Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика занятости, оценка ее эффективности




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы

 

Универсальных рецептов успешного регулирования занятости и безработицы не существует. Каждая страна, регион, населенный пункт имеет свои особенности функционирования рынка труда. Поэтому для выбора наиболее эффективных мер воздействия на уровень занятости, необходимо знать, какие факторы оказывают влияние на указанные процессы. Рассмотрим в совокупности факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы:

1. Демографические факторы. К ним относятся:

– изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровнях рождаемости и смертности;

– половозрастная структура населения;

– средняя продолжительность жизни;

– масштабы и направления миграционных потоков [19, c. 20].

2. Технико-экономические факторы, связанные с темпами и направлениями НТП, в результате которых происходит высвобождение рабочей силы из производства и замена ее техникой.

3. Экономические факторы включают в себя:

– состояние национального производства;

– степень инвестиционной активности и направления движения инвестиций;

– направленность налогово-бюджетной политики и денежно– кредитной политики государства;

– уровень цен и инфляции.

4. Социальные факторы:

– уровень образования населения;

– уровень здоровья и качество жизни;

– отношение и мотивация к труду;

– развитость профсоюзов.

5. законодательные факторы, среди которых – разработанность законов и нормативных актов, регулирующих занятость.

6. Организационно-управленческие факторы:

– грамотность и эффективность принимаемых правительством решений;

– уровень научной организации труда, производства и управления;

– организация деятельности государственной службы занятости и бирж труда;

– степень информированности населения о состоянии рынка труда.

Следовательно, отдавать предпочтение тому или иному типу политики занятости надо с учетом направленности, продолжительности и интенсивности действия указанных факторов [13, c. 13].

 


 

 

Проблема занятости населения является одной из самых важных социально-экономических проблем. Одной из функций органов исполнительной власти предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на: развитие людских ресурсов для труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:

– федеральный или общегосударственный,

– субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. всего 89 программ);

– местный или локальный (на территории органа местного самоуправления) [23, c. 49].

Политика занятости – органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестиционной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют, в конечном счете, характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-экономических преобразований. Основное направление изменение социально-экономической реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

– во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

– во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

– обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

– соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;

– обеспечение социальной защиты в области занятости;

– поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

– поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

– координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

– поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

– обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости [8, c. 24].

Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу. Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:

1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:

– совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;

– создание новых рабочих мест;

– поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;

– поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;

2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:

– оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;

– поддержка традиционных видов занятости коренного населения;

– расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;

– образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;

3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:

– углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;

– содействие развитию самозанятости населения;

– активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;

– создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг [28].

Можно рассмотреть государственную политику регулирования занятости в различных странах. Там выработаны различные подходы к решению этой проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам. По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, в США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования.

При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.

Деятельность МОТ ведется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования.В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам [22, c. 32].

Проблема статистической оценки социальной и экономической эффективности государственной политики занятости населения имеет в настоящее время исключительно актуальный характер. От 27 ноября 2012 года на сайте Министерства труда и социальной поддержке РФ опубликована статья, в которой говориться, что «Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил государственную программу «Содействие занятости населения», разработанную Минтрудом России. Целью госпрограммы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда». Так же там говориться что эта программа рассчитана на 2013-2020 годы. «Общий объем финансирования государственной программы составляет 634,9 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 569,3 млрд рублей. В 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов объем финансирования составит 229,7 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 205 млрд рублей». Замминистра пояснила, что программа состоит из трех частей. Первая, «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», предполагает профессиональную переподготовку безработных граждан центрами занятости населения, профориентацию, стимулирование переезда в поисках работы в экономически благополучные с точки зрения развития рынка труда регионы. Кроме того, добавила замминистра, в рамках этой подпрограммы необходимо развивать гибкие формы занятости, в том числе дистанционные, чтобы повысить уровень трудоустройства людей с инвалидностью и родителей детей-инвалидов. Вторая, «Внешняя трудовая миграция», предполагает привлечение иностранной рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных кадров. По словам замминистра, предусматривается совершенствование механизма определения потребности России в иностранных работниках. Третья, «Развитие институтов рынка труда», предполагает мероприятия, которые позволят ввести национальную систему квалификации и профессиональные стандарты, приведут к повышению минимального размера оплаты труда и росту зарплат в целом”

С началом рыночных реформ в России в полный рост встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране.

Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся: преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест; сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях; создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики; обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения; дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством; смягчение последствий долговременной безработицы.

Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

– разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;

– разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;

– помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

– защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;

– организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;

– разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

– содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;

– разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов [26].

Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.

Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей.

В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам [12, c. 23].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.