Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное регулирование и формирование конкурентных рынков в условиях Беларуси




Рыночная экономика немыслима без механизма конкуренции, который выполняет ряд важнейших функций. В целом рыночная конкуренция закрепляет режим экономии, способствует снижению издержек производства, что повышает уровень общественного благосостояния, формирует отраслевые пропорции.

Существенным выступает то, что именно рыночная конкуренция формирует критерии эффективности хозяйственной деятельности.

Однако сущностные признаки трансформационной экономики, а также принятая модель перехода сдерживают развитие рыночной конкуренции. Среди макроэкономических обстоятельств такого рода следует указать на:

а) унаследованные структурные диспропорции, что выразилось в высоком уровне концентрации и централизации белорусской экономики, в значительном отклонении внутренних административных цен от рыночных;

б) разрыв прежних кооперационных связей, сжатие традиционных рынков сбыта и снабжения, нарастание дефицита товарных рынков, что заставило государство усилить регулирующую функцию;

в) хронический дефицит бюджета и отсутствие оптимальных источников его покрытия, что открыло канал для гиперинфляции, в условиях которой имеет место непрерывное вымывание оборотного капитала предприятий

г) принятую модель проведения приватизации и разгосударствления экономики.

Кроме того, следует учитывать, что механизм рыночной конкуренции склонен к самовырождению, что также усиливает значение антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование. Применительно к современному состоянию белорусской экономики необходимость антимонопольного регулирования актуализируется по причине:

1) высокого уровня концентрации и централизации национального производства, унаследованного из советского периода;

2) невозможности возврата к периоду совершенной конкуренции, что предполагает разработку стратегии дифференцированного подхода к «хорошим» и «плохим» монополиям;

3) постоянной склонности рыночной конкуренции к вырождению.

В итоге в белорусской экономике антимонопольное регулирование приобретает следующую практическую направленность:

а) разгосударствление и дебюрократизация белорусской экономики;

б) вывод части экономики из системы теневых сговоров и соглашений;

в) антимонопольное (антитрестовское) регулирование рыночных отношений с учетом мирового опыта.

С учетом природы монополизма выделим следующие уровни такого регулирования:

снятие барьеров, препятствующих выходу на отраслевой рынок новых товаропроизводителей (механизм совершенной конкуренции);

‑ регулирование процессов, порождающих доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке (механизм раннего предупреждения появления крупных структур);

‑ недопущение монополистической деятельности со стороны крупных предприятий, включенных в национальный реестр монополий (механизм запрета);

‑ мониторинг проявлений монополизма и включение контрдействий (механизм санкций).

Антимонопольное законодательство. Обычно включает свод специальных профильных законов (вплоть до Уголовного кодекса), регулирующих конкуренцию на рынках, деятельность крупных предприятий и естественных монополий. В законодательных актах предусматриваются не только нормы поведения, направленные на соблюдение конкурентной среды и недопущение монополистической деятельности, пределы монополизации рынка продукта, но и санкции, особый режим контроля за действиями крупных предприятий, органы контроля. Обычно специальным законом регулируются права потребителя.

По типам антимонопольного законодательства выделяются американский (жесткий) и западноевропейский (либеральный) вариант антимонопольного регулирования. Можно считать, что Беларусь придерживается западноевропейского текста.

Так, Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (5.01.2008 г., № 317-3) определил содержание таких ключевых понятий, как товарный рынок, доминирующее положение, конкуренты и недобросовестная конкуренция, монополистическая деятельность, естественная монополия и др. Идентифицированы основные проявления злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке.

Предусмотрено, что контроль государства за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется специальным антимонопольным органом. Данный орган наделен полномочиями по проведению реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение ни товарном рынке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.