Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура разработки деловой игры




Структура описания деловой игры

Схема 2

(по Локатису и Аткинсону)

 

 


инцип делового подхода к моделированию содержания профессиональной деятельности экономических процессов и функций   Принцип диалогового взаимодействия участников игры   Принцип трехплановости    
  Принцип разнонаправленности экономических интересов, содержащих в имитационной модели экономических функций управления и заложенных в основу игровой деятельности    
Принцип имитационного моделирования содержания экономических функций управления    
   
   
Принцип имитационного моделирования конкретных производственно-экономических условий и динамики производства    
                 

 

  Рис. 6.1. Иерархия принципов конструирования деловой игры

 

 


Рис. 6.2. Принципиальная структурная схема деловой игры

В связи с этим предлагается рассматривать принципы кон­струирования и проведения деловой игры в виде иерархической структуры, показанной на рис. 6.1. Перечисленные принципы от­ражают подход к игровому процессу обучения, его логике и внут­ренним связям и могут быть полезными в том случае, если ими руководствоваться в единстве. При этом формулировка принципов разработки деловой игры в таком общем виде явно недостаточна. Для реализации их на практике требуется разработка как теоре­тического, так и методического механизма их воплощения в про­цессе создания и проведения ДИ.

Анализ исследований, проведенных в области разработки де­ловых игр, передового педагогического опыта, а также собствен­ной практики создания игр позволил нам выделить основные струк­турные элементы ДИ.

С точки зрения указанных принципов в деловой игре пред­полагается разработка моделей трех типов: I)имитационной, от­ражающей реальный объект и задающей содержание изучаемых эко­номических функций управления; 2) обучающей - в соответствии с предметным контекстом профессиональной экономической деятель­ности специалистов; 3) игровой, фактически являющейся описа­нием способа работы участников с имитационной моделью и воссоз­дающей социальный прообраз их будущей профессиональной деятель­ности.

Эти три взаимосвязанных модели состоят, предположительно, из определенных структурных элементов, представленных на рис. 6.2.

Объектом имитации в экономических ДИ являются процессы производства или его фрагменты, производственно-экономические и социальные отношения занятых.в нем людей. Это может быть от­расль, объединение, предприятие, цех, участок, служба, отдел. Принцип имитационного моделирования предполагает построение в целях обучения моделей, отражающих в упрощенном виде выбран­ный объект реальной действительности. Объектами имитации могут быть типичнее экономические процессы планирования, организации, оперативного регулирования на определенном участке производ­ственного процесса, изучение которых необходимо для качествен­ной подготовки специалиста инженерно-экономического профиля.

В объекте имитации имеются две взаимосвязанные части, ко­торые отражаются в ДИ в виде моделей двух типов: модель предме­та профессиональной деятельности, которой может быть математи­ческое описание технологии производственного процесса; модель самого процесса экономической деятельности, осуществляемой на этом предмете (модель прогнозирования, технико-экономического планирования, оперативного регулирования производства).

Объект и содержание имитационных экономических функций задаются.исходя из квалификационной характеристики будущего инженера-экономиста, составленной в соответствии с требования­ми, предъявляемыми к нему со стороны реального производства. Именно наличие этих двух моделей, создающих основу Щ}. обусловливает ее развивающийся характер, поскольку позволяет не только вырабатывать инженерные и экономические навыки и умения оперирования с предметом деятельности, но и формиро­вать умение принимать правильные управленческие решения, при­обретать навыки взаимодействия с людьми. В ряде случаев эти две части могут быть объединены в одну модель объекта.

Соотношение двух типов моделей в конкретной игре, сте­пень их проработки зависят от таких факторов, как цели игры, характер объекта имитации, контингент обучаемых, условия и сро­ки обучения.

При создании второй части - модели экономических процес­сов - необходимо помнить о принципе разнонаправленное™ эконо­мических интересов. Необходим определенный опыт работы с НИМ, чтобы правильно соблюсти и заложить в модель приоритеты обще­государственных интересов над коллективными, сочетание личных и коллективных интересов. Различие экономических интересов, берущее свое начало в реальности, должно быть четко определено и зафиксировано в модели. В то же время различные интересы участников не должны препятствовать взаимодействию между ними и достижению согласованных, взаимоувязанных решений, что дос­тигается с помощью игровой модели.

Необходимо специально конструировать игровую деятельность, направленную на изучение, практическое освоение и использова­ние имитационной модели. В целях обучения и выработки экономи­ческого мышления,, необходимого для будущей профессиональной деятельности, следует обратить особое внимание на разработку отдельных элементов деловой экономической игры.

Рассмотрим содержание игровой модели. Она включает в се­бя цели игры, описание предмета игры, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры и систему стимулирования иг­роков.

Поскольку ДИ по своей природе трехпланова, то структура и технология игры должны обеспечивать реализацию троякого ро­да мотивов - реальных, учебных и игровых. Это может быть дос­тигнуто постановкой перед слушателями трех видов целей, отра­жающих реальный производственный и игровой контекст в учебной деятельности (рис. 6.3).

Следует отметить, что игровые цели нужны не сами по се­бе, а лишь как средство создания соответствующего эмоциональ­ного духа соревновательности в игре, и по отношению к реаль­ным целям исследования объекта имитации, и педагогическим це­лям обучения профессии инженера-экономиста выполняют вспомога­тельную подчиненную роль.

В связи со сказанным в учебных ДИ должны ставиться, на­ряду с производственно-экономическими, педагогические цели, среди которых можно выделить стратегическую цель - углубление знаний, формирование экономического мышления и тактические -выработка системных умений по применению комплексных экономи­ческих знаний, выработка умений оценивать и экономически обос­новывать различные варианты решения проблем, развитие способ-•ностей к многоальтернативному поиску решений задач, формиро­вание навыков разработки и принятия коллективных решений, об­мен опытом, деятельностное закрепление имеющихся экономичес­ких знаний. Особое значение и одновременно трудность для пре­подавателей и.студентов представляет задание и реализация в ДИ статегической цели формирования экономического мышления, целей развития социальной и поведенческой активности личнос­ти. В основе таких целей заложены потребности реального про­изводства: экономический подход к любым принимаемым решениям, нахождение среди многовариантных решений наиболее эффективно­го, выработка положительной установки на восприятие всего но­вого, предвидение экономических последствий от его внедрения в производство. Педагогические цели, таким образом, должны отражать цель экономического образования и содержание квалифи­кационной характеристики специалиста экономического профиля, исходя из нужд реального производства формироваться кратко в терминах действий ("знать", "усвоить", "закрепить", "уметь", "приобрести навык", "обосновать" и др.).

 


Производственно-экономические цели

 

1. Экономический подход к решению производственных задач, достижению высоких экономических результатов деятельности

2. Умение работать в производственном коллективе

3. Совершенствование навыков принятия управленческих решений

4. Развитие экономического мышления

5. Формирование требований к специалисту экономи­ческого профиля

 

 

Педагогические цели

 

 

1. Осознание и деятельностное закрепление в процессе ДИ экономических знаний, по­лученных в прошлом

2. Обмен опытом между участни­ками игры, формирование на­выков работы в "игровом" коллективе

3. Выработка умения оценивать и экономически обосновывать правильность выбора того или иного варианта решений в игре, разработка новых вариантов

4. Выработка системных умений по применению комплексных экономических знаний на имитационной модели

5. Появление знаний нового качества, формирование экономического мышления

6. Соответствие уровня эко­номических знаний обучае­мых требованиям квалифи­кационной характеристики

 

Игровые цели

 

 

1. Получение выигрыша в процессе игры

2. Установление игровых отношений диалогичес­кого общения между участниками игры

3. Создание духа состя­зательности в игре

4. Преодоление психоло­гического барьера к поиску, разработке и проверке многовариан­тных решений

5. Раскрепощение мысли­тельных процессов, пробуждение инициа­тивы, творческой ак­тивности

6. Доработка методики игры

7. Приобретение новых навыков и умений


Рис. 6.3. Система целей, задаваемых в деловой игре


 

Целесообразно идти по пути создания объективных условий для реализации таких целей на всех этапах игры, в том числе и с помощью конструктивных элементов ДИ, презвде всего правил и системы стимулирования и оценивания действий игроков.

Игровые цели также должны ставиться перед всеми участ­никами игры, но по своему содержанию они не обязательно явля­ются "игрушечными" или надуманными. Это вполне реальные и по­нятные для участников ДИ цели, которые могут и не всегда вос­приниматься только как игровые. Единственным видом чисто иг­ровых целей, осознаваемых участниками ДИ как таковыми, явля­ются цели выигрышам определенного числа баллов, очков, либо иных показателей, начисляемых или, наоборот, снимаемых с игро­ка, команды за удачные, а также неудачные действия в ходе иг­ры. Одни авторы [24, 31] считают, что такие цели являются силой, "мотором" игры, без них игра не может состояться, другие [7, 8, 11] придерживаются той точки зрения, что они служат одним из мотивирующих.

К числу игровых целей можно отнести также следующие:

- установление игровых отношений диалогового общения между участниками игры. Ведь именно в диалоге, по данным пси­хологической науки, зарождается и развивается процесс мышле­ния как синтез противоречивых точек зрения участников поиска той новой альтернативы решения проблемы, которая не содержит­ся в чистом виде ни у одного из игроков и в то же время долж­на устраивать каждого из них;

- создание духа состязательности в игре способствует мыслительной и речевой активности участников на фоне стимули­рующей роли эмоциональных процессов, естественного желания победить;

- преодоление психологического барьера к поиску, разра­ботке и проверке многовариантных решений. Возможность отступ­ления от ранее сложившихся представлений о второстепенной роли экономики в производстве и проверки самых смелых производ­ственно-экономических предположений на имитационной модели;

- раскрепощение мыслительных,процессов, пробуждение ини­циативы, творческой активности происходит в процессе игры, так как в ней заложена возможность для живого общения, необ­ходимость отстаивания своих ролевых позиций, нахождение сог­ласованных решений;

- в процессе игры ее участники приобретают новые навыки и умения, имеют возможность внести конструктивные предложения по доработке методики игры.

В соответствии с разработанной системой целей деловых игр предлагается более подробная структурная схема деловой игры, отражающая взаимосвязь конструктивных элементов трех ее частей: игровой модели, модели обучения и имитационной модели (табл. 6.1).

Следующим обязательным элементом игровой модели является комплект ролей и функций игроков.

Выбор ролевой структуры ДИ определяется объектом имитации и целями обучения, поэтому роли в ДИ заимствуются из реальной профессиональной действительности (директор, заказчик, пред­ставитель министерства) и специально создаются с целью отраже­ния определенной должностной позиции ("консерватор", "инициа­тор", "скептик"). В ДИ допускаются роли любого уровня, груп­повое исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов на практике, исполнение ролей ЭВМ.

Анализ литературы и опыт работы с играми позволили выде­лить" следующие способы представлений инструкций игрокам:

- словесное описание в свободной форме возможных дейст­вий, прав и обязанностей игроков,

- перечень действий и их результатов в табличной форме (регистрационные" карты),

- алгоритмическое представление поведения сроков, соот­ветствующее технологии конкретной профессиональной деятель­ности и ее результатов в графической форме (фрагменты струк­турно-временной схемы взаимодействия участников игры).

Выбор конкретной формы описания инструкций зависит от ха­рактера имитационной модели и преобладания той или иной ее составляющей - модели предмета деятельности, модели процесса деятельности.

 

Таблица 6.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.