Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сказочный Иванушка из сказочных полей




«Ой!» — вылетело у меня, когда в очередной раз ударилась головой о дверь машины. Да, это тебе не городские дороги. Но уже через пару минут у меня закружилась голова, я вдохнула чистый, свежий, полевой воздух и все просто поплыло перед глазами… поля, поля, поля… На этом просторе забываешь, что ты обычный смертный, мысли уносятся в небо и…

«Р-р-р-р», — мои мечтания оборвал оглушительный рев трактора: в кабине сидел русый молодой парнишка.

— Иван, — представился он, — Иван Григорьевич Васильев.

— До трех лет я жил на Урале, — начал он, а сейчас в селе Александровка. Семья у нас большая — мать, отец и четверо детей. Я самый старший в семье, брат в армии служит.

«Да… — подумала я, — только говорит он совсем не как тракторист, а прямо как звезда, и на личико он миленький, прямо как герой народных сказок».

— Сразу после 9 класса пошел учиться на тракториста. Изучал специальность четыре месяца.

— И только? Этого достаточно? — возмутилась я, вспомнив, что мне еще три года надо отдать учебе, а он довольно улыбнулся и сказал:

—А у меня отец тракторист, мне бы хватило и одного месяца, на тот момент я уже знал все, что было необходимо.

— А высшее образование будешь получать?

— Не-е-ет, мне за девять лет в школе надоело учиться. Тем более у меня есть любимая работа. Мне по душе это занятие, с отцом работал, и мне очень понравилось находиться в поле. Он сейчас ушел по инвалидности на пенсию. Как раз из-за того, что трудился на тракторе. Гараж не отапливается, зимой на бетоне лед, а чтобы отремонтировать что-то, ложишься под него, там здоровье и остается. Я сам уже простудил поясницу, мое здоровье тоже останется под трактором.

В этот момент мне показалось, что работу свою он уже разлюбил.

— Ну, смени профессию! — перебила его я.

— Друзья в городе Новосибирске уже звали на работу, в Искитим приглашали. Предлагают тоже на тракторе трудиться. Но в городе гаражи теплые — можно работать, и заработок нормальный. Только дело в том, что я очень быстро устаю от городского шума, больше месяца я не могу там жить. Мне лучше в деревне, здесь спокойно, свежий воздух. Здесь я дома. — К моему Ивану снова вернулось довольное выражение лица.

— В чем заключается твоя работа?

— Мы накосили сено, а сейчас его нужно увезти под пресса. Пока наши комбайны стоят, меня отправили ворошить сено после дождей. Ну а завтра, наверное, отправят снова косить. С техникой у нас нет проблем, она у нас итальянская, а сборка пермская, мы не боимся, что машины подведут, знаем, что сено заготовим.

— А можно личный вопрос, — немного смутилась я, — у тебя есть девушка?

— Сейчас нет, но я к ним отношусь очень положительно. Я вообще один такой из тысячи, — засмеялся он и мне пришлось снова вспомнить, что я на работе.

— Друзья у тебя на каком месте?

— Сейчас лето, сенокос, поздно приезжаю и рано встаю. На каком они могут быть месте…

— Многие из твоих друзей остались в деревне или большая часть уехала?

— Конкретно не могу сказать, кто остался, кто уехал… — ответил он, и я в очередной раз убедилась, что для Ивана самое главное то, что он дома!

Оценивая качество данной публикации, можно сделать вывод, что автору необходимо совершенствовать свою творческую лабораторию (поиск актуальных тем и информационных поводов, умение работать с источниками и способами получения информации). Особое внимание следует уделить жанру интервью, так как есть существенные различия между «милой беседой» (интервью как способом получения информации) и «интересным интервью» (интервью как жанром).

Материал «Сказочный Иванушка из сказочных полей» представляет собой запись беседы тракториста и совершенно неподготовленного журналиста, который не знает ни темы разговора, ни темы материала. Также корреспондент не выбрал объект исследования, и к тому же он не обладает необходимой информацией о герое, поэтому вопросы имеют анкетный характер и не позволяют журналисту раскрыть Ивана Васильева ни как специалиста, ни как личность.

В итоге автор публикации компенсирует дефицит источников и способов получения информации самонаблюдением: «“Ой!” — вылетело у меня, когда в очередной раз ударилась головой о дверь машины. Да, это тебе не городские дороги. Но уже через пару минут у меня закружилась голова, я вдохнула чистый, свежий, полевой воздух и все просто поплыло перед глазами… поля, поля, поля… На этом просторе забываешь, что ты обычный смертный, мысли уносятся в небо и … “Р-р-р-р”, — мои мечтания оборвал оглушительный рев трактора: в кабине сидел русый молодой парнишка».

Такой лидер-абзац дезориентирует читателя. Во-первых, непонятно кто и о дверь какой машины ударился, во-вторых, можно только догадываться, на каком поле оказался журналист и зачем он сюда приехал. В-третьих, герой публикации «выскакивает как черт из табакерки», так как автор материала не объясняет целевой аудитории, почему выбрал именно Ивана Васильева в качестве реципиента, и что нового читатель сможет узнать из этой беседы. В данном случае в качестве лидер-абзаца выступает врезка к рубрике, а не первый абзац материала.

Во всем тексте интервью нарушены причинно-следственные связи, каждый вопрос существует сам по себе, отсутствует логика, которая должна быть стержнем повествования. Эффект «рваного» текста можно объяснить только последствиями события, описанного корреспондентом в первом предложении текста.

Лидер-абзац написан по принципу «что вижу, то пою», поэтому читатель должен сделать вывод, что главным героем материала является журналист, а не Иван Васильев. Эту догадку подтверждают различные авторские ремарки: «Да… — подумала я, — только говорит он совсем не как тракторист, а прямо как звезда, и на личико он миленький, прямо как герой народных сказок». Или: «К моему Ивану снова вернулось довольное выражение лица».

Интервью как жанр отличается от интервью как способа получения информации наличием литературной обработки вопросов корреспондента и слов героя, так как законы устной и письменной речи имеют существенные различия. Создается впечатление, что практикантка упустила этот момент, поэтому ее интервьюируемый говорит подобные фразы: «Я сам уже простудил поясницу, мое здоровье тоже останется “под трактором”», «Сейчас нет, но я к ним [девушкам] отношусь очень положительно».

Отличительная особенность коммуникативной стратегии журналиста, реализованной в материале «Сказочный Иванушка из сказочных полей», — несоблюдение принципов объективности, кооперации и субординации, поэтому Алена позволяет себе перебивать собеседника и даже фиксирует этот факт нарушения речевого этикета в самом материале: «Ну, смени профессию! — перебила его я». Появление авторского «Я» оправдано только в интервью-беседе, когда журналист и его герой являются специалистами в обсуждаемом вопросе и ведут дискуссию, так как придерживаются различных точек зрения. Материал «Сказочный Иванушка из сказочных полей» не обладает жанрообразующими признаками интервью-беседы.

Первое, на что практикантке необходимо обратить внимание, это выбор темы и поиск информационного повода. Если не определен объект исследования, то материал пишется по принципу «акынства». Актуальная тема, соответствующая интересам и потребностям читателей, это пятьдесят процентов успеха. Студентке нужно научиться находить такие темы, а также отражать значимость сообщаемой информации в заголовке и лидер-абзаце.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.