Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену. Вопросы для обсуждения:




Творчество И.А.Бунина

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Жизненная и творческая судьба И.А.Бунина.
  2. Поэтическое наследие Бунина. Основные мотивы бунинской лирики.
  3. Народ и Россия в повести И.А.Бунина «Деревня». Особенности изображения деревенского уклада. Образ России.
  4. Рассказ И.А.Бунина «Легкое дыхание». Тема трагизма человеческого существования. Особенности композиции рассказа.
  5. Рассказы И.А.Бунина «Братья», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско». Социальный смысл и философские размышления о законах бытия.
  6. Рассказы И.А.Бунина о любви. Цикл «Темные аллеи». Бунинская концепция любви.

 

Задание:

 

  1. Выполнить в тетрадях письменное сообщение на тему: «Мое любимое прозаическое произведение И.А.Бунина».

 

 

Литература:

 

  1. Бунин И.А. Лирика. Деревня. Легкое дыхание. Братья. Сны Чанга. Господин из Сан-Франциско. Темные аллеи. (любое издание).
  2. Михайлов О.Н. Строгий талант. М., 1976.
  3. Афанасьев В.А. Бунин. М., 1966.
  4. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.
  5. Мальцев Ю. Бунин. «Посев», 1994.

 

Домашняя контрольная работа

по курсу «Отечественная литература конца XIX начала ХХ века»

 

 

Срок сдачи: 30 апреля

Тема: Поэзия «серебряного века»

 

Задание: Сделать письменный анализ поэтического сборника (по выбору студента).

 

Ахматова А. Вечер

 

Ахматова А. Четки

 

Цветаева М. Вечерний альбом

 

Белый А. Золото в лазури

 

Белый А. Пепел

 

Мандельштам О. Камень

 

Гумилев Н. Романтические цветы

 

Гумилев Н. Огненный столп

 

Северянин И. Громокипящий кубок

 

Северянин И. Ананасы в шампанском

 

План анализа:

  1. Творческая история сборника стихов и его литературное значение.
  2. Проблематика и поэтика стихотворного сборника. Композиция, главные темы и мотивы, стиль. Анализ отдельных стихотворений.
  3. Ваше впечатление от прочтения поэтического сборника.

 

Контрольная работа должна сочетать обращение студента к литературоведческим источникам по теме и самостоятельно выполненный анализ стихов. При выполнении работы студент должен попытаться рассмотреть стихотворный сборник как некое единство, как художественное целое, выявить элементы композиции сборника, тематику стихотворений, особенности авторского стиля. Впечатление от прочтения стихов должно содержать собственное мнение о поэтическом сборнике, указание на особенно понравившиеся стихи и т.д.

Контрольная работа должна завершаться самостоятельно подобранным списком литературы по теме.

 

по курсу «История отечественной литературы конца XIX – начала ХХ века»

1. Конец XIX – начало XX вв как особый, переломный период в истории общественной и культурной жизни России.

 

2. И.А.Бунин (1870-1953). Жизненная и творческая судьба. Поэзия Бунина. Сборник «Листопад». Тема родины, русской природы.

 

3. Философская и социальная проблематика прозы И.Бунина («Деревня», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»). Новеллы о любви («Темные аллеи»).

 

4. Жизненный и творческий путь А.И.Куприна (11870-1938). Традиции русского реализма XIX века в творчестве Куприна («Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»).

 

5. Модернизм в России. Символизм как литературная школа. Мировосприятие поэта-символиста. Этапы символизма в России. Теоретические и историко-литературные работы символистов.

 

6. Декадентский период русского символизма: Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус. Мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни.

 

7. Поэзия и проза Ф.Сологуба. Осмысление традиций русского классического реализма и концепция человеческой натуры в романе «Мелкий бес».

 

8. Старшие символисты: К.Бальмонт. Музыкальность лирики К.Бальмонта. Сборники стихов «Горящие здания», «Будем как солнце».

 

9. Старшие символисты: В.Брюсов. Романтический субьективизм восприятия мира. Сборник «Urbi et Orbi». Образы мифологии, истории, современности.

 

10. Роман В.Брюсова «Огненный ангел» в контексте русской символистской прозы.

 

11. Младшие символисты: А.Белый. Сборники «Золото в лазури», «Пепел». Роман «Петербург».

 

12. Жизненный и творческий путь А.Блока (1880-1921). Этапы развития мировоззрения и творчества поэта. Книга «Стихов о Прекрасной Даме».

 

13. Развитие темы любви в творчестве А.Блока («Незнакомка»). Тема страшного мира, тема родины и исторических судеб России («Страшный мир», «На поле Куликовом», «Родина»)

 

14. Творчество А.Блока после 1917 года. Художественный мир поэмы «Двенадцать».

 

15. Акмеизм. Установка на «вещное» восприятие мира. Акмеизм и символизм. Гумилев – теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов».

 

16. Жизнь и поэзия Н.С.Гумилева (1886-1921). Романтический герой Гумилевской лирики. Сборники «Путь конквистадоров», «Романтические цветы». Итог творческих исканий – сборник «Огненный столп».

 

17. А.Ахматова (1889-1966) – поэтический голос эпохи. Поэтические сборники «Вечер», «Четки».

 

18. Раннее творчество О.Э.Мандельштама (1891-1938). Книга стихов «Камень». Сборник Tristia.

 

19. Эгофутуристы (И.Северянин). Сборники И.Северянина «Громокипящий кубок», «Будем как солнце».

 

20. Футуризм как одно из течений русского авангарда. Кубофутуристы. Эстетическая программа. Проповедь индивидуализма и отрицание буржуазных культурных традиций. В.Хлебников, Д.и Н. Бурлюки, В.Каменский, В.Маяковский. Языкотворчество.

 

21. Дооктябрьское творчество В.В.Маяковского. Романтико-футуристический характер, лиризм и трагизм поэзии В.В.Маяковского. Поэма «Облако в штанах».

 

22. Начальный период творчества С.А.Есенина (1895-1925). Поэзия. Образ Руси в раннем творчестве. Лирика природы.

 

23. Начало творческого пути М.Цветаевой. Сборник «Вечерний альбом».

 

24. Идейные и творческие искания молодого М.Горького. Новые герои прозы Горького. Драматургическое новаторство.

 

 

 

 

Программа курса

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Программа курса «Отечественная литература XX века» дисциплины истории мировой литературы и искусства предназначена для студентов 3-4 курсов направления «Журналистика». Курс истории русской литературе XX столетия призван сформировать широту и глубину знаний в области истории русского литературного процесса, повысить уровень профессиональной подготовки будущего журналиста.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учитываетпроблемные образовательные подходы к освоению дисциплины. Изучение русской литературы XX века в вузе позволит сформировать профессиональные умения и навыки в анализе и интерпретации литературного материала, на более высоком уровне научного обобщения переосмыслить изученный в школе историко-литературный материал.

Программа по отечественной литературе XX века основана на концепции, учитывающей динамику эстетических систем в историко-литературном процессе. Основополагающие категории метода, жанра, стиля, художественной антропологии (тип, характер, персонаж, герой, образ), вопросы сюжетосложения и композиции, авторской позиции и ее выражения в произведении, аспекты поэтики как эстетически-гармонического единства структурных компонентов произведения представлены в историко-литературном освещении и рассматриваются в свете методологических принципов современного отечественного литературоведения.

Настоящая программа нацеливает, прежде всего, на выявление внутренних, имманентных закономерностей и форм развития литературы как особой, собственно художественной области общеисторического процесса, по-своему связанной с другими областями общественной жизни и внутренними противоречиями в них. В основу программы положены уже утвердившиеся в науке собственно литературоведческие понятия о системных художественных образованиях в истории литературы: это реализм и его разновидности, романтизм и его разновидности, модернизм и его разновидности. Многие произведения, обратившие на себя внимание в свое время, но не вошедшие в уже определившиеся художественные системы, учитываются как переходные между системными образованиями или представляющие проблемно-тематическую остроту. Учитывается также и сложное взаимодействие разных художественных систем, и отражение этого в творчестве писателей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Проблема периодизации русской литературы ХХ в. Критерии периодизации. Дискуссионность проблемы.

Периодизация истории русской литературы ХХ века и краткая характеристика ее основных этапов:

- литература конца XIX- начала XX вв.

- литература 1920-х гг.;

- литература 1930-х гг.;

- литература 1940-х гг.;

- литература 1950–1980-х гг.;

- литература рубежа ХХ–ХХI вв.

 

Общая характеристика русской литературы первой трети ХХ в. Развитие традиций русской литературы и новая парадигма философского и художественного познания.

Концепция личности в русской литературе первой трети ХХ в. Экзистенциальные мотивы. Тема Апокалипсиса. Революция как Апокалипсис. Творческая интеллигенция и революция.

Революционные мотивы в прозе, поэзии, драматурги. Восток и Запад как проблема художественного исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.