Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое сбережения населения?




Источники сбережения населения

 

Сбережения населения – это вклады населения в сберегательном банке, осуществляемые с целью сбережения денег и получения доходов в форме процента. Источником сбережений населения являются доходы от собственности на средства производства, ценные бумаги, домашнее имущество, объекты интеллектуальной собственности и др., продажа рабочей силы. Различают трудовые и нетрудовые сбережения населения.

Вкладывая деньги в сберегательный банк, население стремится:

· сохранить их и собрать определенную сумму для покупки необходимых товаров длительного пользования, а также отложить на случай болезни, смерти, для обеспечения надлежащего уровня жизни после окончания трудовой деятельности и т.д.;

· уберечь деньги от обесценивания и получить определенные доходы в форме процента.

Так, в США проценты на вклады составляют примерно 15% от совокупных доходов, а государство страхует от возможных потерь вклад в сумме 100 тыс. долл. В бывшем СССР государственный Сбербанк выполнял обе функции, хотя проценты на вклады населения были незначительны: 2% на обычные вклады и 3% - на срочные. Для сбережения денег от обесценивания уровень процента должен превышать темпы роста цен. Однако в 90-х гг. XX в. в Украине темпы роста инфляции значительно превышали уровень процента, при этом не было проведено реальной индексации сбережений населения, осуществленных до 1.01.1992. Согласно решению Верховной Рады Украины, в 1996 1 руб. было проиндексировано на 1 грн. 5 коп, однако и эта индексация была лишь частичной. Если учесть, что проиндексированные суммы в последующие годы не выплачивались, то процессы, происходящие со сбережениями населения, характеризуют первоначальное накопление. Реальная индексация сбережений населения должна осуществляться в соответствии с научно обоснованной оценки стоимости потребительской корзины товаров и услуг. В США, например, фиксированная рыночная корзина складывается из 300 потребительских товаров и услуг, которыми пользуется типичный житель города. Поскольку уровень жизни в Украине значительно ниже, чем в США, то к фиксированную рыночную корзину должно войти меньше товаров и услуг. Это касается и минимальной потребительской корзины.

источник: topknowledge.ru

8 Прогнозирование доходов населения

 

3.1 Методы прогнозирования доходов населения

 

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Важнейшим рычагом государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития. Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Прогноз – это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза – дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях.

В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения зависит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов.

Большое значение в регулировании уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.

Первый — основан на использовании в расчетах прогнозных значений объема ВНП и его структуры. Сначала определяется величина лично располагаемого дохода населения (ЛРД). Расчет ведется по следующей формуле:

 

ЛРДt+n = ВНП t+n - А t+n - НПКо t+n + ТП t+n - Н t+n

где:

ВНП — валовой национальный продукт;

А — амортизация;

НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих организаций;

ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.д.);

Н — налоги;

t+n — год прогнозируемого периода.

Если из полученной суммы лично располагаемого дохода вычесть сбережения, то можно получить представление о величине доходов населения, которые могут быть использованы на потребление материальных благ и услуг.

Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим элементом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП — А — КН. При этом берется во внимание то обстоятельство, что национальный доход имеет следующую структуру:

 

НД = Фп + Фн + Фр

 

(где: Фп — фонд потребления, Фн — фонд накопления и Фр — фонд резервов).

В этом случае логика прогнозирования доходов населения в любом году перспективного периода может иметь следующий вид:

I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется по прогнозным таблицам СНС, МОЕ (межотраслевого баланса)).

II. Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным таблицам СНС и МОБ)

Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом периоде могут осуществляться по такой схеме:

1. Денежные доходы — всего

в т.ч.:— заработная плата;

— доходы от собственности;

— поступления из финансовой системы;

— пенсии и пособия;

— стипендии;

— другие доходы;

2. Денежные доходы не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего:

в т.ч. — налоги, сборы и другие обязательные платежи;

— взносы в общественные организации;

— приобретение лотерейных билетов;

— приобретение ценных бумаг;

— выплата процентов за кредит;

— другие нетоварные расходы.

3. Изменение сбережений у населения.

4. Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров (1 - 2 ± 3).

5. Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от предприятий и организаций:

6. Материальное потребление в сфере общественного обслуживания.

7. Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.

8. Конечные (реально используемые) доходы — (4 + 5 + 6 ±7).

9. Численность населения — млн. чел.

10.Реальные доходы на душу населения — руб.

11.Динамика реальных доходов:

+ рост реальных доходов (в %)

— падение уровня реальных доходов (в %).

В связи с тем, что в общей сумме доходов населения, подавляющая часть приходится на оплату работников наемного труда большое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ведутся по следующей принципиальной схеме:

1. Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.

2. Удержано налогов при выплате заработной платы.

3. Средняя месячная заработная плата выплачиваемая (1—2).

4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами наемного труда в прогнозируемом году, по отношению к отчетному (в %)

5. Средняя выплаченная заработная плата по покупательной способности рубля отчетного года (3:4).

6. Индекс роста заработной платы.

В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) баланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наемных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных доходов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, рассчитываются показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам получения средств и направлением их расходования. Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:

 


Таблица №4. - Баланс денежных доходов и расходов

Доходы   1. Оплата труда 2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда 3. Дивиденды 4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства 5. Пенсии и пособия 6. Стипендии 7. Поступления из финансовой системы: всего в том числе: а) страховые возмещения; б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели; г) проценты по вкладам; д) выигрыши и погашения по займам; е) выигрыши по лотереям; ж) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост ±, уменьшение —); з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост ±, уменьшение —); и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.   8. Прочие поступления: а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты; б) от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельскохозяйственные заготовки) в) другие доходы 9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)     Всего денежных доходов   Превышение расходов над доходами   БАЛАНС Расходы и сбережения   1. Покупка товаров и оплата услуг, всего: в том числе: а) покупка товаров во всех каналах реализации; б) оплата услуг и другие рас ходы, всего: в том числе: —оплата жилья и коммунальных услуг; —оплата бытовых услуг; —услуги системы образования; —расходы на путевки в сана тории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги; —расходы на кино, театры и другие зрелища; —расходы на все виды транс порта; — оплата услуг связи; — прочие расходы Расходы и сбережения 2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего: в том числе: а) налоги и сборы; б) платежи по страхованию; в) взносы в общественные и кооперативные организации; г) возврат ссуд; д) приобретение лотерейных билетов; е) проценты за товарный кредит; ж) обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд; з) страховые взносы в частные пенсионные фонды. 3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, всего: в том числе: а) прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка; б) прирост вкладов в коммерческих банках; в) приобретение облигаций Российского внутреннего займа; г) приобретение облигаций Государственного сберегательного займа; д) приобретение сертификатов Российской Федерации; е) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт; ж) приобретение акций предприятий 4.Покупка жилых помещений 5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты 6. Деньги отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм). Всего денежных расходов и сбережений Превышение доходов над расходами БАЛАНС

 

Важным инструментом государственного регулирования и стратегического планирования доходов населения является определение величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда. Под величиной прожиточного минимума понимают показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

 

9 Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Финансовый механизм социального страхования, на наш взгляд, – это совокупность финансовых регуляторов и инструментов перераспределения целевых финансовых ресурсов для материального обеспечения граждан в случае наступления страховых случаев

Социальное страхование возникает в условиях рыночной экономики как способ реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются соответствующим законодательством.

Для всех видов социального страхования характерно наличие как универсальных государственных систем, охватывающих все категории трудящихся, так и специальных систем - для отдельных категорий работников. Данные системы сочетаются с дополнительным частным страхованием. В большинстве стран общей практикой является совместная уплата взносов по социальному страхованию или в пенсионный фонд работниками и работодателями.

Социальное страхование возникает в условиях рыночной экономики как способ реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются соответствующим законодательством.

Для всех видов социального страхования характерно наличие как универсальных государственных систем, охватывающих все категории трудящихся, так и специальных систем - для отдельных категорий работников. Данные системы сочетаются с дополнительным частным страхованием. В большинстве стран общей практикой является совместная уплата взносов по социальному страхованию или в пенсионный фонд работниками и работодателями.

Организация социального страхования базируется на принципах:

всеобщности охвата граждан системой социального страхования; оптимального сочетания интересов личности, трудовых коллективов и общества в целом при использовании средств социального страхования; управления через организации трудящихся.

Социальное страхо­вание строится на началах самоуправления, предполагает активную роль профессиональных союзов, других общественных организаций в формировании и использовании соответствующих целевых фондов.

Основными задачами системы социального страхования являются:

обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и пере­подготовку; гарантии материального обеспечения лиц, утративших или не имевших трудоспособность.

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие денежные фонды с характерными для них направлениями использования. Средства социального страхования расходуются через систему денеж­ных выплат или через финансирование услуг.

Фонды социального страхования создаются за счет обязательных целевых страховых взносов. Обязательное социальное страхование может быть оправдано, если есть изъяны рынка, не позволяющие получить эти услуги с помощью рыночного механизма, если невозможно предсказать вероятность на­ступления неблагоприятного события. Например, частные страховые компании обычно не страхуют на случай смерти на войне, повреждения иму­щества в зоне землетрясений. С одной стороны, сказывается незнание вероятности (неопределенность), с другой - речь идет о социальных рисках, с которыми сталкивается не отдельный индивид, а общество в целом.

Социальный риск характеризует риск возникновения обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. В отличие от частных страховщиков, государство способно справляться с социальными рисками благодаря:

недоступному для частных компаний всеобщему охвату страхованием; способности привлекать дополнительные средства с помощью увеличения налогов.

В отличие от других видов страхования в социальном страховании отсутствует индивидуализация рисков в отношении отдельных лиц. Предварительно оцениваются групповые риски и финансовые расходы, связанные с выплатой предусмотренных пособий для распределения на всех застрахованных независимо от их возраста, состояния здоровья, условий труда или занимаемого положения.

Все системы социального страхования финансируются за счет взносов работников и их работодателей. Исключение составля­ют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счет взносов работодателей. В финансировании систем социального страхования возможно также участие государства, осуществляемое путем уплаты установлен­ных взносов или дотаций в такие системы.

Выплаты и услуги можно классифицировать по функциональному назначению:

выплаты и предоставление услуг, имеющих цель поддержать жизнедеятельность организма и сохранение здоровья человека (пенсии по возрасту, инвалидности, в связи с поте­рей кормильца, пособия по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, содержание в домах престарелых и др.); выплаты и услуги, обусловленные дополнительными затратами в связи с рождением и воспитанием детей (пособие на рождение ребенка, частичная оплата отпуска по уходу за ним до достижения определенного возраста); выплаты и услуги, имеющие цель восстановить трудоспособность, связанные главным образом с протезированием, обучением и переобучением.

Классификация выплат и услуг по признаку их адресности (в зависимости от того, к какой группе населения они относятся) лежит в основе разработки законодательных документов, регулирующих социальное страхование различных групп населения. В соответствии с этим законодательством и формируются различные целевые программы.

Основными программами обязательного социального страхования являются:

1. Пенсионное страхование (по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца);

2. Страхование временной утраты трудоспособности;

3. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. Страхование от безработицы;

5. Обязательное медицинское страхование.

10 2.1 Основные этапы реформирования

 

Переход к рыночной экономике в России охватывает длительный период. В нем можно выделить несколько этапов.

На первом этапе, в 1991-1993 гг., происходила замена планово-административных методов регулирования доходов и заработной платы рыночными. Были сделаны первые шаги в определении оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Итоги этого этапа показали, что нельзя преувеличивать роль ни рыночного, ни государственного регулирования.

Преувеличение рыночного саморегулирования выражалось в либерализации цен на все товары, включая рабочую силу, росте дифференциации доходов, появлении безработицы. Преувеличение роли государственного вмешательства наиболее ярко проявлялось в планово-административной экономике, где существовали «потолки» заработной платы, запреты на предпринимательскую деятельность, а также вторичную занятость для многих категорий работников.

С переходом к рынку были сняты запреты на свободный выбор человеком направлений своей деятельности, произошла трансформация всех социально-экономических отношений в производстве, распределении, обмене и потреблении. Частная собственность и рынок усиливали свое воздействие на формирование доходов и заработной платы. Рабочая сила стала товаром, предметом купли и продажи на рынке. По мере увеличения доли наемных работников в общей численности занятых государство утратило прежнюю роль в формировании доходов и заработной платы. Однако новые институты государственного регулирования сформировались не сразу.

На этом этапе изменилась структура доходов. В ней появились новые виды доходов — от частной собственности (проценты, дивиденды и т.п.), предпринимательской деятельности (плата за предпринимательскую деятельность в виде части прибыли, процента, ренты). За 1990-1993 гг. доля доходов от собственности в структуре денежных доходов населения повысилась с 2,5 до 3%, а доходов от предпринимательской деятельности — с 8,7 до 18,6%, в то время как доля заработной платы сократилась с 74,1 до 58%.

В этот период начала формироваться нормативно-правовая база государственного регулирования доходов и заработной платы. В нем появились новые направления, обусловленные такими нормативными актами, как Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», законы «О подоходном налоге с физических лиц», «О занятости населения в РСФСР», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Об образовании», «Об основах федеральной жилищной политики», и др.

Усиление рыночного регулирования в распределении доходов проявлялось в том, что субъекты хозяйствования — акционерные общества, индивидуальные частные предприятия, некоммерческие организации и др. — стали самостоятельно определять системы оплаты и нормирования труда. Несмотря на то что государство рекомендовало учитывать требования Кодекса законов о труде (КЗоТ), Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных актов, они не всегда использовались, а на ряде частных предприятий игнорировались.

В этот период центр тяжести в государственном регулировании был перенесен с централизованного регулирования заработной платы на установление социальных ограничений деятельности рыночных механизмов. Так, это проявлялось в политике тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия), на коммунальные услуги, услуги транспорта и связи, в регулировании цен на товары, входящие в потребительскую корзину, составляющую прожиточный минимум.

В период гиперинфляции в 1992 г. был принят Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Индексация в некоторой степени сдерживала падение реальных доходов, но, конечно, не смогла компенсировать все потери граждан. Особенно большой ущерб население понесло в связи с обесценением вкладов в Сбербанке.

Несмотря на принятые меры, в указанный период произошло снижение реальных доходов основной массы населения более чем в 2 раза. Усилилась дифференциация доходов и заработной платы, большой ущерб потерпела социальная инфраструктура общества и предприятий. В 1993 г. реальная заработная плата составляла 43% к уровню 1990 г., соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилось с 8 до 11,2 раза. Основные причины снижения реальных доходов населения были связаны с ошибками, допущенными при переходе от планово-административной к рыночной экономике.

На втором этапе— 1994-1998 гг. — во взаимодействии государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы произошли большие изменения. Были приняты Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, новая редакция Закона «О занятости населения в Российской Федерации», законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», постановление Правительства РФ «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ (часть I), введена единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; складывался механизм межбюджетных отношений и перераспределения трансфертов.

В политике доходов и заработной платы возросла роль субъектов Федерации. В соответствии с налоговой реформой увеличилась доля налоговых поступлений, остающихся в распоряжении регионов. Однако этот процесс еще только начался, подавляющее большинство регионов по-прежнему являются дотационными. Доходы этих регионов определяются получаемыми из федерального центра трансфертами.

На политику доходов и заработной платы оказывало влияние возрастание доли доходов частного сектора. В этот период в формировании доходов населения усилилась роль финансово-кредитной системы, валютного и фондового рынков, спекулятивного капитала, доходов от «челночного» бизнеса.

Возможности государственного и рыночного регулирования в политике доходов и заработной платы ограничивает теневая экономика, на долю которой, по оценкам, приходится около 40% ВВП.

Значительные средства укрываются от налогообложения и вывозятся за рубеж.

Огромное влияние на перераспределение доходов оказывает коррупция. Социально-экономической ее основой является монополия рабочего места. Взятки выступают как своеобразная социальная рента, которую получают чиновники за свою подпись при выдаче лицензий, регистрации фирм, предоставлении налоговых льгот и т.д. По данным Международной конференции по борьбе с коррупцией (1999 г.), наименее коррумпированной из 85 стран является Дания, а наиболее коррумпированной — Камерун. Россия занимает в этом списке 76-е место. Борьба с теневой экономикой и коррупцией приобретает все более важную роль в политике доходов и заработной платы.

В этот период в структуре доходов населения стабилизировалась доля доходов от предпринимательской деятельности, возросли доходы от продажи иностранной валюты (с 0,6% в 1993 г. до 9,1% в 1997 г.), доходы от собственности (с 3% в 1993 г. до 5,6% в 1998 г.), снижалась доля оплаты труда (с 58% в 1993 г. до 42,4% в 1998 г.). Согласно мировой практике такая доля заработной платы в доходах населения является низкой. В Великобритании она составляет 65, в Германии — 64, в Италии — 52, в США — 53, во Франции — 58, в Японии — 69%.

На втором этапе падение реальных доходов замедлилось, а в 1995-1996 гг. наблюдался небольшой их рост по сравнению с 1991-1993 гг. Стал формироваться средний класс, достигший к 1998 г. 25% населения. Это свидетельствовало о некоторой стабилизации уровня жизни и расширении социальной базы рыночных реформ. Признаками среднего класса являются уровень душевого дохода, стандарт потребления, обеспеченность жильем со всеми коммунальными услугами, качество жизни, которое определяется уровнем социальных гарантий. Перспективы его развития связаны с расширением малого и среднего предпринимательства, самозанятости, повышением квалификации работников.

Однако существенно улучшить ситуацию не удалось. В 1998 г. реальные доходы населения составляли около 40% от уровня 1990 г. Они уменьшились в 2,5 раза, в то время как ВВП сократился в 1,5 раза. В этот период социальная напряженность не ослабла: возросло число забастовок и участвующих в них, усилилась дифференциация доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляло в 1998 г. 13,4 раза.

Выявилась неэффективность межбюджетных и финансово-кредитных отношений. Средства на заработную плату и пенсии, выделяемые на федеральном уровне, не доходили по назначению, а оставались в коммерческих банках. В результате обострилась проблема несвоевременных выплат заработной платы, пособий и пенсий. Особенно тяжелая ситуация сложилась в угольной промышленности, образовании, здравоохранении, что привело к массовым акциям протеста.

Финансовый кризис в августе 1998 г. показал неэффективность государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Обвал рынка ценных бумаг, крах ряда коммерческих банков и инвестиционных компаний вызвали глубокие потрясения в рыночной инфраструктуре. В результате девальвации рубля обесценились доходы и сбережения, резко понизилась покупательная способность рубля. Все это привело к снижению реальных доходов населения. В 1998 г. они составляли 81,8% к уровню 1997 г.

На следующем, послекризисном этапе возросла роль государственного регулирования доходов и заработной платы. В политике доходов и заработной платы основное внимание уделялось сокращению задолженности по выплате заработной платы и пенсий, совершенствованию налогообложения и распределения трансфертов, контролю над инфляцией. В 1999 г. осуществлялась индексация заработной платы в бюджетной сфере и пенсий.

Таким образом, в ходе рыночных реформ государственное регулирование доходов и заработной платы проводилось в основном в виде ответных мер при обострении социальной напряженности. В Программе социальных реформ РФ на период 1996-2000 гг. регулированию доходов и заработной платы уделялось недостаточное внимание. Проведение комплексной, обоснованной политики доходов и заработной платы требует четкого определения ее приоритетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.