Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Союзное государство России и Беларуси




В процессе своего реформирования СНГ ориентируется на сохранение многопрофильного характера объединения, а в перспективе – и на расширение охвата сотрудничества. Одной из главных задач считается повышение эффективности совместной работы и налаживание сотрудничества с другими региональными интеграционными объединениями и организациями, прежде всего с Евросоюзом.

Тем не менее, выполняемые Содружеством Независимых Государств функции не могут быть в полном объёме заменены сотрудничеством в рамках ни одного из новых интеграционных объединений на пространстве СНГ, особая ценность Содружества заключается в том, что оно предоставляет возможность для регулярных политических контактов на высшем уровне. Следует учитывать еще один немаловажный фактор - сегодня на постсоветском пространстве идет жесткая конкуренция между Россией и США, проявления которой очевидны на фоне так называемых цветных революций. Кроме того, происходит неспешное, но знаковое расширение влияния Китая в Центральной Азии.

По мнению российского политолога С.Михеева, главная проблема Содружества заключается в том, что создавалось оно с разрушительными, по сути, целями. Эта идея не могла не наложить отпечаток на судьбу организации. СНГ до сих пор существует не благодаря, а вопреки своей первоначальной концепции, поскольку за последние десять лет естественным образом очертился некий круг интересов, которые по-прежнему удерживают большинство постсоветских стран в некой общей орбите. Если в ближайшее время не произойдет существенных подвижек на пути реформирования СНГ, то Содружество окончательно превратится в «переговорную площадку», то есть в своеобразный «клуб» государств, в котором будет обсуждаться ограниченный круг вопросов, к примеру, энергетические темы, социо-культурная интеграция, выработка общей оборонной политики. Все остальные вопросы будут перенесены на повестку дня других объединений, например, ЕврАзЭС и ОДКБ.

Российские ученые, напротив, обращают внимание на отсутствие ясных содержательных смыслов в алма-атинской декларации и Уставе СНГ. Содружество создавалось для осуществления «цивилизованного развода» – эта точка зрения доминирует не только в экспертном сообществе, но и среди российской политической элиты.

Существуют два подхода к оценке причин недостаточной эффективности СНГ как ключевой интеграционной структуры на постсоветском пространстве. По мнению украинских политологов, в первоначальной модели Содружества был заложен фундамент для последующего развития политических, социо-культурных, экономических связей на достаточно высоком уровне взаимодействия. Однако усиление центростремительных тенденций оказалось вне зоны интересов в интересах национальных элит, поэтому они препятствовали превращению СНГ в наднациональную структуру с реальными правами и полномочиями.

Ярким подтверждением этих тенденций является проект Европейского союза «Восточное партнерство». Он был презентован министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете по внешним отношениям 26 мая 2008 года. Главная цель проекта - это сближение ЕС с 6-ю странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Проект является дополнением к Северному измерению и к Средиземноморскому союзу как почва для дискуссий по визовым соглашениям, договорам о свободной торговле и стратегическому партнерству со странами — восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступлен ии в его состав перечисленных выше государств. К участию в программе Восточное партнерство приглашаются Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. Планируется, что Россия будет привлекаться к обсуждению ряда местных инициатив, например, относящихся к Калининградской области. Поскольку Восточное партнерство не имеет собственного секретариата, Контроль над ним будет осуществляться непосредственно Европейской Комиссией.

По мнению главы российского МИДа С. В. Лаврова, уникальный опыт сосуществования и сотрудничества в рамках одного государства, схожесть жизненного уклада, переплетение человеческих судеб, взаимопроникновение культур, взаимозависимость экономик, единые транспортные коридоры – это наше общее конкурентное преимущество. И отказываться от него вопреки объективной тенденции к усилению позитивной взаимозависимости государств было бы просто неразумно. К тому же, как признают и в мире в целом, торгово-экономическое и иное сотрудничество с Россией является необходимым условием устойчивого развития стран СНГ. Без этого едва ли удастся занять достойное место в международном разделении труда, решить острые социальные проблемы.

Вряд ли стоит прогнозировать окончательную смерть СНГ как организации. Говорить об этом позволяет ряд факторов. По объективным причинам Россия по-прежнему остается основным модератором экономических и политических процессов, происходящих на постсоветском пространстве. На данный момент в основном достигнуто согласие в определении приоритетов СНГ: это - экономическая интеграция, обеспечение стабильности и безопасности, сотрудничество в гуманитарной сфере.

Новый импульс в развитии СНГ можно обеспечить через следующие механизмы: трансформировать СНГ через сокращение бюрократического аппарата; придать исполнительным структурам Содружества большую мобильность и эффективность; разграничить «ниши» межгосударственного сотрудничества на двусторонний и многосторонний уровень; четко определить параметры вопросов, затрагивающих интересы всех стран-участниц СНГ: энергетика, единые транспортные коммуникации, вопросы миграции, культурно-гуманитарное сотрудничество; не дублировать в рамках СНГ проекты, реализуемые другими региональными организациями; приводить в действие только консенсусные решения, но делать их обязательными к исполнению после процедуры подписания необходимых документов.

Особенности правовой базы Содружества говорят о том, что предпосылки такой эволюции существуют. В отличие от большинства интеграционных объединений, Устав СНГ не регламентирует достижения конечной цели всеми участниками Содружества. Напротив, речь идет о добровольном участии на взаимовыгодных условиях.

Самым вероятным сценарием развития СНГ как организации является её сохранение как минимум в среднесрочной перспективе. Разные темпы экономического развития членов содружества говорят в пользу постепенного осознания участниками организации своих интересов и перехода на гораздо более прагматичные условия взаимодействия.

Таким образом, СНГ следует рассматривать как специфическое региональное объединение государств, не имеющее близких аналогов в мировой практике. Его главная особенность заключается в том, что оно было образовано из частей государства, бывшего одной из самых крупных цивилизационных систем и в то же время СНГ имеет все базовые черты традиционного интеграционные объединения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.