Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий анализ простого предложения




 

I. Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу (Е. Носов).

Предложение простое, структурная схема: N1 – Vf (имя – спрягаемый глагол); предикативная основа представлена подлежащим и сказуемым. Позицию подлежащего занимает цельное словосочетание – двенадцать «одуванчиков», позицию простого глагольного сказуемого – глагол прошедшего времени высыпали.

По структуре: членимое, двусоставное, распространенное (есть присказуемостные и приподлежащные второстепенные члены), полное. Предложение осложнено обособленными однородными определениями и обстоятельствами.

По семантике: повествовательное, нейтральное (невосклицательное), объективная (реальная) модальность, синтаксическое время – прошедшее; синтаксическое лицо – 3-е; утвердительное; логико-синтаксический тип – акциональность.

В качестве коммуникативного центра актуализируется подлежащее – двенадцать «одуванчиков», чему способствует постпозиция однородных определений целые и невредимые, а также наличие определения все, выраженного местоимением и усиливающего значение цельности.

II. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто (И.Бунин).

Предложение простое, структурная схема: Praed (кат. сост.); предикативная основа представлена составным именным сказуемым: связкой становится и именными частями холодно и росисто.

По структуре: членимое, односоставное, распространенное (присказуемостные детерминанты, обстоятельство), полное. Предложение осложнено однородными сказуемыми.

По семантике: повествовательное, невосклицательное, объективная модальность, синтаксическое время – настоящее, безличное, утвердительное, логико-синтаксический тип – состояние.

Коммуникативный центр – сказуемое становится холодно и росисто, актуализации которого способствуют детерминанты к ночи в погоду, которые находятся в самом начале предложения.

 

III. Вот парадный подъезд (Н. Некрасов).

Предложение простое, структурная схема: N1 главный член – подъезд, выражен именем существительным в именительном падеже.

По структуре: членимое, односоставное, подлежащно-бессказуемное, распространенное (определение), полное, неосложненное.

По семантике: повествовательное, невосклицательное, указательно – бытийное (идея бытия осложняется указанием на предмет речи с помощью частицы «вот»); утвердительное.

В качестве коммуникативного центра актуализируется подлежащее (подъезд). Актуализации способствует наличие указательной частицы «вот».

 

IV. «На!» - протянул я ему [псу] кость (В. Астафьев).

На! предложение простое; нечленимое, разновидность – слово-предложение, выраженное частицей, неосложненное, восклицательное, побудительное, утвердительное. В конце ставится восклицательный знак, так как предложение характеризуется ярко выраженной эмоциональной окраской.

 

Список рекомендуемой для выполнения задания литературы

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1981 – (Соврем. рус. яз.; Ч. 3). – С. 73 – 113, 142 – 171.

2. Русская грамматика. – Т.2. – М., 1980. – С. 83 – 129, 190 – 201, 237 – 415.

3. Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 412 – 489, 499 – 509.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 292 – 444.

5. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / П.П.Шуба, И.К.Германович, Е.Е.Долбик и др.; Под. ред. П.П.Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ООО «Плопресс», 1998. – С. 68 – 64, 114 - 316.

 

Справочная литература

1. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку/ Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Лингвистический энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1972.

 

 

Задание 3. Выполните разбор предложений по членам предложения. Отметьте синкретичные второстепенные члены.

Вариант 1

Трагическое – это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека…(Б.Эренгросс).

Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова).

Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы (С.Есенин).

Ты бы лучше воздерживался от нелепых попыток каламбурить (М.Горький).

Запах горячего хлеба стал неотделим от пестрой вывески «Беккери» (С.Довлатов).

Вариант 2

Я думала спросить насчет здоровья, но поняла бестактность этих слов (И.Бродский).

Глаза – это мозг, вывороченный наизнанку (М.Горький).

Это адвокат из Барселоны, ученик Штаммлера, деятель недавней испанской революции, второй год пополнявший здесь свое образование, декламировал своим знакомым Верлена (Б.Пастернак).

Среди танцующих глаза Самгина тотчас поймали Варвару (М.Горький).

По случаю всех этих радостных событий во дворце был устроен веселый пир (А.Волков).

Вариант 3

В трактире и на фабрике замечали новых, никому не известных людей (М.Горький).

Как я хочу благодарить свечу, любимый свет ее предать огласке и предоставить неусыпной ласке эпитетов (Б.Ахмадулина).

Здесь необходимо справиться с искушением спросить, что же дальше-то будет (Л.Рубинштейн).

Меня научил Достоевский Россию мою понимать (Р.Ивнев).

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена (К. Паустовский).

Вариант 4

Отправной точкой этого письма для меня послужит мой памфлет «Багровый остров» (М.Булгаков).

В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос (Н.Бердяев).

На тарелке явственно обозначилось нечто лимонно-кислое (Е.Замятин).

Сонливый да ленивый – два родных брата (Пословица).

Старик был мастер сказки сказывать (П.Бажов).

Вариант 5

Каждая моя книга – это собрание многих людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков (К.Паустовский).

Через минуту перед прокуратором стоял Марк Крысобой (М.Булгаков).

В Варшаве я жил в милой семье профессора философии Тадеуша Котарбинского, весьма привлекательного человека (Н.Лосский).

Петро не велел им подходить даже на выстрел к казачьей цепи (М.Шолохов).

Женя сошла с троллейбуса у испещренного маскировочными полосами и запятыми Большого театра и стала подниматься по Кузнецкому мосту мимо выставочных помещений Художественного фонда (В.Гроссман).

Вариант 6

В свободные вечера она приводила к себе Наташу пить чай (Л.Чуковская).

В составе девять вагонов с ослепительно белым электрическим светом (М.Булгаков).

Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза (С.Есенин).

Черное, огромное и тяжелое с треском, с хрустом обрушилось из мутного неба на высоту, перевернутым конусом вылетело оранжево слепящее (Ю.Бондарев).

Какое это огромное счастье любить и быть любимым…(А.Чехов).

Вариант 7

Татьяна прыг в другие сени (А.Пушкин).

В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные людишки (Ф.Достоевский).

Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие (К.Паустовский).

«Гони в шею» звучало в ушах его сладкой мелодией (А.Чехов).

В глухом лесном углу уезда его захватила в пути июльская гроза с градом, с оглушающим треском грома и синими взрывами туч (М.Горький).

 

Вариант 8

Неплотно притворенный ставень позволил мне видеть пирующих и расслышать их голоса (М.Лермонтов).

Зелень деревьев, листьев и ржи была неподвижна и необыкновенно чиста и ярка (Л.Толстой).

Хорошее всегда зажигает желание лучшего (М.Горький).

В стороне, на свежей, отливающей бархатом пахоте ползли три пары быков (М.Шолохов).

Операцию «Кольцо» по расчленению и ликвидации окруженной группировки мы должны провести силами фронта Рокоссовского…(Ю.Бондарев).

 

Вариант 9

Тут, верно, клятвы вы прочтете в любви до гробовой доски (А.Пушкин).

Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми (М.Лермонтов).

Большое это удовольствие – жить на земле (М.Горький).

Он мужик старательный, мухи не обидит! (Ю.Бондарев).

Дедок построил себе домишко получше, с деревянным полом, с большим окном (Ю.Нагибин).

Вариант 10

Меж ими все рождало споры и к размышлению влекло (А.Пушкин).

При повороте встретили мы человек пять осетин (М.Лермонтов).

Женат же был на одной из высшего света, но не так богатой, Фанариотовой, и имел от нее сына и дочь (Ф.Достоевский).

Следом за ним через десять минут прошел через Пост сияющий десятками окон пассажирский, с громадным паровозом (М.Булгаков).

С ближних и дальних гумен ползли и таяли в займище звуки молотьбы, крики погонычей, высвист кнутов, татаканье веялочных барабанов (М.Шолохов).

 

 

Схема разбора предложения по членам предложения

1. Грамматическая основа предложения: главные члены двусоставного предложения или главный член односоставного предложения (указать тип односоставного предложения).

2. Член предложения и его квалификация (сначала рассматривается подлежащее, затем сказуемое, после этого – состав подлежащего, затем состав сказуемого);

3. 1)Способ выражения члена предложения (морфологизованный/неморфологизованный);

2) зависимость и способ связи члена предложения;

3) вопрос к члену предложения;

4) значение (тип) члена предложения;

5) соотношение члена предложения с компонентом актуального членения;

6) позиция члена предложения (прямой/обратный порядок слов).

4. Уровневая схема членов предложения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.