Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 16. Система внешних сношений ЕС




ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он имеет статус наблюдателя в ООН, а также в ее специализированных организациях, участвует в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей около 30 экономически развитых государств, и в ежегодных саммитах "Восьмерки" - в лице четырех своих крупнейших членов - Великобритании, Германии, Италии и Франции, а также председателя Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником СБСЕ (ныне ОБСЕ).

^ Система внешних сношений ЕС охватывает как экономическую сферу, так и сферу внешней политики и безопасности. Каждое из этих направлений имеет собственную правовую основу и собственный механизм принятия и осуществления решений.

Согласно Договору об учреждении ЕЭС (1957 г.), в компетенцию Сообщества входило регулирование отношений с третьими странами и международными организациями главным образом в торговых и экономических делах; конкретно имелись в виду общая таможенная и торговая политика и помощь развивающимся странам. Вопросы взаимной торговли и помощи развитию составляют содержание большинства соглашений между ЕС и третьими странами или группами стран, заключенных с начала 60-х годов по настоящее время.

В 80-е годы полномочия Сообщества в сфере внешних отношений были расширены, и предметом новых соглашений стали такие области сотрудничества, как наука и технология, защита окружающей среды, образование и профессиональное обучение, социальная и региональная политика, сближение законодательства и т.д.

Всего с начала 60-х по конец 90-х годов ЕС заключил различного рода соглашения почти со 160 государствами на двусторонней или многосторонней основе. В настоящее время действуют примерно 450 соглашений о сотрудничестве (включая протоколы, подписанные на основе заключенных ранее соглашений). Их можно сгруппировать следующим образом:

соглашения о свободной торговле, таможенном союзе или европейском экономическом пространстве (пример последнего - соглашение между ЕС и ЕАСТ в 1992 г.);

соглашения об ассоциации, которые большей частью рассматриваются как подготовка государства, подписавшего такое соглашение, к вступлению в ЕС; из четырех государств, заключивших соглашения об ассоциации в 60-е и 70-е годы, Греция, Кипр и Мальта и 10 стран ЦВЕ уже вошли в Союз, а с Турцией продолжаются переговоры;

специализированные соглашения об особом режиме торговли продукцией сталелитейной и текстильной отраслей или о сотрудничестве в отдельных секторах экономики;

двусторонние общие соглашения о торговом и экономическом сотрудничестве, которые, в свою очередь, подразделяются на преференциальные и непреференциальные;

многосторонние соглашения преференциального типа с развивающимися государствами или их региональными объединениями; наиболее масштабными соглашениями такого рода являются Яундские и Ломейские конвенции, заключаемые с начала 60-х годов между ЕЭС/ЕС и группой развивающихся стран Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (группа АКТ);

соглашения о партнерстве и сотрудничестве с новыми независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР.

Другое направление внешних отношений ЕС - сотрудничество с третьими странами и с международными организациями в вопросах внешней политики и безопасности - находится в стадии становления. В прошлом эти вопросы входили исключительно в компетенцию государств-членов, которые координировали, в ограниченных пределах, свою внешнюю политику через механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Однако уже в 80-е годы стало входить в практику включение в тексты соглашений, заключаемых между Сообществом и третьими странами, специальных положений, предусматривающих развитие политического диалога между договаривающимися сторонами и создание соответствующих структур для этого. Эта практика отражала реальную тенденцию к усилению внешнеполитической активности Сообщества, его возрастающую роль в решении мировых проблем.

С подписанием Маастрихтского договора, учредившего общую внешнюю политику и политику безопасности, ЕС обрел всю необходимую правовую основу, для того чтобы выступать в качестве самостоятельного участника действующей системы международных отношений. Как правило, заключаемые им международные соглашения общего характера предусматривают развитие политического диалога по проблемам внешней политики и безопасности. ЕС стремится и дальше развивать это направление своей международной деятельности, о чем свидетельствуют, в частности, разрабатываемые им "коллективные стратегии" отношений с внешними партнерами - Россией, Украиной, странами Средиземноморского региона и т.д.

^ Важнейшие партнеры ЕС. Экономические и политические связи ЕС охватывают весь мир. Вместе с тем, как и любой другой участник глобальной системы экономических и политических взаимоотношений, Евросоюз имеет приоритетных партнеров.

^ Соединенные Штаты Америки - первый торговый партнер ЕС (22,2% его экспорта и 21,5% его импорта в 1998 г.), главный политический и военный союзник западноевропейских государств в рамках НАТО. Сотрудничество на уровне ЕС - США базируется на двух политических документах, подписанных соответственно в ноябре 1990 г. и декабре 1995 г., - Декларации об отношениях между ЕС и США, известной также под названием Трансатлантической хартии и Трансатлантической повестке дня. В этих документах определены цели и основные сферы взаимодействия партнеров, а также механизм регулярного трансатлантического диалога и политических консультаций, включая встречи» дважды в год, на высшем уровне. США и ЕС являются крупнейшими конкурентами на мировых рынках и расходятся в ряде вопросов внешней политики и безопасности. Тем не менее, их союз остается важнейшим фактором развития мировой экономики и международных отношений в наступившем XXI столетии.

В число важнейших торговых партнеров ЕС входят Япония, с которой он конкурирует на рынках высокотехнологических товаров и имеет наибольший внешнеторговый дефицит, а также Китай и группа новых индустриальных государств в Юго-Восточной Азии. В связи с формированием и растущим значением зоны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в которую входят и названные государства, все более важную роль приобретает недавно начавшийся политический диалог Европа-Азия.

В отношениях ЕС с развивающимися странами особое место занимает его сотрудничество с государствами АКТ. Начало ему положила Яундская конвенция, подписанная в 1963 г. За ней последовали вторая Яундская и четыре Ломейские конвенции. Численность группы АКТ увеличилась за это время с 18 до 71 государства. 23 июня 2000 г., в связи с истечением срока действия IV Ломейской конвенции, ЕС и группа АКТ, теперь уже в составе 77 государств, подписали Соглашение о партнерстве, предусматривающее дальнейший рост экономических и культурных связей, помощь Союза развитию стран АКТ, создание механизма регулярного политического диалога.

Исходя из задач поддержания мира, укрепления стабильности и безопасности в Европе, а также дальнейшего расширения экономических и культурных связей, ЕС считает приоритетным развитие сотрудничества с государствами, расположенными в близлежащих регионах, таких как Средиземноморье, Балканы, Ближний Восток, СНГ (в первую очередь с Россией, Украиной и другими странами, расположенными в Европе или вблизи нее). С 2003 года ЕС развивает политику «нового соседства» в качестве нового шага по распространению своего влияния. Продвижение по пути интеграции для новых соседей возможно лишь при выполнении ими определенных условий, выдвигаемых ЕС. Этот принцип является краеугольным для политики «нового соседства», которая подразумевает также и финансовую помощь таким государствам. Именно поэтому реализация этой политики столкнулась с серьезным недовольством со стороны граждан ЕС, вынужденных финансировать новые отстающие государства-члены ЕС. В отношении стран Средиземноморья ЕС может начать движение по пути создания новой интеграционной группировки Средиземноморский Союз (согласно предложению французского президента Н.Саркози).

Конституционный договор недвусмысленно определяет, что «в своей деятельности на международной арене Союз руководствуется принципами, предопределившими его создание, развитие и расширение, которые он стремится распространять в мире: демократией, верховенством закона, всеобщностью и неделимостью прав человека и основополагающих свобод, а также соблюдением принципов Устава ООН и международного права».58 С созданием поста министра иностранных дел Союза ЕС делает попытку институциализации процесса выработки совместной европейской позиции по внешнеполитическим вопросам и интенсифицирует свою политику активного распространения влияния и ценностей, и в первую очередь это касается территории постсоветского пространства. Следует оговориться, что официальная позиция России такова, что она не считает себя «ни субъектом, ни объектом политики «нового соседства» и настаивает на статусе «стратегического партнера».

Таким образом, внешнеполитические интересы осуществляются путем выстраивания отношений со всеми региональными группировками и центрами силы на основе soft power или «мягкого империализма»59, подразумевающего распространение влияния ЕС за счет экономической, социальной и политической привлекательности самого Евросоюза. Эта тенденция дает тот результат, что объекты внешней политики ЕС со временем становятся объектами (и субъектами) политики внутренней. Являясь процессом длительным и затратным, расширение этой интеграционной группировки, тем не менее, продвигает Европейский Союз на пути к своему становлению как влиятельному центру силы в многополярном мире.

^ Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

Каковы главные экономические партнеры Евросоюза?

Определите динамику внешнеэкономических отношений ЕС с начала процесса объединения до сегодняшнего дня.

Какие меры, по вашему мнению, должна принимать Россия для укрепления своих позиций в качестве торгово-экономического партнера стран ЕС?

Литература обязательная:

Бри М. Вклад Европейского Союза в создание многополярного мира/ Европейские страны СНГ: место в «Большой Европе». М., 2005.

Хесин Е. «Триада» на рубеже XXI века./ Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко и О. Буториной. – М.: УРСС, 2001. С. 271-289.

Ковальский Н. ЕС и Средиземноморье / Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко и О. Буториной. – М.: УРСС, 2001. – С. 323-343.

Абрамова М. Взаимоотношения ЕС со странами Латинской Америки и АКТ / Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко и О. Буториной. – М.: УРСС, 2001. – С. 343-363.

Литература дополнительная:

Иноземцев В. Мир Европы и мир Америки/ Хаттон У. Мир, в котором мы живем. М., 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.