Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устав СНГ




На бишкекском саммите были определены основные направления сотрудничества в рамках СНГ на 2009 год: принято решение определить энергетику ключевой сферой взаимодействия государств-участников СНГ в 2009 году и объявить 2009 год в Содружестве – «Годом молодежи», а 2010 – «Годом науки и инноваций».

Государства-участники активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в Бишкеке были приняты Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ и Положение о председательстве в СНГ, призванные повысить эффективность работы Содружества.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

Перспективным представляется развитие сотрудничества МПА СНГ и ПАСЕ в разработке единых международных стандартов наблюдения за выборами. 3 апреля 2008 года Председателем Совета МПА СНГ С.М. Мироновым и Председателем ПА ОБСЕ Йораном Леннмаркером был подписан Протокол о намерениях между Советом МПА СНГ и ПА ОБСЕ о создании Рабочей группы по наблюдению за выборами в странах ОБСЕ. Эти позиции стали основой для принятой МПА СНГ 25 ноября 2008 года Декларации «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств».

Возрастает роль Межпарламентской ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, обеспечении соблюдения основных прав и свобод человека, в гуманитарном сотрудничестве. Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на защиту детства, социальную защиту населения в условиях рынка.

Важнейшим партнером Межпарламентской Ассамблеи СНГ является Организация Объединенных Наций. МПА сотрудничает как с центральными органами ООН в Нью-Йорке, США (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, Комитет Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом), так и со структурами ООН в Вене, Австрия (Комитет ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, Комиссия ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)), и в Женеве, Швейцария (Европейская экономическая комиссия ООН и Комитет ООН по правам человека). Результатом этого взаимодействия является проведение совместных мероприятий по различной тематике.

2 апреля 1999 года Совет глав государств Содружества Независимых Государств принял решение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ, аппарат Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, рабочие аппараты ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов в единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган - Исполнительный Комитет Содружества Независимых Государств.

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ, Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, рабочих аппаратов ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов. Основные его функции - обеспечение деятельности Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета, выработка предложений о стратегии Содружества, правовая проработка документов, анализ хода реализации решений, договоров и систематическое информирование высших органов Содружества и др.

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества Независимых Государств, договорами, заключенными между государствами - участниками в рамках Содружества, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета и положением об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств; он подотчетен Совету глав государств, Совету глав правительств, а также в пределах их компетенции Совету министров иностранных дел и Экономическому совету.

На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации (его подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана). С принятием этих документов Содружество обрело вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах. В Концепции основной целью развития Содружества определено формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. Приоритет отдан вопросам экономического сотрудничества, важное место отведено гуманитарному взаимодействию, вопросам обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, а также проблематике дальнейшего совершенствования механизмов функционирования СНГ.

В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т.ч. энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.

Основополагающим документом Содружества является Устав СНГ.

В первом разделе Устава записано, что целями Содружества являются:

— осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

— обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

— сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

— содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

— взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Далее в документе отмечается, что для достижения целей Содружества государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинского заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

— уважение суверенитета государств, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

— нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных претензий;

— территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

— неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства;

— разрешение споров мирными средствами таким образом, что бы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

— верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

— невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

— обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;

— добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;

— учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

— объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

— развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

— духовное единение народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Таким образом, Устав СНГ в своей основе полностью соответствует базовым документам крупных межгосударственных объединений.

Согласно поправкам к Уставу от 18 сентября 2003 года, Председательство в органах Содружества осуществляется поочередно каждым государством - членом Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств - членов Содружества, на срок не более одного года, если иное не будет установлено соответствующим органом Содружества. Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями, если иное не будет установлено соответствующим органом Содружества".

В разделе "Членство" говорится, что членом Содружества может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. В качестве ассоциированного члена к Содружеству может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых Соглашением об ассоциированном членстве. По решению Совета глав государств на заседаниях органов Содружества могут присутствовать представители других государств в качестве наблюдателей.

Раздел "Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество" предусматривает согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства Вооруженных сил и поддерживают безопасность, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира. Каждое государство принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на своих внешних границах. На основе взаимного согласия государства координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств.

Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ является Совет глав государств. Координацию военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств. Взаимодействие государств в осуществлении международных соглашений и решении других вопросов в области безопасности и разоружения организуется путем совместных консультаций.

Специальный раздел Устава, как уже отмечалось, посвящен сотрудничеству в экономической, социальной и правовой областях. В нем отражены основные направления формирования общего экономического пространства и координации социальной политики.

Самостоятельный раздел Устава посвящен органам Содружества. Согласно Уставу, высшим органом Содружества является Совет глав государств, который обсуждает и решает все принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Советы глав государств и правительств создают рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств, наделенных соответствующими полномочиями.

Уставом также предусмотрено функционирование: Совета министров иностранных дел; Координационно-консультативного комитета (ККК); Совета министров обороны; Совета командующих пограничными войсками; Экономического суда; Комиссии по правам человека; Органов отраслевого сотрудничества; Межпарламентской ассамблеи.

Вместе с тем, Устав не требует от страны – участницы СНГ безусловного выполнения всех документов, принятых большинством, то есть, во многом его положения имели лишь рекомендательный характер.

 

Военно-техническое сотрудничество в СНГ

В рамках СНГ уровень интеграции в военно-технической сфере необходимо оценивать на основе степени глубины отношений в области военно-технического сотрудничества. При этом можно выделить две группы стран.

Во-первых - страны, с которыми интеграционные процессы в военно-технической сфере находятся на низком уровне развития - это Азербайджан, Молдова, Украина. Интеграционные процессы в области военно-технического сотрудничества у России с вышеперечисленными странами не носят глубокого характера и регулируются в основном межправительственными соглашениями о военно-техническом сотрудничестве между странами-участниками, например, сотрудничество в области разработки, производства, поставок и эксплуатации продукции военного назначения; двусторонними контактами по вопросам обеспечения безопасности совместных границ; сотрудничество между силовыми ведомствами (МВД, ФСБ России и т.д.), способствующими созданию благоприятных условий для скоординированной работы по таким направлениям, как борьба с терроризмом, наркобизнесом, контрабандой, нелегальной миграцией и торговлей людьми. В этих странах обсуждаются вопросы о вступлении в ЕС и НАТО. Стоит также отметить, что данные страны, являются членами ГУАМ, а в августе 2005 года были инициаторами создания Сообщества демократического выбора[45] – организации, которая должна послужить объединению стран Балто-Черноморско-Каспийского региона в их совместных усилиях укреплять региональное сотрудничество.

Вторую группу составляют государства, с которыми сотрудничество в военно-технической и военно-политической областях находится на достаточно высоком уровне и детерминирует более глубокие процессы политической интеграции – Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. С данной группой стран для России характерны такие формы взаимодействия как проведение совместных мероприятий по укреплению боевой подготовки вооруженных сил; совместная подготовка военных кадров и технического персонала; создание и использование на взаимовыгодных условиях объектов военной инфраструктуры; проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; осуществление совместного сотрудничества в межгосударственных программах (исследования Земли и космического пространства); создание двух- или многосторонних совместных предприятий, а также совместное производство предприятиями оборонно-промышленного комплекса продукции военного назначения для экспорта в третьи страны. Военно-политическое/военно-техническое сотрудничество между странами СНГ является объективной необходимостью, отвечающей интересам национальной безопасности этих государств.

Эти тенденции подкрепляются и структурными изменениями. На саммите СНГ, проходившем в 2004 году в Астане (Казахстан) было принято решение реформировать структуры СНГ — в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.

В настоящее время существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая была создана в 2002 году на основе Договора о коллективной безопасности(ДКБ)[46], подписанного впервые 15 мая 1992 года в Ташкенте главами шести государств СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерацией и Республики Таджикистан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.