Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3: фінансово-бюджетна та грошово-кредитна політика 2 страница




3. Планировка рабочих мест

Планировка рабочих мест — это пространственное размещение рабочих мест, элементов их оснащения — оборудования, технологической и ор­ганизационной оснастки, а также предметов труда и самого работника.

Различают:

1) общую (внешнюю) планировку рабочих мест пространственное расположение самих рабочих мест;

2) частную планировку, предполагающую рациональное размещение в пределах рабочего места всех его элементов — субъекта (работника), средств и предметов труда.

В рамках частной планировки выделяют внутреннюю планировку, предполагающую рациональное расположение инструментов, приспособлений, сырья, материалов, готовой продукции и прочего внутри таких элементов оргоснастки, как производственная мебель, тара. Основные задачи планировки рабочих мест (всех ее видов) следующие:

• создать удобные и безопасные условия труда;

• наиболее эффективно использовать производственные площади;

• улучшить использование рабочего времени исполнителей за счет устранения излишних движений, хождений и т.п.

Исходными моментами, которые необходимо учитывать для обеспечения рациональной планировки рабочих мест являются следующие:

• особенности технологического и трудового процессов;

• специализация рабочего места в соответствии с применяемой технологией и формами разделения и кооперации труда;

• состав и особенности используемого оборудования, технологической и организационной оснастки рабочих мест;

• действующая система обслуживания рабочих мест;

• применяемые примы и методы труда;

• требования техники безопасности и охраны труда.

Исходя из этого, основные требования, которым должна отвечать рациональная общая планировка рабочих мест, следующие:

1. Наиболее экономное использование производственных площадей.

2. Рациональная взаимосвязь между рабочими местами.

3. Расположение рабочих мест по ходу технологического процесса и обеспечение прямоточности грузовых потоков.

4. Минимизация протяженности грузопотоков и расстояний переходов работников.

5. Соблюдение санитарных норм в расположении рабочих мест, обеспечение безопасности труда.

Важно правильно определить площадь рабочего места. По существую­щим нормативам на каждого работающего должно приходится не менее 4,5м2производственной площади и не менее 15м3объема производственно­го помещения.

Подходы к рабочим местам должны быть не только кратчайшими, по возможности они не должны пересекаться с транспортными путями. Подъездные пути следует проектировать так, чтобы была обеспечена возможность доставки к рабочему месту и монтажа на нем, а также демонтажа и вывоза громоздкого и тяжелого оборудования (если, разумеется, такое оборудование имеется на рабочем месте). Входы и выходы в помещениях должны быть свободны, хорошо обозримы и безопасны.

Должно быть рациональным расположение рабочих мест по отношению к источникам естественного освещения (свет должен падать на работника

сбоку слева или сзади слева). Необходимо рабочие места с вредными условиями труда отделять от рабочих мест с нормальными условиями.

Частная планировка рабочих мест также должна отвечать названным требованиям, то есть обеспечивать удобство в работе, безопасность труда, минимизацию физических усилий и нервной напряженности, санитарные нормы, рациональную рабочую позу, благоприятные условия труда, эко­номное использование площади, улучшение использования рабочего време­ни. Конкретно это выражается в следующем. Необходимо обеспечить наи­более рациональное размещение на рабочем месте всего необходимого оборудования, оргтехоснастки, сырья, материалов. При этом главное требо­вание — комплексный учет экономических и психофизиологических требо­ваний при размещении элементов рабочего места. И с экономической и с психофизиологической точек зрения, нужно стремиться к устранению лиш­них движений и перемещений работника, созданию возможности использо­вания рациональных приемов и методов труда и т.п. Это во многом обеспе­чивается рациональным использованием различных зон рабочего места.

Рабочая зона — участок трехмерного пространства, ограниченный пределами досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях с учетом поворота работника на 180° и перемещением его вправо и влево на один - два шага. В этой зоне должны размещаться орудия труда, постоянно используемые в работе. Остальная площадь рабочего места составляет вспомогательную зону, где располагаются предметы, применяемые реже.

Наименее утомительной и наиболее экономичной является работа в пределах оптимальной зоны досягаемости — пространства, ограниченного воображаемой дугой, очерчиваемой (в горизонтальной или вертикальной плоскости) при вращении руки, согнутой в локтевом суставе при свободно опущенном плече. В эту зону помещают наиболее часто используемые инструменты, органы управления оборудованием и особенно те, от которых в пер­вую очередь зависит безопасность и качество работы. Кроме того, выделяют зону максимальной досягаемости — пространства, ограниченного размахом полностью вытянутой руки при ее вращении в плечевом суставе. Зоны досягаемости определяются для различных рабочих поз (сидя, стоя и т.д.)

Рациональная частная планировка рабочих мест предполагает обеспече­ние удобной рабочей позы исполнителя. При разных положениях тела че­ловек расходует неодинаковое количество энергии. Если, например, мы­шечную работу при прямой рабочей позе «сидя» принять за единицу, то при выполнении той же работы в прямой позе «стоя» мышечная работа возрас­тает в 1,6 раза, в наклонной позе «сидя» — в 4 раза, а в наклонной позе «стоя» — почти в 10 раз.

Главное требование к рабочей позе — ее соответствие темпу и траектории рабочих движений, величине мышечных усилий. Для медленных дви­жений, в которых большую роль играют статические усилия мышц, необходимо применять рабочую позу «сидя». Быстрые движения, как правило, требуют значительных траекторий, их легче и удобнее выполнить стоя. Наиболее целесообразной является переменная рабочая поза «сидя — стоя». Однако при выполнении работ с усилиями до 5 кг рекомендуется рабочая поза «сидя», от 5 до 10 кг — «сидя-стоя», а свыше 10 кг — «стоя».

Планировка рабочего места должна обеспечивать для работающего хорошие условия обзора, исключающие большое зрительное напряжение. Для этого необходимо правильно использовать поле зрения человека в горизонтальной и вертикальной плоскостях, обеспечивать оптимальное расстояние от предмета обработки до глаз работника, правильно размещать элементы рабочего места с точки зрения улучшения освещенности рабочего места. Угол мгновенного зрения в рабочей зоне составляет 18°, угол эффективной видимости — 30°, угол зоны обзора, в рамках которого отчетливо воспри­нимаются форма предмета и его местоположение, при фиксированном по­ложении головы по горизонтали равен 120°, по вертикали— 86° (39° — вверх, и 47° — вниз).

При организации рациональной частной планировки следует обеспечи­вать свободный доступ к зонам, в которых расположено оборудование, тре­бующее профилактических осмотров и ремонта, а также удобное и безопас­ное передвижение людей. На рабочем месте не должно быть элементов, которые не участвуют в производственном процессе.

Рациональная внутренняя планировка рабочих мест также предполагает соблюдение определенных требований, которые, наряду с ранее перечисленными, позволяют создавать условия для экономии трудовых движений и сил работника, снижения его утомляемости в процессе труда и увеличения времени полезной работы.

Во-первых, каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место и фиксированную зону перемещения.

Во-вторых, расположение всех предметов и средств труда должно иметь определенный порядок: оно должно соответствовать содержанию и последовательности выполнения трудовых приемов, создавать возможность мак­симального использования обратных движений рук, симметричности и естественности движений. Все, что берется руками, должно находится в зоне досягаемости рук и не требовать наклона туловища и хождений. Все, что берется правой рукой, располагается справа, левой — слева. То, чем чаще пользуется работник, располагается ближе и т.д.

4. Обслуживание рабочих мест.

Исключительно важным направлением деятельности по организации рабочих мест и в целом по организации труда является организация их обслуживания. Любая работа по научной организации труда, по любому из ее на­правлений окажется малоэффективной, если исполнитель постоянно отвлекается от своей основной работы для выполнения вспомогательных, подсобных функций, либо простаивает в ожидании их выполнения.

От эффективности организации системы обслуживания рабочих мест зависит производительность труда, ритмичность производства, качество работ и продукции.

Система обслуживания — это наиболее активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабо­чих мест всем необходимым, нацеленная на обеспечение его бесперебойно­го и эффективного функционирования.

Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места:

- средства труда;

- предметы труда;

- субъекты труда (работники).

Исходя из этого, все функции обслуживания группируются по следую­щим направлениям.

1. Функции по обслуживанию средств труда:

- инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента);

- наладочная (наладка и подналадка оборудования);

- энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);

- поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт);

- ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).

2. Функции по обслуживанию предметов труда:

- складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента);

- транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);

- контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).

Функции по обслуживанию работников:

- информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий;

- санитарно-гигиеническое обслуживание;

- хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание;

- медицинское обслуживание;

- культурное обслуживание;

- охрана труда.

Системы обслуживания могут быть различными в зависимости от:

• конкретных условий производства;

• организационно-технических факторов.

Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах. Но ко всем системам предъявляются определенные общие требования, соблюдение которых способствует оптимальному решению задач по обслуживанию рабочих мест. Система обслуживания должна быть:

• комплексной — включать в себя все функции обслуживания и обеспе­чивать их согласованность и увязку;

• рациональной — оптимально сочетать централизованные и децентрализованные виды обслуживания;

• гибкой, оперативной — обеспечивать возможность оперативного, быстрого вмешательства при возникновении отклонений от нормального хода процессов обслуживания;

• прогрессивной — учитывающей современные возможности техники, технологии, возможности стандартизации и унификации;

• плановой — быть частью внутрипроизводственного планирования, ор­ганизовываться на основе расчетов обслуживания для каждого рабоче­го места, согласовываться с системой оперативного планирования, сменных заданий;

• предупредительной — не допускающей остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность — это заблаговременность обслуживания, осно­ванная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчетах запасов сырья, материалов, топлива, инструментов на рабочем месте, необходимых для обеспечения бесперебойной рабо­ты;

• своевременной — обеспечивать строгое соблюдение установленного регламента обслуживания; все должно делаться вовремя, в установлен­ный срок, от этого зависит четкость работы обслуживаемого рабочего места; надежной — гарантирующей обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме, требуемого качества; надежность обслуживания — это признак высокой его организации, что достигается системой дублиро­вания, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполне­нии функций обслуживания;

• экономичной — основанной на расчетах разных вариантов осуществления обслуживания и выбора того из них, который при соблюдении всех выше перечисленных принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств. Принцип экономичности обеспечивает­ся использованием наиболее совершенных технологий обслуживания и установлением величины трудовых и материальных затрат на основе научно обоснованных нормативов для расчета таких затрат.

В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют 3 вида обслуживания рабочих мест: централизованное, децентрализованное и смешанное обслуживание.

Централизованное обслуживание предполагает сосредоточение функ­ций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, от­дела или предприятия. Это создает условия для централизованного плани­рования всех функций обслуживания и органической увязки его с планированием основного производства, для повышения качества обслужи­вания, сокращения сроков обслуживания, повышения уровня механизации труда по обслуживанию, его экономичности и эффективности.

При децентрализованном обслуживании функции обслуживания выполняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает. Достоинством этого вида обслуживания является, зачастую, более высокая оперативность решения задач обслуживания рабочих мест. Основными недостатками его являются: низкий уровень механизации труда, нерациональное использование труда вспомогательных рабочих (и основных, если они выполняют эти функции).

При смешанном (комбинированном) обслуживании часть функций обслуживания выполняется централизовано, а часть — децентрализовано.

По форме выполнения функций обслуживание рабочих мест может быть стандартным, планово-предупредительным и дежурным. Применение той или иной формы обслуживания во многом обусловлено типом производства.

В единичном и мелкосерийном производстве преобладает дежурное обслуживание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зре­ния ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.

В условиях крупносерийного и среднесерийного производства широкое распространение получило планово - предупредительное обслуживание (ППО) рабочих мест, при котором все работы по функциям обслуживания рабочих мест производятся на основе планов-графиков, увязанных с производственными планами, заданиями. Эта работа осуществляется вспомогательным персоналом при почти полном освобождении основных рабочих от функций обслуживания своих рабочих мест. При этой системе осуществля­ется плановое и активно-предупредительное обслуживание:

• обеспечивается такое положение, при котором необходимые материалы обязательно поступают на рабочее место в соответствующий момент времени;

• осмотр и ремонт оборудования производят в заранее определенный срок;

• переналадка оборудования, подготовка и изготовление специальной технологической оснастки осуществляются вовремя, с учетом запуска в обработку новых партий деталей и т.п.

Внедрение этой системы требует значительной подготовительной рабо­ты, значительных трудовых и материальных затрат. Однако эти затраты существенно перекрываются получаемым эффектом за счет стабильного и производительного труда основного персонала и оборудования, так как сис­тема ППО характеризуется ритмичностью работы вспомогательных служб, минимальной возможностью простоев, более высоким качеством обслужи­вания.

Стандартное обслуживание — наиболее совершенная форма плановопредупредительного обслуживания — характерно для поточно-массового производства, при устойчивом производственном процессе и постоянном закреплении операций за рабочими местами. Сущность его заключается в обслуживании по заранее разработанным стандартным расписаниям и стан­дарт-планам. Такими видами обслуживания являются: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инстру­мента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т.д. При этой форме обслу­живания основные производственные рабочие полностью освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Стандартное обслуживание предотвращает какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченно­сти рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма обслуживания, требующая, однако жесткой ритмичности основного произ­водства.

Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с перечисленными выше требованиями, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанных группы вопросов:

1) установить, в каких функциях обслуживания нуждается данное рабочее место, его работник и вся система рабочих мест;

2) по каждой функции обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать ее объем в смену (месяц, год);

3) определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания;

4) персонифицировать обслуживание, то есть закрепить функции обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями.

Физическая норма обслуживания может быть представлена разными показателями. Для сырья, материалов, полуфабрикатов это может быть объ­ем их разовой доставки или величина их неснижаемого запаса на рабочем месте. Для ремонтных работ может быть указан вид ремонта: мелкий, сред­ний, капитальный и его продолжительность. Для энергообслуживания ука­зываются его параметры (напряжение и сила тока, давление и температура пара и горячей воды и др.). Для межремонтного обслуживания оборудова­ния, хозяйственного обслуживания рабочего места указываются виды работ и их продолжительность и т.д.

Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т.д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслужива­ния. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерыв­но».

Хорошо организованное обслуживание предполагает: работники, рабо­чее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объе­ме и когда. А работники, которые обслуживают, знают, кого они обслужи­вают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.

Проектирование организации обслуживания рабочих мест ведется в следующей последовательности:

• устанавливается состав и объем работ по обслуживанию в целом для подразделения;

• выделяются работы по обслуживанию, которые целесообразно передать основным работникам;

• исходя из состава и объема работ рассчитываются нормы затрат труда вспомогательных работников для обслуживания рабочих мест (нормы численности, нормы обслуживания, нормы времени обслуживания);

• состав и объем работ по обслуживанию распределяются между вспомогательными работниками с учетом функционального разделения труда
между ними и норм затрат труда;

• устанавливаются виды и формы обслуживания и разрабатываются условия их применения;

• рассчитываются физические нормы обслуживания;

• разрабатываются регламенты обслуживания (графики, расписания, маршруты движения);

• проектируется организация стационарных и передвижных рабочих мест вспомогательных работников.

На основе анализа сведений о затратах времени по видам работ разрабатывают схемы функционального разделения труда, где указывают исполни­теля, вид и условия исполняемой работы. На следующем этапе проектиру­ются мероприятия, направленные на совершенствование системы обслужи­вания рабочих мест с учетом научно обоснованной связи процессов обслу­живания с основным производственным циклом. В результате может быть сформирована оптимальная система обслуживания, обеспечивающая непрерывность всего производственного процесса.

Этот метод повышения уровня обслуживания рабочих мест наиболее эффективен в условиях серийного и массового производств. Совершенствование организации обслуживания рабочих мест позволяет значительно по­высить производительность труда, улучшить качество выпускаемой про­дукции, упорядочить работу внутрицеховых служб и вспомогательных рабочих.

Эффективность организации обслуживания повышают на основе применения ЭВМ, которые используются в планировании ремонтов, очередности выполнения смазочных работ, при составлении графиков и маршрутов об­служивания, расчетах трудоемкости, управлении складами и т.д.

5. Аттестация и рационализация рабочих мест.

Аттестация рабочих мест — это их комплексная проверка на соответствие техническим, экономическим, организационным и социальным требо­ваниям.

Работа по аттестации рабочих мест на предприятиях достаточно широко проводилась в дореформенное время, особенно в середине 80-х годов XX в. В настоящее время практика проведения аттестации рабочих мест, безус­ловно, заслуживает определенного внимания. Комплексная аттестация ра­бочих мест с последующей их рационализацией — основа повышения эф­фективности труда и производства, качества продукции, снижения ее себестоимости.

Решение этих задач достигается за счет:

• приведения рабочих мест в соответствие с техническими и социальными требованиями, сокращения применения ручного, тяжелого физиче­ского труда, повышения содержательности труда;

• улучшения использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием, концентрации работ на более прогрессивном оборудовании, повышения сменности;

• улучшения условий труда на каждом рабочем месте;

• повышения квалификации работников.

Аттестация рабочих мест позволяет обоснованно решать вопросы оценки

условий труда на рабочих местах и установления льгот и доплат за работу в неблагоприятных условиях; проверять обоснованность норм материальных затрат; полнее и рациональнее использовать вложения финансовых средств и многие другие вопросы.

Первый этап аттестации рабочих мест — их учет, предусматривающий определение числа рабочих мест, классификацию и группировку их по ви­дам и характеру использования, по категориям занятых на них работников и др.

Количество рабочих мест определяется:

• прямым счетом по количеству станков, агрегатов, машин, механизмов, комплектам технологической и организационной оснастки при обслу­живании (по норме) каждой единицы одним работником;

• по установленным зонам обслуживания;

• по рабочим постам.

В отдельных производствах (строительство) количество рабочих мест определяется на основе нормативной трудоемкости по видам работ, производственным процессам или их законченной части.

Каждое рабочее место учитывается как одно независимо от того, используется ли оно в одну, две или более смен.

Учет ведется по специальной ведомости.

Второй этап — непосредственная аттестация рабочих мест, в ходе которой каждое рабочее место оценивается комплексно по следующим трем уровням:

• техническому;

• организационному;

• условиям труда и технике безопасности.

Для оценки технического уровня рабочего места могут использоваться следующие основные показатели:

• соответствие технологических процессов, оборудования, оснастки, инструмента и средств контроля требованиям обеспечения высокого ка­чества продукции;

• уровень производительности оборудования;

• соотношение фактической и проектной производительности оборудования;

• технологическая оснащенность рабочего места;

• оправданность степени механизации труда.

При оценке организационного уровня рабочего места анализируются следующие показатели:

• рациональность планировки;

• количество и комплектность оргоснастки, прогрессивность ее конструкции и техническое состояние;

• применение многостаночного (многоагрегатного) обслуживания;

• рациональность обслуживания рабочих мест;

• соответствие форм организации труда технологическому процессу, характеру и объему выполняемых работ;

• использование рациональных приемов и методов труда;

• квалификация работника, ее соответствие сложности и требуемому качеству выполняемых работ;

• качество действующих норм труда;

• эффективность использования рабочего места: уровень использования оборудования во времени; коэффициент сменности, занятость работника производительным трудом в течение смены..

При оценке условий труда и техники безопасности анализируются:

• соответствие санитарно-гигиенических условий нормативным требованиям;

• соответствие производственного процесса, оборудования, организации рабочего места стандартам безопасности и нормам охраны труда;

• объемы ручного и тяжелого физического труда;

• наличие монотонного труда;

• обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью, средствами защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установ­ленным нормам.

По результатам аттестации рабочих мест каждое из них может быть отнесено к одной из трех групп.

1) Аттестованные рабочие места — рабочие места, показатели которых
полностью соответствуют требованиям или превышают их.

2) Подлежащие рационализации — рабочие места, отдельные показате­ли которых не соответствуют установленным требованиям, но могут быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации.

3) Подлежащие ликвидации — рабочие места, показатели которых не соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных требований в результате рационализации. К этой же группе относятся рабочие места, рационализация которых экономически не целесообраз­на, а также излишние рабочие места.

Третий этап — рационализация рабочих мест. Разработка мероприятий по рационализации рабочих мест проводится на основе анализа данных аттестации. В ходе технико-экономического анализа рассматриваются результаты оценки рабочих мест и предложения по их совершенствованию, устанавливается реальная потребность в каждом рабочем месте, рассчитывается эффект от доведения рабочих мест до нормативного уровня и необходимые затраты, выявляются возможности предприятия для проведения рационализации рабочих мест.

Мероприятия рекомендуется разрабатывать по следующим основным направлениям:

1) по повышению технического уровня рабочих мест;

2) по повышению организационного уровня рабочих мест;

3) по улучшению условий труда и техники безопасности на рабочих местах;

4) по ликвидации излишних и малоэффективных рабочих мест.

 

 


[1] Серегин А.М., Половинко В.С., Апенько, С.Н. Рабочее место в банке: сущность, организация, оценка. – Омск: изд-во Наследие. Диалог – Сибирь, 1999



1. Фінансово-бюджетне регулювання.

2. Податкове регулювання.

3. Регулювання суспільного сектору економіки.

4. Державні замовлення як засіб задоволення державних потреб.

5. Грошово-кредитне регулювання.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.