Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксические нормы




Глагол и глагольные формы

 

Можно ли употребить в 1 л. ед.ч. глаголы голосить, дубасить, басить, пылесосить?

Образуйте видовую пару.

Перестроить, припарковать, затормозить, настоять, застроить, выхлопотать, заморозить, отсрочить, заподозрить, узаконить, обусловить, подытожить, сосредоточить, опорочить.

Найдите ошибки в употреблении форм причастий.

 

1.Войска, привлекаемые на учения, показали высокую полевую выучку.

2. Все больные, находящиеся тогда в клиниках, прошли осмотр.

3.Вышли они чередой, что свидетельствует о высокой дисциплине, поддерживаемой тогда на фронте.

4.Там учатся дети Чумаковой, ранее носящей фамилию мужа.

5.Мать ворошила забытые подробности, объяснившие бы сыновью жестокость.

6.Он упустил из виду обстоятельства, в будущем помешающих ему.

7.Окончательно определился состав 12 команд, разыграющих между собой звание чемпиона.

8.По дну океанария проходит движущий тоннель.

9.Все, купящие в нашем магазине три банка кофе, четвертую получат бесплатно.

 

▲Проанализируйте речь ведущего ТВ. Какую тенденцию, сложившуюся в речи многих носителей языка, можно отметить?

Конкурс называется «Бычок, лопни шарик»./А следовало бы назвать «Бык, лопни шар».. //Володя Турчинский лопает шарик о быка…/ но будет ли засчитан этот лопок?…/ Шарик должен лопнуть об рога, а не копыта…// И все же удается Дмитрию Дюжеву лопнуть шарик…// Шарик лопает, но будет ли это засчитано? (Дмитрий Нагиев. Большие гонки. 1ТВ)

 

▲Где подлежащее а) в восприятии, б) фактическое?

Стулья заменяли ящики из-под консервов. Соединенные Штаты прежде всего привлекают богатые нефтяные запасы этого района. Связь слов определяет их значение. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер. Добро побеждает зло. Часто оригинал искажает перевод. Смех вызывает неожиданное противоречие. Аппетит дает движение, воздух. Правила не опровергают исключения. Киев приветствует Париж. Леса охраняют реки. Приятные воспоминания прервали взрывы бомб за соседним холмом. Фашизм породил империализм.

 

▲Определите нормы управления.

Абстрагироваться, альтернатива, аналогичный, апеллировать, аргументировать, афера, безукоризненный, благоволить, благоговеть*, бойкот, воздействовать, главенствовать, гнушаться, доминировать, заведующий, заклеймить, заявить, заявление, инкриминировать, конгениальный*, контроль, меры, монополия, мораторий, несоответствие, намек, непримиримый, неприхотливый, отчет, отчитаться, парировать, претендовать, претензия, приверженность, свойственный, специализироваться, соответственно, тенденция, тождественный, тяготеть, тяготиться, управляющий, указать, ходатайствовать, характеристика, чуждый, щепетильный*.

 

 

Все примеры в этом упражнении демонстрируют экспансию предлога о в русском языке. Определите предлоги (или установите отсутствие предлога), вместо которых в текстах появился предлог о.

1. Я хочу подробней остановиться о положении в Югославии.
2. О предстоящей отставке кабинета правительства не сомневаются даже неисправимые оптимисты.
3. На пресс-конференции в ЦДЖ перед общественностью о проделанной работе отчитался министр юстиции.
4. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтете в книгах, то вы ошибаетесь.
5. Не будем рассуждать о том, о чем вы не знаете.
6. О том, каких успехов добилась группа, видно по результатам.
7. Я знаю, что он будет скучать обо мне.
8. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.
9. Похоже на шутку, но здесь об этом смеются и рады верить.
10. Я имею в виду о проявлении творческой инициативы работников.

 

▲Определите вид синтаксической ошибки. Отредактируйте предложения.

 

1.Управляющий производства отклонил данное предложение.

2. Получить автомобильные права по достижению совершеннолетия.

3. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа.

4. Подобные тенденции являются негативными для страховых компаний как России, так и международного страхового рынка, взявших на себя обязательства по возмещению убытков, причинённых грузоотправителям или пассажирам.

5. Запрещается приносить в компьютерный класс и пользоваться посторонними носителями информации (дискеты, компакт-диски и т.д.).

6. Расписаться по ознакомлению с решением.

7. Для нас важно собрать не только страховую премию, но и создать надёжную систему ликвидации убытков.

8. Рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее.

9. Перевозчик не возмещает и не несёт ответственности за повреждения, вызванные стихийными бедствиями.

10. Каждое положение статьи, каждая мысль, каждый тезис должен быть чётко сформулирован.

11. Сбор личного состава согласно графика в тире стадиона «Динамо».

12. Написать отчёт по окончанию работы.

13. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

14. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил.

15. Когда было принято решение о переносе коммуникаций и, предварительно сообщив об этом пользователям, мы начали работы.

16. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

17. Принять решение по рассмотрению вопроса.

18. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные условия.

19. Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования.

20. Благодаря низкому качеству строительных работ значительное время уйдёт на устранение неполадок.

21. Приступить к обязанностям по истечению сроков стажировки.

22. Институт ходатайствует о постоянной прописке в Санкт-Петербурге сотруднику Петлак Александра Ивановича.

23. Предприятие поставляло технику в более чем 30 стран мира.

24. Контроль над еще одной угольной компанией.

25. Сегодня столица Франции – Париж - приобрел свой обычный вид.

26. Нелестные слова летят иногда и по адресу торговых работников.

27. Кроме ландыша и шиповника, сбором растений занимаются все аптеки города.

28.Немало и тех, кто стали инвалидами.

29.Вы понимаете, что оставляя машину таким образом, машина препятствовала проезду других машин («Суд идет», ОРТ, 22.03.06).

Анализ текстового отрывка

 

▲Проанализируйте приведенный ниже текстовый отрывок следующим образом:

1) дайте краткую характеристику лексики с точки зрения ее стилистической принадлежности, происхождения, активности употребления;

2) в каком значении употреблены слова гений, фамилия, истукан? Докажите, используя толковые словари;

3) найдите слова, использованные в переносном значении, и определите вид переноса;

4) найдите два существительных, у которых есть омонимы, и докажите это, используя материалы словарей;

5) найдите существительное, у которого есть пароним, и покажите разницу в значениях;

6) найдите фразеологически связанные словосочетания;

7) определите род несклоняемых существительных;

8) найдите существительному балерина соотносительное имя существительное мужского рода;

9) поставьте ударения в словах партер, пурпур, поднялся, мягки, холодны.

Есть нечто пышное в облике зрительного зала Большого театра: золото и красный шелк, красный штоф. Тяжелыми складками висят портьеры лож с вытканными на пурпуре цветами, и в этих складках многолетняя пыль; обширны аванложи, мягки кресла партера, холодны и просторны фойе, грубоваты-великолепны ложи царской фамилии и походят на министров старые капельдинеры, лысые, в пенсне и ливреях. Молча едят друг друга глазами два истукана у царской ложи. Дух тяжеловатый, аляповатый, но великодержавный есть здесь.

Христофоров, явившийся в ложу первым и одиноко сидевший у ее красновато-бархатного барьера, чувствовал себя затерянным в огромной, разодетой толпе. Театр наполнялся. Входили в партер, непрерывное движение было в верхах, усаживались в ложах; кое-где направляли бинокли. Над всем стоял тот ровный, неумолчный шум, что напоминает гудение бора, - голос человеческого множества. Человечество затихло лишь тогда, когда капельмейстер, худой, старый человек во фраке, взмахнул своей таинственной палочкой, и за ней взлетели десятки смычков того удивительного существа, что называется оркестром. Загадочно, волшебством вызвали они новую жизнь; и помимо лож, партера и публики в театре появилась Музыка. Поднялся занавес, чтобы в безмолвном полете балерин дать место гению Ритма.

(Б.К.Зайцев. Голубая звезда)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.