Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы публицистики




Эпилог

 

Эта книга посвящена кризису психоанализа. Однако, чтобы не терять перспективу, следует сказать, что нельзя изучать этот кризис, не осознавая, что он – часть более широкого явления. Возможно, это кризис современного общества. Возможно, это кризис человека.

Да, эти явления существуют, но реальный кризис наших дней уникален в истории человечества – это кризис самой жизни. Нет нужды повторять то, что люди знающие и обеспокоенные пытаются выразить как можно более ясно. Мы оказались перед вероятностью, что лет через пятьдесят – а возможно и гораздо раньше – жизнь на земле перестанет существовать. Не только вследствие ядерной, химической или биологической войны (а каждый год технический прогресс производит все более разрушительное оружие), но также потому, что технический «прогресс» делает почву, воду и воздух непригодными для поддержания жизни.

Уместен ли психоанализ, если сама жизнь находится в опасности?

Может быть, нет. Может, жребий уже был брошен, когда и лидеры, и пассивная масса, движимые амбициями, жадностью, слепотой и душевной инертностью, решительно ступили на путь катастрофы, когда меньшинство, видящее надвигающуюся опасность, уподобилось хору в греческой драме: они могут комментировать ход трагедии, но не властны его изменить.

Однако кто оставит надежду, пока есть жизнь? Кто будет предупреждать миллиарды людей, живущих, дышащих, смеющихся, плачущих и надеющихся? Биологи, химики, физиологи, генетики, экономисты, врачи, теологи, философы, социологи, психологи говорили и продолжают говорить об угрозе жизни – не все из них, но некоторые; каждый сообразно со своими знаниями и занимаемой позицией. Психоаналитик, зная, как и другие, что времени мало, должен сосредоточиться на главных вопросах.

Я сделал попытку указать на главные, с моей точки зрения, вопросы в этой работе, но, перечитав ее, я считаю уместным подвести итоги. Прежде всего психоанализ должен помочь критически осознать, раскрыть опасные иллюзии, вера в разумность которых парализует способность действовать. Помимо этого, как я полагаю, психоанализ может внести свой вклад в постижение ценности жизни и вызвать соответствующее отношение к ней. Однако здесь психоанализ должен расстаться с Фрейдом, который к концу своей жизни полагал, что стремление к смерти и разрушению – такая же фундаментальная и неискоренимая часть человеческой природы, как стремление к жизни. Другие (например, Конрад Лоренц) утверждали, хотя и с другой теоретической позиции, что агрессивность человека является врожденной и мало поддается контролю.

Этот энтузиазм в признании врожденного характера деструктивности (что, между прочим, было очень удобно для объяснения равнодушия к военной угрозе) практически отказался от попыток разграничения разных видов агрессивности. Однако реактивная агрессивность – вид реакции, направленной на защиту от реальных (или предполагаемых) угроз жизненным интересам, отличается от агрессивности садизма, отражающей склонность к подчинению людей и контролю над ними; деструктивная агрессивность – род ненависти, направленной против самой жизни, желание ее разрушить. Поскольку никто не про вел разграничения между названными типами агрессии, нельзя было приступать к изучению условий, ответственных за наличие и интенсивность каждого типа, а также способам уменьшить интенсивность агрессии.

Отсюда, как я полагаю, проистекает фундаментальная проблема противостояния любви к жизни (биофилия) и любви к смерти (некрофилия) – не как двух параллельных биологических тенденций, но как альтернатива биологически нормальной любви к жизни и ее патологической перверсии – любви к смерти[146]. Биофилия и некрофилия часто обнаруживаются у одного и того же человека; имеет значение лишь соответствующая интенсивность этих двух фундаментальных страстей независимо от их смешанного или раздельного присутствия. Большинству людей не присуща любовь к смерти[147]. Но на них могут влиять, особенно во времена кризисов, отчаявшиеся некрофилы (а те, кто любит смерть, всегда отчаявшиеся). Попадая под влияние их призывов и идеологий, люди не видят за разумностью этих идей скрытую реальную цель – разрушение. Тем более что любители смерти говорят о чести, порядке, ценности уроков прошлого, а иногда и о грядущих свободе и справедливости. Психоанализ учит скептически относиться к тому, что говорит человек, поскольку его слова в лучшем случае раскрывают только его сознание; реальная же цель обнаруживается в выражении лица, жестах, каждом телесном признаке.

Психоанализ может помочь обнаружить любителей смерти за маской благородных идеологий и оценить их суть, а не слова; с другой стороны – видеть тех, кто любит жизнь, опять-таки не на словах, а по сути. Прежде всего он может помочь обнаружить элементы некрофилии и биофилии, их борьбу в самом себе; указать путь победы любви к жизни над ее врагом. Во имя человека, мира или Бога – эти слова останутся двусмысленными, пока к ним не присоединятся слова, с которых все должно начинаться и которыми все должно оканчиваться: «Во имя ЖИЗНИ!»

 


[1]Букв.: фрейдовской теорией либидо. – Примеч. пер.

 

[2]В оригинале: mother right – «материнская линия» – перевод, предлагаемый в словаре Никошниковой Е.В.: Англо-русский словарь по психологии. М.: РУССО, ИП РАН, 1998. С. 266. – Примеч. пер.

 

[3]Ср.: Aniceto Aramoni. New Analysis? (Доклад, сделанный на Третьем психоаналитическом форуме. Мехико, 1969). – Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, примеч. автора.

 

[4]Внедрение групповой терапии, каковы бы ни были ее терапевтические достоинства (о которых судить не берусь по причине отсутствия личного опыта), все-таки удовлетворяло потребность в более дешевом лечении и создавало второй основной компонент психоаналитической терапии. И сенситивные группы в настоящий момент – распространенный выход из положения для тех, кто испытывает необходимость участвовать в массовых сеансах психотерапии.

 

[5]Марксистское значение «идеологии» то же самое, что и «рационализация» у Фрейда, хотя Маркс и не пытался изучать механизм вытеснения. (Ср.: Fromm E. Beyond the Chains of Illusion. // The Credo Series, ed. Ruth Nanda Anshen. – N. Y.: Trident Presss and Pocket Books, 1962.)

 

[6]Здесь и далее все, что связано с понятием «repression», дается как вытеснение. См. разъяснения в кн.: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высшая школа, 1996. – Примеч. пер.

 

[7]В 1910 году Фрейд все еще тешился идеей предложить своим единомышленникам объединиться в международное братство за этику и культуру, которое со временем трансформировалось бы в организацию воинствующих психоаналитиков. Но вскоре он расстался с этим замыслом ради идеи основать Международную психоаналитическую ассоциацию. (См.: Fromm E. Sigmund Freud’s Mission, World Perspectives, ed. Ruth Nanda Anshen. – N. Y.: Harper Row, 1959.)

 

[8]См.: письмо Майкла Балинта (Michael Balint) редактору журнала «International Journal of Psycho-Analysis», 34 (1958), 68; также мои подробные рассуждения о позиции Фрейда по отношению к Ференци в «Dogma of Christ» (N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1963. P. 131–147). А также мои подробные рассуждения о позиции Фрейда по отношению к Ференци в «Sigmund Freud’s Mission». – Op. cit.

 

[9]Джон Боулби (John Bowlby) в аналитической статье «Сущность привязанности ребенка к своей матери» дает подробное описание истории теоретического осмысления данного аспекта психоаналитическим учением, обращая при этом внимание на явное расхождение между клиническим описанием и теоретическим обобщением у авторов-психоаналитиков («International Journal of Psycho-Analysis», 34 [1958], 355–372).

 

[10]Искажение сталинизмом теоретических открытий Маркса и уничтожение генетической науки школой Лысенко при Сталине – вот прекрасные примеры бюрократического извращения науки.

 

[11]В последние годы, когда Райх жил уже в Соединенных Штатах, он отошел от марксистской теории, потерял всякий интерес к социализму, который, по его мнению, обладал меньшими достоинствами, чем либеральная политика Рузвельта и Эйзенхауэра. (См.: Reich-Ollendorf I. Wilhelm Reich. N. Y.: St. Martin’s Press, Inc., 1969.)

 

[12]Французский журнал «Человек и общество» (L’Hom me et la Societe (Editions Authropos), например, в 1969 году посвятил целый спецвыпуск проблеме «Фрейдо-марксизм и социология отчуждения».

 

[13]Marcuse H. Eros and Civilization (Boston: Beacon Press, 1955); One-Dimensional Man (Boston: Beacon Press, 1967); An Essay on Liberation (Boston: Beacon Press, 1968). В очерке он изменил некоторые прежние воззрения и перенял те идеи, которые прежде подвергал резкой критике, хотя и не указывая на это открыто.

 

[14]Eros and Civilization, p. 8.

 

[15]Эрос и цивилизация, гл. 8.

 

[16]Эрос и цивилизация, с. 171.

 

[17]Ibid., p. 170.

 

[18]Лично, персонально (лат.). – Примеч. пер.

 

[19]Учредителями были: X. Хартман (H. Hartmann), P. M. Лёвенштайн (R.M. Loewenstein), Э. Крис (Е. Kris). Среди представителей эго-психологии были Д. Рапапорт (D. Rapaport), Дж. Кляйн (G. Klein), Б. Джилл (В. Gill), Р.Р. Холт (R.R. Holt) и Р.У. Уайт (R.W. White).

 

[20]Op. cit. P. 4.

 

[21]Ibid. P. 5.

 

[22]Р.У. Уайт указывает, что идеи «нейтрализации» и «децентрализации» либидо или агрессивной энергии несостоятельны в свете того, что известно о функционировании нервной системы. Вместо этого он выдвигает концепцию независимых энергий Эго, которые имеют место с самого рождения и используются в ходе развития и функционирования активно действующих сил Эго.

 

[23]Смысл, разумное основание (франц.). – Примеч. пер.

 

[24]Hartmann. Op. cit. P. 73.

 

[25]Hartmann. Op. cit. P. 81.

 

[26]См.: Freud S. Civilization and Its Discontents Trans. J. Riviere. – London: The Hogarth Press, 1935. P. 141–142.

 

[27]Nacht S. Discussion of «The Mutual Influences in the Development of Ego and Id.» (Симпозиум проводился в рамках 17-го конгресса Международной психоаналитической ассоциации в Амстердаме 8 августа 1951 года.)

 

[28]Текст этой главы был прочитан в качестве доклада на Третьем международном форуме по психоанализу в Мехико (август 1969).

 

[29]Последнее исследование, проведенное на людях и животных, продемонстрировало ошибочность механистической редукционистской модели. Авторы работ: X.Ф. Харлоу, М. Хант, Д. Е. Берлин, М. Маккоби, а также Р.У. Уайт, Р.X. Хите; работы последних авторов особенно интересны, так как в них содержатся результаты нейропсихологических исследований зон удовольствия мозга, а также патогенного эффекта полной сенсорной депривации и вмешательства в сновидения.

 

[30]См.: Fromm E. Sigmund Freud’s Mission. L., 1959.

 

[31]Фрейд кратко выразил свои пессимистические ощущения в работе «Недовольство цивилизацией», где описал человека как ленивое существо, нуждающееся в сильном вожде.

 

[32]В работе «Душа человека» (The Heart of Man. 1965) я попытался связать фрейдовское влечение к смерти с теорией анального либидо. В неопубликованной пока работе «The Causes of Human Destructiveness» я проанализировал связь между сексуальностью и эросом в фрейдовской системе.

 

[33]Подробнее об альтернативизме см.: Фромм Э. Душа человека.

 

[34]См. превосходную статью Джона Боулби «Природа привязанности ребенка к матери» («The International Journal of Phsycho-Analisis», 1958).

 

[35]По той же причине Фрейд игнорировал богатый материал И.Я. Бахофена в «Материнском праве», хотя несколько раз кратко на него ссылался.

 

[36]Среди них был Роберт Вельдер, один из самых ученых и бескомпромиссных представителей фрейдовской ортодоксии.

 

[37]Имеется в виду работа Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909). – Примеч. пер.

 

[38]Личное сообщение г-жи Изетгы де Форест (фамилия после замужества), ученицы и друга Ференци.

 

[39]Герберт Маркузе, полагающий Фрейда революционным мыслителем, а не либеральным реформатором, пытался создать картину полного удовлетворения влечений в свободном обществе – в противоположность «репрессивному». Не считаясь с обоснованностью своей конструкции, Маркузе не сообщил, что в этой позиции он отрицает важнейшую часть фрейдовской системы.

 

[40]Доклад был представлен на симпозиуме о влиянии Карла Маркса на современную научную мысль (Париж, 1968), организованном под эгидой ЮНЕСКО Международным советом по социальным наукам и Международным советом по философии и гуманитарным исследованиям. Перепечатано из «Social Science Information» (VII, 3. P. 7—17).

 

[41]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4, 1955, с. 439.

 

[42]См. мое подробное изложение психологических концепций Маркса в работах «Марксова концепция человека» (N. Y., 1961) и «Без оков иллюзий» (Credo Perspectives. / Ed. Ruth Nanda Ashen. N. Y.: Simon and Shuster, 1962).

 

[43]Доклад был представлен на симпозиуме о влиянии Карла Маркса на современную научную мысль (Париж, 1968), организованном под эгидой ЮНЕСКО Международным советом по социальным наукам и Международным советом по философии и гуманитарным исследованиям. Перепечатано из «Social Science Information» (VII, 3. P. 7—17).

 

[44]Я попытался обрисовать систему гуманистической этики в книге «Человек для самого себя» (см.: Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993, с. 19—190).

 

[45]Эта работа основана на материале дискуссии, организованной в Мексиканском институте психоанализа группой ученых. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Алетейя, 1997. С. 245.

 

[46]Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Алетейя, 1997. С. 245.

 

[47]Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Алетейя, 1997. С. 245.

 

[48]Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. С. 144.

 

[49]Там же. С. 237.

 

[50]Там же. С. 179.

 

[51]Freud S. Family Romances // Collected papers. Hogarth Press, 1950. Vol. V. P. 74.

 

[52]Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. С. 205.

 

[53]Взгляды Фрейда на буржуазное общество меняются в период Первой мировой войны (см.: Fromm E. Sigmund Freud’s Mission. 1959).

 

[54]Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. С. 202.

 

[55]См.: Гарсия Сильва X. Страх мужчины перед женщиной (Man’s Fear of Woman // Revista de Psicoanalisis, Psiquiatria у Psocologia. Fondo de Cultura Economica. Mexico. 1, 2).

 

[56]Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука. 1989. С. 200.

 

[57]Там же. С. 210.

 

[58]Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука. 1989. С. 212.

 

[59]Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. С. 216.

 

[60]Там же. С. 218.

 

[61]Там же.

 

[62]Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. С. 224.

 

[63]Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. С. 225.

 

[64]Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия, 1920 (Freud S. Beyond the Pleasure Principle. / Standard Edition: Hogarth Press, 1955. XVIII. P. 16–17).

 

[65]Более детальное обсуждение теории матриархата и ее психологической значимости см. в книге «Теория материнского права и ее соотношение с социальной психологией». Другие стороны этой темы освещены в книге «Забытый язык» в главе «Эдипов миф и эдипов комплекс» (Fromm E. The Forgotten Language. Gollanz, 1952).

 

[66]Приблизительно – в его книге «Системы единокровности и влечение» и более определенно – в «Древнем обществе» (Systems of Consangunity and Affinity, 1871; Ancient Society,1877).

 

[67]См.: Бахофен И. Я. Миф, религия и материнское право (Bachofen J.J. Myth, Religion and Mother Right. / Ed.J. Campbell: Princeton University Press, – Princeton, New Jersey, 1968.P. 66—121).

 

[68]Эти замечания сделаны с целью введения в следующую главу, в свою очередь, являющуюся переводом ранее написанной работы. Поэтому я нарочно краток и только упомяну изменения как таковые, оставляя более детальный анализ до другого случая.

 

[69]См. дискуссию по этому вопросу в «Забытом языке», в «Эдиповом мифе и эдиповом комплексе».

 

[70]Статья «Теория материнского права и ее связь с социальной психологией» впервые была опубликована в «Zeitschrift fur Socialforschung». (Hirschfeld – Leipzig, 1934).

 

[71]Бахофен И.Я. Миф, религия и материнское право (Bachofen J.J. Myth, Religion and Mother Right. P. 81).

 

[72]Там же. С. 85.

 

[73]Бахофен Я.И. Миф, религия и материнское право. С. 85.

 

[74]Там же. С. 92.

 

[75]Цит. по: Bachofen J J. Der Mythos von Orient und Okzident. / Ed. Manfred Schroeder. Munich, 1926.

 

[76]Бахофен И.Я. Миф, религия и материнское право. С. 109–110.

 

[77]Bachofen J.J. Der Mythos von Orient und Okzident. P. 49.

 

[78]Цит. по: Bachofen J.J. Der Mythos von Orient und Okzident. P. CCXXXIII.

 

[79]Цит. по: Bachofen J.J. Der Mythos von Orient und Okzident. P. CXIX.

 

[80]Neue Zeit, 1901, № 1, S. 522.

 

[81]Bachofen J.J. Der Mythos von Orient und Okzident. S. 48–49.

 

[82]Ibid. S. 57.

 

[83]Bachofen J.J. Der Mythos von Orient und Okzident. S. 57.

 

[84]Цит. по: Kelles-Krauz. Op. cit. 153.

 

[85]Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1980. С. 12–13. 156.

 

[86]Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. С. 19–20.

 

[87]Kelles-Krauz. Op. cit. S. 6.

 

[88]Kelles-Krauz. Op. cit. S. 524.

 

[89]Bachofen J.J. Der Mythos von Orient und Okzident. S. 30.

 

[90]Там же.

 

[91]Этим также объясняется, что «любимый сын» – тот, кто лучше других исполняет ожидания отца. Таков характерный феномен патриацентрической культуры.

 

[92]Я здесь говорю об отцовской и материнской любви в идеальном смысле. Любовь отдельного отца или матери очень далека от представленного образа – и это объясняется широким разнообразием причин.

 

[93]С точки зрения психологии Лютер был чрезвычайно патриацентрической личностью. Двойственное отношение к отцу проходит через всю его жизнь. Оно проявляется в том, что он был сосредоточен на двух чувствах к отцу одновременно: на любви и ненависти, презрения к нему. Лютер был совершенно чужд всему, что касалось понятия наслаждения жизнью; так он сам становится одним из великих ненавистников. Он принадлежит к эксплуататорско-невротическому типу; однако все это не вынуждает нас прийти к заключению, что он в действительности был эксплуататором-невротиком или гомосексуалистом в клиническом смысле.

 

[94]Когда здесь речь идет о труде и о трудовом этосе, я имею в виду специфический исторический феномен: буржуазное понятие труда. Труд, конечно, имеет много других специфических функций, здесь не рассматриваемых. Он представляет собой выражение социальной ответственности и возможности для творческой деятельности. Существует трудовой этос, где эти аспекты превалируют.

 

[95]Должно быть очевидно, что психологические рассуждения связаны только с психическими производительными силами: они не объясняют социализм как психологическое явление и также не стремятся заместить рациональную дискуссию об этих теориях психологической интерпретацией.

 

[96]Впервые опубликовано в «Zeitschrift fur Sozialforschung» (Hirschfeld – Leipzig, 1932).

 

[97]Во время написания этой работы я был сторонником фрейдовской теории либидо и поэтому говорю о «либидозных силах» (энергиях) или о «либидозной структуре» (или структуре влечений), хотя сейчас я ссылался бы не на «либидо», а на силу разного рода страстей. Однако для основных идей данной работы это различие не слишком существенно (1970).

 

[98]Стимуляция и удовлетворение садистических импульсов играют особую роль. Эти импульсы возрастают, когда удовлетворение других инстинктов, более позитивной природы, исключается по социоэкономическим основаниям. Садизм – это большое хранилище инстинктов, к которому прибегают, когда массам не могут предложить другие – обычно более дорогостоящие – способы удовлетворения; в то же время он направляется на уничтожение «врага».

 

[99]См.: Freud S. Three Essays on the Theory of Sexuality. Leipzig, 1923.

 

[100]См. изложение методологического аспекта в: Фромм Э. Догмат о Христе, а также Bernfeld S. Sozialismus und Psychoanalyse mit Diskussionsbemerkungen von E. Simmel und B. Lantos. // Der Sozialistische Arzt, II, 2–3, 1929; Райх В. Указ. соч.

 

[101]Freud S. Group Psychology and the Analysis of the Ego.

 

[102]Я больше не считаю «несущественной ошибкой» пренебрежение социально обусловленными чертами конкретного пациента. Напротив, без такого понимания не учитываются существенные факторы в структуре характера пациента (1970).

 

[103]De Man H. Zur Psychologic des Sozialismus. 1927, S. 281.

 

[104]Bernstein. Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgaben der Sozialdemokratie. Stuttgart, 1899. S.13.

 

[105]В самом начале своей книги «Der historische Materialismus» Каутский твердо отвергает психологическую интерпретацию. Но затем он приходит к дополнению исторического материализма чисто идеалистической психологией, предполагая, что существует чисто «социальное стремление».

 

[106]Из всего контекста ясно, что под «любовью» я имею в виду раннюю формулировку Фрейда, в которой «любовь» употребляется в популярном смысле как идентичная сексуальности, включая прегенитальную; это значение было бы очевиднее, если бы я написал «самосохранение» и «сексуальность» (1970).

 

[107]«Как дикое животное должно бороться с природой для удовлетворения своих потребностей, поддержания жизни и воспроизводства, так и цивилизованный человек должен делать то же самое во всех формах общества и при всех возможных средствах производства. По мере развития круг его естественных потребностей расширяется, потому что производственные возможности, которые удовлетворяют эти потребности, также расширяются» (Маркс К. Капитал, III, 2. С. 355).

 

[108]В работе «Вклад Маркса в познание человека» я скорректировал эту точку зрения и показал, что психология у Маркса гораздо более разработана, чем указано в тексте (1970).

 

[109]См.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Часть I.

 

[110]По этому вопросу см. работу Бухарина, в которой указывается также природный фактор, – «Теория исторического материализма» (1922). Особое внимание уделяется этому вопросу в разъясняющей работе К.А. Виттфогеля «Геополитика, географический материализм и марксизм» (Wittfogel К.А. Geopolitik, geographischer Materialismus und Marksismus. / Unter dem Banner des Marksismus, III, 1, 4, 5).

 

[111]Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С. 237 и далее.

 

[112]Здесь мне видится внутреннее противоречие в предположении Фрейда, что рост Супер-эго и усиление способности к сублимации означают, что человек приобретает контроль над инстинктами другими способами, нежели посредством подавления.

 

[113]Цит. по: Грюнберг (Grunberg). Verhandlungen des Vereins fur Sozialpolitik. Stuttgart, 1924. S. 31.

 

[114]Это специфическое отношение отца и ребенка само по себе социально обусловлено.

 

[115]См.: Fromm E. Zur Psychologic des Verbrechers und der strafenden Gesellschaft. / XVII Imago, 12. Культурный аппарат не только служит регулированию либидозных сил (особенно прегенитальных и частичных побуждений). Социально желательные направления либидо и его ослабление до той точки, когда оно больше не представляет угрозу социальной стабильности, то есть возвращение его обратно в прегенитальную область, является одним из мотивов сексуальной морали в данном обществе.

 

[116]То, что в данной работе я назвал «либидозной структурой» общества, используя фрейдовскую терминологию, в моей более поздней работе называется «социальным характером»; несмотря на изменение в теории либидо, это одно и то же понятие (1970).

 

[117]Впервые опубликовано в «Zeitschrift fur Sozialforschung» (Hirschfeld – Leipzig, 1932).

 

[118]Таким образом, сильно искажается точка зрения Фрейда, когда ставится знак равенства между проблемой сублимации и проблемой генитально-сексуальной абстиненции. Это делает, например, Шелер (Scheler) в «Wesen und Formen der Sympatie» (Bonn, 1923. S. 238 и далее).

 

[119]Freud S. Character and Anal Eroticism. Standard Edition, IX, 169 ff.

 

[120]См. поучительные замечания и обширную библиографию Отто Фенихеля (Fenichel О. Perversionen, Psychosen, Charakterstorungen: Psychoanalytische spezielle Neurosenlehre. Vienna, 1931).

 

[121]Эта работа, как две другие, 1932 и 1934 годов, опубликованные в этой книге, написана с позиции принятия фрейдовской теории либидо и в настоящее время не соответствует моей точке зрения. Тем не менее в последующих параграфах поднимаются критические вопросы, составляющие основу моей более поздней ревизии классической теории психоанализа (1970).

 

[122]См.: Bernfeld. Psychologic des Sauglings. Vienna, 1925.

 

[123]В психоаналитической литературе подчеркивается нарциссическая установка маленького ребенка, в то время как его установка на дружбу с другими недооценивается. Я не буду углубляться в эту важную проблему, укажу лишь на существование таких дружеских черт наряду с враждебными, садистическими.

 

[124]Разумеется, в течение всего процесса развития человека мы можем говорить только об усилении или ослаблении различных тенденций, а не о четко выраженном изменении резко отличающихся структурных типов.

 

[125]145 Abraham К. Psychoanalytische Studien zur Charakterbildung. Vienna, 1925. S. 42.

 

[126]Ibid. S. 44.

 

[127]См.: Abraham К. Op. cit. S. 9. 227.

 

[128]Одна мать составляет письменную программу, в которой до мельчайших деталей расписывает день своей дочери. Утро разделяется на следующие этапы: 1) встать с постели, 2) сходить в туалет, 3) умыться и т. д. Время от времени она стучит в дверь комнаты дочери и спрашивает: «На каком ты этапе?» Девочка должна отвечать: «Я на 9-м» (или 15-м, или где-то еще). Тем самым мать жестко контролирует выполнение дневной программы.

 

[129]См.: Abraham К. Op. cit. S. 20. 229.

 

[130]«Многие невротики ужасно обеспокоены бесцельной тратой времени. Только время, потраченное на работу, представляется им используемым продуктивно. Их сильно раздражает всякое прерывание работы. Они ненавидят бездеятельность и досуг. Это их Ференци называет „воскресными невротиками“. Они не выносят никакого перерыва в работе. Как в случае многих таких невротически мотивированных тенденций, они часто не достигают цели. Они экономят на мелочах и упускают важное» (см.: Abraham К. Op. cit. S. 23).

 

[131]Это поднимает главную проблему психологии любви, за которую психоанализ еще как следует не брался.

 

[132]См. наблюдения Фрейда в его работе «Три эссе по теории сексуальности».

 

[133]Затронутая здесь проблема привела к вопросам, которые мало обсуждаются в рамках психоанализа (см.: Райх В. Генитальный и невротический характер. 1929).

 

[134]Различие между «нормальными» и «невротическими» чертами характера в значительной мере обусловлено социальными факторами. О нем можно говорить лишь в связи с конкретным обществом: характер, не адаптированный к обществу, оказывается «болезненным». Характер торговца, живущего в капиталистическом обществе XIX века, показался бы совершенно «болезненным» для феодального общества, и наоборот.

 

[135]Sombart W. Der Bourgeois. Munich – Leipzig, 1913. S. 2.

 

[136]См., в частности: Sombart. Der Bourgeois. Munich, 1913; 237. Weber M. Ges. Aufsatze zur Religionssoziologie Vol. I, Tubingen, 1920; Tawney. Religion and the Rise of Capitalism. L., 1927; Brentano. Die Anfange des modernen Kapitalismus. Munich, 1916; Troeltsch. Die Soziallehren der christlichen Kirche, Ges. Schr. Vol. I, Tubingen, 1919; Kraus. Scholastik, Puritanismus und Kapitalismus. Munich – Leipzig, 1930. Все работы предлагают читателю обширную библиографию.

 

[137]Kraus. Op. cit. S. 245.

 

[138]Ibid. 239.

 

[139]Цит. по: Sombart. Der Bourgeois (L.В. Alberti. I libri della famiglia. Florence. G. Mangini, 1908).

 

[140]Цит. по: Sombart. Op. cit. S. 142–143.

 

[141]См.: Kraus. Op. cit. S. 259.

 

[142]Франклин перечисляет наиболее важные добродетели: умеренность, сдержанность, любовь к порядку, твердость, бережливость, прилежание, искренность, беспристрастие, умеренность в еде, чистота, невозмутимость, воздержание и (добавлено позднее!) смирение. Характерно, что мы не находим упоминания о сострадании, любви и доброте.

 

[143]Defoe D. Giving Alms No Charity. L., 1704. P. 426.

 

[144]Sombart W. Op. cit. S. 234.

 

[145]Другой важный вопрос – в какой степени мы можем говорить об усилении черт генитального характера среди представителей высшего среднего класса. На этот вопрос трудно ответить именно потому, что «генитальный характер» еще недостаточно хорошо изучен в клинической и персональной психологии.

 

[146]Что отличает злокачественную форму анального характера (по Фрейду).

 

[147]Предварительные исследования Майкла Маккоби (Micha el Maccoby) показали, что крайние формы некрофилии можно обнаружить предположительно у 10 процентов разных слоев населения в Соединенных Штатах и Мексике.

 

(КОДЕКС ПЕЧАТИ)9

«Принципы публицистики» разработаны Германским советом по печати совместно с объединениями прессы и представлены Президенту ФРГ д-ру Густаву В. Хайнеманну 12.12.73.

ХАРТИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЖУРНАЛИСТОВ

 

Принята Национальной Федерацией итальянской прессы и Национальным Советом Ордена журналистов в Риме 8 июля 1993 года.

 

Журналистская деятельность осуществляется на принципах свободы информации и выражения мнений, это подтверждено Конституцией Италии и предусмотрено второй статьей итальянского закона № 1969 от 3 февраля 1963 года.

«Свобода информации и свобода слова являются неотъемлемыми правами всех журналистов, они могут быть ограничены только в связи с необходимостью соблюдения законов и направлены на защиту человеческой личности, они всегда соответствуют всем требованиям чести и доброй воли, и их важным условием является достоверность. Все неточности в новостях должны быть устранены, а возможные ошибки - исправлены. Журналисты и издатели обязаны сохранять в тайне источники информации, когда это обусловлено доверительным характером получаемых сведений; они должны развивать и поощрять дух сотрудничества между коллегами, взаимодействие между журналистами и издателями, доверие читателей к прессе».

Отношения доверия между органами информации и людьми являются основой любой журналистской работы. Для того чтобы развивать и регулировать эти отношения, итальянские журналисты подписали нижеследующий Этический кодекс.

 

Кодекс одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, г. Москва




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.