КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Орфография и пунктуация
▲В книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» читаем: «Лунные белые пятна вперемежку с черными тенями ползли по траве у ног Алексея». В другом издании напечатано вперемешку. Какая разница в значении выделенных слов? ▲Как правильно: «в «Песн и о вещем Олеге» или «в «Песн е о вещем Олеге»? ▲Допущена ли А.С.Пушкиным ошибка в орфографии? Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. ▲Предложения, заключенные в кавычки, запишите в современной орфографии. Какие фонетические особенности речи можно восстановить на основе приведенных образцов ненормативного, полуграмотного письма? 1. По сторонам этого художественного произведения было написано: «Сдесь пьявки! стригут ибреют! идамские головы убирают!» (Я.Бутков). 2. Два трактирных заведения и цирюльня с надписью, буквально гласившею: «Сдеся кров пускают и стригут и бреют козлов» (Н.С.Лесков). 3. «Ксему щоту кухмейстер махаев сопственаручно руку приложил» (Я.Бутков). 4. «Ешели кдо-то фистреляет на бупличном месте з пулею и упьет трухого…» (П.Боборыкин. Из лекции немецкого профессора в столичном университете). ▲Одинаковый ли смысл передают предложения каждой пары? Почему? Приведите 2-3 подобных примера. 1. От дочери врача мы привезли новые лекарства. – От дочери-врача мы привезли новые лекарства. 2. Друзья расположились у дома великана. – Друзья расположились у дома-великана. ▲Правильно расставьте тире, дефисы, запятые в предложениях. 1. Даль? писатель? автор толкового словаря и сборника русских пословиц. Даль? врач? удивительной души человек большой знаток искусства врачевания. 2. Живет у нас соседка? женщина? врач высокая и строгая женщина большой знаток музыки. 3. Я пол?отечества мог бы снести а пол?отстроить умыв (Маяковский).
▲В чем смысловая двойственность фразы Поработал он (не)даром и как избежать непонимания в данном случае? Докажите, как следует цитировать «Бородино» М.Ю. Лермонтова? а) Скажи-ка, дядя, ведь (не)даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана… б) (Не)даром помнит вся Россия про день Бородина ▲Докажите, что фраза (не)(за)чем вам здесь прятаться имеет два смысла. Каким образом в письменной речи они различаются? ▲Правильно ли без запятых? Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. (М.Ю.Лермонтов.Осень) Провинциальный театр приехал на гастроли в маленький городок. Повесили афишу: «Безумный день или Женитьба Фигаро». Публика в негодовании: «Два часа до начала, а какой спектакль играть, так еще и не решили!» Что явилось причиной негодования публики? ▲Допустим, вы читаете начало предложения: Это вам пригодиться… Поспешите ли вы заметить ошибку или стоит дождаться конца фразы? ▲** Поэт-авангардист Александр Введенский (1904—1941) писал также прозу. Одно из его произведений – не сохранившийся до наших дней роман под названием «Убийцы вы дураки» (без знаков препинания в оригинале). Попытайтесь приписать этому заглавию все возможные синтаксические истолкования и расставьте соответствующим образом знаки препинания 4. Язык в жизни общества, функции языка, речевое общение
▲ Часто на экзамене преподаватель слышит от студента: «Я знаю, только сказать не могу». Может ли такое быть? ▲ Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях: а) Боровая (вывеска на железнодорожной станции) б) Переучет (табличка на дверях магазина) в) Здравствуйте! Меня зовут Владимир Борисович (преподаватель, входя в аудиторию). г) Равносторонний треугольник называется квадратом (из учебника).
д) – Я в среду на тренировку не пойду, не смогу. - Надо, Федя, надо (из разговора на улице). е) Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый (из квартирной перебранки). ж) Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О.Мандельштам).
▲ Представьте себе ситуацию на улице Приезжий обращается к встречному пешеходу. - Не скажете, как пройти на улицу Белинского? - Не скажу, - отвечает тот и проходит мимо. В каком значении воспринимается последняя фраза? Какие у нее есть возможности иного истолкования? С чем это связано?
▲ В сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик» Карабас-Барабас спрашивает кукол: «Где моя плетка?» Что он имеет в виду? Почему куклы не помогают ему искать плетку? Какой речевой акт заключен в этой фразе?
▲ Таможенник проходит по вагону. - Водка, сигареты, наркотики? Пассажир: - Спасибо, если можно, чашечку кофе. В чем соль анекдота? Каковы его лингвистические основания?
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |