Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 69 страница




В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 при рассмотрении дел, связанных с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия, судам необходимо иметь в виду, что порядок и размер указанного обеспечения установлены федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению в равной степени как для командира воинской части, непосредственно выдающего военнослужащим соответствующее довольствие, так и для всех иных вышестоящих органов и должностных лиц, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих.

15. Согласно ст. 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

В законодательстве Российской Федерации не содержится указаний о возможности компенсации морального вреда, причиненного военнослужащим нарушением их имущественных прав. Поэтому в тех случаях, когда военнослужащие оспаривают в суде действия должностных лиц, причинившие им только имущественный вред (невыплата денежного довольствия, компенсаций, невыдача различных видов довольствия и т.п.), компенсация морального вреда не производится.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей необоснованно уволенного военнослужащего. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер возмещения морального вреда указывается в решении суда о восстановлении военнослужащего на военной службе.

16. На практике часто возникает проблема определения размера убытков, если он не указан в решении или определении суда при восстановлении на военной службе на основании решения суда или восстановлении на военной службе в соответствии с решением воинского должностного лица, которому дано такое право.

Убытки складываются из недополученных:

- окладов денежного содержания;

- процентной надбавки за выслугу лет;

- денежной компенсации взамен продовольственного пайка;

- денежной компенсации взамен выдачи вещевого имущества;

- денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (если она выплачивалась на момент увольнения военнослужащего и на момент восстановления он имел на нее право);

- денежной компенсации на оздоровление и лечение;

- материальной помощи и некоторых других надбавок и выплат.

В данном случае речь идет о реальном ущербе. Кроме того, к реальному ущербу можно отнести расходы, которые гражданин, необоснованно уволенный с военной службы, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (например, лишение определенных льгот, предусмотренных статусом военнослужащих, транспортные расходы, расходы, связанные с оплатой услуг адвоката, и др.).

Проблематичным является вопрос о включении в убытки сумм единовременного денежного вознаграждения по итогам года (п. 1 ст. 13 комментируемого Закона), месячных надбавок за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также премий (Приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 450). При определении размера убытков представляется целесообразным исходить из наличия права военнослужащего на указанные надбавки и выплаты на момент увольнения.

При определении размера убытков (включении в него различных надбавок, в том числе за добросовестное исполнение служебных обязанностей) суды исходят из того, что необоснованно уволенный военнослужащий не исполнял обязанности военной службы не по своей вине, поэтому на основании ст. 23 комментируемого Закона причиненные ему в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме, т.е. из расчета денежного довольствия военнослужащих в размере, установленном на момент производства окончательного расчета.

Упущенная выгода для необоснованно уволенного с военной службы состоит в неполученных доходах, связанных с использованием сумм, входящих в состав реального ущерба, например, на сберегательном вкладе банка, при покупке акций и др.

17. При определении периода, за который производится начисление денежного довольствия, необходимо исходить из того, что в соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Таким образом, указанный период исчисляется с момента увольнения (исключения из списков личного состава воинской части, организации или учреждения) по время восстановления (включения в списки части, организации, учреждения), что соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу.

18. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ убытки, причиненные военнослужащему, необоснованно уволенному с военной службы в результате незаконных действий органов военного управления, подлежат возмещению за счет республиканского бюджета (казны) Российской Федерации. От имени казны при возмещении убытков выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ). Правила исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. N 666. В Министерстве финансов Российской Федерации Правила организации работы по исполнению судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. N 30н.

В целях исполнения судебного акта по иску к казне Российской Федерации взыскатель представляет в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

а) исполнительный лист о взыскании из казны Российской Федерации денежных средств на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо их должностных лиц (далее - исполнительный лист);

б) заверенную в установленном порядке копию судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист;

в) заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред (финансовый орган), причиненный другим лицом (органом военного управления, воинским должностным лицом), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

19. При взыскании в пользу военнослужащего, необоснованно уволенного с военной службы, выплаченное при увольнении единовременное пособие и полученная пенсия подлежат зачету.

В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 комментируемого Закона подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

В том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего (не обеспечен положенными видами довольствия, не предоставлен отпуск и др.), должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списков личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9).

В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

20. Отказ необоснованно уволенному военнослужащему в возмещении в полном объеме причиненных убытков может быть обжалован военнослужащим в судебном порядке с требованием возмещения ему морального и материального ущерба, причиненного таким отказом (см. комментарий к ст. 21).

21. При восстановлении на военной службе необоснованно уволенные военнослужащие восстанавливаются в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности.

Согласно п. 14 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

22. Время перерыва в службе с момента необоснованного увольнения военнослужащего и по время восстановления на военной службе засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий (абз. 17 ст. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941).

В выслугу лет для назначения пенсий засчитывается время перерыва в службе после 1 января 1993 г., т.е. с момента вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" в прежней редакции. Этот период включается также в общую продолжительность военной службы для приобретения права на предусмотренные законодательством льготы и в срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

 

Комментарий к пункту 3 статьи 23

 

23. Поскольку не имеется специальной оговорки, под общей продолжительностью военной службы в п. 3 ст. 23 комментируемого Закона понимается выслуга лет на военной службе в календарном исчислении.

24. Размер и порядок выплаты единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы, установлен п. 3 ст. 23 комментируемого Закона и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 (с изменениями).

В соответствии с п. 17 указанного Постановления при увольнении с военной службы единовременное пособие выплачивается:

- военнослужащим (кроме офицеров, проходивших военную службу по призыву) при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе - в размерах, установленных п. 3 ст. 23 комментируемого Закона;

- уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов установленных размеров с увеличением пособия военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, на два месячных оклада денежного содержания. Офицерам, состоявшим на военной службе по призыву, при увольнении их в запас или отставку (кроме уволенных по основаниям, указанным в последнем абзаце настоящего пункта) единовременное пособие подлежит выплате в размере двух месячных окладов денежного содержания (награжденным государственными орденами или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации - с увеличением на два месячных оклада денежного содержания).

Военнослужащим, уволенным со службы в связи с невыполнением условий контракта, в связи с назначением наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, в связи с лишением воинского звания, а также в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования (образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования) за неуспеваемость или недисциплинированность, единовременное пособие не выплачивается. Не подлежит выплате единовременное пособие также военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

25. Выплата единовременного пособия военнослужащим осуществляется в соответствии с:

- Инструкцией об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 г. N 450;

- Инструкцией об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, утвержденной Приказом МВД России от 10 апреля 2003 г. N 239;

- Инструкцией о выплате военнослужащим Спецсвязи России единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию после увольнения с военной службы, утвержденной Приказом Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 106;

- Порядком выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов федеральной службы безопасности и пограничных войск при увольнении с военной службы, утвержденным Приказом ФСБ России от 29 октября 2003 г. N 687.

26. Офицерам, состоявшим на военной службе по призыву, при увольнении их в запас или отставку (кроме уволенных в связи с лишением военнослужащего воинского звания и в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы) единовременное пособие выплачивается в размере двух месячных окладов денежного содержания.

27. Единовременное пособие увольняемым со службы военнослужащим выплачивается за полные годы выслуги в календарном исчислении, без округления их в сторону увеличения.

Единовременное пособие исчисляется из окладов, выплачиваемых по последней должности и воинскому званию на день увольнения с военной службы (исключения из списков личного состава воинской части).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба" от 17 марта 1999 г. N 305 военнослужащим, ранее назначенным с их согласия в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, но не ранее чем с 25 марта 1999 г., единовременное пособие выплачивается при их увольнении с сохраненного оклада по прежней воинской должности. По данному вопросу изданы:

- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 (с изменениями, внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 539);

- Приказ МВД России от 2 ноября 1999 г. N 869;

- Приказ ФСО России от 16 февраля 2005 г. N 49;

- Приказ МЧС России от 2 июля 1999 г. N 340;

- Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 30 мая 2002 г. N 29.

28. Военнослужащим, прикомандированным для работы к органам государственной власти, гражданским министерствам, ведомствам и организациям и получавшим непосредственно перед увольнением со службы заработную плату в порядке и размерах, установленных для работников этих органов, министерств, ведомств, организаций, единовременное пособие выплачивается исходя из должностного оклада, выплачиваемого по занимаемой на день увольнения со службы должности, а получавшим наряду с должностным окладом оклад по воинскому званию - из указанных окладов. Офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных случаях единовременное пособие выплачивается Министерством обороны Российской Федерации.

При увольнении прикомандированных офицеров с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по другим причинам им выплачивается денежное довольствие по день поступления в Администрацию Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти приказа (извещения) об увольнении с военной службы с учетом времени, необходимого для оформления увольнения и вручения документов (не более 5 дней) (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 247).

29. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежного довольствия и заработной платы личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15 апреля 1994 г. N 337 установлено, что выплата единовременного пособия военнослужащим воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и Черноморского флота, дислоцированных за пределами Российской Федерации на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, при увольнении с военной службы производится:

- убывающим непосредственно после увольнения с военной службы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию - в рублях, с выдачей наличных денег на территории Российской Федерации;

- оставшимся после увольнения с военной службы для постоянного проживания на территории государства пребывания или убывающим непосредственно после увольнения с военной службы на постоянное место жительства в другое государство (кроме Российской Федерации) - в денежных знаках, в которых им выплачивалось денежное довольствие до увольнения.

30. В случае повторного определения на службу военнослужащих единовременное пособие при последующем увольнении со службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания.

Например, военнослужащему, проходившему военную службу по контракту, награжденному орденом Красной Звезды, имеющему на день увольнения общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 19 лет, уволенному в запас в 2000 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями, при увольнении было выплачено пособие в размере 17 (15 + 2) окладов денежного содержания. В 2002 г. этот военнослужащий был повторно зачислен на военную службу, а в 2003 г. ему было присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".

При увольнении в 2005 г. указанного военнослужащего по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющего на день увольнения общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, выплате подлежит пособие в размере 5 (22 - 17) окладов денежного содержания, т.е. с зачетом ранее выплаченного пособия (в окладах денежного содержания) при предыдущем увольнении с военной службы.

31. Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания. Под государственными орденами следует понимать ордена Российской Федерации, указанные в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 (с изменениями), а также ордена Союза ССР. Почетные звания Российской Федерации установлены Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 (с изменениями и дополнениями).

 

Комментарий к пункту 4 статьи 23

 

32. Военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе без права на пенсию, в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:

- при общей продолжительности военной службы 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания;

- за каждый год свыше 15 лет - 3 процента суммы оклада денежного содержания.

Выплата ежемесячного социального пособия производится из оклада по последней воинской должности, занимаемой военнослужащим ко дню увольнения с военной службы, и оклада по воинскому званию на этот день.

В стаж общей продолжительности военной службы для выплаты ежемесячного социального пособия засчитываются периоды военной службы в календарном исчислении.

Назначение и выплата ежемесячного социального пособия производятся Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Порядок организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности утвержден Приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302 (с изменениями, внесенными Приказом ФСБ России от 27 марта 2004 г. N 197).

33. Военнослужащим, уволенным с военной службы по указанным основаниям, без права на пенсию и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

Оклад по воинскому званию подлежит выплате в течение года исходя из воинского звания, присвоенного военнослужащему на день увольнения с военной службы.

При этом, если в течение указанного срока выплаты ежемесячного социального пособия и оклада по воинскому званию повышаются (индексируются) оклады денежного содержания военнослужащих, состоящих на военной службе, соответственно увеличиваются также размеры пособия и оклада.

Выплата оклада по воинскому званию производится Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба и в котором военнослужащие проходили военную службу (службу) перед увольнением, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.

Пятилетний срок для выплаты ежемесячного социального пособия и годичный срок для выплаты оклада по воинскому званию исчисляются со дня увольнения с военной службы лиц, имеющих право на их получение.

При несвоевременном обращении за назначением ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию указанные выплаты за прошлое время производятся, если обращение за ними последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на их получение.

Гражданам, которые в период получения ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию вновь поступают на военную службу, а также на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, таможенные органы или органы прокуратуры Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, выплата ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому (специальному) званию прекращается со дня поступления на службу. Возникает вопрос: является ли такое прекращение выплаты законным?

Подобный вопрос, связанный с прекращением выплаты пенсии за выслугу при поступлении на военную или правоохранительную службу, был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П отмечается, что пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР "О милиции", увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

Таким образом, пенсия за выслугу лет - в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения - является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.

Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.