Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теологическая теория происхождения права. 2 страница




Если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей).

Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством.

Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания.

При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют "естественным правом", на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.

С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право - единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: "Все современные системы права одеты в мундир законодательства".

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым законом". (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов - сторонников данных суждений, считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Но есть также и законы, которые не отвечают правовым критериям и, следовательно, с правом не совпадают.

Два различных взгляда и подхода.

1. Государство является единственным и исключительным источником права, все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право.

2. Право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону.

 

 

43) Нормативно-правовой акт – основной источник российского права: понятие и признаки.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный акт является наиболее важным и распространенным источником права. Иерархия выглядит следующим образом: Конституция, ФЗ (ФКЗ, ФЗ, З), акты Президента, Правительства, ФОИВ, Нормативные акты ОГВ субъектов и локальные нормативные акты, нормативный договор. Если МД РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила МД.

ПРИЗНАКИ:

а) издается компетентными органами государства или в соответствии с Конституцией принимается непосредственно населением путем референдума;

б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;

в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами;

д) носит легитимный характер.

Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира.

Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1. может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

 

Особенности НПА:

1.НПА принимают, чтобы ввести в действие юридические нормы – наиважнейшая цель.

2.НПА могут иметь смешанный характер. Обращены к конкретным лицам, так и к группе людей.

3.Осуществляется оперативное реагирование на потребности регулирование.

4.При создании НПА обеспечивается системность, иерархичность нормативных актов. Следовательно, и единство правового регулирования. НПА – элемент единой системы.

5.При принятии нормативных актов можно обеспечить применение научного потенциала.

6.Принятием нормативных актов можно обеспечить демократизм, волеизъявление нации (референдум). НПА наиболее цивилизованная форма права.

 

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный акт является наиболее важным и распространенным источником права.

Иерархия выглядит следующим образом:

- Конституция,

- ФЗ (ФКЗ, ФЗ, З),

- акты Президента, Правительства,

- акты ФОИВ,

- Нормативные акты ОГВ субъектов и локальные нормативные акты,

- нормативный договор.

- Если МД РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила МД.

1. Конституция РФ находится на вершине иерархии законодательства. Принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа, принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества, текст состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права.

2. Федеральные законы принимаются в РФ Госдумой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписаний в течение 14 дней и обнародовании. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов общего числа членов Думы. Субъекты тоже могут принимать законы, но не противоречащие федеральным.

3. Подзаконные акты, т.е. акты Президента, Правительства, ФОИВ.

а) Нормативные правовые акты Президента занимают следующее после законов места в иерархии, они обязательны для исполнения на всей территории РФ, в случае противоречия КРФ может быть отменен КС РФ;

б) Нормативные правовые акты Правительства – это постановления и распоряжения;

в) Акты ФОИВ. Издание любого ведомственного акты, содержащего нормы права, может быть только на основании специального указания закона, указа Президента, постановления Правительства. Выглядят в виде приказов, инструкций, постановлений, писем, разъяснении и т.д. Обязательны для всех подведомственных организаций и должностных лиц.

4. Нормативные акты ОГВ субъектов и локальные нормативные акты. Законы, распоряжении ОГВ субъектов распространяются только на эту территорию, доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня принятия, но не позднее дату вступления в силу. Локальными нормативными актами называют юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Администрация (правительство) субъектов вправе принимать постановления, распоряжения, приказы.

5. Нормативный договор, его особенность состоит в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный договор. Основное требование – чтобы не противоречил действующему законодательству.

 

44) Закон как нормативно-правовой акт, особенности, виды.

Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важны общественные отношения.

Признаки:

1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права;

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти

(парламента, монарха и др.) или всего народа;

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе;

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы;

5. Закон является фундаментальным юридическим документом.

Виды:

По юридической силе (в РФ):

1. Конституция - основной закон государства, является основой всего законодательства России.

2. Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).

3. Федеральный закон (ФЗ).

4. Законодательство субъектов РФ.

По субъектам правотворчества:

1. Принятый законодательным органом.

2. Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

1. Конституционный.

2. Административный.

3. Гражданский.

4. Уголовный и т.д.

По сроку действия:

1) постоянные – действуют до отмены.

2) временные – принятые на определенный срок.

3) чрезвычайные законы, которые могут действовать при объявлении чрезвычайных ситуаций или военного положения

Референдум – это институт непосредственной демократии, представляющий всенародные голосования с целью выявления общего мнения.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.

 

45) Законодательный процесс в Конституции РФ.

Законодательный процесс – это урегулированный нормами порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Отправным моментом в процессе создания закона служит законодательная инициатива – принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. В соответствии со ст. 104 КРФ законодательной инициативой обладают: Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательный орган субъекта РФ, а также КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ (по вопросам их ведения).

Стадии:

1. Внесение законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы. Рассмотрение законопроекта в первом чтении. При рассмотрении проекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта КРФ, его актуальности и практической значимости. Государственная Дума может принять проект в первом чтении с учетом поправок и предложений и продолжить работы, либо отклонить его (для принятия ФЗ необходимо 226 голосов из 450, а для ФКЗ – 300);

2. Доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. На этой стадии происходит обсуждение предложений и более совершенных средств правового воздействия. Из-за отсутствия четкой регламентации сроков, прохождение законопроекта бывает затруднительно.

3. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста проекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей и т.п. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ внесение поправок либо возвращение к обсуждению. Если проект не принят в третьем чтении, то дальнейшему обсуждению он не подлежит, а если принят, то направляется в Совет Федерации;

4. Рассмотрение закона Советом Федерации. Срок для рассмотрения 14 дней, в случае отклонения – палаты могут создать согласительную комиссию, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации. Закон считается принятым, если за ФЗ проголосовало 89 членов Совета Федерации, а за ФКЗ – 118. Если Совет не уложился в 14 дней, то закон считается принятым и направляется президенту;

5. Рассмотрение ФЗ Президентом РФ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования, для чего отводится еще14 дней. Если Президент в течение 14 дней отклонит ФЗ, то Госдума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают этот закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции не менее 2/3 Госдумы и 2/3 Совета Федерации, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом;

6. Обнародование и вступление в законную силу. ФЗ подлежат опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете» в течение 7 дней после подписания, а вступают в силу, как правило, через 10 дней после опубликования.

 

46) Подзаконные НПА, порядок принятия, изменения, опубликования.

 

 

47) Правотворчество: понятие, формы. Виды субъектов правотворчества.

Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм.

Принципы:

1. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих и органов;

2. Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук;

3. Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом;

4. Принцип демократизма и связи с практикой. Всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативному правовому акту высшей юридической силы, однако, это очень дорого, и поэтому, может применяться гласность обсуждения законопроекта, его свободная критика. Связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве.

Формы:

1. Санкционированное правотворчество – государство санкционирует созданные в обществе нормы права (правовой обычай); предварительным санкционированием в законе, указанны полномочия, когда институты общества могут санкционировать нормативный акт. Последующее санкционирование нормативных актов – актов требующих официального утверждения.

2. Правотворчество государственных органов – основной вид.

3. Правотворчество ОМС.

4. непосредственное правотворчество народа (референдум). Пример: институт президентства введен в результате референдума; действующая конституция.

Виды правотворчества:

1) правотворчество компетентных государственных органов;

2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум);

3) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.

Субъекты: К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.

Законодательная инициатива – т.е. принадлежащее уполномоченным гос-ым органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Принадлежит Президенту, Совету Федерации, депутатам ГД, Правительству, законодательным органам субъектов РФ; КС, ВС, ВАС РФ по вопросам их ведения.

 

48) Действие НА во времени.

Нормативный правовой акт – документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного виды общественных отношений.

Существенные обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе. Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

В РФ НПА вступают в силу одним из следующих способов:

1. в результате указания в тексте на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

2. в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.);

3. в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

НПА Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Издания для публикаций НПА: «Собрание законодательства РФ» (обязательно), «Российская газета», «Парламентская газета».

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу НПА субъектов РФ, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

1. истечения срока, на который был принят документ;

2. объявления об утрате юридической силы (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

3. принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

4. устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус СНД).

Во-первых, НПА не имеет обратной силы. Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Обратная сила НПА (распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу) и переживание НПА.

В отношении обратной силы три принципа:

- не допускается, если ухудшается положения субъекта – в УП и АП может быть использована, если деяние устраняется из числа противоправных и исключается преступление.

Официальная публикация актов: «Собрание законодательства» (обязательно), «Российская газета», «Парламентская газета».

В процессе применения права правоприменитель обязан получить информацию из официального источника публикации НПА.

Презумпция правознакомства (априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны; незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение) обеспечивается в процессе публикации НПА.

Придание закону обратной силы возможно:

1. если в самом законе об этом сказано;

2. если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

 

49) Действие НА в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего органа. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъект федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административно-территориального образования и т.д.

К территории, ограниченной границами государства, относятся:

* суша, в том числе недра и континентальный шельф (морское дно),

* территориальные воды (12 морских миль),

* воздушное пространство (35 км.),

* воздушные и морские суда (под флагом или гербом государства),

* космические объекты (под флагом или гербом),

* квазитерритория (территория посольств, консульств, представительств и ведомств).

Исключения:

1. акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);

2. распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военно-морских и воздушных судов и т.д.), это так называемый принцип экстерриториальности.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

По общему правилу, нормативно-правовой акт распространяет свое действие на всех лиц, находящихся на территории, на которой действует нормативный акт, а именно: юридические лица граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

2 основных принципа – наличие/отсутствие гражданства.

Признаки гражданства:

1. Состояние гражданства.

2. Документальное оформление.

3. нахождение на территории данного государства.

Исключение:

1. нормативные акты, которые распространяют свое действие на отдельные категории лиц (например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах и т.д.);

2. из-под действия нормативных актов данного государства выведены лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Последнее означает, что лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за совершенное преступление или проступок на территории иностранного государства. Вопрос об ответственности этих лиц решается дипломатическим путем.

 

 

50) Юридическая техника: понятие, средства и приемы.

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение: все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта;

2) ссылочный характер изложения: отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания;

3) абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении "лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины" слова "отсутствие вины" являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения;

4) казуистический – это такой прием формулирования юридических норм, когда фактические данные указываются и при помощи индивидуальных признаков, в том числе путем перечисления конкретных, индивидуальных фактов, обстоятельств;

5) бланкетный: отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Иными словами, здесь как бы дается "открытый бланк", ссылка на вид правил.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику - организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.