Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и алгоритмы консультирования 15 страница




Клиент. Понимаете, как представлю себе этот разговор с начальни­ком о том, что я отказываюсь от командировок из-за жены... Он не поймет меня. И потом, меня уже никогда не повысят. Ну, кто я буру? До конца жизни простой исполнитель чужих идей!

Консультант. Получается, что если вы примете это решение, то вам придется отказаться от профессионального роста и карьеры. Смо­жете ли вы смириться с этим?

Клиент. Просто бессмысленное существование.

Консультант. Похоже, ваше решение не назовешь удачным. Может быть, стоит поискать другие способы сохранить семью?

Иногда негативные реакции возникают в том случае, если не учте­ны неосознаваемые клиентом глубинные цели, являющиеся первопри­чиной необходимых изменений. В таком случае необходимо найти их и учесть при принятии окончательного решения.

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

Консультант. Мне кажется, ваше решение перейти в другую орга­низацию, где работа будет более спокойной, совсем не радует вас.

Клиентка. Да, как-то скучно.

Консультант. Вы избавляетесь от конфликтов и напряжения на од­ной работе, но зато приобретаете скуку на другой.

Клиентка. Да. Все одно и то же: здесь с утра до вечера на работе, там с утра до вечера... Сколько уже меняла работу — везде одно и то же. Утром вставать не хочется, просто тошнит от мысли, что снова придется весь день провести на службе.

Консультант. Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда вы чувству­ете удовлетворение?

Клиентка. Иногда. В основном, когда я целый день дома, пеку пиро­ги, вяжу что-то мужу или детям. Господи, я так люблю свой дом. Раньше мы жили в коммуналке, а сейчас, когда дела у мужа пошли хорошо, у нас замечательная квартира. Я столько души в нее вло­жила. Там все так, как я хочу! Муж предоставил мне решать, как надо ее обустроить. И вот мне приходится бывать в ней только по вечерам и один день в воскресенье. Обидно!

Консультант. Вы так вдохновенно говорили о своем доме, что я вижу — никакая работа не может устроить вас, так как любая из них отрывает вас от него. Правильно ли я поняла вас, что вы предпочли бы заботиться о доме, муже и детях, чем ходить на службу?

Клиентка. Правильно. Я бы с большим удовольствием совсем не ра­ботала.

Консультант. Другими словами, на самом деле вы вовсе не хотите найти хорошую работу? И сейчас это становится очевидным. Но тогда давайте обсудим следующий вопрос: на какой результат вы надеялись, когда решили пойти на консультацию психолога?

Клиентка. Трудно сказать... Наверное, я надеялась на чудо: вот при­ду и выяснится, что мне нельзя работать. (Смеется.)

Консультант. Значит, на самом деле вы пришли за вескими аргу­ментами, что вам просто не нужно ходить на работу. Это и есть истинная цель консультации?

Клиентка (смущенно). Получается так, но честное слово, я даже не подозревала этого! Мне-то казалось, что я хочу избавиться от по­стоянного напряжения и раздражения из-за той работы, где я сей­час. Но сейчас я действительно должна признать — никакая рабо­та мне не интересна.

Консультант. И поэтому любое решение в пользу работы вас бы не устроило?

Клиентка. Похоже, так...

Консультант. Но что мешает вам решиться перестать работать и заниматься домом и семьей?

' Зак.4656 ig-5

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Клиентка. И кто тогда я буду? В моей родительской семье всегда неуважительно отзывались о «домашних клушах». Муж хорошо за­рабатывает, но я боюсь, муж перестанет ценить меня, если я стану домохозяйкой. Ну и потом, нужно какое-то общение.

Консультант. То есть, как я вас поняла, на самом деле, ваша истин­ная цель — оставаясь домохозяйкой, сохранить интерес мужа к вам и иметь какое-то общение? Это могло бы принести вам удов­летворение жизнью?

Клиентка. Да, конечно! Но мне кажется, это не очень-то хорошо, когда женщина сидит дома. Обо мне будут думать, что я «домаш­няя клуша».

Итак, в результате проверки решения произошло «вскрытие» глубинной причины неудовлетворенности работой и истинной цели консуль­тирования. Были установлены цели клиентки, достижение которых действительно может принести ей удовлетворение. Далее должно было последовать разделение двух проблем — сохранить интерес мужа и найти или сделать возможным круг общения — и решение каждой по отдельности. Однако в действительности процесс за­труднен блокирующей установкой клиентки, что женщина, сидя­щая дома, поступает неправильно и достойна осуждения (будет «домашней клушей»). Поэтому, прежде чем решать целевые про­блемы, необходима работа над блокирующим убеждением.

I

Обобщение

Цель данного этапа — активизировать практическую реализацию принятого решения. Опыт показывает, что клиенты часто очень быст­ро теряют то, что они приобрели на консультации, и необходимо пред­принимать специальные шаги, чтобы быть уверенным, что конструк­тивные решения, принятые в рамках консультации, не пропали даром. Основная цель на этом этапе —разработать конкретный план действий. Консультант обсуждает с клиентом, что он должен предпринять, что­бы достигнуть намеченной цели. В процессе этого обсуждения пере­числяются и детализируются планируемые действия и поступки, а не звучат общие фразы.

Клиент, первоначально заявлявший свою проблему как постоянно возни­кающие конфликты, которые он объяснял «предательством» окру­жающих людей, в процессе исследования с консультантом конк­ретных примеров, когда и как она (проблема) проявляется, опыта самостоятельного решения проблемы и т. п., осознал, что строил необоснованные ожидания по отношению к людям. Кроме того, сам стиль его общения носил обвиняющий характер. В приводи-

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

мом отрывке из конца второй консультации, которая была посвя­щена формулированию того, чего хочет клиент, и определению четкой цели, обсуждается реализация принятого решения.

Консультант. Итак, мы пришли к выводу, что вам необходимо на­учиться лучше понимать людей, чтобы меньше ошибаться в своих ожиданиях и меньше попадать в конфликтные ситуации. И еще поработать над изменением своей привычки строить фразы и ин­тонации в обвинительном тоне. Что необходимо сделать для это­го? Как вы думаете?

Клиент. Сначала я должен понаблюдать за собой и поучиться разго­варивать с людьми в другом тоне.

Консультант. Как именно вы будете это делать?

Клиент. Сначала я буду тренироваться дома.

Консультант. Очень полезен бывает диктофон. Вы сможете слы­шать себя со стороны. Например, сначала произносите фразы так, как если бы вы произнесли их в беседе с кем-либо. А затем про­износите более доброжелательно.

Клиент. Вероятно, время от времени мне понадобятся консультации психолога.

Консультант. Как вы узнаете, что вам нужна консультация?

Клиент. Когда я пойму, что у меня что-то не получается или мои действия не дают результатов.

Консультант. Каких результатов?

Клиент. Мое общение станет доброжелательным. Вероятно, и люди как-то изменят свое отношение ко мне.

Консультант. Как именно?

Клиент. Думаю, они тоже станут более доброжелательными ко мне.

Консультант. Но они могут быть недоброжелательными вообще, а не только к вам. Тогда вы вряд ли что-то измените.

Клиент. Да, пожалуй. Скорее я сам почувствую, что разговариваю по-новому, без напряжения. И мне это легко удается, удобно.

Консультант. Хорошо. Это действительно хороший ориентир. Все-таки, другие люди не всегда оправдывают наши ожидания, и мы не можем всегда по их реакциям судить о наших достижениях. Вер­но? Когда вы собираетесь начать ваши тренировки?

Клиент. Сегодня я куплю диктофон и попробую восстановить после­дний конфликтный диалог.

Консультант. Хорошо. А что со второй половиной цели — изучени­ем людей и изменением ожиданий?

Клиент. Ну, я буду потесней с ними общаться, какие-нибудь книги почитаю.

Консультант. Что значит «потесней общаться»?

Клиент. Хм-м... Точнее, надо побольше общаться с разными людьми.

Консультант. А раньше вы мало общались?

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Клиент. Много, но невнимательно. Это ничего не дает.

Консультант. А что значит «внимательно общаться»?

Консультант. Это значит, что при общении я больше буду думать о человеке, о том, какой он, как он говорит, о чем он говорит, какие у него взгляды, как он себя ведет... Ну и все в таком же роде. Я буду общаться, наблюдая и изучая людей.

Консультант. И теперь я бы хотела уточнить, что значит «почитаю какие-нибудь книги»?

Клиент. Я имею в виду книги по психологии: что-то о том, какие быва­ют люди, как лучше с ними общаться.

Консультант. Итак, для выполнения вашей задачи вы будете при общении наблюдать за людьми, изучать их и будете читать книги по психологии о типах людей и об особенностях общения. Верно?

Клиент. Да. Думаю, мне еще надо будет обсуждать с кем-нибудь про­читанное и анализировать то, что я буду наблюдать.

Консультант. С кем вы предполагаете вести обсуждения и анализ?

Клиент. К сожалению, у меня нет знакомых, интересующихся психо­логией. Вероятно, я обращусь за помощью к профессиональному психологу. Потом, я слышал, бывают какие-то курсы, семинары. Можно пойти на них. Это даст какие-то знания, и я познакомлюсь с людьми, интересующимися психологией.

Консультант. Давайте теперь еще раз повторим ваши действия, «раз­ложим по полочкам». Итак, вы будете...

Клиент....Тренироваться в применении новой модели строить свои фразы и интонации при разговоре и время от времени посещать консультанта, изучать людей в общении, читать книги по психоло­гии, обсуждать прочитанное и анализировать наблюдения с про­фессиональным психологом, поступлю на курсы и буду ходить на семинары, чтобы получить информацию и познакомиться с людь­ми, интересующимися психологией.

Консультант. И как вы предполагаете, сколько времени вы будете все это делать?

Клиент. Э-э-э... Я думаю, это бесконечно может продолжаться. Что-то вроде хобби.

Консультант. Но как вы узнаете, что вы достигли своей основной цели: «научиться лучше понимать людей, чтобы меньше ошибаться в своих ожиданиях и меньше попадать в конфликтные ситуации»?

Клиент. Это очень трудный вопрос.

Консультант. Но без ясного представления о том, как «выглядит» ваша цель, вы можете заблудиться, пойти не в том направлении.

Клиент. Ну-у, пожалуй, я буду считать, что достиг цели, если я увижу, что возникающие конфликты я умею разрешать мирным путем. И еще если я увижу, что мои предположения относительно того или иного человека будут подтверждаться фактами.

I

Глава 5, Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

Консультант. Хорошо. Теперь ясно видно, что вы будете делать. А как именно вы найдете подходящие курсы, семинары, книги и профессионального психолога?

Клиент. Книги я предпочитаю покупать. Я знаю магазин, где есть боль­шой отдел психологической литературы. Хотя могу воспользовать­ся и библиотекой. Мне бы хотелось, что бы вы порекомендовали что-то для начала. Информацию о курсах, честно говоря, я соби­рался получить тоже от вас. А обсуждения со специалистом... Мо­жет быть, вы согласитесь?

консультант. Я занимаюсь только консультированием, а в данном случае вам нужно, скорее, обучение и личностный тренинг. Но, зато, я с удовольствием предоставлю вам информацию о семина­рах и тренингах и порекомендую книги.

Клиент. Отлично!

Консультант. Итак, когда вы собираетесь начать реализовывать свой план?

Клиент. Наверное, завтра.

Консультант. И какие шаги вы предпримете завтра?

Далее идет обсуждение плана действий на ближайшую неделю, а затем на месяц.

В приведенном примере хорошо видно, как консультант шаг за шагом уточняет план клиента, делая его все более четким, выполни­мым и определенным. При этом консультант постоянно проверяет, как клиент узнает, что достиг своей цели. Это очень важная часть консуль­тации. Конкретное определение признаков достижения цели делает планируемый процесс конечным и реально достижимым.

После того как план намечен, обязательно задаются такие вопросы:

□ Что вы собираетесь делать сегодня для реализации того, что мы с вами наметили?

О Какие шаги вы планируете предпринять завтра, чтобы выпол­нить намеченное?

□ Что конкретно вы сделаете в течение ближайшей недели?

Например: «Теперь, когда вы приняли решение, мы могли бы об­судить план конкретных действий для того, чтобы оно стало реально­стью. Давайте сначала наметим основные этапы, а затем определим более мелкие шаги».

Когда план обсужден, отмечается «стартовая позиция», то есть на­мечается первый шаг. Например: «Итак, какой будет ваш первый шаг?» Или «Уже сегодня (завтра) вы можете начать действовать для достиже­ния вашей цели. Давайте обсудим конкретные шаги и их последова­тельность. С чего вы начнете?»

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Более того, нередко полезно договориться о следующей встрече, на которой можно будет обсудить, что сделал клиент из намеченной про­граммы, и отметить факты, говорящие о росте и развитии.

Консультация, которая не содержит плана дальнейшего поведения и момента начала действий, скорее всего, не приведет к измене­ниям в жизни клиента.

Чем более подробно консультант совместно с клиентом распишут программу действий клиента, тем более вероятно, что наступят реаль­ные изменения.

Заканчивая консультацию, консультант осуществляет следующие шаги.

1. Предлагает клиенту сделать резюме. Например: «Итак, давайте подведем итог: к какому решению вы пришли и как вы будете его реа­лизовать?»

2. Проверяет, не осталось ли у клиента невысказанных вопросов, замечаний, опасений и т. п. Это не значит, что они сразу же будут об­суждаться, не учитывая, что время консультации закончилось. В слу­чае необходимости может быть назначена следующая встреча. Напри­мер: «У нас осталось пять минут. Что вы хотели бы еще сказать?»

3. Выражает надежду на успехи клиента.

Такова схема консультативной беседы. Однако это — лишь общая конструкция, карта, которая помогает консультанту прокладывать путь к заданной цели. В реальности же на этом пути встречаются непред­виденные препятствия, неучтенные повороты и опасные ямы, кото­рые затрудняют процесс принятия решения и его реализацию. Это де­лает каждую консультацию поистине уникальной, а само консульти­рование — настоящим искусством, требующим от психолога не только теоретических познаний, но и виртуозного владения специальными техниками активации решения проблемы.

РЕШЕНИЕ И ВЫБОР

В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ

Мы уже говорили о вездесущности решения и выбора. И тем не менее данная весьма оптимистическая закономерность омрачается тем, что выбор всегда сопряжен с отказом от всех вариантов, кроме одной-

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

единственной возможности, и потому зачастую переживается как фру-стрирующий. Основные варианты выбора, в котором заведомо зало­жено переживание фрустрации, — это:

• выбор между двумя равно желаемыми, но несовместимыми возможностями;

• выбор между двумя равно нежелательными возможностями;

• выбор между желаемым, но необязательным, и необходимым, но нежелательным;

• выбор между желаемым, но запрещенным (оно осуждается, разрушает отношения, грозит потерей чего-либо или кого-либо и т. д.), и необходимым (которое желательно, социально одобряемо, приносит какую-либо выгоду материального или морального плана и т. д.), но не желаемым.

При принятии решений, в которых заложен фрустрирующий выбор, важное значение имеет фрустрационная толерантность человека, то есть устойчивость к неблагоприятным факторам, способность длительно выносить неблагоприятное воздействие ограничений при сохранении способности предвидеть выход из неблагоприятной ситуации и двигать­ся к нему. Чем выше устойчивость, тем быстрее принимается решение и тем больше вероятность, что оно будет реализовано, а цель достигнута.

Соответственно, консультант должен ожидать, что при низкой фру-страционной толерантности клиенту потребуется гораздо больше вре­мени и аргументов для принятия решения и гораздо больше защит и способов избегания, которые он осознанно или неосознанно будет выдвигать на пути к принятию решения.

Р. МакМаллин пишет об этом так: «Существует одна истина, кото­рую многие терапевты уже познали, но на публике упоминают о ней нечасто. Несмотря на то, что требуется 10 лет практики с тысячами кли­ентов, чтобы открыть ее, большинство терапевтов отказываются обсуж­дать ее в своих книгах или упоминать в разговоре с коллегами... Что же это за истина? Все просто: клиенты не меняются до тех пор, пока они не будут вынуждены сделать это. Большинство клиентов, даже если и ме­няются, делают это очень болезненно и маленькими шажками, многие продолжают страдать из-за своей проблемы, пока какой-нибудь кризис не заставит их сделать выбор. Даже во время кризиса клиенты будут от­тягивать выбор до последнего и до последнего будут избегать выбора, связанного с изменениями. Они будут отсрочивать неизбежное до тех Пор, пока абсолютно однозначно не смогут от этого уйти»33.

33 МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001. С. 133.

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Консультанту следует знать основные способы такого избегания, чтобы уметь вовремя заметить подобные попытки и, возможно, всту­пить с клиентом в психотерапевтическую конфронтацию, если это необходимо для достижения цели консультирования.

Приведенный список такого рода избеганий принятия решения очерчивает некоторые типичные способы из всего многообразия, виртуозно порожденного человечеством под воздействием страха от­ветственности и напряжения, вызванного необходимостью делать выбор.

И. Ялом34 описывает типичные способы избегания. Здесь мы при­водим их краткий обзор.

Когнитивное информационное искажение

Человек обращает внимание на информацию, которая повышает ценность желательного для него варианта или понижает ценность не­желательного, и не замечает информацию, согласно которой значе­ние нежелательной альтернативы возрастает, а желательная становит­ся менее привлекательной.

Например, женщина, которая приняла решение не разменивать квартиру, а жить совместно с недавно женившимся сыном, несмотря на непрерывные конфликты (глубинная цель в данном случае — со­хранение своей роли в жизни сына), замечает множество косвенных свидетельств «несчастное™» сына (жена не подала завтрак, не пости­рала вовремя рубашку, слишком много денег тратит на себя и т. п.) и не отдает себе отчет в том, что единственное, что мешает его счастью — это ее попытки вмешаться в отношения супругов.

Суррогатный заменитель

В состоянии невыносимой фрустрации человек затягивает при­нятие решения до тех пор, пока не находит хотя бы суррогатного «заменителя» тому, что при выборе неизбежно должно быть утра­чено.

Например, клиентка, которая длительное время не могла принять окончательное решение разводиться с мужем, избивающим ее, или нет, и постоянно повторяла: «Я и с ним не могу, и без него не могу», — как только у нее появился любовник, в течение трех недель оформила раз­вод

34 Ялом И Экзистенциальная психотерапия М, 1999 С 250-259

Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

делегирование решения

Человек избегает совершать выбор в пользу одной из возможностей до тех пор, пока решение не будет принято за него внешними обстоя­тельствами. Частный случай данного способа избегания — желание по­ложиться на судьбу. Стремление переложить ответственность за приня­тие решения на кого-либо другого, в том числе на консультанта, неред­ко реализуется с помощью манипуляций, например, демонстрации преувеличенной беспомощности. При этом манипуляции бывают на­столько изощренны и настойчивы, что просто поражают силой и на­ходчивостью, направленных — увы! — на избегание решения.

Например, клиент может заявить: «Знаете, я уже перебрал множе­ство вариантов и, все равно, не смог принять решение, а вас мне реко­мендовали как грамотного специалиста и очень мудрого человека. Поэтому, как вы скажете, так и будет». Или после того, как в процессе консультации клиент, казалось бы, принял решение, он спрашивает: «Значит, вы думаете, что именно это решение будет правильным?». Фактически, он требует от консультанта взять на себя ответственность за «верность» принятого решения.

Уход в заболевание

Очень распространенный способ, конфронтация с которым прак­тически невозможна. Любые объяснения по поводу бессознательных процессов и глубинных психологических причин возникшего заболе­вания воспринимаются как непонимание и жестокость. Наиболее «по­пулярны» депрессия, мигрени, гипертония или гипотония, сердечно­сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. Вообще, ипохонд­рик, вынужденный принимать решение — серьезное испытание для консультанта.

Уход в беспомощность и вину

Клиент приводит множество примеров того, насколько он слаб, глуп, как много ошибочных решений принимал он раньше, доказы­вая консультанту, что не может и даже не имеет права в дальнейшем самостоятельно принимать решения. Например, клиент выдает сле­дующую тираду: «Ой, таких дел тогда натворила! И дочке из-за меня досталось. Уж она меня ругала, ругала... А теперь-то дело поважнее будет. Так уж куда мне решать! Вот я пришла к вам, больше посовето­вать некому».

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Блокирование желаний

Человек, отчаянно боящийся ответственности, бессознательно бло­кирует свои желания, так как, по выражению И. Ялома, «решение — это мост между желанием и действием».

В отсутствие желаний у человека практически отпадает всякая не­обходимость делать выбор, так как, по сути, ему безразлично, как жить и что будет происходить в его жизни. Обычно такие люди редко ока­зываются на приеме у консультанта, а если и приходят, то лишь по на­стоянию близких, не выдвигая собственных задач. Их позиция такова: пусть решают те, кого что-то не устраивает.

Например, оказавшись на консультации, такой клиент может зая­вить: «А чего мне решать? Мне все равно. Ей надо, пусть и решает». Он может подчиняться желанию родственников или избегать общения, не замечая, что, собственно говоря, это тоже его выбор, как и то, что происходит или не происходит в его жизни, —• результат его позиции.

Избегание решения встречается настолько часто, что неопытные консультанты или консультанты, склонные к «спасателъству», легко идут на поводу у клиентов и принимают решения за них. В таких слу­чаях клиенты горячо благодарят консультанта, который чувствует удов­летворение своей удачей. Тем не менее именно подобные «консульта­ции» менее всего свидетельствуют о профессионализме, так как пси­холог нарушает экологию человека, делегируя ему вместе со своим решением свою систему ценностей и свою модель реагирования в по­добных ситуациях, которые, возможно, не совместимы с психологи­ческим миром клиента. Кроме того, чужие решения редко реализуют­ся на практике. Однако клиент получает в руки вожделенную возмож­ность снять с себя груз ответственности и, в случае неудачи, обвинить во всем консультанта.

Также часто попадаются на удочку клиентов и раздают решения кон­сультанты, плохо переносящие ситуацию неопределенности, которая все­гда присутствует при консультировании. Особенно часто это проявля­ется, когда проблема кажется им предельно ясной, и им не хватает терпения наблюдать, как «плавает» в ней клиент. Невозможность не­медленно продвинуться в решении вопроса вызывает тревожность и раздражение, уходя от которых, консультанты, порой под видом ин­терпретаций или предоставления психологической информации, прак­тически навязывают клиенту решение, к истинному принятию кото­рого тот еще не готов.

Очень жестко при сопровождении в принятии решения ведут себя консультанты, склонные к доминированию, навязыванию своей воли

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

окружающим, страдающие перфекционизмом35. Любое движение кли­ента в «неправильную» сторону или с «неправильной» скоростью вы­зывает реакции гнева. Избегая дискомфортного напряжения, консуль­танты открыто или косвенно подводят клиента к своему, а не к его (кли­ента) решению, прикрываясь ролью профессионала.

Стоит ли говорить, что подобное «сопровождение» не только не яв­ляется профессиональным, но и нарушает все этические нормы. Так что работа над собой и своими личностными проблемами является про­фессиональной обязанностью консультанта.

В ситуациях затруднения принятия решения в задачи консультанта входит следующее.

1. Показать клиенту, каким образом он избегает решения и ответ­ственности. Можно привести примеры из его же высказываний и по­ступков и противопоставить их реальной действительности.

2. Преодолеть сопротивление клиента, которое выражается слова­ми: «Если бы я знал, что мне делать, я бы не стал обращаться к вам». Для этого необходимо терпеливо показывать клиенту его активную роль в создании своей проблемы, а также его роль в ее разрешении (например, клиент сам решил, что ему необходимо взяться за решение проблемы, для этого он решил обратиться к консультанту и т. п.).

3. Помочь осознать неизбежность и вездесущность решения и ответ­ственности. Для этого бывает необходима экзистенциальная беседа, возможно, даже дискуссия с клиентом, в которой консультант на при­мере жизненных фактов, а еще лучше на примере фактов из жизни самого клиента, показывает невозможность избежать ответственности и принятия решения.

4. Способствовать принятию клиентом того факта, что ответствен­ность за собственную жизнь абсолютно непрерывна на протяжении всего сознательного возраста человека, что он сам создает свою судь­бу. Все это становится убедительным, только если консультант пока­зывает верность этой истины на примерах из жизни, прежде всего, са­мого клиента.

5. Помочь осознать, что хорошее состояние и удовлетворение жиз­нью возможны только вследствие наступления изменений. Важно пока­зать, что жизнь — это движение, там, где оно останавливается, начи-

15 Перфекционист — тип человека, скованного жесткими долженствованиями, стре­мящегося к чрезмерному контролю над всеми сферами жизни и окружающими людь­ми, с завышенными требованиями к собственному совершенству. Данный способ жиз­ни является формой защиты от высокой тревожности, вызванной низким уровнем са­мооценки при недостижимо высоком Идеальном Я, но, как и любые формы невротической защиты, вместо ослабления базовой тревожности лишь усиливает ее.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

наются разрушительные процессы; в равной степени это касается и духовной жизни, психики человека.

6. Наглядно продемонстрировать клиенту, что нежелание прини­мать решение при явном наличии или даже нарастании проблемы ча­сто вызывается противоречивыми потребностями, скрытыми мотива­циями, вторичными выгодами от проблемы. Важно понять, какими именно. Для этого, возможно, придется провести анализ истории раз­вития проблемы и «взаимоотношений» клиента со своей проблемой.

7. Помочь осознать страх перед изменениями и ложность ощущения бес­силия и беспомощности у клиента. Показать на жизненных примерах ра­боту закономерности: на сохранение нерешенной проблемы и на ее раз­решение требуется совершенно одинаковое количество энергии и спо­собностей — все дело только в том, в какую сторону они направлены.

8. Работать в направлении освобождения клиента от чувства вины за ошибочные решения в прошлом. Подчеркнуть значение прошлых оши­бок для получения жизненного опыта и возможность использования этого опыта для решения актуальных проблем.

9. Помочь осознать, чего именно хочет клиент — в жизни, в данный период, при решении конкретной проблемы. Те клиенты, желания ко­торых в той или иной степени блокированы, нуждаются в дополни­тельной работе с психологом для высвобождения своих чувств и вос­становления контакта со своими эмоциями и, скорее всего, реакция­ми тела. Кроме того, необходимо обучать клиента идентифицировать, различать свои чувства и понимать источник их происхождения. Эта работа требует применения различных психотерапевтических подхо­дов: рационально-эмотивного, телесно-ориентированного, имаготе-рапии, гештальт-терапии, фокусирования и др. Такая работа обязатель­но должна быть предложена клиенту.

10. Способствовать расширению спектра возможных вариантов решения.

11. Помочь осознать неизбежность, а также смысл и ценность утра­ты каких-то возможностей при выборе. Показать неизбежность утрат при любом решении. Помочь определить иерархию ценностей для об­легчения выбора.

12. Помочь увидеть глубинную суть решения, то есть тот смысл, ко­торый имеет и будет иметь решение и его последствия для личности кли­ента и для его жизни.

При проведении беседы консультанту приходится давать довольно много пояснений, предоставлять определенную информацию относи­тельно различных закономерностей. Важно, чтобы при этом он не по­давил активность клиента. Разъяснения должны быть лаконичными, излагаться простым, доступным клиенту языком, желательно, чтобы

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

он был образным, вызывающим ассоциации. Кроме того, не стоит вда­ваться слишком глубоко в теоретический материал, понимание долж­но, в основном, приходить из практических примеров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.