Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимость изображения от расстояния между картиной и точкой зрения




85 Выбирая для рисования с натуры наиболее удачную точку зрения, следует помнить, что изображаемые объекты выглядят по-разному, в зависимости от того, с какого расстояния на них смотреть. Полезно понаблюдать и зарисовать группу из нескольких предметов на относительно близком расстоянии, а затем на удаленном. Сравнивая эти два рисунка, ясно видим разницу в их перспективных изображениях. Начинающие художники часто допускают ошибку, когда, рисуя с натуры или компонуя, выбирают слишком близкую точку зрения, что ведет к искаженному изображению предметов. На ил. 85 помещены изображения одной и той же комнаты, когда точки зрения были взяты на одной высоте, но на различном удалении. Первый рисунок показывает комнату, видимую с близкого расстояния, равного величине половины диагонали картинной плоскости. На втором — та же комната с расстояния, равного величине диагонали картины. На третьем рисунке расстояние от зрителя до картины было увеличено до двух, а на четвертом до трех диагоналей. Сравнивая эти рисунки, мы замечаем, что одна и та же комната на первом рисунке кажется гораздо более глубокой, чем на втором и третьем, а в особенности на четвертом. На очень близком расстоянии получаются значительные перспективные искажения, особенно у краев изображения. Это аналогично тем фотографиям, которые сняты на слишком близком расстоянии и поэтому имеют уродливо вытянутые пропорции предметов. Так, например, боковые стены на первом рисунке кажутся чересчур длинными, первопланная фигура гораздо крупнее других. Ниже рисунка комнаты помещен ее план и показано расстояние до точки зрения. Смотря на план, мы видим, что глубина комнаты имеет всего четыре метра, но зрительное впечатление совсем иное, то есть на рисунке получается ложная глубина. Особенно это заметно, когда мы сравним первый рисунок со вторым, где показана комната с расстояния, равного диагонали картины. Стена в глубине на этом рисунке кажется значительно более крупной по сравнению с тем, как она изображена на предыдущем. Перспективные уменьшения фигур по мере их удаления не так заметны. Из этого можно сделать вывод, что чем ближе точка зрения, тем резче перспективные сокращения. Удаляясь от картинной плоскости, мы получаем на рисунке меньшую разницу масштабов между предметами на разной глубине. Если отойти на расстояние, равное двум диагоналям картины, то та же комната получит совсем иной вид. Площадь пола на третьем рисунке кажется гораздо уже, чем на втором и в особенности на первом. Стена, параллельная картинной плоскости, кажется значительно большей по площади. На четвертом рисунке расстояние от зрителя до картинной плоскости равно трем диагоналям картины. Мы видим, что при таком большом удалении глубина помещения мало выражена. Боковые стены кажутся чрезмерно узкими, а стена в глубине — почти неудаленной, фигуры людей, расположенные на разном расстоянии, имеют одинаковый рост, и все изображение кажется плоским. Такое впечатление возникает, если художник находится далеко от натуры; в этих случаях мы плохо воспринимаем объемность предметов, их расположение в пространстве. Все четыре рисунка имеют одинаковые размеры, изображают комнату, у которой пол имеет 5 м в ширину и 4 м в глубину, не изменены и положения фигур людей, но впечатление от этих рисунков мы получаем совсем различное. На этом примере видно, что следует избегать выбора слишком близкой или слишком далекой точки зрения. Первый и четвертый рисунки вызывают сомнения в правильности изображения комнаты, хотя там перспективное построение было сделано по всем правилам. Чаще всего художники изображают натуру, находясь на расстоянии, равном полутора или двум диагоналям картинной плоскости, то есть угол зрения избирают равным 28° или 37°. Близкая точка зрения дает резкие перспективные искажения. Так, например, если рисовать лежащую в перспективном ракурсе фигуру человека с очень близкого расстояния, то ступни ног будут казаться в несколько раз больше головы, а у протянутой по направлению к зрителю руки пальцы будут значительно крупнее, чем у другой руки, отодвинутой в глубину картины. Пользуясь вышеизложенными правилами перспективы, сделайте по представлению и с натуры рисунки части комнаты с простейшими предметами меблировки, видимой во фронтальном положении, а также под любым углом к картинной плоскости. Советуем исполнить ряд рисунков с нанесением линии горизонта и точек схода, изображающих простейшие архитектурные сооружения или их фрагменты (сарай, крыльцо, угол дома, полуоткрытую дверь, окно с закрытой и открытой створкой и т. д.). Из сказанного выше мы узнали, что формы окружающих нас предметов и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния от зрителя. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые изложены в курсе линейной перспективы. Знание законов линейной перспективы помогает художнику при рисовании с натуры, по представлению и по памяти; оно необходимо также при работе над композициями. В настоящей статье изложены только некоторые первоначальные сведения по линейной перспективе, основываясь на которых надо выполнять учебные рисунки. Предметы мы рисуем так, как их видим и на основании знаний о них. Правила перспективного построения позволяют там, где это необходимо, не считаться с некоторыми зрительными искажениями. Так, например, высокие вертикальные линии могут зрительно казаться направленными в точку схода к зениту, что в рисунке не учитывается; сфотографированная вытянутая по горизонтали и видимая во фронтальном положении постройка получится с выгнутой линией горизонтального карниза, но художники этого не изображают.

СХЕМА ПЛОСКОСТЕЙ И ЛИНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПОСТРОЕНИЯХ

86 Теоретические знания помогают художнику при решении ряда практических задач в процессе творческой работы. Приступая к изложению способов ряда перспективных построений, мы предварительно ознакомимся со схемой так называемого проецирующего аппарата и некоторыми принятыми условными обозначениями. На ил. 86 дана схема плоскостей, линийи точек, которые применяются при построениях перспективных изображений. Основой является расположенная горизонтально предметная плоскость земли или пола, на которой размещены зритель, картина и изображаемые предметы. Между зрителем и предметами находится, воображаемая вертикальная картинная плоскость, расположенная перпендикулярно к предметной плоскости. На картинной плоскости при построении схемы мы получаем перспективное изображение предметов. Линия пересечения картинной плоскости с предметной носит название основания картины и обозначается буквами XY. В точке Z' на предметной плоскости стоит зритель. Точку зрения обозначают буквой 2. Через точку зрения Z проходит плоскость горизонта, которая пересекает картинную плоскость. Линию пересечения плоскости горизонта с картинной плоскостью называют линией горизонта (HH), или горизонтом. В дальнейшем в наших чертежах линия горизонта обозначается ЛГ. Перпендикуляр, опущенный из точки зрения 2 на картинную плоскость, пересекается с ней на линии горизонта в точке Р. Эту точку называют главной, или центральной, точкой схода. Величина РZ определяет расстояние от зрителя до картины и называется главным, или центральным, лучом зрения. Если из точки Р, как из центра, радиусом, равным расстоянию от зрителя до картины, провести полуокружность, то при пересечениях ее с линией горизонта мы получим точки удаления D' (слева) и D" (справа). Применение схемы плоскостей и линий состоит в том, что, поставив за картинной плоскостью предмет, который мы хотим изобразить, и посмотрев на него через картину, мы увидим, как отраженные световые лучи от каждой точки предмета, направляясь и точку зрения, пересекут картинную плоскость. В нашем примере на плоскости картины изображен квадрат (а °, в °, с °, е°). Отраженные от предмета лучи света при пересечении с картиной образуют проекцию видимого предмета в том положении, как он виден из точки 2. При перспективных построениях видимых предметом часто применяют проекции лучей зрения, которые лежат на предметной плоскости. На схеме показана проекция главного луча зрения Р'Z' а также проекции лучей АZ и ЕZ, обозначенные на рисунке АZ' и ЕZ' Из схемы видно, что перспективное изображение предмета мы получаем в результате пересечения с картинной плоскостью отраженных от каждой точки лучей света, идущих в точку зрения. Это наглядно видно также из профильного изображения схемы плоскостей, линий и точек, которые применяют при перспективных построениях (ил. 86).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.