в глаза. Движение — «Карусель» (один круг внутри другого).

2. Логопедическая разминка:

· дыхательная гимнастика;

· работа над голосом;

· синхронизация речи с движением (логоритмика);

· просодика;

· движение (невербальный тренинг).

«Воспроизведение позы» — упражнение с мячом: тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят эту позу.

Речевая гимнастика:

· чтение под метроном, пересказ, спонтанная речь (синхронизация речи с движением), импровизации на заданную тему;

· «пересказ» текста статьи «Криминальные хроники» с сурдопереводом.

Один участник читает или пересказывает статью, другой — передает мимикой, жестом, артикуляцией, движением содержание статьи.

3. Упражнение «Скульптура» (работа выполняется парами).

Один участник группы должен «вылепить» из другого скульптуру уверенного в себе человека, неуверенного и агрессивного, мечтателя; затем провести «экскурсию» по залам музея.

Занятие №17

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Упражнение «Зеркало». Участники встают напротив друг друга.

Поочередно изображают мечтателя, уверенного в себе человека, неуверенного или агрессивного человека с помощью жестов, позы. «Отражение» угадывает, кто изображен, и передает соответствующее состояние.

Упражнения:

пришивать пуговицу, месить тесто, причесываться.

4. Инсценировка «Необитаемый остров».

Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем — в ее постановке. Нужно освоить остров и организовать хозяйство, определить, какой будет социальный строй, какая власть, религия, лечение, праздники, наказания. Затем осуществляют инсценировку.

5. Тренинг «Трехпрограммное радио».

В центре — три стула, на стульях участники тренинга, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча игрока, ведущий «включает программу», через 20-30 секунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу».

Возможны пародии на следующие программы: «Новости», «Прогноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культуры, спорта», рекламные паузы, передачи для детей и т.д.

Занятие №18.

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Тренинг «Сила слова».

Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных в себе, уверенных, агрессивных.

Все по очереди зачитывают свои списки. Затем проводится их анализ.

4. Тренинг «Модели поведения» (Кьела Рудестама).

Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инсценирована), каждый участник группы должен отреагировать как уверенный в себе человек; неуверенный; агрессивный:

· Друг просит одолжить автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему...

· Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...

· Счет за ремонт автомобиля на 500 рублей больше начальной расценки. Вы обращаетесь к зав. службой...

· Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

· Собака вашего соседа помяла травку на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...

· Вы пришли в кафе, но вам не нравится предложенный столик. Вы говорите хозяину или хозяйке...

· Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...

· Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...

· Вы ловите взгляд привлекательного мужчины (женщины). Вы подходите и говорите...

Занятие №19

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Речевая разминка.

«Свободный микрофон» — интервью.

Ведущий отвечает на вопросы членов группы (вопросы о привычках, интересах, привязанностях, особенностях характера),

4. Ролевой тренинг.

Пародийная реклама сказочного инвентаря: ковер-самолет; сапоги-скороходы; скатерть-самобранка; шапка-невидимка; живая и мертвая вода; ступа Бабы-Яги.

Презентация — открытие фирмы.

Ответы на вопросы «по телефону». Инструкция:

Всем хорошо известно, что такое реклама. В настоящее время мы должны вместе создать ролик для какого-то товара. Задача — представить товар так, чтобы подчеркнуть его лучшие сторон вызвать к нему интерес.

Занятие №20

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка:

· дыхательная гимнастика;

· работа над голосом;

· коррекция просодики;

· эталоны;

· логоритмические упражнения. Речевая разминка:

· произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией.

3. Упражнение «Диалог».

Один участник — лидер контакта, другой — пассивный.

Задание: переключить настойчивого собеседника на интересующую вас тему, перехватить инициативу.

4. «Размышления об обидах».

Записать обиды на листок, листок порвать, пустить по воде, закопать в землю и т.д. Забыть, простить обидчиков. Возможно обсуждение.

5. Пародийная «Красная Шапочка». Представить сказку как:

· фильм ужасов;

· мелодраму;

· детектив (триллер или боевик).

Занятие№21

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка:

· дыхательная гимнастика;

· работа над голосом;

· коррекция просодики;

эталоны;

· логоритмические упражнения.

3. Невербальный тренинг. Инструкция:

Через стекло магазина договоритесь с приятелем:

· что будете покупать к ужину;

· какой подарок необходимо приобрести ко дню рождения соседа, бабушки, любимого кота.

Диалог в метро, где вас не слышат.

Необходимо договориться:

· о посещении бассейна, сауны;

· в какой цвет покрасить забор.

4. Речевая разминка:

Телефонный тренинг (с использованием телефона-игрушки) «Горячая линия».

Один из участников группы (специалист-универсал по всем вопросам) отвечает, где можно отремонтировать обувь, сумку; купить билет на самолет, на пароход, на поезд; о репертуаре театров и кинотеатров и т.д. )

Интервью: пародия на программу «Смак».

Участники рассказывают о приготовлении любимых блюд, показывают (демонстрируют) технологию производства, комментируют процесс.

Занятие №22

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Речевая разминка:

· Чтение, пересказ;

· Пародия на программу новостей — «Время» («Вести») (по два участника):

1-й блок — новости в стране,

2-й блок — зарубежные новости,

3-й блок — новости спорта,

4-й блок — новости культуры,

5-й блок — о погоде (метеосводка).

Один из участников — журналист, который комментирует видеоряд, другие участники изображают события.

· Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик).

4. Ролевой тренинг.

Пародия на программу «Это вы можете» (клуб изобретателей).

Каждый участник группы делает рисунок — набросок изобретения (кровать с дистанционным управлением, сапоги-скороходы и т.д.). В конце занятия следует отметить самое оригинальное изобретение.

5. Упражнение «Семья»:

· японская;

· русская;

· французская;

· английская.

Сюжеты для разыгрывания:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.