Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 35 страница




91. Если в составе семьи имеется несколько лиц, обладающих правом на дополнительную жилую площадь, ей выделяется не более одной дополнительной комнаты либо дополнительной площади в размере, полагающемся по закону двум лицам (п. 7 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР "О праве пользования дополнительной жилой площадью" от 28 февраля 1930 г. (в редакции Постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 20 августа 1930 г.; от 1 апреля 1934 г.; от 1 ноября 1934 г.; Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1948 г.; Постановлений Совета Министров РСФСР от 27 ноября 1956 г.; от 2 июля 1981 г. N 364)).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. К таким заболеваниям относятся:

- активные формы туберкулеза всех органов и систем;

- психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения;

- трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;

- множественные поражения кожи с обильным отделяемым;

- проказа;

- ВИЧ-инфекция у детей;

- отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок;

- органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов;

- состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга;

- тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II - III степени.

 

Комментарий к пункту 9 статьи 15

 

92. ЖК РФ не предусмотрен механизм бронирования жилой площади. Статья 71 ЖК РФ устанавливает, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма. В то же время механизм бронирования жилой площади предусмотрен комментируемым пунктом.

Бронирование жилой площади - это гарантированное государством сохранение права пользования жилищем на условиях договора найма, обеспечение его неприкосновенности на срок действия охранного свидетельства в порядке и на условиях, установленных законодательством. В комментируемом пункте установлены основания, по которым жилое помещение (за исключением служебного) сохраняется за отсутствующими военнослужащими, причем независимо от того, что военнослужащий и члены его семьи будут сняты с регистрационного учета (выписаны из него) и обеспечены жилой площадью в другой местности. Такими основаниями является направление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, на все время его пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.

Вместе с тем комментируемый Закон не содержит исчерпывающего перечня оснований, когда за военнослужащими бронируются жилые помещения. Так, в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" военнослужащие (за исключением сержантского и рядового состава, находящегося на военной службе по призыву), проходящие службу на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на бронирование жилой площади по прежнему месту службы. Аналогичная норма содержится и для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан. Им бронируется жилая площадь на все время прохождения военной службы в указанных государствах (ст. 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"). Военнослужащие внутренних войск, занятые в охране исправительно-трудовых учреждений и их предприятий, осуществляющих лесоразработки, вправе бронировать занимаемую ими по месту постоянного жительства жилую площадь на весь период их службы в этих воинских частях (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей" от 11 октября 1992 г. N 775). На новом месте военной службы военнослужащим, забронировавшим жилые помещения, предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

93. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на службу в которых распространяется действие комментируемого Закона о бронировании жилого помещения, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029. Указами Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 г. N 2226, от 16 мая 1994 г. N 945 к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные территории Республики Карелия и территория Республики Тува (Приказы Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 41 и 1994 г. N 199 соответственно). Офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (и их семьи), направленные для прохождения военной службы в местности, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, где для лиц офицерского состава установлены сроки службы 3 года и 5 лет, имеют право бронировать жилую площадь по месту постоянного жительства на все время пребывания в указанных местностях (п. 4 Постановления Совета Министров СССР "О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей" от 6 апреля 1988 г. N 445).

Жилая площадь по месту постоянного жительства бронируется также за офицерами, направленными для прохождения военной службы в местности с установленным сроком службы 10 лет, при наличии у этих военнослужащих выслуги в Вооруженных Силах 20 календарных лет и более на все время пребывания их в указанных местностях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право бронировать жилую площадь не только при прохождении военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, но также при направлении в местности с неблагоприятными климатическими условиями. Перечень таких районов определяется Правительством Российской Федерации.

До настоящего времени действовал следующий порядок. Офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (и их семьи), направленные для прохождения военной службы в местности, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, где для лиц офицерского состава установлены сроки службы 3 года и 5 лет, имеют право бронировать жилую площадь по месту постоянного жительства на все время пребывания в указанных местностях (п. 4 Постановления Совета Министров СССР "О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей" от 6 апреля 1988 г. N 445).

Перечень местностей с тяжелыми климатическими условиями, где для лиц офицерского состава установлены сроки непрерывной службы 3 года, 5 и 10 лет, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 г. N 445 (Приказ Министра обороны СССР от 5 мая 1988 г. N 150). В то же время Правительством Российской Федерации принято Постановление "О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации" от 5 июня 2000 г. N 434 (с изменениями и дополнениями), которым следует руководствоваться также в вопросах бронирования жилых помещений. Указанным Постановлением определен Перечень районов и местностей Российской Федерации, на территории которых срок прохождения военной службы по контракту составляет до 3 лет, до 5 лет и до 10 лет (приложение N 1), и Перечень районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха (приложение N 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации 2000 г. N 434 не установлены условия бронирования жилых помещений в отличие от Постановления Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 г. N 445. Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на бронирование жилых помещений при направлении для прохождения военной службы в район или местность, включенную в приложение N 1 или N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации 2000 г. N 434, независимо от срока военной службы.

94. В соответствии с Инструкцией о порядке бронирования жилого помещения, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 336, за нанимателем или членом его семьи бронируется все жилое помещение, занятое по договору найма, независимо от того, остаются ли там другие члены семьи. В случае их выезда жилая площадь бронируется и за ними. Бывшие члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, имеют такое же право на бронирование жилого помещения, как наниматель и члены его семьи. Бронирование жилого помещения должно быть произведено гражданами не позднее шести месяцев с момента выезда. При возбуждении ходатайства о бронировании жилого помещения перед органами местного самоуправления командиры воинских частей сообщают об этом в КЭЧ района и одновременно решают вопрос использования забронированной площади. Органами местного самоуправления выдается наймодателю охранное свидетельство (броня). Для получения охранного свидетельства (брони) нанимателем (членом его семьи) или по доверенности - другим лицом подается заявление. К заявлению прилагаются: копия финансового лицевого счета на бронируемое жилое помещение, ходатайство воинской части. Членом семьи военнослужащего, выезжающим вместе с ним, подается только заявление. Охранное свидетельство (броня) выдается гражданину в двух экземплярах, первый экземпляр которого представляется им в жилищно-эксплуатационную организацию по месту нахождения бронируемого жилого помещения под расписку на втором экземпляре, остающемся у гражданина, забронировавшего жилое помещение. При продлении времени пребывания за границей и других местностях охранное свидетельство (броня) выдается на новый срок по заявлению гражданина с приложением документов, подтверждающих право на бронирование жилого помещения (ходатайство воинской части и т.п.). Жилое помещение не бронируется:

- если предъявлен иск о расторжении или изменении договора найма жилого помещения;

- за проживающими на служебной жилой площади и в общежитиях;

- за временными жильцами и поднанимателями в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов;

- за нанимателями в домах ЖСК и в домах, находящихся в собственности граждан.

95. Жилое помещение, забронированное за военнослужащим, заселяется по согласованию с владельцем брони другим военнослужащим, проходящим службу в тех же воинской части или гарнизоне и нуждающимся в жилье, либо передается для этих целей в КЭЧ района. Заселение забронированной жилой площади оформляется через КЭЧ района на срок действия брони (ст. 45 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80).

Военнослужащие, вселенные на забронированную жилую площадь, считаются временными жильцами. При возвращении владелец брони и члены его семьи вправе потребовать освобождения забронированного за ними помещения. При этом военнослужащие, временно проживающие в забронированном жилом помещении, обеспечиваются жильем по месту службы в первоочередном порядке. Основанием для выселения из забронированного жилого помещения временных жильцов является возвращение в это помещение нанимателя или члена (членов) его семьи (в том числе и бывших членов). По требованию любого из них временные жильцы обязаны освободить жилое помещение независимо от того, истек срок действия охранного свидетельства или не истек. В случае отказа поднанимателей или временных жильцов освободить это помещение они по требованию нанимателя подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. Ответственность за правильное использование забронированной площади возлагается на командиров воинских частей и органы квартирно-эксплуатационной службы. Жилая площадь, забронированная за военнослужащими, учитывается в КЭЧ района и воинских частях по журналу учета забронированной жилой площади. Относительно вопроса, могут ли наниматель и члены его семьи забронировать занимаемые ими в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях жилые помещения в случае переезда в другой район Крайнего Севера или приравненную к нему местность, Пленум Верховного Суда СССР в п. 18 Постановления "О практике применения судами жилищного законодательства" от 3 апреля 1987 г. N 2 разъяснил, что такое право имеют наниматели и члены их семей, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, при условии, что ими не получено охранное свидетельство на другое помещение. Если же гражданин уже получил охранное свидетельство на какое-либо жилое помещение, как расположенное в районах Крайнего Севера или в приравненной к ним местности, так и находящееся в других районах, то вторично, в период действия этого свидетельства, он получить другое охранное свидетельство не может.

96. Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г. N 4328-1 (с изменениями) за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан бронируется жилая площадь на все время прохождения ими военной службы в указанных государствах, а за не имеющими жилой площади сохраняется очередность на ее получение по месту прежней службы (ст. 5). По данному вопросу действует Приказ Министра обороны Российской Федерации "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" от 4 января 1996 г. N 9 (с изменениями от 18 июня 2001 г.): за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и сотрудниками воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, на весь период службы на этой территории сохраняются занимаемые ими жилые помещения, а за не имеющими жилья - очередность на получение жилья по прежнему месту службы и выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4).

 

Комментарий к пункту 10 статьи 15

 

97. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ п. 10 ст. 15 комментируемого Закона с 1 июля 2002 г. исключен.

98. С 1 июля 2002 г. отменяются льготы по оплате:

- общей площади занимаемых жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади);

- коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда;

- пользования радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.

99. Льгот, указанных в п. 98 комментария, лишаются:

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей;

- граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающие с ними члены их семей.

100. Лишение перечисленных категорий граждан льгот компенсируется увеличением военнослужащим денежного довольствия, а гражданам, уволенным с военной службы, - размера пенсий.

101. С 1 июля 2002 г. и в последующем увеличиваются оклады по воинским должностям (см. подробнее комментарий к п. 2 ст. 12).

С 1 января 2003 г. и в последующем увеличиваются оклады по воинским званиям (см. подробнее комментарий к п. 2 ст. 12).

102. Отмена перечисленных льгот компенсируется введением адресной денежной компенсации, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Примерный расчет размера субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг семьям военнослужащих в случае превышения фактической оплаты семьей жилищно-коммунальных услуг предельно допустимой доли собственных расходов граждан на эти цели в совокупном доходе семьи приведен в приложении 1 к указанию Министра обороны Российской Федерации от 22 марта 2002 г. N 180/3/169.

 

Комментарий к пункту 11 статьи 15

 

103. На период прохождения военной службы по призыву военнослужащие размещаются в соответствии с требованиями УВС ВС РФ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях, размещаются в казармах.

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в спальных помещениях производится из расчета не менее 12 куб. м объема воздуха на одного человека.

Сержанты, проходящие военную службу по призыву и занимающие должность старшины роты или другие должности, подлежащие укомплектованию офицерами и прапорщиками, могут располагаться в отдельном помещении казармы.

Курсанты 1-го и 2-го курсов военных образовательных учреждений профессионального образования размещаются в казармах в порядке, установленном для солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву. Курсанты из числа прапорщиков, мичманов и лиц, отслуживших военную службу по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования, освобождаются от размещения в казармах с первого года обучения.

104. Запрещается кому бы то ни было проживать в столовых, на хлебозаводах, в медицинских пунктах, котельных, производственных и складских помещениях, клубах, парках и ангарах, а также в учебных и служебных помещениях казармы.

105. В роте оборудуется душевая из расчета один кран (душевая сетка) на 15 - 20 человек, устанавливаются умывальники - один кран на 5 - 7 человек и не менее двух ножных ванн с проточной водой, а также оборудуется место для стирки обмундирования военнослужащими.

Зимой в жилых помещениях поддерживается температура воздуха не ниже 18 градусов C. Топка печей должна оканчиваться не позднее 20 часов.

Курение разрешается в специально отведенных и оборудованных комнатах или местах.

106. За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (см. п. 30 комментария к ст. 15).

 

Комментарий к пункту 12 статьи 15

 

107. С вступлением с 1 января 2005 г. в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменился правовой режим реализации права на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.

С 1 января 2005 г. органы местного самоуправления не обязаны, а вправе реализовать указанные правомочия.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и о программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996 - 1997 годы" от 13 января 1996 г. N 26 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечивать выделение земельных участков под строительство жилых домов для граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, и членов их семей с учетом минимальных затрат на инженерную подготовку территорий строительства.

108. Указанным военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, в случае решения органа местного самоуправления предоставляется первоочередное право вступления в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо получения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов (см. п. п. 25, 26 комментария к ст. 15). Следовательно, субъективное право конкретного военнослужащего может быть реализовано только в том случае, если имеется соответствующее решение органов местного самоуправления, которое, как правило, выражено в нормативном акте, им принятом.

109. В связи с признанием утратившим силу п. 7 комментируемой статьи с 1 января 2005 г. гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более не может оказываться безвозмездная финансовая помощь в избранном постоянном месте жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по избранному месту жительства за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на жилищное строительство для указанной категории граждан (см. комментарий к п. 7 ст. 15).

Соответственно не может применяться Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 700) и в указанной части Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 г. N 150.

 

Комментарий к пункту 13 статьи 15

 

110. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за военнослужащими до получения жилого помещения, за исключением случаев, когда они снимаются с учета.

111. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с комментируемым Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

112. См. также п. 41 комментария к ст. 15.

113. См. также п. 49 комментария к ст. 15.

114. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Они не могут без их согласия быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. По смыслу этой нормы перед увольнением военнослужащего с военной службы командованием части должны быть проверены жилищные условия военнослужащего (принадлежность жилья к тому или иному виду жилищного фонда, обеспеченность жилой площадью на одного человека и т.д.) на основании предоставленных им документов (выписок из домовой книги, копий лицевых счетов, документов о проверке жилищных условий и др.). На практике такие мероприятия целесообразно проводить в ходе предварительных бесед о предстоящем увольнении с военной службы, на которых необходимо выяснять и вопросы об обеспеченности увольняемого военнослужащего жилой площадью.

115. Если военнослужащий, увольняемый с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в ходе предшествующих увольнению мероприятий заявит о желании уволиться без предоставления жилой площади за счет федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу, он подлежит увольнению с военной службы, так как комментируемым Законом предусмотрены различные способы обеспечения военнослужащих жильем, кроме получения его от военного ведомства. В зависимости от обстоятельств жилье могут предоставить органы местного самоуправления, возможно строительство кооперативного или индивидуального жилья, приобретение жилья за счет государственных жилищных сертификатов. Выбор в данном случае зависит от волеизъявления самого военнослужащего (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам от 6 февраля 1996 г. N 6н-13/95 и N 3н-389/95).

116. В то же время необходимо иметь в виду, что право военнослужащих на получение жилья от органов местного самоуправления не дает оснований для увольнения с военной службы без предоставления жилья по месту военной службы вопреки их желанию. Реализация предусмотренного законом права на получение жилья от органов местного самоуправления зависит не от решения командования, а от волеизъявления самих военнослужащих. В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 отмечается, что предусмотренную п. 1 ст. 23 комментируемого Закона возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту постоянного жительства органами местного самоуправления, в том числе и за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте, которое должно быть выражено в форме рапорта по команде и заявления на имя главы муниципального образования.

Данный порядок применим только в отношении военнослужащих, уволенных до 1 января 2005 г., поскольку с указанной даты снята обязанность по жилищному обеспечению с органов местного самоуправления.

117. Комментируемым Законом предусмотрено, что военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы. Таким образом, разрешена проблема, содержавшаяся в п. 1 ст. 22 ранее действовавшего Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" 1993 г., в соответствии с которым императивно устанавливался запрет на увольнение военнослужащих по льготным основаниям без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.