Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналист и редакция как объект социологии журналистики




VI. ИСКУССТВО ЗАГОЛОВКА.....................

V. ОПЕРАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ........

IV. ИНТЕРВЬЮ..............................

II. РАСШИРЕНИЕ НОВОСТИ......................

I. МАСТЕРСТВО ХРОНИКЕРА.......................

ПОВЕРХ ТЕКСТА, ИЛИ ЧТО МОГУТ ЗАГОЛОВКИ...

Заголовочный комплекс объединяет шапки, рубрики, заголов­ки, надзаголовки, подзаголовки и вводные абзацы — лиды.

Факт, способный заинтриговать читателя, выдвигается в лид или же поднимается в заголовок. Однако заголовок и лид не должны под­менять друг друга. Надо учитывать необходимость определенной «дозировки» информации в разных элементах заголовочного ком­плекса. Чтобы активность восприятия не затухала, следует вводить элемент недосказанности. Журналисту важны познавательные шаги читателя, их постепенность. В расчете на это и строится заголо­вочный комплекс. Характерные ошибки начинающих журнали­стов — повторы в заголовке и в лиде, и особенно — неумение рассматривать лид как составную часть заголовочного комплекса. Тогда как именно тут часто кроется секрет успеха или неуспеха всего материала. Благодаря заголовку читатель может быть проведен по разным ступеням смысла. Мы уже говорили относительно подробно о лиде как о вступительной части текста сообщения. Стоит иметь в виду еще и то, что лид завершает заголовок (или заголовок и подза­головок), служит мостиком от заголовка к тексту. Одна из «запове­дей» западных журналистов — lead should lead («лид должен вести»). Невнимание к этому обстоятельству очень заметно в современной российской периодике: на каждом шагу встречаются повторы и мыс­лей, и слов в заголовках и лидах, ненужные дубли, пересечения смы­слов — заголовок и лид взаимно «гасят» друг друга.

Подзаголовок — не второстепенный заголовок, разбивка длин­ного текста, но необходимое уточнение смысла, уточнение концеп­ции. Часто это к тому же и дополнительная игра, дополнительная интрига.

Заголовок и подзаголовок взаимодействуют (должны взаимо­действовать). Это своеобразное «предтекстовое единство», благо­даря нему между фрагментами материала обнаруживаются новые линии связей, разнообразятся способы группировки фактов. Есть два варианта такого взаимодействия: односторонняя зависимость (назначение подзаголовка просто уточняющее: Европейская безо­пасность и заявление Ельцина были главными темами на Будапешт­ской встрече...). В этом случае «смысловая объемность» того, что идет перед текстом, возрастает. Другой вариант — единство с некоторой автономностью компонентов, казалось бы, совершенно разных (Партия власти — член Европейского демократического союза; Полиция наводит порядок перед визитом Папы римского), они сочетаются в данном случае волею автора и предвосхищают смысловую «полифонию» материала. '

Становится популярным сочетание заголовка с подзаголовком «бегущей строкой» (или переходящим текстом): И ЗАЛП УКРАИН­СКИХ ОРУДИЙ... (подзаголовок: в последний раз проводит нас. — «Московский комсомолец»). Здесь выделяется смысловое пятныщко,


 

 

 


для того, чтобы игровая суть, в данном случае — стилизация под высокую поэзию, не особенно отрывала от текста.

В светских хрониках «развлекательной прессы») часто заголо­вок с подзаголовком обыгрывают многослойность значений не­которых слов. Например: ТАНЯ БУЛАНОВА УТОНУЛА (крупный шрифт) в море цветов и аплодисментов (мелкий шрифт).

Интересные творческие находки — игровой заголовок + под­заголовок-альтернативный вопрос: В ПОИСКАХ ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА (подзаголовок: Вы уверены, что вашу дверь нельзя проткнуть носом?), и игровой комплекс: заголовок + пояснение-анекдот: ГРАНИЦА — ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (подза­головок: Куда отнесешь, там она и будет). Для сложных игровых вариантов, для заголовков-цитат часто нужны разъясняющие под­заголовки: «ВСТАТЬ В СТРОЙ!» — «А ВЫЙТИ МОЖНО?» (под­заголовок: Начался первый призыв после чеченской войны); «Я СТРЕЛЯЛ ИМ В ЗА ТЫЛОК» (подзаголовок: Палачи живут ря­дом с нами и не считают, что их жизнь прожита зря) — об исполнителе казней в подвалах Лубянки.

Распространен вариант «обманного подзаголовка», когда под­заголовок продолжает заголовок, расшифровывает его. ДЕНЬГИ У ПРАВИТЕЛЬСТВА БЫЛИ (подзаголовок: Но сплыли. Кажет­ся, в южном направлении) — «Общая газета». В первые годы де­мократических изменений в тогдашнем «Собеседнике» прозвучало: ВЕК СВОБОДЫ (с подзаголовком: не видать?).

Очень распространен вариант: игровой заголовок + констати­рующий «хеддайн»: ГОЛОПОМ ИЗ ЕВРОПЫ? (подзаголовок: По­следние вести из Прибалтики: из Литвы, Латвии и Эстонии в скором времени уйдут войска Северо-Западной группы войск). Или: КАК БЕЗ БОЯ СДА ТЬ ПРИМОРЬЕ (Во Владивостоке состоялся 1-й международный банковский конгресс стран Азиатско-Тихооке-анского региона.).

Образ авторской концепции, воплощенный в заголовочном комплексе, сегодня встречается нечасто. Как правило, у него иро­ничный оттенок: ТУПИК ГАМСАХУРДИА. (Между набережной Сталина и проспектом Руставели) — «Комсомольская правда». Конечно же, такого топографического названия в Тбилиси не было в смутное время президентства, «тупиковой» политики быв­шего литератора, приведшей к братоубийственному конфликту. Подзаголовок еще более ужесточил образ.

Благодаря разъясняющему подзаголовку иной заголовок мо­жет позволить себе «оторваться» от текста, и иные заголовки напоминают дидактическую афористику, ее наставительные из­речения и поучения.

Журналистская афористика — как серьезный, так и иро­ничный ее варианты — очень выигрышна для первых полос еже­недельников, при составлении так называемых «фонариков» — рекламных строчек, иногда с фотографиями или рисунками, за-


зывающими читателя, — своеобразным расшифрованным оглав­лением номера.

Современные тенденции: заголовки удлиняются, объемно уве­личиваются, усиливаются их коммуникативные функции, содержа­тельная, информирующая сторона (во многом благодаря виртуозному взаимодействию с подзаголовком), заметно увлечение разговорностью интонаций, авторской иронией.

Основная задача заголовочного комплекса и сложна, и проста: читатель должен следовать по смысловым «верхам» и пройти путь, который определен для него. Журналист постоянно лавирует между Сциллой и Харибдой —жаждой «самости» заголовка как оригиналь­ного и законченного произведения и ощущением его подчиненности не только «своему» тексту, но и общей концепции рубрики, подбор­ки, полосы, номера—линии издания в целом. Заголовок — средство организации внимания и воздействия. И он должен привлечь, повли­ять на отбор, подготовить восприятие читателя.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о функциях заголовка.

2. Перечислите основные типы заголовков

3. Какие приемы усиления выразительности вы знаете?

4. Где и как употребляется составной заголовок?

5. Когда целесообразен заголовок-цитата?

6. В чем особенности игрового заголовка?

7. Как строится заголовочный комплекс?

8. Как проявляется позиция автора в заголовке?

Упражнения

1. Оцените качество заголовочного комплекса тематической по­лосы. Предположите существование на этой же полосе материалов, которые могут пойти под заголовками «составным» и «игровым».

2. Напишите новый заголовок к интересному материалу («мяг­кой» новости или репортажу), используя прямое обращение.

3. Найдите в текущей прессе заголовок-парадокс и заголовок-интригу. Придумайте к ним уточняющие подзаголовки.

4. Превратите краткий заголовок-резюме в заголовок-исчер­пывающую фразу, и второй вариант — в игровой заголовок.

5. Дайте три дополнительных варианта заголовка к коммен­тарию по оперативному факту, взятому из текущей периодики.

6. Разверните заголовок-констатацию, взятый из текущей прессы, добавив ироничную оговорку.

7. Придумайте три варианта подзаголовка-«расшифровки» образного, игрового названия репортажа или интервью.


 

 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Атрибуция. Сообщение читателю об источнике информации. Обозначение принадлежности («адреса») сведения, которое при­водит журналист, ссылки на компетентного человека или ор­ганизацию.

Блиц-интервью. Форма профессионального общения, связан­ная с вынужденным или преднамеренным жестким лимитом вре­мени. Предполагается умение задавать острые вопросы с «закрытым концом», искусство эпатажных вопросов и реплик.

Вопрос «в досыл» (follow up question). Дополнительный вопрос или ряд вопросов, которые задают, если не удалось получить внятного, искреннего ответа, или в случае ухода от темы, отказа отвечать. Обычно возникает импровизационно, по ходу беседы.

Вопрос с «закрытым концом». Формулировка, нацеливающая на точный и четкий ответ, смысловые «да» и «нет». Задается для уточнения позиции собеседника, для завершения этапов интервью. Альтернатива — вопросы с незавершенным («открытым») кон­цом, которые дают возможность собеседнику размышлять.

«Воронка». Структура интервью, ведущая от рассуждений — к уточнениям, все более определенным (вопросы постепенно сужают поле рассуждений, сосредотачивая паточном выводе или заканчива­ясь «вопросом в лоб». Альтернатива «перевернутой воронке».

Говорящие подробности. Синонимы — «репортерская деталь», «наглядный аргумент». Наиболее выразительные фрагменты проис­шествия, приметы особой «атмосферы» события, поведения людей.

«Емкий абзац» («суммирующий лид» — summary lead). Фраза или абзац, в сжатой форме передающий смысл происшествия или действия. В нем объединяются и сплетаются (с учетом рейтинга их важности и интереса) ответы на главные шесть вопросов: кто, где, когда произвел действие, что именно произошло, как и по какой причине.

«Жесткая новость» (hard news). Синоним — «новость-итог». Форма литературной обработки краткого сообщения, подчерки­вающая оперативность отклика и акцент на самое существенное в событии. Работает на одномоментность читательского восприятия, спрессовывая новость и делая ее предельно «самоочевидной».

Заголовочный комплекс: 1. Система рубрик и заголовков од­ного номера издания, отражающая его ориентацию, его «лицо». 2. Единство рубрики, заголовка, подзаголовка и лида материала как многоступенчатый «ввод» читателя в основной текст.


Игровой заголовок. Переводит информирующую сторону заго­ловка в иносказательный, образный план, расширяя смысл. Может быть стихотворной строкой, цитатой, обыгрывает названия книг и кинофильмов, крылатые слова, поговорки, использует средства об­разной выразительности (метафора, аллитерация и пр.). Опасен оторванностью от текста, может быть непонятен аудитории.

Источник: 1. Эксперт, организация, агентство, другое издание, указанные в ссылке. 2. Собеседник журналиста, избранный им для прояснения ситуации, сообщения мнения или факта. Пробле­ма «конфиденциального источника» одна из наиболее болезнен­ных в этическом и правовом аспектах деятельности современной журналистики.

Исчерпывающая краткость. Профессиональное определение за­дач репортера: лаконизм не самоцель, но желательный итог, кор­ректируемый требованием ясности, понятности изложения. Предполагает использование так называемого вспомогательного материала (цитаты, цифры), пояснений (должности, географичес­ких названий, источников информации), расшифровки (статисти­ки, терминов и пр.).

«Картинка». Произведение репортера, наглядно отображающее ситуацию в красках, звуках и ритмах.

Коллективный портрет. Сценка, созданная приемом «многого­лосия»; несколько перекликающихся реплик, показывающих груп­пу людей в одной ситуации, объединенных одними интересами.

Корреспонденция. Компактное монотемное сообщение; литера­турная форма оперативного комментирования факта, в которой показ события и его интерпретация сплетены воедино.

Личный вопрос: 1. Прием интервью, выявляющий конкретное личное мнение по какой-то проблеме. 2. Вопрос, заведомо сложный, неудобный для собеседника (затрагивает интимную сферу, темные факты биографии и пр.); важны точность и профессиональный такт.

Метод «маски»: 1. Работа расследователя, при которой скры­вается профессиональный интерес, журналист выдает себя за дру­гое лицо. 2. «Репортер меняет профессию», не скрывая своей задачи, он вживается в ситуацию, постигая нравы и проблемы определенной социальной среды, колоритно описывая их благо­даря взгляду «изнутри».

«Мелодия события». Профессиональное определение особой темы репортажа, в отличие от «итога события»; неповторимые черты воссоздаваемой ситуации, ее особенный ритм и эмоцио­нальный накал.

«Мягкая новость». Форма краткого репортерского сообщения с ослабленной оперативностью и ярко выраженным моментом ин- триги. Упоминаются детали события, интересные не менее, чем его «итог».

«Накат» вопросов (или «очередь») Прием интервьюера, предпо­лагающий активную наступательность, что достигается несколькими


 

 

 


вопросами (иногда альтернативными), следующими подряд, не дожидаясь ответа (например: Эти люди верят? В кого? Во что?)

«Опрокинутая воронка». Композиционный прием интервью, предполагающий движение вопросов, обратное структуре «ворон­ка»; постепенное смягчение первоначально «жестких» вопросов, переход от обменов уколами в план беседы, рассуждений.

«Перевернутая пирамида» («опрокинутая пирамида», «перевер­нутый треугольник») — графический образ распространенной композиции кратких новостных сообщений или их особого («сумми­рующего») лида; предполагает построение: от самого важного (инте­ресного) — к менее важному, по убывающему интересу.

Попутный комментарий. Авторские реплики по ходу изображе­ния, не претендующие на завершенность мысли, носящие характер спонтанного отклика. Не нарушают эффекта «самоочевидности» новости как прямой комментарий, или комментарий-«довесок».

Реплика. Оперативный эмоциональный отклик на «горячее» событие или высказывание. Краткая форма авторской журнали­стики.

Репортажные роли. Условные роли людей в репортаже, обоз­начающие разную степень включенности в событие и ответственно­сти за событие. Например, «очевидец», «участник», «подстрекатель» или «вождь» (инициатор события в целом или каких-то его поворот­ных моментов), «герой» (чьи поступки даны «крупным планом»), «жертва» (человек, на судьбе которого событие как-то отразилось).

Ритмическая деталь. Уточняет образ действия: внезапного ли­бо длящегося; монотонного либо имеющего свою звуковую ха­рактеристику («ликующий марш», «траурное шествие» и пр.); ритмически организованного либо хаотичного. Используется в ре­портерских материалах, передающих движение, смену ситуации. Может быть конкретной (например, «прыжок», «покачивание в седле», «обвал») и метафоричной (например: «соболь — как чер­ная молния»).

Скрытый комментарий («эмоциональные оценки»). Передача отношения автора к событию, при которой прямое суждение под­меняется конкретной яркой деталью, подключением предыстории и т. п. При этом широко используются средства языковой выра­зительности

«Слоеный пирог». Форма оперативного комментирования; чере­дование наглядных фрагментов события и попутного авторского пояснения ситуации; особо требовательна к легкости «перелетов с абзаца на абзац», непрерывности читательского внимания.

Составной заголовок. Конструкция из двух предложений, соз­дающая эффект контраста или ироничного дополнения-резюме.

Специальные лиды. Заход, как бы придуманный специально и именно для конкретного сообщения. Повторяемость ситуаций и задач репортера создает систему специальных лидов, не замк­нутую, но открытую для новых идей. Общее для всех специальных


лидов — оттягивание знакомства читателя с основной новостью, создание момента интриги. Предварять новость в качестве спе­циального лида могут: «рассказ о ситуации», «обманный ход — сенсация», цитата, авторское обращение, восклицание, «штрихи репортажа» и пр.

Ссылка. Фрагмент, уточняющий, кому именно принадлежит первенство в обнародовании факта (агентству новостей, перио­дическому изданию, радиопрограмме и пр.), либо указывающий на автора цитаты, источник сведений, если об этом сообщается впер­вые. Может быть как вспомогательным, так и весьма важным мо­ментом сообщения: например, если редакция намеренно дистанцируется, не берет на себя ответственность за правдивость сообщения или в случае сопоставления источников с целью вызвать недоверие к одному из них. Ссылки на «слухи», «непроверенные данные» показывают направления общественного интереса, дают представление о степени вероятности факта, могут быть полезны в плане «подготовки почвы», возвращения к теме.

«Тайм-элемент». Сообщение о времени происшествия, необхо­димое уточнение. Из-за принципиальной ориентации журналист­ской новости на оперативность отклика особо выделяется в репортерском материале, нередко становится его композицион­ным центром.

Углубленная новость. Профессиональное обозначение группы новостных материалов, в которых для усиления значимости со­общения главная новость обрастает подробностями: это либо пре­дыстория и неожиданные проясняющие ситуацию попутные сведения, либо — красочные детали «атмосферы» происшествия, благодаря которым центр новости смещается с «что» на «как».

«Хедлайн». Дословно — «главная строка»; иногда — синоним заголовка или фрагмента заголовка, чаще — обозначение сумми­рующего лид, одновременно выполняющего функции заголо­вочной строки.


 

 


ЛИТЕРАТУРА

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


1. Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

2. Буш Г. Современные проблемы теории творчества. М., 1992.

3. Войскунский А. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. М., 1990.

4. Воскобойников Я., Юрьев В., Журналист и информация. (Профессиональ­ный опыт западной прессы). М., 1993.

5. Выготский А. Мышление и речь. М., 1934.

6. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

7. Гуревич С. Репортаж в газете. М., 1973.

8. Каппон Р. Слово. Как писать для Ассошиэйтед Пресс. М., 1993.

9. Картер Г. Эффективная реклама (Гл. 8. Написание эффективного текста). М., 1991.

10. Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

11. Лазарева Э. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

12. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. М., 1993.

13. Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. М., 1993.

14. Павлова К. Психология спора. Владивосток, 1988.

15. Работа современного репортера (Обзор рекомендаций учебной литературы американских университетов)/Сост. Шостак М. М., 1996.

16. Справочник для журналистов стран Восточной Европы/Редактор-состави-тель Меллет М. М., 1993.

17. Шкопоров Н. Как психологически правильно брать интервью. М., 1990.

18. Шостак М. Журналистика новостей/ТЖурналист. 1997. № 9.

19. Шостак М. Картинки репортера//Журналист. 1997. № 10.

20. Шостак М. Интервью/Журналист. 1997. №11.

21. Шостак М. Оперативное комментирование//Журналист. 1997. № 12.

22. Шостак М. Сочиняем заголовок...//Журналист. 1998. № 3.

23. Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать... М., 1976.

24. Ученова В. Метод и жанр (Методы журналистского творчества). М., 1984.

25. Ученова В. Творческие горизонты журналистики (К проблеме профессио­нальных методов). М., 1976.

26. Язык и композиция газетного текста. Свердловск, 1987.

27. Adams J., Stratton К. Press time, students journalist. New Jersy, 1969.

28. Aronson G. Packaging the news. New York, 1971.

29. Bowman W. The ABC of short story writing. London, 1976.

30. Itule В., Anderson D. News Writing and Reporting for Todays Media. New York, 1987.

31. Kilienberg G. Pablic Affairs Reporting (Covering the News in the Information Age). New York, 1992.

32. Mencher M. News Reporting and Writing. Dubuque, Iowa, 1991.


Событие и новость ..........,.,...........'......

1. Оперативное сообщение............................

2. Лид и общая структура заметок........................

3. Исчерпывающая краткость..........................

4. Новость в «мягком» варианте.........................

5. Специальные лиды...............................

1. Атрибуция....>................................

2. Цитирование...................................

3. Цифры и статистика..............................

4. Наглядная новость...............................

Ш. РЕПОРТЕР И РЕПОРТАЖ.....................

1. Новость в движении..............................

2. Ритм.......................................

3. Тема и интонация...............................

4. Действующие лица...............................

5. Автор в репортаже...............................

1. Варианты общения и модели интервью..................

2. Каков вопрос — таков ответ........................

3. Вопросы из ответов..............................

4. Коррекция беседы...............................

5. Интервью на полосе.............................

1. Скрытое и попутное комментирование..................

2. Комментарий-фрагмент и самостоятельный оперативный комментарий

3. Реплика и «колонка».............................

1. Констатация и резюме............................

2. Интрига и сенсация..............................

3. Цитата, обращение, вопрос.........................

4. Все знаки препинания............................

5. Игровой заголовок..............................

6. Поверх текста, или Что могут заголовки...................

Словарь терминов..................................

Литература.............................


 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.