Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №10. Экономическая система общества: понятие, субъекты, структура




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - это исторически возникшая или установленная, действующая в стране со­вокупность принципов, правил, законодательно закреп­ленных норм, определяющих форму и содержание основ­ных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления эко­номического продукта.

Для характеристики экономической системы выделяют ее:

а)элементы. Элементы экономической системы — это
ее составные части. Например, люди с их умениями и на­выками (рабочая сила), машины, оборудование, деньги,
налоги, бюджетные, кредитные и иные учреждения и др.;

б)уровни организации. Экономика каждой страны пред­ставляет собой многоуровневую систему. Здесь функцио­нируют домохозяйства, предприятия (фирмы), отрасли,
межотраслевые объединения, региональные объединения,
государство. За рамками отдельной страны формируются
международные экономические системы. Поэтому в эко­номической теории принято выделять малые и большие эко­номические системы. Любая малая экономическая система
является частью более крупной системы;

в)структуру и инфраструктуру. Структура — это строе­ние, внутреннее устройство системы.

По отношению к экономической системе выделяют структуру: функциональную, материально-вещественную, денежную, отраслевую, территориальную (региональную).

Функциональная структура определяется ролью челове­ка в экономической системе. В ней он выступает как про­изводитель экономических благ, их потребитель и как управленец процессами производства, распределения, обмена и потребления благ.

Материально-вещественная структура экономической системы представлена натуральными количественными и качественными показателями, характеризующими ее функ­ционирование. В условиях товарно-денежных отношений все показатели имеют денежную оценку. Поэтому в эконо­мической теории наряду с материально-вещественной выделяют и денежную структуру экономической системы.

Отраслевая структура предполагает деление экономи­ческой системы на отрасли, объединяющие предприятия, выпускающие однородную продукцию.

Территориальная (региональная) структура экономиче­ской системы предусматривает деление экономики стра­ны по территориальному признаку в зависимости от есте­ственных условий производства (климата, наличия при­родных ресурсов и др.).

Важным условием функционирования экономической системы является наличие ИНФРАСТРУКТУРЫ, т.е. на­личие объектов, обеспечивающих ее нормальное функцио­нирование. Это: жилье, объекты образования, культуры, здравоохранения, связь, транспорт и др;

г) функции. Функции экономической системы опреде­ляются экономическими целями, которые ставит общест­во перед национальной экономикой.

Характеризуя экономические системы, следует отметить, что всем им присущи следующие основные свойства:

- историчность – экономическая система является продуктом исторического развития;

- целостность – по отношению к внешней среде экономическая система выступает как единое целое;

- интегративность – все элементы системы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии;

- способность к самопроизводству и саморазвитию;

- целесообразность – любая система направлена на достижение определённой цели.

Вопрос №11 Институты: формальные и неформальные. Экономические институты.

Под институтами понимаются правила, устанавливающиеся для субъектов экономики. Они могут иметь формальный характер в виде законов и законодательных актов либо неформальный характер в виде традиций и обычаев.

Преимущества формальных институтов:

- формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию, дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия;

- формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Третьей стороной и являются формальные правила;

- формальные правила могут противодействовать дискриминации. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок.

Преимущества и недостатки неформальных институтов:

К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы). Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Важность институтов состоит в том, что они являются рамками, в которых происходят взаимоотношения между людьми. Если существует цель развития определённых направлений, то государству необходимо вначале создать правила будущего взаимодействия.

Основные институты экономики: собственность, деньги, банки, торговля, производство.

Функции экономических институтов:

- интегрирующая способствует реализации индивидов как субъектов общественного производства и существенно

облегчая налаживание экономических связей, обеспечивая экономию на транзакционных издержках.

- информационная заключается в накоплении, селекции и передаче информации в пространстве и во времени. Выполняя информационную функцию, экономические институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства.

- регулирующая направляет деятельность экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом и

пытается приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия.

- негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие флуктуации.

 

Вопрос №12. Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности. Реформирование собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.

С экономической точки зрения СОБСТВЕННОСТЬ -это отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью мате­риальных благ. Характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ зависит от того, в чьих руках находятся средства производства.

Объектом собственности всегда выступают вещи. В системе экономических отношений объектом собственности являются средства производства.

Субъектом собственности могут выступать: государст­во, граждане, коллективы.

Отсюда можно выделить три типа собственности:

- частная собственность обозначает, что права на объект собственности для субъекта гарантирует не только свободу его использования, но и защиту от вмешательства других субъектов или государств;

- коммунальная собственность (общая или корпоративная) отличается от частной совместным использованием права собственности;

- государственная предполагает, что весь учёт прав собственности принадлежит одновременно всем гражданам страны.

В рамках этих типов собственности могут существовать их формы: государственная, семейная, акционерная, со­вместных предприятий, фермерская и др. Порядок функ­ционирования той или иной формы собственности в госу­дарстве определяется соответствующими юридическими законами.

В западной экономической науке широкое распространение получила теория прав собственности, родоначальниками которой были Р. Коуз и А. Алчиан.

Особенность этой теории в том, что, во-первых, в ней используется не понятие "собственность", а "право собственности". Не благо само по себе является собственностью, а пучок или доля прав по его использованию - вот что составляет собственность.

Реформирование государственной собственности состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности - превращение государственной формы присвоения в разнообразные иные формы хозяйства. Однако реформирование государственной собственности не должно вести к полной ее ликвидации, т.к. общее нераздельное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь идет о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственными и негосударственными секторами экономики страны.

Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией, что означает разгосударствление собственности.

Одними из главных инструментов реформирования собственности в Республике Беларусь являются разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление и приватизация в Беларуси проводится по двум направлениям – «малая» (приватизация торговли и сферы услуг, мелких предприятий промышленности и строительства) и «большая» (приватизация крупных предприятий). Приватизация — это реформа отношений собственности, направленная на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные. Нужно отметить, что крупные белорусские предприятия не приватизируются, т. к. они являются основой нашей экономики, лидерами технического прогресса в отраслях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 3422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.