Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямое действие отдельных источников европейского права




Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика.

Принцип верховенства права Европейского Союза.

 

Принцип верховенства европейского права — нормы европейского права имеют большую юридическую силу,чем правила, установленные национальным законодательствам-государств-членов.-Сформулирован-судом-ЕСв-решении Costa Enel-1964-года.-Этот-принцип-является- универсальным.- Что означает: приоритет имеют нормы всех источников европейского права. Эти нормы имеют приоритет над всеми, в том числе конституционными нормами национального законодательства. Нормы директив имеют верховенство в случае, когда имеют прямое действие;-

 

 

Европейское- право- наделяет-субъективными-правами-и-обязанностями-не-только-государств[членов,-но-и-юр.-и-физ.-лиц.-Выделяет-два-вида-прямого-действия:

1Горизонтальное-в-отношениях-между-частными- лицами.

2Вертикальное- в- отношениях- между- частными- лицами- и- государством.-

Два аспекта:

1 Указание на прямое действие акта свидет., что он явл.частью нацправ сист- имплемент излишня

2 Ч.л.мог реализ свои права в нацсудах несмотря на отсут соответ.норм в нацправе

 

 

Принцип прямого действия не имеет универсального-характера. Не все нормы европейского права- характеризуются- прямым- действием:

нормы-учредительных- договоров.- Они- имеют- прямое- действие,- если- они- пригодны- для- прямого-применения,-то-есть:-

1. Норма-должна-быть-сформулирована-четко;-

2. Она-должна-закреплять-субъективные-права-и-обязанности;-

3. Их-применение-безусловно.-

Нормы- международных- договоров- имеют- прямое- действие- при- соблюдении- тех- же-условий.-

Нормы-регламентов-всегда-обладают-прямым-действием-безусловно.-

Нормы-решений-обладают-прямым-действием-только-для-своих-адресатов.-

Нормы-директив-по-общему-правилу-не-обладают-прямым-действием.—

Условия-при-которых-нормы-директив-обладают-прямым-действием.-

1. Директива-несвоевременно-трансформирована-или-трансформирована-неверно;-

2. Речь-должна-идти-между-частным-лицом-и-государством;-

3. Формулировка- нормы- в-директивы- должна- иметь- безусловный- характер- и—позволять-четко-установить-субъективные-права-и-обязанности.

В праве Европейского Союза существуют также источники, которые вовсе не имеют прямого действия. К ним относятся акты, принимаемые по вопросам общей внешней политики и политики безопасности — ОВПБ, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере — СПСО.

В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет универсального характера. Его реализация в жизнь зависит от вида источника права Европейского Союза, в котором закреплена соответствующая норма:

- нормы регламентов законов Союза имеют прямое действие в полном объеме; более того, государствам-членам запрещено подменять регламенты своим внутренним законодательством например, издавать нормативные акты, воспроизводящие предписания регламентов

- нормы учредительных договоров имеют прямое действие, если они достаточно четко закрепляют субъективное право или обязанность, в том числе обязанности государств-членов.

Например, ст. 23 Договора о ЕС 1957 г., отменяющая таможенные пошлины или эквивалентные сборы внутри Сообщества, позволяет любому хозяйствующему субъекту предъявлять судебные иски, если какое-либо государство или иной субъект потребует уплаты подобного сбора.

С другой стороны, ст. 136 Договора о ЕС, согласно которой Сообщество и государства-члены… ставят целями содействие занятости, улучшение условий жизни и труда…, не является нормой прямого действия, так как из нее невозможно вывести четкое субъективное право, которое можно отстаивать в судах.

Аналогичные условия действуют для норм, которые закреплены в соглашениях международных договорах, заключенных ЕС с третьими странами, в том числе с Россией

- директивы основы законодательства Союза, по общему правилу, не имеют прямого действия, так как их нормы подлежат трансформации в национальное законодательство. Иными словами, директива действует опосредованно, через изданные на ее основе нормативные акты государств-членов, в которых и закрепляются соответствующие права и обязанности частных лиц.

Но как быть, если некоторое государство-член не приняло в установленный срок срок трансформации необходимые меры в соответствии с директивой ЕС Суд Европейских сообществ постановил, что в подобных условиях физические и юридические лица вправе опираться на положения директивы в спорах с государственными органами и учреждениями.

Таким образом, при определенных обстоятельствах директивы все же могут непосредственно наделять людей субъективными правами. В то же время содержащиеся в директивах обязанности частных лиц приобретают законную силу только после их трансформации в национальное законодательство.

Итак, директивы, в отличие от регламентов и учредительных договоров, способны обладать только вертикальным, но не горизонтальным прямым действием

- в праве Европейского Союза существуют также источники, которые вовсе не имеют прямого действия. К ним относятся акты, принимаемые по вопросам общей внешней политики и политики безопасности — ОВПБ, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере — СПСО.

 

30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной ин­терпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов.

 

Принцип- лояльной- интерпретации- принцип- косвенного- действия.- Толкование норм национального права насколько возможно должно соответствовать целям и содержанию европейского права в том числе нормам еще не трансформированных директив. Толковать национальное право институты и органы- ЕС-не-вправе.-

Принцип имущественной ответственности государств-членов перед частными лицами. принцип Francovich, введенный Судом в решении 1991 г. по одноименному делу

Ч.л, кот причинен ущерб вправе требовать от гос-участника компенсации. Иск рассматрив нац.суды.

Наруш права должно быть дост.серьезным, чтоб треб возмещ ущерба.

Условия-для-привлечения-государства-к-ответственности:-

1. Директива-не-трансформирована-или-трансформирована-не-верно;-

2. Цель-директивы-подразумевает-предоставление-прав-частным-лицам;-

3. Эти-права-должны-быть-определяемыми-исходя-из-положения-директивы;-

4. Должна- иметь-место- причинная- связь-между- нарушением- государством- членом-

права-сообщества-и-нанесенным-заявителю-ущербом.

 

31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализа­ции компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание.

 

Понятие-и-характерные-признаки-компетенции-ЕС.-

Компетенция — совокупность-предмета-ведения-и-полномочий-ЕС.-

Предмет ведения — круг вопросов, в отношении которых ЕС может принимать норм акты и иные решения

Полномочия ЕС — совокупность прав и обязанностей союза в лице его институтов и органов, при осуществлении определенных действий в рамках предметоведения

Характерные черты компетенции ЕС

1. Является властной, проявляется в том, что ЕС имеет право принимать норм акты и обязательные решения, которые носят императивный характер

2. Общей тенденцией развития компетенции ЕС является расширение предметов ведения и углубление полномочий

3. Производный характер компетенции — государства-члены наделили ЕС компетенцией

4. Компетенция ЕС не однородна по структуре, т.е. вирируется в зависимости от предмета ведения

Характерчерты: Властная — издание-НПА.

Делегированная — передана-государствами-членами-ЕС.

Формирование-по-мере-развития-интеграции,поступательное-расширение,углубление.

Принципы-реализации-компетенции-Европейского-Союза:

1. Принцип- наделения- компетенцией- принцип- ограниченных- полномочий.-

Проявление:-

Союз- в- своей- деятельности- не- должен- выходить- за- рамки- полномочий,-

предоставленных-ему-государствами-членами.-П.2-ст.5-ДЕС;-

Органы-Союза-действуют-только-в-пределах- своих-полномочий- п.2- ст.-13-

ДЕС.-

Механизм- наделения- союза- полномочиями- — уполномочивающие- статьи- правовые- базы-Проблематика.-Статьи[лазейки:-ст.-114,-115,-352-ДФЕС.-

2. Принцип-подразумеваемых-полномочий:—

В узком смысле — предоставленные- полномочия- подразумевают наличие любых других-полномочий,-которые-разумно-необходимы-для-реализации-первых.-

В- широком- смысле- — поставленная- цель- или- закрепленная- функция-

подразумевают- любые- полномочия,- которые- разумно- необходимы- для- их-

достижения.-Правовая-база—ст.352-ДФЕС.-

Ограничения-в-применении:-

Сложный-порядок-принятия-решений;-

Запрет-на-применение-порядка-ОВПБ;-

Запрет- применения- для- обхода- норм- запрещающих- гармонизацию- в-

определённых-сферах.-

3. Принцип-субсидиарности.-

ЕС-должен-принимать-меры-только-тогда,-когда-цель-не-может-быть-достигнута-на-более-низком-национальном-уровне.-

- Закрепление:-

Ст.-1-ДЕС—в-широком-смысле.-

Ст.5-ДЕС-п.3—в-узком-смысле.-

Протокол- о- применении- принципов- субсидиарности- и-пропорциональности-приложение-к-ЛД-

Гарантии-соблюдения:-коллективное-право-вето-национальных-парламентов;-

Право-инициировать-обращение-в- суд-ЕС- с-исками-об-аннулировании-законодательства-ЕС.-

4. Принцип-пропорциональности- соразмерности- —действия- союза-по- содержанию,-

форме,- интенсивности- предпринимаемых- мер- должны- строго- соответствовать- его-целям.-

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.