Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И правосудия в праве Европейского Союза 4 страница




В довольно обширном разделе V Договора о Европейском союзе (1992), названном "Положения об общей внешней политике и политике безопасности", много говорилось об обязанностях государств-членов строго следовать принятым решениям, не предпринимать подрывающих их действий, крепить политическую солидарность и т.п.

В то же время, как уже говорилось, на практике свобода рук, т.е. полнота национальных полномочий, не была государствами утрачена, и в сфере ОВПБ государства-члены оставались суверенными "игроками".

В этой истине все могли убедиться в период кризиса вокруг Ирака 2003 г., когда отдельные государства - члены ЕС, исходя из своих национальных интересов и подходов к решению международных проблем, не поддержали действий США в Ираке, а другие приняли более или менее активное участие в этой военной операции.

Лиссабонский договор внес определенные изменения в регулирование ОВПБ. Положения об общей внешней политике и политике безопасности содержатся в разделе V нового Договора о Европейском союзе. Здесь, в частности в ст. 24 ДЕС, говорится: "Компетенция Союза в области общей внешней политики и политики безопасности охватывает все сферы внешней политики, а также совокупность вопросов, относящихся к безопасности Союза, включая последовательную разработку общей оборонной политики, которая может привести к общей обороне...

Государства-члены активно и безоговорочно поддерживают внешнюю политику и политику безопасности Союза в духе лояльности и взаимной солидарности и уважают действия Союза в этой области. Они воздерживаются от всех действий, противоречащих интересам Союза или способных повредить эффективности их достижения..."

Здесь абзац 1 по смыслу почти идентичен п. 1 ст. 11 Договора о ЕС 1992 г., только значительно короче. Абзац 2 также идентичен п. 2 ст. 11 Маастрихтского договора. В нем, как мы видим, по-прежнему речь идет об обязательствах государств-членов в области ОВПБ по отношению к Союзу, однако даже западные эксперты, ссылаясь на разногласия государств-членов в период международного кризиса, предшествующего войне в Ираке, выражают скептицизм в отношении соблюдения ими и в будущем подобных обязательств.

Определены области международных отношений, в которых Союз поддерживает государства-члены, сотрудничает с ними либо дополняет их действия. К таким областям относятся промышленность, здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, спорт, туризм, молодежная политика, культура, гражданская оборона.

Данные сферы считаются специфическими, в которых сложно осуществить гармонизацию национальных законодательств. Данной позиции придерживается ряд стран, в том числе Франция и Германия, где вопросы образования, культуры и т.п. входят в компетенцию субъектов федерации - земель (Lander). Стало быть, эти области, в принципе, так же, как и сфера внешней политики, юридически закрепляются новым договором как суверенные полномочия государств-членов.

В результате можно сделать вывод, что и по Лиссабонскому договору государства-члены сохраняют свой суверенитет над территорией и населением, проживающим на ней, во всей полноте, за исключением тех вопросов, которые они передали в компетенцию Союза. Таким образом, государства-члены допустили лишь частичную уступку своих суверенных прав.

 

4.2.7. Европейский союз

и развитие понятия наднациональности

 

В юридической литературе наиболее сложная проблема взаимодействия государств и межправительственных организаций обычно обозначается как соотношение государственного суверенитета и элементов наднациональности в компетенции международных организаций.

Чаще всего, пожалуй, в специальной литературе термин "наднациональность" применяется в связи с полномочиями институтов Европейского союза.

Выше уже отмечалось, что многие отечественные и зарубежные специалисты рассматривают европейское право применительно к Евросоюзу как симбиоз межгосударственного и наднационального начала. Поддерживая эту точку зрения, заметим, что в коммунитарном праве превалировало последнее.

Наднациональное начало выражалось главным образом в принципах взаимоотношений права сообществ (ныне - права Союза) и национального права государств-членов, к которым относят прямое действие права сообществ, его верховенство по отношению к праву государств-членов, интегрированность норм права сообществ в национальные системы права государств-членов и юрисдикционную защиту права сообществ, осуществляемую их судебными учреждениями. После вступления в силу Лиссабонского договора все вышеперечисленные принципы действуют применительно к праву Европейского союза.

Рассмотрим хотя бы в самой краткой форме, являются ли черты наднациональности достаточно редким явлением в современном международном праве, и, главное, только ли интеграционным образованиям, и в частности ранее европейским сообществам, ныне Европейскому союзу, принадлежит "привилегия" называться наднациональными организациями.

Констатируем, что проблема наднациональности в более широком плане затрагивается во многих исследованиях, посвященных праву международных организаций, поскольку данный феномен проявляется и в других международных организациях. Например, это понятие рассматривается применительно к весьма различным по характеру деятельности международным организациям - ООН, МОТ, ИНМАРСАТ, ИКАО и др.

В этой связи также обращают на себя внимание особенности международных экономических организаций как субъектов международного экономического права. Именно в таких организациях распространена практика принятия решений на основе взвешенного подхода или большинством (квалифицированным большинством) голосов, что, в принципе, следует расценивать в качестве признаков наднационального регулирования. "Важное место в нормативном регулировании международной финансовой системы, - пишет, например, профессор В.М. Шумилов, - принадлежит праву МВФ, которое в значительной степени является наднациональным" <1>. Он также считает, что в целом в международных экономических отношениях проявляется метод наднационального регулирования: "В условиях формирования единого мирового экономического пространства наднациональная функция права становится объективно необходимой. Многие наднациональные элементы присущи деятельности, компетенции ВТО" <2>.

--------------------------------

<1> Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М., 2003. С. 233 - 234.

<2> Там же. С. 30.

 

Несмотря на то что в современной теории права нет установившегося определения явления наднациональности и на понятие наднациональности существуют самые разнообразные взгляды, попытаемся собрать и сгруппировать главные, сущностные черты феномена наднациональности применительно к различным международным организациям и проанализировать явление наднациональности, как оно проявлялось в европейских сообществах и выглядит в Европейском союзе.

Выше отмечалось, что с точки зрения исторической в европейском контексте термин "наднациональный" (supranational) встречается уже в одном из трудов, написанных в 1814 г. совместно французскими мыслителями О. Сен-Симоном и О. Тьерри, где они предсказывали создание по окончании эпохи войн и революций Европейского сообщества с наднациональным парламентом.

Как известно, термин "наднациональность" приобрел широкое распространение при реализации начального плана европейской интеграции и, в частности, при создании Европейского объединения угля и стали на основе Парижского договора 1951 г. В основном им оперировали сторонники федералистских теорий европейского строительства.

В то же время явление наднациональности получило распространение гораздо раньше и проявилось в деятельности иных, чем европейские сообщества, международных организаций и (или) их органов (пример - Совет Безопасности ООН), цели которых требовали более эффективных управленческих полномочий.

Очевидно, что данное качество является результатом прежде всего целей, функций, полномочий, приданных организации государствами-учредителями. Каковы же главные черты, определяющие явление наднациональности? Ниже мы попытаемся свести многие точки зрения воедино и дать составляющие (элементы) организации с самым полным объемом наднациональности. Хотелось бы отметить, что всем нижеперечисленным требованиям не отвечает полностью ни одна международная организация, в том числе европейские сообщества. В то же время европейские сообщества/Союз наиболее приблизились к ним.

Итак, вот что у нас получилось:

- определенная независимость (в том числе финансовая) организации и (или) ее органов от государств-членов;

- полномочия организации принимать решения большинством (абсолютным, относительным, взвешенным) голосов;

- обязательная сила решений международной организации для государств-членов;

- полномочия организации обеспечивать принудительное выполнение своих решений;

- формирование органов, принимающих такие решения, из лиц, независимых от национальных правительств;

- автономность власти организации и ее ориентация исключительно на достижение общепризнанных целей;

- прямое действие решений организации и (или) ее отдельных органов в отношении физических и юридических лиц государств-членов;

- отсутствие у государств-членов права выхода из наднациональной организации;

- государства-члены не должны иметь права на роспуск организации.

Когда речь идет о Европейском союзе, сюда добавляют прямые выборы в Европейский парламент.

До появления Евроконституции и затем Лиссабонского договора учредительные акты сообществ и Союза не предусматривали выхода государств-членов из ЕС. Впервые такое право для государств было предусмотрено текстом Конституции. Данное положение было унаследовано Лиссабонским договором.

Очевидно, что под наднациональностью понимается передача государствами-членами созданной ими международной организации (ее органам) определенных властных полномочий, обычно осуществляемых только органами суверенного государства, включая возможность издавать правовые нормы, имеющие обязательную силу для входящих в организацию государств.

Наднациональные организации создаются на основе ясно выраженного добровольного, договорно закрепленного волеизъявления государств и используются для достижения общезначимых целей на основе соблюдения основополагающих принципов и норм международного права.

На основании вышеизложенного можно определить наднациональность как совокупность структурных, функциональных и процедурных особенностей международной организации, определяющих приоритетный характер ее компетенции в конкретных областях по отношению к соответствующей компетенции государств-членов. На первый план здесь, по-видимому, выступает возможность принятия международным органом решений, обязательных для государств-членов.

В зависимости от объема наднациональности можно вести речь о классической межправительственной организации (объем наднациональности невелик или практически отсутствует) и федерации (наднациональность или объем властных полномочий у федерального центра максимальный).

Европейские сообщества и Союз располагаются между этими понятиями.

 

Глава 5. ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ

 

5.1. История и содержание понятия "Пространство свободы,

безопасности и правосудия"

 

В отечественной и зарубежной специальной литературе нет единства в трактовке и отображении данного понятия и института, введенного в право Европейского союза Амстердамским договором 1997 г. Объясняется это прежде всего широтой проблематики, входящей в содержание понятия "Пространство свободы, безопасности и правосудия" <1> (ПСБП или Пространство).

--------------------------------

<1> Фр. - L'espace de liberte, de securite et de justice.

 

В результате неодинаковых подходов в монографиях и учебных пособиях части, составляющие единое понятие Пространства, нередко содержатся в различных разделах, что, естественно, затрудняет его понимание и восприятие читателем.

Заметим также, что в разных российских источниках даже полное наименование Пространства пишется по-разному.

В том, что касается терминов "свобода" и "безопасность", то, как правило, их перевод на русский язык разночтений не вызывает. В то же время последний термин, который на английском и французском языках пишется одинаково - justice, на русский в разных публикациях переводится по-разному, например как "правосудие", "законность", "юстиция", "справедливость", "правопорядок".

Трудность в том, что слово justice обладает широкой семантикой, которая охватывает значения целого ряда русских слов, и в отсутствие официального перевода учредительных договоров ЕС каждый автор вправе предлагать свой перевод и свое понимание специальной терминологии.

Не вносит ясности и последний в немецком названии Пространства термин - das Recht <1>, основное значение которого - "право". Исходя из немецкоязычных текстов учредительных договоров ЕС, включая Лиссабонский договор, было бы вполне корректным название исследуемого нами института "Пространство свободы, безопасности и права" в том смысле, что это Пространство должно быть правовым, иначе говоря, пространством господства права.

--------------------------------

<1> См.: Der Vertrag von Lissabon. Heidelberg, 2008. S. 34.

 

Тем не менее из многих возможных вариантов перевода понятия автор данного пособия использует слово "правосудие" <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий С.Ю. Кашкина, А.О. Четверикова "Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями" включен в информационный банк.

 

<1> Именно так перевел термин justice проф. А.О. Четвериков в работе "Европейский союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями" (Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2008). См. также монографию проф. О.Ю. Потемкиной "Пространство свободы, безопасности и правосудия Европейского союза" (М., 2011). Аргументированное обоснование применения термина "правосудие" приводит проф. А.Г. Волеводз на с. 3 своего учебного пособия "Учреждения и органы Европейского союза по судебному и полицейскому сотрудничеству" (М., 2010).

 

В том, что касается различий в описании понятия ПСБП, представляется, что тому есть еще несколько причин.

1. Во-первых, некоторые направления ПСБП появились исторически в европейском праве раньше, чем формулировка и понятие самого Пространства. Речь в данном случае идет прежде всего о бывшей третьей опоре, названной в Маастрихтском договоре "сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел". Следует учесть, что вся современная проблематика третьей опоры и после упразднения трехопорной конструкции Лиссабонским договором входит в понятие ПСБП.

2. Во-вторых, отдельные важные составляющие понятия ПСБП формально возникли вне организационных и институциональных рамок и правового поля ЕС. Имеются в виду прежде всего шенгенские соглашения и все, что относится к содержанию так называемых "шенгенских достижений" (Schengen acquis - англ., acquis de Schengen - фр.) <1>.

--------------------------------

<1> Шенгенские достижения - совокупность нормативных правовых актов, включающих шенгенские соглашения и другие акты, принятые в их развитие. В частности, регулируют политики - визовую, миграционную и предоставления убежища.

 

После Амстердамского договора шенгенское право вошло в понятие ПСБП в качестве составной части. Шенгенские нормы как бы "выплеснулись" за рамки собственно шенгенских соглашений и сегодня представляют собой так называемые "шенгенские достижения", которые помимо шенгенских соглашений содержатся во множестве установлений, появившихся позже в развитие этих соглашений. Дальнейшее развитие шенгенских норм происходит как в рамках "внутреннего" права Европейского союза (в актах вторичного права), так и формально вне его рамок - посредством заключения двусторонних и многосторонних договоров между государствами - членами Союза, касающихся, например, полицейского сотрудничества.

Успех шенгенского процесса во многом предопределил появление новой цели - создания ПСБП на всей территории Европейского союза.

Кроме того, сюда же следует отнести нормы и меры отдельных европейских государств по сотрудничеству в борьбе с преступлениями, выработанные в рамках другой европейской организации - Совета Европы. Речь, в частности, идет о подписании под эгидой этой организации ряда Конвенций, например, о выдаче (1957 г.), о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.), о борьбе с терроризмом (1977 г.). Нормы, содержащиеся в этих Конвенциях, были позже позаимствованы нормативными правовыми актами ЕС. К тому же все государства - члены Европейского союза одновременно являются и членами Совета Европы и в качестве последних участвовали в выработке и принятии многих международных договоров СЕ.

В этот же пункт перечисления составляющих ПСБП, вначале возникших вне рамок права ЕС, отнесем и рецепцию в право ЕС из права Совета Европы норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. ЕКПЧ к тому же и по времени появилась раньше, чем возникли европейские сообщества. Как известно, ЕКПЧ была подписана под эгидой другой организации - Совета Европы в 1950 г. в Риме.

3. В-третьих, сложность понимания явления ПСБП и различия в его описании в научной и учебной литературе связаны с тем, что проблематика Пространства содержится не только в специальных разделах учредительных договоров <1>, но "разбросана" и по многим другим их статьям, что, естественно, не упрощает исследование и классификацию этого понятия. Вероятно, отсутствие единой системы в отображении ПСБП в отечественной и зарубежной специальной литературе является прямым следствием сложного характера многочисленных учредительных договоров ЕС. А как уже выше констатировалось, их кодификация (систематизация и сведение в единый текст) с помощью Конституции ЕС потерпела неудачу.

--------------------------------

<1> Впервые отдельная глава под названием "Пространство свободы, безопасности и правосудия" появилась в Договоре о введении Конституции для Европы 2004 г., который в силу не вступил. В настоящее время раздел с таким же названием содержится в тексте Договора о функционировании Европейского союза.

 

Таким образом, ПСБП - это что-то вроде мозаики, отдельные фрагменты которой сформировались в исторически разное время и, строго говоря, порой вне права европейских сообществ и Союза, к тому же были разбросаны по многим статьям действующих учредительных договоров.

Попытаемся с учетом ограниченных рамок главы осветить, как мы это понимаем, некоторые важные и актуальные моменты, образующие сложное понятие ПСБП. Руководствуемся в данном случае также тем, что считаем практически наиболее важным и интересным для читателя.

Если конкретизировать это широкое понятие, то можно дать ему следующее определение: Пространство свободы, безопасности и правосудия представляет собой прежде всего комплекс мер и форм сотрудничества правоохранительных органов государств - членов Европейского союза, а также институтов и специализированных органов и организаций ЕС, направленных на борьбу с транснациональной преступностью.

Согласно ст. 3 ДЕС в лиссабонской редакции "Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение лиц во взаимосвязи с соответствующими мерами по вопросам контроля внешних границ, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением".

Предполагается, что эти меры должны осуществляться в условиях свободы, соблюдения прав человека, высокого уровня охраны законности и правопорядка.

Как представляется, ключевое слово в понятии ПСБП - "безопасность", поскольку все меры направлены на обеспечение безопасности, предотвращения правонарушений, борьбы с преступностью и терроризмом в рамках Евросоюза.

Создание ПСБП затрагивает регулирование свободного передвижения лиц, процесса упразднения границ внутри ЕС, иммиграции, свободы учреждения и экономической деятельности граждан на территории другого государства-члена, сотрудничества государств-членов в борьбе с преступностью.

В последнем случае речь может идти о мерах полицейского, репрессивного характера, имеющих целью борьбу с преступностью, но которые могут непосредственно касаться повседневной жизни европейских граждан. Видимо, поэтому в наименовании Пространства первым идет термин "свобода" как цель и необходимое условие для проведения мер безопасности, которая должна обеспечиваться соблюдением прав человека и основных свобод.

Термин "пространство свободы, безопасности и правосудия" впервые появился в разделе VI Амстердамского договора, который назывался "Положения о сотрудничестве полиций и судов в уголовно-правовой сфере". В частности, в ст. 29 указанного раздела говорилось, что "целью Союза является обеспечение гражданам высокого уровня безопасности в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия путем осуществления совместных действий государств-членов в области сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере, а также путем предотвращения и борьбы с расизмом и ксенофобией" (выделено мной. - М.Б.).

Здесь нам важно отметить, что создание такого Пространства Амстердамским договором было включено в число целей Европейского союза. ПСБП - это цель (она пока полностью не достигнута) и одновременно процесс.

Отмена внутренних границ в Европейском союзе и появление так называемой мобильной преступности поставили на повестку дня ЕС задачу повышения эффективности борьбы с преступностью и терроризмом и гармонизации в этой связи законодательств и практики государств-членов.

Основные направления создания ПСБП были определены на заседании Европейского совета в Тампере (Финляндия) 15 - 16 октября 1999 г. (год вступления в силу Амстердамского договора). В частности, при обсуждении идеи о создании "европейского пространства свободы, безопасности и правосудия" участники саммита признали необходимость постепенной конвергенции, т.е. сглаживания различий, гармонизации, слияния в будущем правоохранительных систем государств - членов Союза. Одна из целей данного положения состояла в том, чтобы преступники потеряли возможность пользоваться различиями и противоречиями в национальных системах правосудия.

Впервые большинство положений о Пространстве свободы, безопасности и правосудия было объединено под таким названием в Договоре, учреждающем Конституцию для Европы 2004 г. Затем данные положения также в виде особого раздела из Евроконституции почти целиком перешли в Лиссабонский договор.

Они сконцентрированы в Договоре о функционировании Европейского союза в разделе V (ст. ст. 67 - 89), который так и называется - "Пространство свободы, безопасности и правосудия". В то же время, учитывая особую природу данной проблематики, положения, касающиеся ПСБП, часто встречаются и в других статьях договоров - как Договора о Европейском союзе, так и Договора о его функционировании.

Однако вернемся к тем двум основным составным частям, из которых, как мы вначале отмечали, возникло ПСБП.

1. Во-первых, в понятие ПСБП входит сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), которое до вступления в силу ЛД составляло третью опору Европейского союза.

Началом сотрудничеству государств-членов в совместной борьбе с преступностью (и, стало быть, бывшей третьей опоры) послужило создание группы Треви <1> министров внутренних дел государств - членов европейских сообществ.

--------------------------------

<1> Trevi - сокращение от фр. terrorisme, radicalisme, extremisme et violence internationale.

 

Группа Треви, за которой последовало образование различных специальных рабочих групп, действовала вне институциональных рамок сообществ.

Уместно напомнить, что в результате подписания Маастрихтского договора в деятельности вновь созданной организации - Европейского союза появилась новая сфера деятельности - третья опора, названная сотрудничеством в области юстиции (в других отечественных источниках - правосудия) и внутренних дел. Содержание этого сотрудничества было пересмотрено Амстердамским договором, который также переименовал соответствующий раздел, который стал называться, как и вся третья опора, сотрудничеством полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО). Ниццкий договор 2001 г. внес в данный раздел определенные изменения.

По Лиссабонскому договору создание Пространства как комплекс мер означает контроль на границах, включая визовую политику, регулирование иммиграционной политики, меры в области предоставления убежища, сотрудничество в гражданско-правовой сфере, т.е. проблематику, ранее относившуюся к первой опоре. Перечисленные вопросы регулируются в отличие от межправительственного сотрудничества коммунитарным, т.е. юридически более жестким методом.

Таким образом, сотрудничество государств-членов в правоохранительной сфере началось с заключением Маастрихтского договора в рамках третьей опоры ЕС, однако ограниченные возможности применявшегося в ней межправительственного (международно-правового) метода привели к коммунитаризации (т.е. переносу в право сообществ) части вопросов третьей опоры. При этом в результате коммунитаризации визовая политика, предоставление убежища, иммиграция и иные аспекты, связанные со свободным передвижением лиц, перешли в первую опору. Данная эволюция была совершена Амстердамским договором, которым ПСБП было объявлено одной из целей Союза.

Однако коммунитаризация (перевод в право сообществ) указанных вопросов ПСБП, на которые распространяется компетенция Комиссии, вызывала недовольство и сопротивление некоторых государств-членов (Великобритания, Польша). Это объясняется тем, что отдельные государства хотели бы сохранить полную "свободу маневра" целиком в СПСО, полагая, и не без основания, что это в большей мере соответствовало бы их национальным интересам, соблюдение которых для них важнее, чем соблюдение интересов общеевропейских.

2. Во-вторых, важнейший компонент ПСБП - шенгенское право - появился и действовал вначале вне правовой системы сообществ. Затем "шенгенские достижения" (acquis de Schengen) стали частью учредительных договоров ЕС. Амстердамским договором была расширена сфера действия права ЕС за счет коммунитаризации ряда областей, которые в прошлом не входили в ведение сообществ, следовательно, не регулировались нормами коммунитарного права. Следует иметь в виду, что современные источники шенгенского права, появившиеся после подписания шенгенских соглашений, издаются в формах, предусмотренных учредительными договорами ЕС, т.е. в виде регламентов, директив, рамочных решений и др.

Иными словами, шенгенское право, возникнув вначале в виде международных договоров формально вне права ЕС (шенгенские соглашения), став позднее неотъемлемым компонентом этого права, развивается в основном в традиционных европейских правовых формах - нормативных актах институтов Союза.

Успех шенгенского процесса во многом предопределил появление новой цели - создания ПСБП на всей территории Европейского союза. При этом шенгенское право стало важной составляющей понятия "Пространство свободы, безопасности и правосудия".

Подведем предварительные итоги.

Проблематика, связанная с ПСБП, обладает рядом особенностей.

1. Многие вопросы, касающиеся ПСБП, появились в компетенции интеграционного объединения исторически недавно, в основном с периода подписания Маастрихтского договора 1992 г. Конкретное понятие ПСБП появилось в Амстердамском договоре и позже было детализировано в Ниццком договоре. Впервые глава под названием "Пространство свободы, безопасности и правосудия" появилась в Договоре, учреждающем Конституцию для Европы, затем раздел под таким же названием был включен в Лиссабонский договор.

2. Вопросы ПСБП относятся к чувствительной сфере государственного суверенитета, поэтому вначале государства-члены стремились не упускать их из-под своего контроля и решать на межправительственной, международно-правовой основе, консенсусом. Для более эффективного управления процессом создания ПСБП отдельные вопросы были перенесены в право сообществ (коммунитаризированы). Однако коммунитаризация вопросов ПСБП, на которые в результате распространилась компетенция Комиссии и Суда ЕС, вызвала недовольство и сопротивление ряда государств-членов. Отдельные государства ЕС хотели бы сохранить полную "свободу маневра" целиком в проблематике бывшей третьей опоры - СПСО, полагая, что это в большей мере соответствовало бы их национальным интересам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.