Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образцы разбора сложноподчиненных предложений




I. Этот вихрь и быстрая езда, когда задыхаешься и чувствуешь себя птицей, волнуют и щекочут грудь (А.Чехов).

1. Двучленное сложноподчиненное предложение.

2. Структура нерасчлененная.

3. Связь присловная.

4. Придаточная часть присоединяется к главной союзным словом когда, выраженным местоименным наречием и выполняющим синтаксическую функцию обстоятельства времени; может соотноситься с неодушевленными существительными. Опорное слово – существительное езда, придаточная часть реализует его категориальную валентность (распространяет слово как часть речи).

5. Коррелят отсутствует, но факультативен, что обусловлено необходимостью выделения обозначаемого предмета из ряда однородных.

6. Придаточная часть находится в фиксированной постпозиции по отношению к определяемому слову; структура негибкая; парадигма свободная.

7. Грамматическое значение определительное.

8. Сложноподчиненное предложение с придаточным присубстантивно-атрибутивным, подтип – атрибутивно-выделительный.

9. Модель свободная.

10. Предложение коммуникативно членимое: придаточное, распространяя опорное существительное, входит в состав темы, рема реализуется в главной части; интерпозиция придаточной части связана с актуализацией темы.

11. Повествовательное.

12. Невосклицательное.

13. а) [± к + сущ. езда, (с.с. когда), ].

 
б)

 

какая?

 
 
когда


14. Запятыми отделяется придаточная часть сложноподчиненного предложения, находящаяся в интерпозиции.

 

II. Кабы у дятла не свой носок, никто бы его в дупле не нашел (Пословица).

1. Двучленное сложноподчиненное предложение.

2. Структура расчлененная.

3. Связь детерминантная.

4. Придаточная часть присоединяется к главной простым одноместным семантическим союзом кабы.

5. Коррелят невозможен.

6. Придаточная часть занимает нефиксированную позицию по отношению к главному предложению; структура гибкая; парадигма несвободная: значение ирреального условия обусловило употребление сказуемого в форме условного наклонения.

7. Грамматическое значение ирреального условия.

8. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

9. Модель свободная.

10. Предложение коммуникативно членимое: придаточная часть составляет тему, главная – рему; препозиция придаточной части связана с актуализацией темы.

11. Повествовательное.

12. Невосклицательное.

13. а) (с. кабы), [ ].

 
б)

 

при каком условии?

 
 
кабы


14. Запятой отделяются части сложноподчиненного предложения.

 

III. Немецкий снайпер подстрелил меня, убив того, который не стрелял (В.Высоцкий).

 

1. Двучленное сложноподчиненное предложение.

2. Структура нерасчлененная.

3. Связь корреляционная.

4. Придаточная часть присоединяется союзным словом который, соответствующим корреляту по лексико-грамматической природе. Который – относительное местоимение в форме им. п., в предложении является подлежащим.

5. Коррелят обязателен, служит для субстантивации придаточной части.

6. Придаточная часть находится в фиксированной постпозиции по отношению к корреляту; структура негибкая; парадигма свободная.

7. Грамматическое значение – координационно-пояснительное.

8. Сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-соотносительным, подтип субстантивный.

9. Модель свободная.

10. Предложение коммуникативно членимое: главная часть соответствует теме, коррелят с придаточной частью – реме.

11. Предложение повествовательное.

12. Невосклицательное.

13. а) [ к. того ], (с.с. который).

 
б)

 

кого?

 
 
который


14. Запятыми выделяется деепричастный оборот в составе главного предложения и отделяются части сложноподчиненного предложения.

 

IV. Но не успел он приказать шоферу остановиться, как тот затормозил сам (К.Симонов).

 

1. Двучленное сложноподчиненное предложение.

2. Структура расчлененная.

3. Связь детерминантная.

4. Придаточная часть присоединяется простым одноместным асемантическим союзом как. Дополнительное средство связи – воспроизводимое в предложениях данного типа сочетание глагола с отрицанием не успел и инфинитива.

5. Коррелят невозможен.

6. Придаточная часть находится в фиксированной постпозиции по отношению к главной; структура негибкая; парадигма несвободная.

7. Грамматическое значение – временное (следования).

8. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

9. Модель фразеологизированная.

10. Предложение коммуникативно членимое: главная часть соответствует теме, придаточная – реме.

 

11. Предложение повествовательное.

 

12. Невосклицательное.

 

13. а) [ не успел приказать ], (с. как).

 
б)

 

когда?

 
 
как


14. Запятой отделяются части сложноподчиненного предложения.

 

V. Он говорил, что было бы недурно, если бы на пути нам вдруг встретился какой-нибудь средневековый замок с зубчатыми башнями, с мохом, с совами, чтобы мы спрятались туда от дождя и чтобы нас в конце концов убил гром…(А.Чехов).

1.Многочленное сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и однородным соподчинением придаточных частей; состоит из пяти предикативных единиц.

2. Анализ первой степени подчинения.

Придаточное первой степени (2-я ПЕ) присловное: распространяет опорное слово в главной части, реализуя его лексическую валентность, присоединяется простым синтаксическим союзом что. Коррелят факультативен. Придаточная часть находится в фиксированной постпозиции по отношению к опорному слову. Парадигма свободная. Грамматическое значение – объектное. Придаточное изъяснительно-объектное, союзного подтипа.

3. Анализ второй степени подчинения.

Придаточное второй степени (3-я ПЕ) присоставное: распространяет главную часть (2-ю ПЕ), присоединяется к ней семантическим союзом если. Придаточное находится в постпозиции по отношению к главной части, позиция нефиксированная. Парадигма несвободная. Грамматическое значение – условное (ирреального условия). Придаточное условия.

4. Анализ третьей степени подчинения.

Сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных, соединенных одиночным сочинительным союзом и. Придаточные присоставные: распространяют всю главную часть. Постпозиция придаточных нефиксированная. Парадигма несвободная. Грамматическое значение – цель действия. Придаточные цели.

5. Предложение повествовательное.

6. Невосклицательное.

           
     


7. а) [ говорил ], (с. что), (с. если), (с. чтобы) и (с. чтобы).

 
б)

 

I о чем?

 
 


если
II при каком условии?

 

IIIзачем?

чтобы
чтобы
и

IV

8. Части сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением разделяются запятыми; между однородными придаточными запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом и.

 

Список рекомендуемой для выполнения задания литературы

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1981 – (Соврем. рус. яз.; Ч. 3). – С. 196 – 235.

2. Русская грамматика. – Т.2. – М., 1980. – С. 467 – 615.

3. Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 533 – 546.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 520 – 559, 608 - 621.

5. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / П.П.Шуба, И.К.Германович, Е.Е.Долбик и др.; Под. ред. П.П.Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ООО «Плопресс», 1998. – С. 365 – 419.

 

Справочная литература

1. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку/ Под ред. П.А. Леканта. – М. Высшая школа, 1991.

2. Лингвистический энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1972.

Задание 3. Выполните синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

Вариант 1

1. Небо над мшарами стало бесцветным; потом серая стена, похожая на дым, медленно наползла с востока (К.Паустовский).

2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова (И.Крылов).

3. Она глядит: забытый в зале кий на бильярде отдыхал, на смятом канапе лежал манежный хлыстик (А.Пушкин).

 

Вариант 2

1. Бабушка говорила: главное в ягодах – закрыть дно посудины (В.Астафьев).

2. Ехал сюда – рожь только начинала блестеть (М.Пришвин).

3. Облака над морем потемнели, море тоже стало темным, повеяло прохладой (М.Горький).

 

Вариант 3

1. Кровь отлила от лица Никанора Ивановича; он, дрожа, крестил воздух, метался к двери и обратно, запел какую-то молитву и, наконец, понес полную околесицу (М. Булгаков).

2. Пробовал идти пешком – ноги мои подкосились (М.Лермонтов).

3. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели (Н.Гоголь).

 

Вариант 4

1. Пройдет – словно солнце осветит (Н.Некрасов).

2. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза (К.Паустовский).

3. Угарно и сладко пахло от истлевающих в самоваре углей, косо и лениво висела над городом солнечная пыль, едва шевелящаяся, густая; хлопал крыльями и горланил в огороде петух, выходил под окно, важно ступая на крепких, как скрученных, ногах, и заглядывал в него нахальными красными глазами (В.Распутин).

 

Вариант 5

1. Люди в автобусе молчат – непогода сделала их угрюмыми и неразговорчивыми (В.Распутин).

2. Ночь все темнела, шелестела ветвями, лес обступал, придвигался ближе к костру (И.Ракша).

3. Смотрю – в саду кто-то стоит, к дереву прижался, но штык выдал (Н.Островский).

 

Вариант 6

1. Я говорил правду – мне не верили (М.Лермонтов).

2. Дежурный, сидя за столом, говорил по телефону; ребенок по-прежнему лежал на диване (Т.Тэсс).

3. Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна (А.Пушкин).

 

Вариант 7

1. Березы, тополя, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л.Толстой).

2. Игнат спустил курок – ружье дало осечку (А.Чехов).

3. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето, на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребер (Н.Гоголь).

 

Вариант 8

1. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их (М.Горький).

2. Пропади ты совсем – плакать о тебе мы не будем (И.Тургенев).

3. В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь; послышались чьи-то шаги; кто-то чихнул на сеновале (И.Гончаров).

 

Вариант 9

1. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась (Е.Носов).

2. Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица).

3. Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль (А.Куприн).

 

Вариант 10

1. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагез летит, развевая гриву (М.Лермонтов).

2. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи (И.Тургенев).

3. Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку (Е.Носов).

 

Схема разбора бессоюзного предложения

1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных единиц:

а) двучленное бессоюзное предложение;

б) многочленное бессоюзное предложение.

2. Тип предложения по структуре и составу:

а) открытой – закрытой структуры,

б) однородного – неоднородного состава.

3. Тип предложения по количеству субъектов:

а) моносубъектное,

б) полисубъектное.

4. Тип предложения по характеру объединения предикативных частей (для многочленных предложений):

а) сгруппированной структуры (указать количество уровней членения),

б) несгруппированной структуры.

5. Средства связи предикативных частей: интонация, анафорические местоимения и наречия, соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; лексические показатели (синонимы, антонимы, слова одной семантической группы); незамещенность синтаксической позиции, неполнота одной из частей; общий второстепенный член или придаточная часть, параллелизм частей.

6. Тип предложения по характеру смысловых отношений между предикативными единицами, дифференцированность – недифференцированность семантики (для предложений неоднородного состава):

а) значение перечисления,

б) дифференцированные отношения:

- изъяснительно-объектные,

- причинные,

- сопоставительные,

- пояснительные,

- сравнительные,

в) недифференцированные отношения:

- условно-временные,

- причинно-следственные,

- противительно-уступительные,

- условно-следственные,

- присоединительно-распространительные.

7. Гибкость – негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

8. Соотнесенность – несоотнесенность с другими типами сложных предложений. Указать, с какими типами союзных предложений соотносится.

9. Свободная – фразеологизированная модель.

10. Коммуникативный тип сложносочиненного предложения:

а) членимое,

б) нечленимое.

11. Тип предложения по функции:

а) однофункциональное: повествовательное, вопросительное, побудительное,

б) разнофункциональное: повествовательно-вопросительное, побудительно-повествовательное, повествовательно-побудительное.

12. Тип предложения по эмоциональной окраске:

а) восклицательное,

б) невосклицательное.

13. Структурная схема предложения.

14. Пунктуационный разбор предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 4200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.