Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль белорусского государства в обеспечении трансформационных преобразований




Стратегия поведения государства. Современное государство, выполняя весьма обширный перечень функций, не может оставаться пассивным наблюдателем за проходящими в стране социально-экономическими процессами.

Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства (рисунок 3.4).


Рис. 3.4 ‑ Основные стратегические линии поведения государства
в переходный период

Первая стратегическая линия (деэтатизация) определяется тем, что государство уходит из тех сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность его присутствия Место государства занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление, т. е. институты гражданского общества.

Благодаря таким изменениям в первую очередь выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более «дешевым». Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса.

Вторая стратегическая линия (дебюрократизация) определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но происходит дебюрократизация его функций, реформируются стиль и методы работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает само кропотливо обучаться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений. Не случайно, что Директива Президента РБ от 30. 12. 2011 № 4 конкретные задания по дальнейшей дебюрократизации экономических процессов в стране.

Третья стратегическая линия государства состоит в том, что оно берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни страны. По тем направлениям, где: рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т. п.

Реализуя функцию макроэкономического регулирования, необходимо все же соблюдать те объективные пределы, которые существуют для государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. Это означает, что нельзя однолинейно заявлять, что при переходе к рынку роль государства в управлении экономикой не снижается, а во многих отношениях даже возрастает.

Результативность государственных функций обнаруживается через строгие показатели эффективности экономической политики.

Экономическая политика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции, государство разрабатывает и проводит сбалансированную экономическую политику.

Государственная экономическая политика выступает как генеральная линия действий, проводимых правительством в области национального производства. Основными сферами экономической политики государства выступают воспроизводственные процессы, финансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешние экономические связи.

В переходный период основными объектами экономической политики государства непосредственно выступают те задачи, которые определяют содержание самой трансформации, – стабилизация, либерализация и экономический рост.

Проведение государством экономической политики находит свое отражение в разработке соответствующих документов (концепции, прогнозы, программы и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная и долгосрочная перспективы государственной экономической политики. Особо следует выделить те документы, которые после прохождения соответствующих процедур в парламенте страны приобретают силу закона. В первую очередь это касается бюджета страны и налоговой политики.

Законотворчество. Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою «экономическую конституцию». Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, направляется на:

а) защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы;

б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания;

в) сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций «теневой экономики»;

г) развитие свободной конкуренции и недопущение проявлений монополизма.

Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение произвола чиновников, ликвидацию криминала в экономических отношениях. Принимаемые законодательные акты должны проходить тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми.

Следует специально подчеркнуть важность выработки в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые «правила игры» и обеспечивая их соблюдение всеми субъектами хозяйствования, государство контролирует наличие равных условий для конкуренции, не допускает появления на рынке монополистических тенденций. Сильную антимонопольную нагрузку должны нести программы разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации экономики и развития рыночной инфраструктуры.

 

Задания для самоконтроля и самоподготовки

1. Перечислите общенациональные и общеэкономические условия формирования национальной экономики Беларуси.

2. Почему изменения, относящиеся к переходному периоду, имеют радикальный характер?

3. Выделите основные черты эволюционного варианта переходного периода в Беларуси.

4. Почему трансформационная экономика имеет временный характер?

5. Какова существует взаимосвязь между задачами и стратегической целью переходного периода?

Литература: [37, 57, 60, 65, 70, 80, 82].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.