Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Европейскую систему защиты прав человека 1 страница




 

13.1. Международная защита и обеспечение прав человека

по праву Европейского союза

 

Через все области жизни красной нитью проходит тема прав человека, которые должны быть обеспечены повсеместно независимо от того, в какой стране живет человек. Права человеческой личности, и прежде всего наиболее важные из них - права основные (фундаментальные), давно превратились в отдельный объект заботы международного сообщества.

Как уже не раз отмечалось, учреждение европейских сообществ, а затем Европейского союза (1992) сопровождалось передачей "наверх" отдельных властных полномочий национальных государств и со временем круг таких полномочий становился все шире. Это требовалось для того, чтобы интеграционные проекты действительно реализовывались, деятельность институтов ЕС была эффективна и их решения достаточно быстро проводились в жизнь.

В результате институты ЕС стали принимать нормативные и индивидуальные акты, проводить инспекции, налагать штрафы, т.е. во все больших сферах совершать действия властно-принудительного характера. В этой связи для населения государств - членов ЕС возникла насущная потребность в правовой защите от пороков интеграции, в частности от нарушений прав человека со стороны институтов ЕС и в целом в способах борьбы со злоупотреблениями властей сообществ. Для руководства Европейского союза со своей стороны необходимо было найти средства демократизации деятельности коммунитарных институтов, укрепления внутренней стабильности и повышения привлекательности европейской интеграции и Союза в широких кругах населения.

Крупным социальным достижением стран - членов ЕС на сегодня является создание цельной системы защиты прав человека, соответствующей требованиям международного права. Именно индивидуум образует фундамент сложившейся в этой части света социально-экономической и политической модели, венцом которой являются наднациональные интеграционные институты.

Как известно, традиционной правовой основой защиты прав личности в государствах является включение перечня прав и свобод человека в текст конституций. Ярким примером этого является гл. 2 (ст. ст. 17 - 64) Конституции РФ 1993 г., в которой закреплены основные права и свободы человека и гражданина, охватывающие все главные области жизни и деятельности человека и соответствующие общепризнанному международному перечню прав и свобод.

Это важнейшая юридическая база для защиты прав человека в национальном судопроизводстве в случае их нарушения национальными властями.

Основными правовыми источниками для европейских сообществ и Союза в целом были учредительные договоры. Следует заметить, что эти договоры, особенно первые из них - Парижский 1951 г. и Римские договоры 1957 г., не содержали положений (каталога) об основных правах человека. Это представляло собой определенный пробел, который руководство ЕС попыталось восполнить в 1990-е гг.

Неудовлетворительное положение дел с формализацией системы защиты прав человека осложнялось также недостаточно широкой компетенцией представительного органа ЕС - Европейского парламента.

Из вышесказанного у читателя может сложиться впечатление о недостаточной защищенности прав личности в государствах - членах ЕС. Речь, однако, идет о том, что авторами учредительных актов сообществ было "упущено" включение в их тексты каталога основных прав человека, долгое время не существовало общекоммунитарного акта об основных правах и свободах, и механизм защиты прав граждан в случае их нарушения брюссельскими институтами формировался скорее опытным, практическим путем.

Следует иметь в виду, что защита прав человека в государствах - членах ЕС осуществляется, прежде всего, в национальных судебных учреждениях. Кроме этого, граждане в случае нарушения их прав институтами Евросоюза могут обратиться за защитой в находящиеся в Люксембурге Трибунал, или Суд первой инстанции (ныне - Суд общей юрисдикции), и затем в Суд Европейских сообществ (ныне - Суд Европейского союза) как высшую инстанцию.

Тем не менее на всех этапах интеграции руководство ЕС искало выход из сложившейся затруднительной в правовом отношении ситуации. Каким образом это происходило?

В 1989 г. Европейским парламентом был принят текст Декларации основных прав и свобод, который включал комплекс основополагающих прав и свобод человека и гражданина. В том же году на заседании Европейского совета была одобрена Хартия Сообщества об основных социальных правах работников. Эти и другие подобные документы, которые принимались органами и институтами сообществ, не будучи оформлены в качестве нормативных актов или международных договоров, не получили статуса юридически обязательных источников права и оставались только политическими актами с чисто декларативным значением. Несмотря на отсутствие положений об основных правах человека в первоначальных учредительных договорах ЕС, в 1969 г. Суд европейских сообществ признал соблюдение основных прав и свобод в качестве одного из "общих принципов права Сообщества".

Соблюдать этот принцип суд вменил в обязанность институтов ЕС. Отсюда следовало, что правовой акт, изданный Советом, Комиссией или Европарламентом и нарушающий основные права и свободы человека, мог быть отменен решением суда ЕС - и случаи такой отмены были. Таким образом, Суд решал проблему защиты прав человека посредством создаваемого им прецедентного права.

При этом суд опирался как на источники, во-первых, на "общие конституционные традиции" государств - членов Союза (т.е. разделы конституций, закрепивших права человека и гражданина); во-вторых, на международные договоры о правах человека, в которых участвовали все или большинство государств - членов ЕС (Международные пакты о правах человека 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.); в-третьих, на общепризнанные принципы международного права (прежде всего на принцип всеобщего уважения прав человека).

Положение об "общих конституционных традициях", установленное сначала прецедентным правом суда, в 1992 г. получило закрепление в Договоре о Европейском союзе (п. 2 ст. 6 в действующей до ЛД редакции).

В проекте Конституционного договора 2004 г. теме прав человека была посвящена ст. I-9 под названием "Основные права". При этом отмечалось, что Хартия Европейского союза об основных правах входит в Конституцию в качестве ее ч. II.

Основные положения указанной статьи проекта Евроконституции, за исключением идеи о вхождении Хартии в основной текст договора, были восприняты Лиссабонским договором. Так, в ст. 6 лиссабонской редакции Договора о Европейском союзе говорится следующее:

"1. Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированной 12 декабря 2007 г., которая имеет такую же юридическую силу, как и Договоры.

Положения Хартии никоим образом не расширяют компетенцию Союза, как она определена в Договорах.

2. Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это присоединение не изменяет компетенции Союза, как она определена в Договорах.

3. Основные права, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и вытекающие из общих конституционных традиций государств-членов, являются частью права Союза в качестве общих принципов".

Важнейшие положения данной статьи - это придание Хартии ЕС об основных правах такой юридической силы, которую имеют ДЕС и ДФЕС, а также обязательство Союза присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это обязательство подтверждается и детализируется прилагаемыми к ЛД протоколом и декларацией относительно п. 2 ст. 6 Договора о Европейском союзе.

 

13.2. Хартия Европейского союза об основных правах

и Лиссабонский договор

 

При всем признании большого вклада суда ЕС в решение проблемы защиты основных прав человека в Европейском союзе надо отметить, что рядовым гражданам зачастую было весьма сложно понять, в чем же заключаются их права перед лицом брюссельских институтов. Учитывая прецедентный характер права Суда, обычные граждане были не в силах разобраться в сложном и обширном массиве прецедентных норм, поэтому необходимо было кодифицировать эти права в едином писаном источнике, текст которого был бы доступен и понятен каждому.

Важным шагом в этом направлении стало принятие Европейским советом в Ницце Хартии Европейского союза об основных правах 7 декабря 2000 г.

Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в Тампере (Финляндия) 15 - 16 октября 1999 г. Основой Хартии должны были стать все международные документы о защите прав человека. Главы государств и правительств подчеркнули в ходе заседания Европейского совета, что Хартия станет "философской и политической основой" создания "европейского пространства свободы, безопасности и законности".

Главной чертой и отличием этого документа является то, что Хартия имеет целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов ныне действующего Европейского союза, в то время как прежние международные декларации, хартии, международные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений национальной, государственной власти.

На положения Хартии Европейского союза об основных правах после вступления в силу Лиссабонского договора распространилась юрисдикция Суда Европейского союза.

Хартия представляет собой результат систематизации правоприменительной практики суда ЕС и конституционных традиций государств-членов в области основных прав и свобод человека.

Данный документ также закрепляет основные достижения Европейского союза в этой сфере, подтверждая при этом права, которые вытекают из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Хартия воспроизвела основные положения ЕКПЧ, дополнив их целым рядом новых положений, в частности, в сфере политических прав, биоэтики и др.

Проект Хартии разработал специальный орган - Конвент <1>, состав которого был определен на сессии Европейского совета в Тампере 15 - 16 октября 1999 г. Конвент насчитывал 62 человека, среди которых большинство были депутатами национальных парламентов государств-членов и Европейского парламента. Местом работы Конвента стал Брюссель. Работа Конвента над Хартией продолжалась немногим более девяти месяцев, в результате чего 7 декабря 2000 г. во Франции, в Ницце, Хартия была подписана руководителями трех институтов Европейского союза - Европейского парламента, Совета и Европейской комиссии.

--------------------------------

<1> Не путать с Конвентом "Будущее Европы", который разработал Договор о введении Конституции для Европы 2004 г. В то же время в ряде источников отмечается, что персональный состав двух конвентов был во многом один и тот же, хотя второй Конвент насчитывал большее число участников. Подчеркивается также, что второй по времени Конвент воспринял многое из опыта работы первого Конвента, занимавшегося разработкой Хартии.

 

Наиболее важной отличительной чертой Хартии является ее универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод - как личные (гражданские) и политические, так и права социально-экономические, и культурные.

Составители Хартии нарушили традицию проведения различия, с одной стороны, между гражданскими и политическими правами, с другой - между экономическими и социальными правами. В структуре Хартии все права распределяются вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие.

В целом Хартия Европейского союза об основных правах состоит из преамбулы и 54 статей, сгруппированных в семь глав.

Хотя специальное положение об этом в самом документе отсутствует, считается, что Хартия вступила в силу с даты ее официального опубликования - 18 декабря 2000 г. Однако юридический статус этого акта оставался неопределенным до вступления в силу Лиссабонского договора. Можно сказать, что ЕС сначала утвердил Хартию в качестве политического документа, затем Лиссабонским договором придал ей обязывающий характер.

Хартия защищает права не только граждан Европейского союза, но и наделяет отдельными правами любое физическое лицо, находящееся на территории Союза независимо от гражданства и постоянного места жительства. В качестве таких прав выступает большинство личных, а также социально-экономических прав. Это означает, что субъектами данных прав могут быть и граждане России, если они находятся в любой из стран Европейского союза.

Отдельными правами Хартия наделяет не только физические, но и юридические лица.

Непосредственными адресатами обязанностей по Хартии являются институты и органы Союза. Национальные органы также связаны признанными Европейским союзом основными правами. Следует подчеркнуть, что новая Хартия не заменяет собой другие, ранее принятые источники основных прав и свобод личности. Она лишь систематизирует их и создает систему защиты прав в тех сферах жизни, в которых действует наднациональное право и институты Европейского союза.

Как отмечалось выше, одной из главных причин, вызвавших разработку Европейским союзом собственной Хартии основных прав, было отсутствие полноценного их "каталога" в учредительных актах данной организации.

Основным недостатком новой Хартии являлось то, что ранее она не имела юридически обязательной силы. Текст Хартии не был облечен в форму нормативного акта. Вопрос о придании ей силы источника права пытались решить в ходе работы второго Конвента, когда ст. I-9 Конституционного договора Хартии была инкорпорирована (включена) в текст Конституционного договора в качестве его ч. II.

После неудачи Евроконституции Хартия приобрела юридически обязательный характер с вступлением в силу Лиссабонского договора.

Согласно ст. 6 ДЕС Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии, которая имеет такую же юридическую силу, как и Договоры.

Следует подчеркнуть, что после провозглашения Хартии 7 декабря 2000 г. в Ницце в ее текст были внесены лишь минимальные изменения.

С помощью Хартии Союз и его государства-члены дополнили имевшийся арсенал средств защиты прав человека. Ныне он основывается на национальных конституциях и основных законах государств-членов, а также на международных обязательствах и, в частности, на участии каждого государства-члена в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в рамках Совета Европы.

Учитывая, что Хартия ЕС об основных правах является, пожалуй, самым поздним актом в международном праве прав человека, естественно, что ее создатели учли все достижения и недостатки предыдущих международных договоров и деклараций из этой отрасли международного права. В этой связи многие зарубежные и отечественные специалисты считают Хартию образцом на данный момент каталога основных прав человека.

Британские представители в ходе работы двух конвентов выступали против придания Хартии обязательной силы. Им удалось в этом вопросе получить перевес в декабре 2000 г. в Ницце. Хартия была всего лишь "провозглашена". Британцам удалось бы и в ходе работы Конвента по подготовке Конституционного договора защитить свою позицию и любыми путями сохранить декларативный характер Хартии. Однако большинство участников Конвента, проголосовав за включение Хартии в текст Конституционного договора, тем самым выступили за придание ее тексту юридически обязательного характера. Теперь это произошло вместе с вступлением в силу Лиссабонского договора.

Следует отметить, что опять же по инициативе британской стороны на втором Конвенте в ходе обсуждения вопроса о статусе Хартии было подчеркнуто, что Хартия не оказывает влияния на распределение полномочий между Союзом и государствами-членами. Британские представители заявляли, например, что, если Хартия запрещает применение смертной казни (ст. 2), это еще не означает права для институтов Союза принимать законы в этой области, обязывающие государства-члены. Британцы настаивали на том, что соблюдение Хартии распространяется лишь на действия институтов Союза, а на государства-члены, согласно британской позиции, положения Хартии распространяются, лишь когда они приобретают форму норм европейского вторичного права.

С нашей точки зрения, Хартия после вступления в силу Лиссабонского договора прямо обязывает государства-члены хотя бы на основании международно-правового принципа добросовестного выполнения международных обязательств, возникшего в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda.

То есть в вопросах, регулируемых Хартией, в частности связанных с соблюдением основных прав, она обладает верховенством над национальным законодательством государств-членов. Это тем более так, что правовая дисциплина в рамках Европейского союза представляется более строгой, чем в целом в международном праве.

Здесь следует одновременно отметить, что пока с будущим реальным применением не только Хартии, но и некоторых положений Лиссабонского договора полной ясности нет и, как представляется, данный вопрос, как и некоторые другие, составителями ЛД оставлен для окончательного решения практике и обсуждению на последующих межправительственных конференциях государств - членов Европейского союза.

 

13.3. Роль Европейской конвенции о защите прав человека

и основных свобод в праве Европейского союза.

Вопрос о присоединении Союза к ЕКПЧ

 

Среди источников основополагающих прав человека приоритетное значение для развития прежних европейских сообществ и Союза приобрела подписанная в Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - ЕКПЧ, Европейская конвенция или просто Конвенция). Суд ЕС неизменно подчеркивал особое место Конвенции в качестве главного источника основных прав и свобод личности в европейских сообществах, и эта доктрина Суда (так же, как и национальные конституционные традиции) была воспринята в Договоре о создании Европейского союза (1992).

Указанная Конвенция была разработана и подписана в 1950 г. в Совете Европы, т.е. в другой, чем европейские сообщества, межправительственной организации. Кстати, в 1950 г. сообществ еще не существовало.

В условиях отсутствия в тот период общего для европейских сообществ юридически обязательного акта в области защиты основополагающих прав человека разработчики Маастрихтского (1992) и Амстердамского договоров (1997) фактически произвели рецепцию ЕКПЧ, представляющей источник из другой правовой ("советоевропейской") системы <1>, который был воспринят упомянутыми договорами.

--------------------------------

<1> Имеется в виду система источников права Совета Европы, которую составляют нормы подписанных в рамках этой организации более чем 180 различных так называемых Конвенций Совета Европы (ранее назывались Европейскими конвенциями).

 

В частности, в п. 2 ст. 6 Договора о Европейском союзе (1992) говорится: "Союз уважает основные права человека, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообществ".

Все государства - члены Европейского союза одновременно являются членами Совета Европы и обязаны основывать свои правовые установления на общих принципах и общепринятых нормах международного и европейского права, к каковым учредительные акты Союза и конкретно Маастрихтский и Амстердамский договоры относят также права и свободы, как они определены в Конвенции.

Кроме того, в силу прямой выше процитированной отсылки можно считать положения ЕКПЧ, характеризующие основные права и свободы, инкорпорированными в праве Европейского союза.

Известный российский юрист, бывший Председатель Конституционного Суда РФ и первый судья от России в Европейском суде по правам человека В.А. Туманов, в частности, пишет: "В юридических вузах читаются курсы "европейского права", имеются соответствующие учебные пособия и книги, но они посвящены, как правило, исключительно праву Европейского союза, в состав которого Россия, как известно, не входит. В то же время право, созданное в рамках Совета Европы на основе и в процессе применения Европейской конвенции, обязательное и значимое для России как члена Совета Европы и ее граждан, остается за пределами "европейского права", хотя является именно таковым и по происхождению, и по содержанию" <1>.

--------------------------------

<1> Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: очерк организации и деятельности. М., 2001. С. 6.

 

Справедливости ради уточним, что ситуация с ЕКПЧ в последние годы изменилась в том плане, что ее роль в качестве источника права Европейского союза в России практически никем не оспаривается и европейская система защиты прав человека входит в тематику курсов европейского права, преподаваемых в российских университетах.

Возвращаясь к выше упоминавшейся ст. 6 (п. 2) Маастрихтского договора (1992) и ст. 6 Лиссабонского договора, напомним, что все государства - члены Европейского союза являются одновременно членами Совета Европы, а вступление в Совет Европы требует обязательного присоединения к ЕКПЧ.

С определенного времени в европейском праве существовала проблема, касающаяся коллективного присоединения сообществ, а затем Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Данный вопрос впервые был официально поставлен Комиссией ЕС в 1979 г. В 1990 г. Комиссия предприняла в этом направлении еще одну попытку.

Суд ЕС выступил против возможного присоединения европейских сообществ к ЕКПЧ (Заключение Суда ЕС от 28 марта 1996 г. N 2/94 "О присоединении Европейского сообщества к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод").

Суд отмечал, что учредительные договоры не наделили Европейское сообщество необходимой компетенцией для присоединения к ЕКПЧ и что присоединение потребует предварительного внесения изменений в учредительные договоры. Суд, кроме того, подчеркивал, что участие сообществ в ЕКПЧ потребовало бы "существенной перестройки всей системы защиты прав и свобод", сложившейся в процессе интеграции. Следствием этого явилось бы то, что находящийся в Страсбурге Европейский суд по правам человека стал бы выступать в качестве суда последней инстанции. Он должен был бы давать собственное толкование права сообществ, что, несомненно, привело бы к возникновению ситуации, при которой Суд ЕС оказался бы не в состоянии обеспечивать единообразное толкование и применение европейского права.

В последние годы в Европейском союзе обсуждался вопрос о его присоединении как международной организации и коллективного члена к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ряд государств во главе с Францией считали это излишним и ставящим расположенный в Люксембурге Суд Европейских сообществ в более слабое положение по сравнению с находящимся в Страсбурге Европейским судом по правам человека. Суд ЕС занимал прежнюю позицию и также выступал против такого присоединения, поскольку он был бы вынужден по некоторым делам направлять преюдициальные запросы в Страсбург, прежде чем выносить решения по существу. Это не только значительно удлиняло бы сроки и без того длительных судебных процедур, но, что, может быть, важнее, ставило бы суд ЕС в положение, подчиненное Европейскому суду по правам человека. Со временем, однако, негативное отношение суда ЕС к присоединению Союза к Европейской конвенции изменилось, да и Париж прекратил препятствовать включению положения о присоединении Союза к ЕКПЧ в Лиссабонский договор.

Зарубежные специалисты, однако, обращают внимание на двусмысленность и осторожность формулировки п. 2 ст. 6 Лиссабонского договора (ДЕС), гласящей, что "Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод". По их мнению, все равно это потребует последующих переговоров и окончательное решение должно быть принято на основе единогласия <1>.

--------------------------------

<1> На июль 2012 г. присоединения Евросоюза к ЕКПЧ не произошло.

 

Российская сторона выступает за присоединение ЕС к ЕКПЧ. Исходим из того, что нормы законодательства Российской Федерации и права ЕС, соответствующие ЕКПЧ и практике Страсбургского суда, у двух сторон общие и правовой статус личности у нас во многом одинаков. Это важные предпосылки для создания между Россией и ЕС единого правового пространства.

Пункт 3 ст. 6 ДЕС, схожий по смыслу с прежней ст. 6 Договора о Европейском союзе (1992), дополняет общесоюзный механизм защиты основных прав, уточняя, что помимо Хартии Союз признает и соблюдает в качестве общих принципов права два других источника, каковыми являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также общие конституционные традиции государств-членов.

Суд ЕС опирается на эти два источника в своей судебной практике при принятии решений по признанию и восстановлению фундаментальных прав.

Констатируем, что суд ЕС, вторгаясь в область защиты прав человека, во-первых, пытается распространить влияние права ЕС на традиционные сферы конституционного регулирования государств-членов, что может вызвать неоднозначную реакцию последних. Во-вторых, суд ЕС пытается выступить в качестве еще одного суда по правам человека, в то время как при Совете Европы уже функционирует судебный орган, специально созданный для целей защиты прав человека. При этом суд ЕС не выработал специальной процедуры рассмотрения дел правозащитного характера. Эти вопросы пока не служат предметом самостоятельных исков и рассматриваются судом только в связи с конкретными делами, отнесенными к его компетенции.

Как представляется, взаимоотношения суда ЕС и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) продолжают носить проблемный характер. Суд ЕС не хочет признавать преимущественного положения ЕСПЧ, который следит за соблюдением Европейской конвенции и накопил большой массив прецедентной практики по ее исполнению. К тому же суд ЕС не хотел бы, чтобы ЕСПЧ вмешивался в правопорядок ЕС.

В результате переговоров представителей ЕС и Совета Европы, начавшихся летом 2010 г., подготовлен проект Соглашения о присоединении ЕС к ЕКПЧ, которое среди прочего включает положения о путях решения возможных конфликтов юрисдикций Суда ЕС и ЕСПЧ. Сторонами договора должны стать ЕС и все государства - участники Конвенции. Таким образом, Союз должен стать участником ЕКПЧ на равных с государствами. Тем самым Конвенция становится инструментом, действующим в интересах пострадавших от злоупотреблений властей как государств (так было до сегодняшнего дня), так и наднационального объединения - Евросоюза.

Каковы правовые основания для присоединения ЕС к Конвенции?

Во-первых, Лиссабонский договор (ДЕС) уполномочил Союз присоединиться к ЕКПЧ. Напомним, что ранее согласно позиции суда ЕС интеграционное объединение не обладало полномочиями для участия в Конвенции.

Во-вторых, вступивший в силу 1 июня 2010 г. Протокол N 14 к ЕКПЧ открыл Конвенцию для участия в ней Европейского союза. Согласно п. 1 ст. 17 Протокола "Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции".

Как выше отмечалось, на июнь 2012 г. присоединения Союза к ЕКПЧ не произошло. Как представляется, главная проблема - нежелание Евросоюза подчиниться внешнему (международному) механизму контроля (ЕСПЧ) над соблюдением прав человека органами ЕС, который затронул бы автономную природу внутреннего правопорядка Союза. ЕС против того, чтобы менять свое законодательство под влиянием постановлений Страсбургского суда.

Другая проблема юридического характера, тормозящая процесс присоединения ЕС к Конвенции, заключается в том, что Союз не является членом Совета Европы (СЕ), с которым тесно связан контрольный механизм ЕКПЧ. Как известно, до сих пор участниками Конвенции могли стать только государства - члены СЕ <1>. Особый, привилегированный статус ЕС как не члена СЕ и в то же время участника ЕКПЧ влечет необходимость выработки особой процедуры избрания в состав Страсбургского суда помимо 47 судей государств - членов СЕ "национального" судьи от Евросоюза. Имеются проблемы с процедурой назначения представителей Союза в Комитет министров СЕ, являющийся органом контроля над исполнением постановлений Европейского суда по правам человека.

--------------------------------

<1> В настоящее время (2012 г.) в Совет Европы входят 47 государств-членов.

 

13.4. Европейский суд по правам человека

 

ЕКПЧ с протоколами является основным источником права Европейского суда по правам человека, расположенного в г. Страсбурге, в который после выполнения определенных условий могут обращаться за защитой своих прав граждане всех государств - членов Совета Европы, в том числе жители России. И в этом смысле данная часть европейского права тесно связана с интересами российских граждан и регулирует их действия на определенном этапе защиты своих прав.

Российская Федерация вступила в Совет Европы в феврале 1996 г. Тогда же она подписала Европейскую конвенцию, которая была ратифицирована российским парламентом 30 марта 1998 г. и вступила в силу в отношении России 5 мая 1998 г. - с даты вручения Совету Европы ратификационных актов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.