Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Дисциплина: «Синтаксис сложного предложения»




Контрольная работа №2

КУРГАН 2011

 

Кафедра: «Русский язык»

 

 

Дисциплина: «Синтаксис сложного предложения»

(специальность 030601«Журналистика»)

 

 

Составитель: к.п.н., доцент кафедры русского языка Медведева Н.А.

 

 

Утверждены на заседании кафедры 25 мая 2011 г.

 

 

Рекомендованы методическим советом университета

 

«______»__________20 г.

 

Материалы контрольной работы по синтаксису составлены с учетом требований Государственного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030601«Журналистика».

Система контрольных заданий предусматривает разные виды работы: анализ синтаксических единиц, конструирование и подбор предложений из художественных и публицистических текстов, выполнение заданий обобщающего характера. Ряд заданий осложнен требованием составить графические схемы сложных предложений и расставить знаки препинания.

Наличие вариантов текстов дает возможность индивидуализировать работу со студентами-заочниками. В каждый индивидуальный вариант включаются задания по всем ключевым темам синтаксиса сложного предложения, содержащие структурно-семантические характеристики синтаксических единиц и предполагающие исчерпывающий анализ синтаксических конструкций.

Выполнению заданий контрольной работы должно предшествовать изучение соответствующего теоретического материала рекомендуемых учебных пособий и справочников. Для облегчения работы студентов в сборник включены образцы выполнения наиболее трудных заданий, а также приложение.

 

Задание 1. Выполните синтаксический разбор сложносочиненных предложений.

Вариант 1

1.Отец мой был замечательным садовником, и некоторые его цветы и особенно фруктовые деревья так и остались со мной на всю жизнь (М.Пришвин).

2. Я сплю на чужих кроватях, сижу на чужих стульях, порой одет в привозное, ставлю свои книги на чужие стеллажи, но свет должен быть собственного производства (А.Вознесенский).

3. То холодно, то очень жарко, то солнце прячется, то светит слишком ярко (И.Крылов).

Вариант 2

1. Все птицы притихли, и лишь лягушки ведут свою вечную трель от вечерней зари и до утренней (М.Пришвин).

2. Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (А.Пушкин).

3. Худосочные дети с Арбата, вот мы едем, представь себе, а арба под нами горбата, и трава у вола на губе (Б.Окуджава).

 

Вариант 3

1. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (А.Герцен).

2. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные (А.Серафимович).

3. Звенит гитара над рекою, и не спеша бежит река, и рядом с белою рукою темнеет смуглая рука (Л.Ошанин).

 

Вариант 4

1. Ласточки пропали, а вчера, с зарей, все грачи летали да, как сеть, мелькали вон над той горой (А.Фет).

2. Еще несколько слов, несколько ласк от матери – и крепкий сон овладевал мною (С.Аксаков).

3. То дождь над ним развесит глянец, то полоснет его гроза, то солнце весело заглянет в его бессмертные глаза…(Л.Окназова).

 

Вариант 5

1. В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака (Д.Гранин).

2. Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать (С.Сергеев-Ценский).

3. Лицо у Василия Петровича было серое и круглое, но кругло было одно лицо, а череп представлял странную уродливость (Н.Лесков).

 

Вариант 6

1. Куда податься и перед кем хлопотать? (И.Стаднюк).

2. У Ивана Ильича от усталости гудело все тело, но сидеть на мягком и прихлебывать из кружки было так приятно (А.Н.Толстой).

3. Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля (А.Сурков).

 

Вариант 7

1. Вот крик – и снова все затихло (М.Лермонтов).

2. В вышине весело мигали звезды, но света было мало (В.Короленко).

3.Деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой…(Н.Некрасов).

 

Вариант 8

1. Пусть море бушует и льет дождь! (М.Пришвин).

2. Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди возбуждали его любопытство… (А. Чехов).

3. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (А.Чехов).

 

Вариант 9

1. Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу (А.Чехов).

2. Только иногда, вглядываясь пристально в нее, он вздрогнет страстно, или она взглянет на него мимоходом и улыбнется…(И.Гончаров).

3. Коровьев задул свою лампаду, и она пропала у него из рук, и Маргарита увидела лежащую на полу перед ней полоску света (М.Булгаков).

 

Вариант 10

1. Один прыжок – и лев уже на спине буйвола (А.Куприн).

2. Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (А.Чехов).

3. Молодой человек оглядел Персикова, но не отнесся к нему ни с какими вопросами, и поэтому Персиков его стерпел (М.Булгаков).

Схема разбора сложносочиненного предложения

1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных единиц:

а) двучленное сложносочиненное предложение;

б) многочленное сложносочиненное предложение.

2. Тип предложения по структуре и составу:

а) открытой – закрытой структуры,

б) однородного – неоднородного состава.

3. Тип предложения по количеству субъектов:

а) моносубъектное,

б) полисубъектное.

4. Тип предложения по характеру объединения предикативных частей (для многочленных сложносочиненных предложений):

а) сгруппированной структуры (указать количество уровней членения),

б) несгруппированной структуры.

5. Основные средства связи предикативных частей:

а) союз, тип союза;

б) интонация.

6. Дополнительные средства связи:

- синтаксические конкретизаторы;

- анафорические местоимения и местоименные наречия;

- соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей;

- лексические показатели (синонимы, антонимы, слова одной семантической группы);

- неполнота одной из частей;

- общий второстепенный член, вводная конструкция или придаточная часть;

- параллелизм частей;

- порядок следования частей.

7. Тип предложения по характеру смысловых отношений между предикативными единицами и их частных значений:

а) соединительные:

- соединительно-перечислительные,

- соединительно-отождествительные,

- соединительно-распространительные,

- соединительно-результативные,

- условно-следственные,

- соединительного несоответствия,

- соединительно-градационные;

б) разделительные:

- взаимоисключения,

- чередования,

- альтернативной мотивации;

в) противительные:

- сопоставительные,

- противительно-ограничительные,

- противительно-уступительные,

- противительно-возместительные;

г) пояснительные;

д) присоединительные.

8. Гибкость – негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

9. Свободная – фразеологизированная модель.

10. Коммуникативный тип сложносочиненного предложения:

а) членимое,

б) нечленимое.

11. Тип предложения по функции:

а) однофункциональное: повествовательное, вопросительное, побудительное,

б) разнофункциональное: повествовательно-вопросительное, побудительно-повествовательное, побудительно-вопросительное.

12. Тип предложения по эмоциональной окраске:

а) восклицательное,

б) невосклицательное.

13. Структурная схема предложения.

14. Пунктуационный разбор предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.