Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение невербального общения




Мехрабиан выявляет три области человеческих переживаний, чувств и отношений, которые наиболее эффективно проявляются при невербальном общении:

• любовь и неприязнь;

• власть или статус;

• ответственность.

Часто наблюдая положение тела (позу), выражение липа, использование пространства между двумя беседующими, можно построить вполне точное представление о том, насколько эти люди совместимы и кто из них сильнее. Например, управляющий может гордиться тем, что он одинаково относится ко всем служащим. Тем не менее, при опросе сотрудников выясняется, что у него есть любимчики. Показателем его отношения к людям было место, которое он предлагал им при встречах. Одним предлагалось сесть в мягкое и удобное кресло у стола, другим - на небольшой стул ближе к двери. Этот невербальный сигнал - использование места - стал ясным сообщением служащим, хотя сам управляющий и не сознавал того, что сообщает о своем отношении к ним каждый раз, когда они заходят к нему в кабинет.

Делексанти обращает внимание на роль невербального общения в организации беседы. Он считает, что невербальные сигналы играют настолько важную роль, что могут укрепить, усилить, опровергнуть или нейтрализовать то, что сказано при беседе. Такое воздействие может иметь место в различных ситуациях.

Большинство авторов согласны с тем, что невербальные сигналы обычно выполняют следующие функции при общении:

• Повторение. Жест, указывающий на стул (куда именно сесть) ясно повторяет то, что только что сказано "Садитесь, пожалуйста."

• Опровержение. Если менеджер во время разговора часто смотрит на • часы, его взгляд опровергает то, что сказано "Это Ваше время."

• Замещение. Часто невербальное сообщение настолько ясно, что слова д не нужны (у неопытного игрока в покер по несчастному выражению < лица легко понять, насколько была нужна ушедшая карта). • Дополнение. Когда сказанное и неразговорное сообщения одинаковы,

говорят об одном и том же, неразговорное будет лишь дополнять.

• Регулирование. Кивок, движение глаз, изменение позы являются •ж сигналом или знаком другому продолжать говорить.

Все это может быть и помехой, и поддержкой в ходе общения между людьми. Всегда важно понимать, что сообщение передается двумя способами - речью и невербальными сигналами.

Значительное количество исследований доказывает влияния невербальных сигналов на переданное словами сообщение. В одном эксперименте людей просили оценить сообщение, сделанное человеком, который специально контролировал свои жесты, мимику и др. Целью эксперимента было определить, что является более убедительным - словесное сообщение или сопровождающие его невербальные сигналы. Часть тех, кто участвовал в эксперименте, оценили оратора, как неискреннего, ссылаясь на сигналы, характеризующие неискренность (изменчивая улыбка, опущенная голова, нервная, стремящаяся угодить, речь, руки в карманах). Другая группа людей, бывшая на другом прослушивании, дала противоположную оценку -выступавший использовал другие сигналы: суровое, неулыбчивое выражение лица, высоко поднятая голова и громкий голос, открытые ладони). Результаты исследований подтвердили предположение о том, что слушающие подчиняются состоянию говорящего. Когда речь и невербальные сигналы не совпадают, мы обычно склонны приписывать человеку намерения, подсказанные неразговорной частью сообщения, хотя это может вызвать переосмысление устного сообщения.

Два исследователя, Поль Экман и Уоллес Фризен, создали коллекцию невербальных сигналов, идентифицировав пять типов движений тела:

Ø символы (еmblems);

Ø дополнительные жесты (еllustrations);

Ø регулирующие жесты (regulators);

Ø выражающие жесты (аffects displays);

Ø привычные жесты (аdaptors).

Символы - жесты, которые могут заменить слова. Это язык знаков. Например, помахать рукой означает "До свидания".

Дополняющие жесты служат дополнением к речи. Их используют, чтобы обратить на что-то особое внимание или подтвердить указание (направление). О месте парковки машины можно сказать, а можно просто указать, где следует парковаться. Если управляющий, объясняя, что на следующую неделю поставлены три основные задачи, поднимает три пальца - он пользуется дополняющим жестом.

Регулирующие жесты управляют словесным общением. Если Вы кивнули головой, - это означает, что Ваш собеседник может продолжать говорить. В телестудии движение руки может означать необходимость поторопиться, или не спешить, или подождать минутку.

Выражающие жесты проявляют эмоциональное состояние говорящего.

Привычные жесты - это жесты, присущие данному человеку, например, почесывание носа или частое моргание глазами.

Невербальные методы общения можно классифицировать на следующие группы:

1. Паралингвистические: интонация, пауза, темп речи, тональность, сила звука.

2. Кинесические: прикосновение, рукопожатие, жесты, позы, улыбка.

3. Специфические: визуальный контакт, пространственное расположение, внешний вид, нерефлексивное слушание и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.