Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика постсоветского пространства




Постсоветское пространство представляет собой территорию, где плохо приживается демократия. Эволюция режимов, которые существуют в странах Содружества независимых государств, подтверждает этот тезис.

Начнем с того, что большинство стран постсоветского пространства (отнесем к ним как нынешних членов СНГ, так и вышедшую из Содружества Грузию) являются президентскими республиками с весьма ограниченными функциями парламента и, следовательно, со слабой или отсутствующей вовсе системой сдержек и противовесов. Несколько противоположных примеров лишь подтверждают общее правило.

В Молдавии находившиеся у власти политические силы согласились в 2000 году на принятие поправок к Конституции, согласно которым страна становилась парламентской республикой: президент с ограниченными полномочиями избирался тремя пятыми депутатов парламента. Предполагалось, что таким образом пост президента станет предметом компромисса между различными политическими силами. Однако в 2001 году успех коммунистической партии на парламентских выборах был столь значителен, что она смогла самостоятельно избрать президента. Через четыре года коммунисты договорились о его переизбрании с частью оппозиции, которая перешла на сторону власти. На практике получилось, что безусловным лидером страны в 2001–2009 годах оставался президент Владимир Воронин при лояльном ему парламенте и “технических” премьер-министрах, поэтому de facto все же можно было говорить о сохранении президентской республики. Только после трех парламентских выборов, прошедших в 2009–2010 годах, ситуация принципиально изменилась: коммунисты, а затем и их оппоненты, не могли добиться избрания “своего” президента, что привело к перераспределению существенной части реальной власти в пользу премьер-министра и к началу реального функционирования парламентской республики.

В Киргизии в течение двух десятилетий независимости существовала президентская республика, возглавляемая Аскаром Акаевым, а после его свержения в 2005 году – Курманбеком Бакиевым. Оба лидера проводили авторитарный политический курс, не устраивающий значительную часть элит. После насильственного смещения Бакиева в 2010 году победившие “северяне” настояли на конституционной реформе, при которой сохранялось всенародное избрание президента, но его полномочия ограничивались в пользу парламента. Возможно, после избрания президентом осенью 2011 года наиболее влиятельного “северного” политика Алмазбека Атамбаева тот предпримет формальные и неформальные меры по расширению своих политических полномочий.

Ярким примером конъюнктурного подхода к полномочиям президента и парламента является Грузия. В 2004 году, после прихода к власти Михаила Саакашвили, в Конституцию были внесены поправки, расширяющие полномочия президента. Спустя шесть лет грузинские законодатели, напротив, увеличили прерогативы премьер-министра.

В Украине, в свою очередь, расширение полномочий парламента носило ограниченный характер и было связано с политическим компромиссом, позволившим легитимировать результаты “оранжевой революции”. Позиции Виктора Ющенко, ставшего президентом после третьего тура выборов, были серьезно ослаблены: он потерял право определять кандидатуру премьер-министра и назначать без согласия парламента руководителей Министерства иностранных дел и Министерства обороны. Но после победы Виктора Януковича на выборах 2010 года Конституционный суд признал эту политическую реформу противоречащей Конституции, и Украина вновь стала президентской республикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.