Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловое общение 1 страница




Рамендик Д.М.

Я не учу, я пробуждаю.

Роберт Фрост

 

Я хотела написать эту книгу за много лет до того, как я ее начала.

Первоначально я хотела написать книгу о созависимости, потому что когда я сама так сильно страдала от своей созависимости, я не могла найти книгу, которая объяснила бы мне, что тогда происходило. Я хотела написать книгу для других страдающих людей, которая бы объясняла созависимость, помогала им понять и облегчить их боль.

Тот мотив исчез, когда я была «разбита наголову». Другие люди начали писать о созависимости. Кроме того, некоторая литература все же была доступна; я просто не находила ее.

Позднее моя мотивация написания книги изменилась. Я не только хотела облегчить боль другим людям; я хотела освободиться от своих страданий. Если я напишу книгу об этом, тогда та часть моей жизни не будет такой утратой.

Тот мотив был также подавлен. Прежде чем я написала книгу, я приняла все, что случилось со мной. И теперь было хорошо, независимо от того, написала я об этом или не написала. Я также осознала, что приобрела я больше, чем потеряла. Благодаря своему опыту созависимости, я нашла себя, свое я. Абсолютно все в нашем прошлом подготовило нас и привело нас к этому моменту; сегодня готовит нас для завтра. И все это работает на что-то хорошее в нас. Ничего не пропадает даром.

К тому времени, когда я села писать эту книгу, моя мотивация была примерно такой же, какой она была вначале. Я хотела написать нечто, что помогало бы созависимым людям, и я думала, что у меня есть несколько стоящих мыслей на этот счет. И тем не менее это всего лишь мнение, мои мысли и идеи, не более того. Для иллюстрации этого пункта позвольте мне привести цитату Гаррисона Кейлора. Он высказал эти мысли применительно к художественной литературе, но его утверждение подходит и к не художественной литературе, например, к книгам о самопомощи: «Трудно говорить правду в особенности тогда, когда, мы не абсолютно уверены в истине. Вы ищете истину, и вы просто выбрасываете некоторые метки, маркеры».

Я надеюсь, что эта книга обозначила некоторую истину для вас. Я надеюсь, что я помогла пробудить в вас ваше собственное я.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ……6

ГЛАВА 2 ОБЩЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ

И КОЛЛЕКТИВ.

Раздел 1. Организационная и психологическая

структура коллектива…………………………………….16

Раздел 2. Психологическая совместимость. ……………24.

Раздел 3. Конфликты в деловом общении………………31

Раздел 4. Деловые стили личности……………………….47

Раздел 5. Факторы, определяющие впечатление

о человеке…………………………………………………..92

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Раздел 1. Формальное деловое общение

(переговоры, совещания)…………………………………119

Раздел 2. Этикет устного и письменного делового

общения……………………………………………………160

Раздел 3. Неформальное деловое общение………………208

ГЛАВА 4. НЕСЛОВЕСНЫЕ (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ) ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ.

Раздел 1. Отражение состояний и эмоций человека в телесных сигналах и случайных рисунках.

Раздел 2. Особенности невербального общения в разных странах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели, У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.

Деловое общение – особый вид общения, который обладает своими специфическими формами и психологическими особенностями. При межличностном общении ценность общения выше конкретных целей, поводов и обстоятельств встреч. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность – главный признак, отличающий деловое общение от межличностного. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).

В деловом общении и организационном поведении люди вынуждены постоянно учитывать правила служебной иерархии и профессиональной этики, каждому приходится работать с приятными и неприятными людьми, учитывать специфику корпоративной культуры. Деловое общение – общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Существуют специальные ритуалы делового общения. Это деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты делового общения, вербальные и невербальные знаки и символы отношений, барьеров, защит и конфликтов. С помощью ритуальных форм: обращений, приветствий, комплиментов, мы можем усилить или ослабить результативность деятельности. Но в целом, в деловом общении целью и мотивацией является совместная деятельность, и потому оно не может быть сведено к внешним формам. Деловое общение включает в себя ритуальный уровень, но не сводится к нему.

В каждом конкретном случае эффективность совместной деятельности усиливается или ослабляется личными отношениями партнеров. Для реального понимания психологических особенностей конкретной ситуации, возникшей в результате деловых взаимоотношений, важно определить характер и степень влияния личностного фактора на цели, формы и результаты общения. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные способы разрешения.

Цель данного пособия: предоставить сведения, необходимые для того, чтобы человек смог преодолеть коммуникативные барьеры и оптимизировать свою профессиональную деятельность.

,

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ.

Деловое общение является частным случаем человеческого общения вообще. Поэтому имеет смысл кратко остановится на основных психологических закономерностях общения.

В любом словаре написано, что общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционального) характера. При общении происходит влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. Это воздействие всегда взаимно, хотя может быть не равномерным, т.е. один из партнеров может влиять на другого относительно сильнее. Обычно общение включено в практическую совместную деятельность людей – совместный труд, учение, игра и т.п. Однако процесс общения может обособиться в отдельную деятельность тогда, когда он удовлетворяет особую человеческую потребность в контакте и взаимопонимании с другими людьми. Такое описание общения совершенно правильно, но недостаточно, т.к. касается только внешней, наблюдаемой стороны общения.

Рассмотрим, что представляет собой общение с психологической точки зрения. Для этого обратимся к рисунку 1. На нем схематически изображены «персонажи», участвующие в общении. В нижнем ряду находятся физически существующие люди: А и Б. Для внешнего наблюдателя именно они являются партнерами по общению, они обмениваются репликами, жестами, мимическими знаками. Но можно ли утверждать, что общение психологически этим и ограничивается? Над пунктирной линией расположены «виртуальные персонажи» - образы, существующие в головах реальных А и Б. Во втором снизу ряду – «Я»-образы, то есть персонажи такие, какими они сами себя представляют: «а-А» находится в голове А, «б-Б» находится в голове Б. Эти «Я»-образы имеют некоторое сходство с реально существующими людьми, но не совпадают с ними полностью. Но и это еще не все. У каждого из персонажей имеется образ своего партнера «Ты»-образ. Эти образы показаны в третьем снизу ряду. «Б-А» это образ Б в представлении А, «А-Б» это образ А в преставлении Б. «Ты»-образ имеет сходство с реальным партнером, но каждый вносит в него и что-то от себя. При общении человек из своего «Я»-образа обращается к своему «Ты»-образу партнера, слышит это обращение «Я»-образ партнера и отвечает тоже имея в виду имеющийся у него «Ты» - образ. Иначе говоря, внешне ведут диалог реальные люди А и Б, но психологически «а-А» обращается к «Б-А», получает это сообщение «б-Б» и ответ направляет к «А-Б».

Кроме этих, участвующих в диалоге реальных и «виртуальных» персонажей есть и еще «незримый третий» объективный внешний фактор – социальная норма. Или мнение авторитета (на рисунке – вверху). Его присутствие отражается в репликах типа: «Я делаю (или думаю) как все нормальные люди», «Это же так естественно, а ты...». Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличающейся от всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чужое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшие условия успешности межличностного общения – сходное представление о социальных нормах.

Остановимся далее на некоторых особенностях процесса общения. Психологи выделяют несколько типов и стилей общения. Рассмотрим некоторые из них, а именно те, которые могут быть особенно интересны менеджеру. Собственно деловое общение отличается тем, что всегда преследует определенную цель и обычно строго ограниченно во времени или разбито на четкие интервалы. Если цель этого общения не затрагивает личности человека, а касается только его служебной, деловой роли - общение сводится к функционально-ролевому (общению ролей-масок, например: начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик и т.п.; успешность этого общения зависит от степени "принятия" партнерами ролей).

Если же деловая цель индивидуализирована, т.е. человек имеет в данном конкретном случае деловую направленность или преследует важную для него лично цель, или рассматривает корпоративные интересы как свои - общение превращается в межличностное. Важнейшие условия успешности такого общения – взаимопонимание и доверие партнеров друг к другу.

Успешность общения во многом зависит и от стиля общения. Этот стиль складывается во многом интуитивно, неосознанно на основе субъективного эмоционального прогноза возможности удовлетворения интересов партнеров в ситуации общения:

1) Доброжелательный – человек уверен, что и он, и партнер будут удовлетворены общением. На этой основе могут складываться равноправные, истинно партнерские отношения. Такое общение никем специально не управляется, оно ориентированно на группу (социальную или профессиональную общность, к которой принадлежат участники общения) и осуществляется в рамках правил, традиций и интересов группы.

2). Недоверчивый – человек считает, что он может удовлетворить общие интересы, а партнер - нет. В этом случае проявляются лидерские, даже агрессивные тенденции, особенно если у человека в общении преобладает потребность в достижении успеха путем контроля над другими

3). Самокритичный - человек считает, что он не может удовлетворить общие интересы и ответственность, в основном, лежит на партнере. Обычно в деловом общении такой человек ведет себя податливо, у него выражена озабоченность собой и потребность в другом (В его Я-образе присутствует убеждение, что "кто-то должен позаботиться об успехе дела и обо мне").

4) Пессимистический – человек убежден, что ничего хорошего из данного общения не получится, т.к. ни он сам, ни его партнер не в состоянии удовлетворить свои и общие интересы. У такого человека в общении проявляется некоторая отрешенность, даже неадекватность, погруженность в себя, сохранение эмоциональной дистанции, стремление к независимости, отдаление от других, «чтобы не стало еще хуже».

Понятно, что гармоничным является только первый стиль общения, остальные стили неэффективны, они не могут полностью удовлетворить интересов партнеров в процессе общения. Однако, человек далеко не всегда может адекватно оценить собственный и чужой стили общения, поскольку, как мы уже указывали, стиль формируется, во многом, бессознательно. Тем более важно стремиться осознать стиль общения и гармонизировать его.

Деловое общение это живой процесс и оно включает несколько фаз общения. Перечисленные ниже фазы общения не являются строго обязательными, отдельные фаза могут отсутствовать или протекать параллельно с другими, но все совместно они образуют структуру процесса общения.

1) Подготовка - выбор места и времени, определение для себя желаемого результата, а также возможных и нежелательных компромиссов. Предварительно может планироваться и допустимая глубина доверительности в отношениях - желаемая и возможная. Эта фаза в развитом виде реальна только для делового общения.

2) Вхождение в контакт, сонастройка с партнером, возможность освоиться самому и дать освоиться партнеру, понять его настроение и состояние. На этой фазе важно расположить к себе партнера и установить контакт. Этому могут содействовать приемы фатического общения - малозначительные разговоры на "ритуальные" темы о погоде, природе, спорте и т.п. Кроме того, разработаны специальные технические приемы для ускорения и облегчения контакта - разговоры на темы, особо интересующие партнера, имитация дыхания, движений и т.д., в том числе – небольшое угощение безалкогольными напитками и сладостями, преподнесение небольших подарков. На этой фазе очень важно первое впечатление, которое Вы произведете на партнеров и они – на Вас. Это впечатление задает весь тон общение и, возможно, предопределяет его исход. Первое впечатление крайне трудно изменить, зато, если оно благоприятно, на его фоне могут пройти без последствий многие оплошности. (Формированию первого впечатления посвящен 5 раздел 2 главы книги).

3) Концентрация внимания на проблеме, задаче сторон, теме разговора (о чем, собственно, идет речь).

4) Мотивационный зондаж – задача этой фазы состоит в том, чтобы понять мотивы собеседника и его интересы ("а зачем он сюда пришел и все это говорит?"). На этой фазе устанавливается глубина доверительности (или недоверия). Эта фаза актуальна только при общении малознакомых людей или в каких-то особых обстоятельствах.

5) Поддержание внимания и переключения его в нужное русло - выпятить то, что нужно, что нужно - скрыть. Эта фаза предполагает не совсем искреннее общение с элементами манипулирования. Она нормальна в деловом общении.

6) Аргументация и убеждение, если есть расхождение во мнениях.

(Фазы 5 и 6 могут повторяться многократно, в т.ч. в виде уловок, особенно в деловом общении или в спорах.)

7) Перерыв в общении. Если возникло напряжение, общение, может быть, целесообразно временно прервать, даже если результат не достигнут. Прекращение общения должно быть перерывом, а не разрывом. Резкость хотя бы одного из партнеров может уничтожить большую работу по налаживанию отношений.

8) Фиксация результата необходима только в деловом общении, но может быть желательна и в некоторых случаях при решении межличностных конфликтов.

Для участника делового общения важно уметь слушать своих партнеров (особенно важно на фазах 2-6) и уметь делать так, чтобы его слушали (особенно на фазах 3, 5, 6 и 8). Для этого нужно научиться самому слушать других и знать причины, которые препятствуют слушанию.

Эффективное слушание - активный процесс понимания и осмысления услышанного, особенно необходимо в деловом и кризисном общении. Давно известно, что лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Основные причины не слушания:

1. Поглощенность собственными мыслями.

2. Эмоциональная неуравновешенность, поглощенность собственными эмоциями.

3. Уязвленное самолюбие и, как следствие, психологическая защита – заведомо отрицательное отношение ко всему, что будет сказано, «активное не слушание».

4. Выставление оценок сказанному партнером со своих личных эмоциональных позиций (типа: "Какая чушь!").

5. Потеря внимания и интереса к теме и партнерам.

6. Не владение техникой слушания и понимания.

Если менеджер хочет слушать и понимать партнеров (а это ему профессионально необходимо), ему нужно избегать всех этих причин. Если он хочет, чтобы слушали его, следует позаботиться о том, чтобы эти же причины не возникли у слушателя:

не стоит слишком сильно перегружать его память и мышление, т.е. не следует заставлять его удерживать в сфере внимания одновременно более 5 объектов или аргументов и обсуждать более 1 проблемы;

по возможности, контролировать эмоциональность партнера (см. ниже 1 раздел 4 главы),

не обижать партнера и не выставлять ему оценок, а также не давать повода вести себя так по отношению к Вам;

поддерживать его интерес к теме и к Вам лично, а если не удается – вовремя организовать перерыв.

Менеджеру, участвующему в деловом общении, полезно знать некоторые приемы эффективного слушания и понимания:

1) Весьма эффективная и относительно простая техника - нерефлексивное слушание - максимальное сосредоточение на речи собеседника при минимальном вмешательстве в нее, внимательное молчание. Такое поведение слушающего облегчает самовыражение говорящего. Нейтральные реплики, позы, жесты, мимика выражающие заинтересованность и понимание вызывают желание продолжать общение. Особенно эффективно, а иногда и единственно возможно, если говорящий находится в кризисе, не уверен в себе, смущается, необоснованно пессимистичен или самокритичен, а слушающий хочет ему помочь.

2) Выяснение - прямое обращение за уточнениями: "Пожалуйста, уточните..." "Я не понимаю, что Вы имеете ввиду." и т.п.

3) Перефразирование - собственная формулировка для проверки точности понимания: "Если я Вас правильно понял..." Особенно уместно в любых дискуссиях.

4) Резюмирование основных мыслей и чувств говорящего, особенно при длительных переговорах, беседах.

5) Отражение (или укрывание) чувств - в основном, основанное на понимании несловесных сигналов (см. 1 раздел 4 главы). Возможны уточнения типа: "Вероятно, Вы чувствуете..." Но, с открытым применением этого приема нужно быть крайне осторожным – возможно, партнер вовсе не хочет, чтобы Вы поняли его чувства. Лучше промолчать и использовать свое понимание косвенным образом.

Как мы уже упомянули, основное в процессе делового общения – эффективный обмен информацией. Но было бы заблуждением считать, что информация передается только словами. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения образуют специфические каналы общения:

1) Прямой - то, что один партнер (источник) сообщает другому в явном виде, главным образом, словесно или с помощью специальных схем, чертежей, формул, образцов и т.п..

2) Косвенный - информация по поводу этого сообщения, которая добывается интуитивно или активно (например, путем специального наблюдения, внимания к деталям поведения партнера, описанным в 7 и 9 главах) и результатом которой является доверие или недоверие к партнеру и сообщению, получаемому по прямому каналу.

3) Управляемый косвенный - сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, но посылаемое намеренно, для того, чтобы вызвать доверие (или недоверие) к какому-либо сообщению, "уловки ".

Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога БД. Парыгина, психического настроя.

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее её отношение к воздействию, и тем самым слабее действие механизма «заражения».

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение - это эмоционально-волевое воздействие.

Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

Конечно, общение с помощью речи, присуще только человеку, обладает наиболее богатыми коммуникативными возможностями, но, тем не менее, не может полностью исчерпать все потребности общения. Несловесное общение осуществляется с помощью жестов, мимики, знаков, рисунков, осязательных, звуковых, обонятельных и любых других неречевых сигналов. Оно удобно для передачи эмоциональных оценок, мало пригодно для сообщения конкретных сведений, но в любом случае может способствовать или мешать взаимопониманию между партнерами Некоторые формы невербальных "сообщений" и способы их понимания описаны в 1 разделе 4 главы.

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ.

Раздел 1. Организационная и психологическая структура коллектива.

Деловое общение в рабочем коллективе включает в себя системы служебных и профессиональных ролей, которые исполняются людьми вне зависимости от их желания. Во-первых, это система социальных ролей – начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения.

Начальник (руководитель) – человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве – времени в силу формальных обстоятельств (должности, прав собственности и т.п.) и наличия специальных свойств (знаний, опыта, лидерских качеств и т.п.). Роль начальника требует способности решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать.

Коллега – человек, находящийся с другим в одном профессиональном сообществе и близком социальном и служебном статусе. Эта роль предполагает отношения равноправия, профессионального взаимодействия, профессиональной лояльности и этики. Подчиненный – эта роль требует способности исполнять, следовать правилам и повиноваться. Начальник и Подчиненный должны соблюдать дистанцию между собой.

Клиент – человек, с которым фирма поддерживает деловые отношения.

Долговременная деятельность фирмы наиболее успешна в том случае, если между всеми участниками делового общения устанавливаются партнерские отношения.

Партнерские отношения означают осознание:

1) взаимовыгодности сотрудничества;

2) общего поля деятельности в определенном пространстве – времени – «нам не жить друг без друга»;

3) необходимости выработки стратегии поведения, позволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера.

Возможно (и до сих пор довольно часто встречается) и другое отношение к деловым партнерам – стремление побольше "урвать" для себя, использовать других в своих целях, прибегая к различным уловкам и прямой лжи. Такие действия могут привести к кратковременному успеху, но, в конце концов, оборачиваются против самого человека – ведут к потере деловой репутации, финансовому ущербу и наносят вред психическому и физическому здоровью.

Как правило, коллективная трудовая дельность происходит в рамках организации. Организация – формальная группа с четко определенными социальными задачами и фиксированной ролевой структурой. Внутри организации в силу деловых или личных причин могут складываться отдельные малые группы. Аналогичные группы могут возникать и вне рамок организаций для решения конкретных задач.

. Малая группа – объединение людей от 2 до 35 человек, которые имеют общую цель, находятся в непосредственном личном контакте, вследствие чего возникают групповые нормы поведения и эмоциональные отношения.

Психология группы складывается из нескольких психологических комплексов:

Сознание наличия объединяющего фактора: совместной деятельности любого рода.

Чувство «мы» или корпоративность.

Атрибутика, ритуалы; обеспечивающие сознание и чувство «мы».

Групповые нормы – образцы поведения, созданные, поддерживаемые и одобряемые группой.

Главным психологическим признаком группы является чувство «мы». Оно является неотъемлемой частью делового общения в любой группе. Чувство «мы» необходимо постоянно культивировать с помощью атрибутики, ритуалов и традиций (помимо общих целей организации).

Уровни обязательности групповых норм зависит от их характера и от положения личности в группе. Существуют нормы, которые в данной группе:

обязательны для всех – например, в научном сообществе принято ссылаться на коллег, а плагиат осуждается;

общеприняты – например, обращение на «вы» или, наоборот, по имени;

желательны – например, принято в группе отмечать дни рождения.

Существуют так называемые психологические феномены группового влияния, то есть правила изменения личностных реакций под воздействием группы. К ним относятся:

Социальная фасилитация – усиление доминирующих реакций в присутствии других. Здесь действуют психологические факторы: заражение, внушение и подражание, соревнование, боязнь внешних оценок и раздражение от присутствия других.

Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в случае объединения действий, наличие социальных «зайцев».

Деиндивидуализация – вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку. Наиболее ярко этот феномен виден в поведении групп фанатов

При принятии групповых решений группа обычно принимает среднее от индивидуальных решений, при этом групповые решения более рискованны, чем индивидуальные, поскольку групповое решение порождает иллюзию силы и сплоченности группы, постулируется неуязвимость и этичность группы, преобладает стереотипный взгляд на противника.

Если человек – член группы, то для него существует значимость групповых санкций. Конформизм – это свободное или вынужденное признание групповых норм.

Чем сложнее задание или не компетентнее человек, тем выше степень конформизма. Если человеку нужно высказаться по вопросу, в котором он не разбирается, то он постарается говорить последним и примкнуть к большинству.

Конформизм выше, если решение или заявление делается публично.

Наибольший конформизм человек проявляет, если в группе есть 2-3 человека, привлекательных для него и обладающих высоким статусом.

 

Наряду с конформизмом существует и противоположная позиция – непризнание групповых норм. Она так же существует в нескольких формах:

Оппозиция сложившимся традициям работы и общения. У истоков любых изменений стоит меньшинство, в том числе меньшинство, состоящее из одного человека. Меньшинство – люди, предлагающие изменить «правила игры». Меньшинство, твердо стоящее на своих позициях более влиятельно, чем большинство. Меньшинство склонно порождать у большинства сомнение в себе. Упрямое меньшинство разрушает иллюзию единомыслия. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделен харизмой уверенности в себе, изменяет ход истории;

2. Нонконформизм – открытое пренебрежение групповыми нормами. Они могут выражаться в публичной критике деятельности группы, в пренебрежении к традициям и ритуалам, в демонстративном отказе от корпоративной этики и т.п.

3. «Белая ворона» – демонстрация своей линии поведения без оскорбления групповых норм.

Все перечисленные формы отвержения групповых норм ведут к групповым санкциям. Варианты групповых санкций – информирование, стимулирование, изоляция.

Общая структура группы включает в себя: статусно-ролевые отношения, профессиональные характеристики и поло-возрастную структуру. Собственно психологический климат в группе определяется соответствием статусно-ролевых отношений претензиям, ожиданиям и представлениям членов группы.

В эффективно работающем коллективе объединение в группу не нивелирует, а выявляет человеческую индивидуальность. После ритуала знакомства и понимания общих правил функционирования группы в социальной системе начинается распределение социально-психологических ролей внутри группы. Члены группы имеют и предъявляют ролевые ожидания в отношении себя и других.

В лучшем случае в группе возникают конструктивные споры и дискуссии, в лучшем случае желаемое «место» занимается в результате негласной победы, выраженной в форме общественного одобрения – все советуются с М., следовательно, его признали самым умным; или все исповедуются К., следовательно, она – эмоциональный центр группы. Иногда возможны формальные выборы: старосты, заведующего, Президента компании. В худшем случае плетутся интриги, распускаются сплетни, формируются группы приверженцев, возникают обращения к начальству. В любом случае в результате группа формирует свою структуру и свои правила деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.