Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и алгоритмы консультирования 9 страница




Собственно психологические задачи. Клиент ставит вопрос о значе­нии того или иного своего переживания, поступка. Он не только де­монстрирует свои переживания, убеждения, но и готовность их менять, сопоставлять разные системы оценок. Он открыт для освоения других форм поведения и установок.

В практике таких клиентов встречается немного, а со стороны со-зависимых такой запрос — большая редкость. Так что если в процессе беседы консультанту удается переформулировать запрос в психологи­ческую задачу — это уже значительный терапевтический успех.

В любом случае необходимо сделать попытку в этом направлении. Такая переформулировка задачи открывает для клиента новую психо­логическую реальность и позволяет консультанту действительно ока­зывать психологическую помощь.

Если психолог не понимает задачу взаимодействия клиента, суще­ствует опасность подмены психологической помощи внедрением Я-концепции психолога в психологическое пространство клиента.

5. Клиенты, которые имеют скрытую цель доказать, что, несмотря на все старания, его проблему просто невозможно решить.

6. Клиенты, которые получают вторичную выгоду от существования проблемы и ищут внимания, а не решений.

Эти две категории клиентов составляют группу так называемых иг­ровых клиентов. Им важно, с одной стороны, показать и себе, и своим близким, что они заботятся, стараются сделать их жизнь как можно лучше, а с другой — сохранить прежнюю систему взаимоотношений, в которых член семьи, так называемый «идентифицированный паци­ент», — важное звено, и утрата проблемы в семье (супружестве или партнерстве) практически разрушит отлаженную систему, пусть и дес­труктивную.

Вторая цель, как правило, не осознается. И если бы консультант вздумал напрямую высказать идею о подсознательном стремлении сохранить положение вещей клиенту, тот был бы возмущен до глуби­ны души, причем вполне искренне. Действительно, мало кто строит деструктивные и созависимые отношения сознательно. Именно нео­сознанность многих целей, поступков и реакций отличает людей с опустошенным Я.

Игровой клиент имеет вторичную выгоду от проблемной ситуации (например, мученик в такой ситуации чувствует себя спасателем и тем самым получает мощное удовлетворение потребности в самореализа­ции), поэтому он часто хочет сделать выбор, при котором он ничего не потеряет и ничего не будет менять. По сути, он желает, чтобы близ­кий стал более удобным в созависимом сценарии.

Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения...

Клиент игровой ориентации манипулирует консультантом для до­стижения своих скрытых целей. В переносном значении «манипуля­ция» означает стремление «прибрать к рукам», то есть желание пре­вратить человека в послушное орудие. Вот как пишет о ней Е. Л. До-ценко: «...Метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:

• идею «прибирания к рукам»,

• обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельно­сти решений и действий адресата воздействия,

• искусность манипулятора в выполнении приемов воздей­ствия»13.

Таким образом, клиенты, манипулирующие консультантом, хотят добиться от него действий, которые им нужны, причем делают это на­столько искусно, что он ничего не подозревает. Даже опытные психо­логи порой попадаются в их ловушки.

Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди» перечисляет неко­торые «игры», предпринимаемые клиентами. За более подробным опи­санием читателям стоит обратиться к этому замечательному произве­дению классика транзактного анализа. Здесь же приведены лишь крат­кие описания наиболее часто встречающихся игр.

«Посмотрим, такой ли вы специалист». Клиент дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. Доказательства компетентности клиент принимает с ожив­лением и тут же выдвигает новые вопросы.

«Вы согласны, что решения нет?» Клиент всячески усиливает безна­дежность своей проблемы, хотя реально ее может вообще не существо­вать.

Если консультант предлагает какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и пря­мо или косвенно выскажет упрек: «Ну, разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?»

Если консультант подтверждает отсутствие решения, клиент тут же предлагает свое решение проблемы, упрекая: «Вот видите, я разбира­юсь в жизни получше вас».

«Да, но...». Клиент сначала соглашается с доводами и предлагаемы­ми ему вариантами решения проблемы, но в последний момент при­водит аргументы, почему найденное решение не осуществимо.

Если консультант втягивается в эту игру, она может продолжаться Долго, не принося никаких результатов.

1! Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 2000. С. 48.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

«Дурачок». Тезис этой игры: «Что поделать, такой уж я есть». Такой клиент ничего не собирается делать. На все вопросы консультанта, по­чему он ничего не предпринимает для решения проблемы, клиент ве­дет себя в соответствии с тезисом.

«Калека». Игра, сходная с предыдущей. Ее тезис: «Ну, что вы хотите от калеки?!»

Э. Шостром перечисляет пять основных причин манипуляции14.

1. Отсутствие доверия к себе и другим.

2. Желание иметь власть над чувствами другого человека, что пре­вращает последнего в вещь манипулятора.

3. Потребность к сверхконтролю или же к полному отказу от него вследствие ощущения неопределенности и непредсказуемости жизни. Впрочем, манипулянт, который демонстрирует свою беспомощность и зависимость, на самом деле подобным образом управляет и контро­лирует окружающих.

4. Желание избежать истинной близости, которая вызывает чрез­мерную тревожность.

5. Потребность получить одобрение всех и всякого заставляет ма­нипулятора воздействовать на людей таким образом, чтобы получать их внимание и одобрение.

В связи с характером действий манипуляторы подразделяются сле­дующим образом.

1. Активные манипуляторы. Пытаются управлять другими с помо­щью активных методов. Они играют сильных людей, пользуясь своим социальным или должностным положением: родитель, учитель, на­чальник и т. п.

2. Пассивные манипуляторы. Прикидываются беспомощными, глупы­ми, слабыми. Передают всю ответственность за свою жизнь другим лю­дям, заставляя их брать на себя львиную долю заботы о «слабом» ближнем.

3. Соревнующиеся манипуляторы. Для них жизнь — постоянная бит -ва, а люди — соперники. Они управляют другими и активными, и пас­сивными методами, втягивая их в соревнование и борьбу.

4. Безразличные манипуляторы. Воздействуют на окружающих тем, что демонстрируют безразличие к их мнению. На самом деле, они до­биваются того, чтобы близкие люди, напуганные безразличием, ста­рались завоевать или заслужить их внимание.

В любом случае, манипулятор — это человек, который использует те или иные приемы для защиты от чувства своей несостоятельности, неполноценности, тревожности и неуверенности.

14 Шостром Э. Анти-Карнеги. Минск, 1996. С. 33-34.

Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения...

Консультанту необходимо научиться распознавать манипуляции клиентов и открыто говорить о них.

Для этого в каждом конкретном случае необходимо пройти ряд этапов.

1. Отследить способы манипуляции.

2. Дать клиенту обратную связь о том, что наблюдал консультант. На­пример: «Вы уже несколько раз говорили о своей беспомощности и слабости, но, в то же время, вы потратили много сил и настойчиво­сти, чтобы заставить меня встретиться с вами в нерабочее время. При этом вы сумели задержать меня на целых полчаса, хотя я этого не хотел. Пожалуй, не каждый человек сумеет сделать такое». Или: «Ка­кое бы решение мы ни обсуждали, вы сначала соглашаетесь с ним, а потом выдвигаете аргументы против его выполнения».

3. Выразить свои чувства по этому поводу. Например: «Когда вы так настойчиво требуете дополнительной консультации, я чув­ствую, что моим мнением пренебрегают. И мне неприятно та­кое давление». Или: «У меня возникает ощущение, что вы в дей­ствительности не собираетесь решать свою проблему».

4. Выразить понимание, что манипуляция имеет определенное значе­ние для клиента. Например: «С другой стороны, я понимаю, что для таких действий у вас, вероятно, имеются веские основания».

5. Обсудить скрытые цели клиента. Например: «Как вы думаете, какие чувства (желания, стремления) заставляют вас поступать таким образом?»

Консультанту важно помнить, что клиенты часто не осознают сво­их манипулятивных действий и не всегда готовы сразу принять интер­претации консультанта. В таких случаях необходимо проявить терпе­ние и настойчивость. Продолжая работу с клиентом, консультант каж­дый раз, когда манипуляции проявляются, снова указывает клиенту на них, сохраняя доброжелательность и эмпатию.

В других случаях клиент может манипулировать консультантом вполне сознательно. При соответствующем поведении консультанта он, поняв, что дальнейшие манипуляции невозможны, либо прервет контакт, либо откажется от скрытых воздействий и начнет обсуждать действительную проблему.

Консультант имеет право отказаться от дальнейшей работы с клиентом, если манипулятивные действия не прекраща­ются, несмотря на все конфронтации с клиентом, и клиент продолжает свои встречи с ним в целях использования его внимания, сочувствия или его самого как объекта для своих агрессивных намерений.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

В случае, когда работа по осознаванию манипуляций не проводит­ся, игровые клиенты могут постепенно превратиться в «зависающих» (или «залипающих») клиентов. Они могут добросовестно посещать психолога, деловито обсуждать проблемную ситуацию, но ничего не предпринимают в реальной жизни. Да этого им и не нужно: они уже решили свою проблему — нашли доброжелательного, внимательного, сочувствующего слушателя, который регулярно в течение часа уделя­ет внимание только ему. В конце концов, консультант начинает тяго­титься такими визитами и мечтает только об одном: «Хоть бы он (кли­ент) не пришел».

Между тем, единственная возможность сделать так, чтобы «зави­сающий» клиент сделал свой выбор реально работать над изменения­ми и перестать использовать консультанта, — это сделать так, чтобы «зависать» стало неинтересно.

«Зависающие» клиенты любят говорить на общие темы и избегают разговора о том, что конкретно они сделали для решения их пробле­мы, зато активно «играют» в свои «игры» и демонстрируют свои моде­ли «втягивания» психолога в созависимые отношения. Поэтому кон­сультанту необходимо:

1) четко определять цели консультативного сопровождения и не­укоснительно следовать им;

2) отслеживать «игры» и обсуждать их с клиентом;

3) знать модели созависимого взаимодействия, видеть их в отно­шениях с клиентом и обсуждать их.

Подобные действия психолога, в том случае, если клиент отклик­нется на них, будут способствовать переходу на терапевтический уро­вень общения. Если же клиент не захочет идти столь глубоко, он про­сто перестанет приходить.

Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации.

Клиент деловой ориентации искренне заинтересован в решении проблемы, в которой он готов рассматривать и свою роль, и роль партнера, имеет твердое намерение исследовать отношения и ме­нять свои неэффективные или деструктивные установки. Именно поэтому необходимо обсуждение с клиентом его манипулятивного поведения.

Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения..

СТЕПЕНЬ ГЛУБИНЫ И ЖЕСТКОСТЬ ПРИЧИН, СОЗДАВШИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ

Вполне возможно, что проблема созависимости появилась у чело­века непосредственно в тот период, когда кто-то из членов семьи на­чал употреблять наркотики или злоупотреблять алкоголем. Или он попал в созависимые отношения в связи с жесткой невротизацией лич­ности своего партнера и теперь ищет выход из создавшихся отноше­ний, которые для него чужды и болезненны, однако ему уже сложно выпутаться из сетей манипулятора, то есть системы эмоциональной зависимости, вины, ответственности и т. д. В таком случае, несмотря на то, что длительный стресс, безусловно, влияет на психику, и зачас­тую наступают специфические изменения, реабилитация будет про­текать легче и быстрее, чем когда причины созависимости лежат в глу­боких личностных особенностях клиента.

Однако гораздо чаще зависимость и созависимость — это пробле­ма не одного поколения. Это не значит, что зависимость передается по наследству. Такое мнение особенно вредно (тем более что оно оши­бочно), так как тогда получается, что сделать ничего невозможно, при­чем не только в этом поколении, но и в последующих.

Причина живучести созависимых моделей поведения — в переходе из поколения в поколение системы семейного взаимодействия вместе с установками мировосприятия, догмами и правилами взаимоотноше­ний и самоотношения, которые инкорпорируются детьми и затем пе­реносятся в собственную семью, причем часто так и остаются неосоз­нанными. И эта неосознанность способствует созданию подобных де­структивных отношений в новых поколениях. Часто в такой семье присутствует миф о «злом роке» или «невезучести» ее членов. Особен­но глубока деструктивность созвисимых отношений в семьях, где в каждом поколении обязательно есть алкоголики или наркоманы.

Энн У. Смит пишет: «Вот мое собственное определение взаимоза­висимости. Это состояние в рамках действительного существования, которое в значительной мере является результатом адаптации к дис­функции (например, к пагубному пристрастию). Это закрепившаяся Реакция на стресс, которая с течением времени становится скорее об-Разом жизни, нежели соответствующим средством выживания. Пока­зательно, что когда источник стресса прекращает свое влияние, взаи-

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

мозависимый человек продолжает действовать в окружающей его сре­де так же, как если бы угроза угнетения продолжала существовать...

Указанные модели поведения продолжают действовать и в дальней­шем. Взаимозависимые находят для общения других взаимозависи­мых и живут в состоянии постоянного кризиса, душевного и физичес­кого. Они не выбирают дисфункциональные отношения, а просто вос­принимают их естественными как сами, так и под влиянием других химически зависящих или взаимозависимых людей. Таким образом, через семейные правила, системы догм и модели поведения взаимоза­висимость переходит на последующие поколения, даже когда хими­ческая зависимость не наследуется...

Взрослые дети алкоголиков, пережившие полное кошмаров детство, находят пути преодоления оскорблений и унижений. Они пытаются контролировать неконтролируемое, даже предотвращают развитие ал­коголизма. От них требуется много усилий, чтобы убедить себя в том, что прошлое осталось позади и не окажет влияния на их детей, кото­рых они также убеждают в том, что все нормально.

Это отрицание часто строится на представлении, что лишь непос­редственное общение с активным алкоголиком, наркоманом или ток­сикоманом может оказать определенное влияние. Однако ни развод, ни расставание, ни даже смерть пьющего человека не могут исклю­чить развитие взаимозависимости в семейной системе»15.

Таким образом, глубина причин, создавших условия для развития зависимости и созависимости определяется историей семейных отно­шений.

Неблагополучие семьи — вот первопричина ряда проблем, кото­рые могут мучить человека всю жизнь. Именно в детстве возникают язвы, боль от которых с годами обостряется. Формирование ребенка происходит, прежде всего, в кругу семьи. Его отношение к самому себе, к родителям, к собственным братьям и сестрам строится на основа­нии тех моделей поведения, которые он наблюдает у себя в семье и воспринимает как «норму».

Если в беседе с клиентом консультант обнаруживает в истории его жизни обстоятельства и признаки какой-либо из форм созависимых отношений, вынесенной, вероятно, из родительской семьи как про­дукт инкорпорации, то он может совершенно уверенно говорить о том, что в данном случае развитию созависимости способствовали глубин­ные причины, и клиенту требуется серьезная психотерапия (консуль-

15 Смит Э. У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. М., 1991 • С. 6-7.

Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения...

тативное сопровождение), чтобы смягчить жесткость своей предрас­положенности к созависмЬсти.

Разумеется, клиенту должна быть предложена соответствующая по­мощь. При этом консультанту необходимо быть достаточно убедитель­ным и аргументировать свое предложение. Возможно, убеждая кли­ента, придется уделить достаточно времени для просвещения: не сто­ит забывать, что для человека, обратившегося к психологу, остается темным пятном многое из того, что для консультанта представляется очевидным.

Основная трудность состоит в том, что именно люди с глубокими корнями созависимости менее других расположены к принятию под­линной помощи для себя лично и менее других готовы тратить силы, время и средства для своих внутриличностных изменений. Парадоксаль­ная подмена понимания ответственности, когда человек сверхответстве­нен за судьбы других, а свою судьбу полностью ставит в зависимость от окружающих, в данном случае выглядит как невозможность занимать­ся собой, когда «нужно спасать» близкого человека. Тем не менее:

• во-первых, многие люди, создавшие созависимые отношения, не достигли настолько глубокой невротизации и идут на подлин­ные изменения, не желая мириться со своей «несчастностью»;

• во-вторых, история жизни клиента и некоторая психологи­ческая просвещенность вызывает желание, как минимум, ра­зобраться в причинах повторяющихся неудач в построении близких отношений и, если возможно, выбраться из пороч­ного круга;

• в-третьих, существует вероятность того, что переживаемый кризис может привести к такому напряжению и дискомфор­ту, когда человек решится на изменения просто ради того, что­бы стало возможно его личностное, а в ряде случаев и физи­ческое выживание.

Так что в практике консультирующих психологов бывают люди, которые достигают определенных успехов в терапии созависимости, хотя и приходят поначалу с другой проблемой — с депрессивным со­стоянием или с вопросами о том, как сохранить семью, «исправить заблудшего».

Что делать консультанту, если он понимает, что причина семейных или супружеских неурядиц — поддержание созависимости?

1. Прежде всего, необходимо сообщить клиенту о тех признаках, Которые свидетельствуют о более или менее глубокой предрасполо­женности к созависимости.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

2. Достаточно ясно рассказать о сущности созависимости, о харак­терных чертах, типичных проявлениях, семейных сценариях и т. п., подкрепляя теоретическое изложение примерами из жизни самого клиента, которые уже известны консультанту.

3. Предложить пройти курс психотерапии (консультативного со­провождения) и рассказать о самом процессе: о тех подходах, которые собирается применить консультант, о процедуре самих сессий — обо всем, что сделает для клиента этот процесс понятным, за счет чего ра­бота с психологом перестанет пугать своей неизвестностью.

4. Пояснить, что психотерапия нужна и другим членам семьи, но она должна быть добровольной — нельзя «заставлять» пройти психо­терапию, но можно убеждать в этом, поясняя, для чего это нужно.

5. Необходимо объяснить, что лучшим убеждением для других яв­ляется искренняя и систематическая работа над своими внутрилично-стными проблемами. Даже если другие члены семьи не захотят ничего менять, личная психотерапия необходима, так как она позволит соза-висимому не только пережить хронический стресс, но и изменить свою жизнь к лучшему.

6. Если убеждения консультанта подействуют, то далее необходимо обговорить время следующей беседы и, возможно, наметить ее тему.

Возможные направления и особенности такого психотерапевтичес­кого сопровождения рассматриваются в главах «Уровни консультатив­ного взаимодействия» и «Психотерапия созависимости».

СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ

ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ СОЗАВИСИМОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ

Развитие злокачественной созависимости осуществляется в полном соответствии с развитием наркотической (алкогольной) зависимости у члена семьи или другого близкого человека. И даже если этот про­цесс не усугубляется психологической склонностью к созависимым отношениям, длительный стресс, страх потери и чувство собственной беспомощности приводят к деструктивным изменениям в мыслях, эмоциональном состоянии и образе жизни человека.

Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения...

R Норвуд приводит параллельные графики возрастания зависимо­сти от алкоголя и созависимости от алкоголика. Эта картина ничем не отличается от процесса формирования зависимости от наркотиков и созависимости от наркомана, разве что процесс идет интенсивнее: психика наркомана разрушается намного быстрее, и у созависимого меньше времени, чтобы успеть понять, что происходит, перестроить­ся и принять какие-то меры. Часто можно услышать: «Даже опомниться не успели, чтобы спасти».

Здесь график трансформирован в таблицу для удобства параллельно­го прочтения изменений, которые наступают одновременно. Внутри каж­дого столбца отражена внутренняя динамика этого процесса. Однако ско­рость развития у зависимого и созависимого может не вполне совпадать. Это зависит от многих личностных качеств, например, степени невроти-зации характера, способности выдерживать длительный стресс и т. д. Поэтому у некоторых созависимых людей динамика идет быстрее, чем алкоголизация у зависимого, у других — напротив, значительно отстает.

Аналогично, процесс выздоровления у зависимого и созависимого происходит строго параллельно только в идеальных случаях, которые редки. Чаще темп изменений созависимого опережает, и отношения распадаются. Но если опережает зависимый, а это редчайший случай, созависимый тянет его назад, создавая провокационные ситуации. Как правило, зависимый уступает и вновь «откатывается».

Таблица 1 Процесс развития зависимости и созависимости16

Зависимость Созависимость
• редкое употребление выпивки для разрядки, • стремление брать на себя чужую ответственность
• постоянное употребление выпивки для разрядки; и воспитывать окружающих;
• возрастание толерантности к алкоголю; - сильная тяга к контролю над окружающими;
• начало провалов памяти; • выбор безответственных партнеров, согласных
' тайные выпивки, на опеку;
• потребность в первой рюмке, • попытка «вылечить» партнера любовью;
• возрастание зависимости от алкоголя; ■ возрастаниезмоциональнойзависимостиотпартнера;
• чувство вины, • отрицание остроты проблемы;
■ неспособность обсуждать проблему; ■ ощущение вины,
• учащение провалов памяти; неспособность удер- • стремление не расстраивать партнера;
жаться, когда пьют другие, ■ начало сомнений в своих чувствах;
' сопровождение выпивки оправданиями; • стремление скрывать свои проблемы, связанные
1 отрицание остроты проблемы; с выпивками партнера;
' ложь с целью скрыть истинные размеры пьянства; ■ возрастание внимания к поведению партнера и
■ претенциозное и агрессивное поведение, к контролю за ним;
■ постоянные угрызения совести; • оправдание поведения партнера перед окружа-
1 повторяющиеся попытки контролировать употреб- ющими, в том числе историей его «трудного» дет-
ление спиртного; ства и последующей жизни;

16 Норвуд Р. Надо ли быть рабой любви? М, 1995. С. 346-349.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Окончание таблицы 1

I

Зависимость Созависимость
• крах попыток контролировать себя; • повторяющиеся попытки контролировать пове-
■ невыполнение обещаний и решений; дение зависимого члена семьи и взаимоотноше-
■ попытки переменить обстановку, местообитания, ния с ним;
• гнев, депрессия, чувство вины, обидчивость; • крах попыток контролировать партнера;
• иррациональные поступки; • ощущение неудачи;
• насилие; • агрессивное поведение по отношению к партнеру;
• инциденты, связанные с интоксикацией; • угрызения совести из-за стычек с партнером,
• ненависть к себе в сочетании с самооправданием; • человек избегает людей, чтобы скрыть пробле-
• потеря других интересов; мы во взаимоотношениях;
• холодность семьи и друзей; ■ попытки вместе с партнером сменить обстанов-
- проблемы с деньгами на работе, ку, место обитания,
• пренебрежение пищей; • гнев и возмущение из-за невыполненных парт-
■ беспочвенные вспышки гнева; нером обещаний и решений;
■ тремор и выпивка с утра; ■ холодность семьи и друзей;
■ физическая деградация; • потеря иных интересов;
• уменьшение толерантности к алкоголю; ■ проблемы с деньгами и на работе;
• начало долгих запоев; • беспочвенные вспышки гнева;
■ моральная деградация, ■ необъяснимые перемены настроения;
■ ослабление мышления, • внебрачные связи;
■ пьянство с незнакомыми людьми; • трудоголизм;
■ смутные страхи; • гнев, обидчивость, депрессия;
■ неспособность к обдумыванию действий; ■ чувство вины;
• хроническая одержимость выпивкой; ■ иррациональные поступки;
• исчерпанность всех оправданий; • пренебрежение пищей, физическая деградация;
■ признание полного поражения ■ возможное начало алкогольной или наркотиче-
  ской зависимости;
  ■ начало долгих депрессий;
  ■ ослабление мышления;
  ■ смутные страхи;
  ■ применение насилия к детям и / или к партнеру;
  ■ инциденты, связанные со стрессом,
  ■ ненависть к себе в сочетании с самооправданием;
  ■ болезнь в результате стресса; суицидальные мысли;
  ■ признание полного поражения

Процесс выздоровления

Таблица 2

Зависимость Созависимость
■ признание своей беспомощности; • прекращение попыток обвинять других в своих про­блемах; • сосредоточение на себе, принятие на себя ответ­ственности за свои поступки; ■ поиски помощи в обществе людей, страдавших той же болезнью; • стремление разобраться в своих чувствах, а не от­влекаться от них; ■ приобретение новых друзей, развитие здоровых интересов ■ признание своей беспомощности; • прекращение попыток обвинять других в своих проблемах; • сосредоточение на себе, принятие на себя от­ветственности за свои поступки; ■ поиски помощи в обществе людей, страдавших той же болезнью; ■ стремление разобраться в своих чувствах, а не отвлекаться от них; - приобретение новых друзей, развитие здоровых интересов

Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения...

Существуют различные классификации стадий развития наркома­нии. Мы остановимся на той, которая наиболее важна для планирова­ния работы психолога-консультанта с близкими наркозависимого.

Необходимо знать о том, что существует четыре стадии зависимости.

1. Социальная стадия

«О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употреблять наркотика, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. В такой ситуации «близости» к наркотику человек, зачастую, сам внутренне готов начать употребление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.