Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наша культурность




 

При написании заголовка этой статьи так и подмывало написать «Наша бескультурность». Понятие культурности или воспитанности очень широко. Это и речь человека, и его манеры, взаимоотношения с другими людьми, опрятность, предпочтения и проч. Лично для меня визитная карточка незнакомого человека – его речь. Стоит услышать в ней матерщину, этот человек становится мне неинтересен. А если он позволит это себе при женщине, детях, я стараюсь с ним больше не общаться. Кто-то, однако, считает мат безобидной особенностью русской речи и поговорку на сей счет готов привести: «Речь без мата, как еда без соли». А убери у этого «русича» непотребщину из речи, и она превратится в сплошное мычание.

Принято считать, что человеческую культуру воспитывает школа. Это далеко не так. Можно 45 минут кряду читать ученикам мораль, а 10 минут в курилке среди сверстников сведут эту мораль на нет. Культуру в человеке не воспитаешь, если он сам не впитает ее с молоком матери. Значит, все с нее и начинается (ну, и частично с отца). Хотя бывают исключения, и в навозе вырастают цветы невиданной красоты. Но это исключения. А в реальности – с кем поведешься, от того и наберешься.

Зачастую же родители чистосердечно считают, что воспитание – это воз питания. Накормил, обул, одел и – ступай-ка, человек «культурный», в люди. Увы, таковых в обществе людей меньше не становится. Что этому противопоставить? Прежде всего – систему табу, т.е. запретов. Живучую заразу можно искоренить только хирургическими методами. В работе со скаутами, к примеру, которую я провожу, произнесение гадкого слова означает исключение из организации.

О загаженности наших селений говорить уже не приходится. Но все большее распространение получает другое, более сильное зло - вандализм. Это уже не просто мусор под ногами, но сознательное уничтожение или повреждение общественного или частного имущества. Удивляет терпимость к этому со стороны блюстителей порядка. Они готовы прощать юным вандалам их деяния до бесконечности. Вот и растет в геометрической прогрессии количество поломанных заборов, автобусных павильонов, построек, витрин, расписанных подъездов и стен домов, сломанных деревьев, рекламных щитов, дорожных указателей, лесных аншлагов и так далее.

Впрочем, я не преследую здесь цель перечислить все болячки общества, об этом писано-переписано. Я разобраться хочу в первопричинах нарастающего зла и найти средство борьбы с ним. И причина его, на мой взгляд, в истреблении в тоталитарные времена у человека чувства собственничества, на смену которому явился негласный тезис: «Все кругом колхозное – все кругом ничье». В тоталитарные времена народ из страха перед наказанием не курочил все, что ни попадя; в новые времена должно смениться не одно поколение, прежде чем умами окончательно овладеет тезис: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

Вернусь, однако, к проблеме семейного и школьного воспитания. Однозначно, - плохо воспитанные дети – прежде всего результат плохого воспитания их родителей. Школьный учитель имеет возможность воздействовать на детей преимущественно словом, родители – примером, так как общаются с детьми не просто в официальной обстановке урока. Именно пример воспитывает, а не слово. Тот же учитель не учит детей ругаться, курить, выпивать, но многие дети с успехом это делают.

Это, однако, не означает, что от учителя в деле воспитания ничего не зависит. Зависит, если учитель не простой урокодатель, а участник ребячьей жизни. Стань, учитель, ровесником своего воспитанника, вникни в его интересы и проблемы, иди с ним в поход и на экскурсию в музей, и ты безо всяких нравоучений привьешь ему собственную культуру, если конечно ты человек культурный и не ругаешься матом не только при детях.

Для меня всегда будут образцом людей высокой культуры, передававших ее своим воспитанникам, учителя Алексей Иванович Тихомиров из Уреня, Павлин Владимирович Малинов из Красногора, Виктор Дмитриевич Сперанский из Арьи и многие другие. Они – интеллигенты высшей пробы, сумевшие раствориться в детях. И сегодня десятки, если не сотни их воспитанников куют славу Уренскому району, и не только ему. На таких людях культура и держится.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.