Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель социально-психологической готовности к семейной жизни




 

Традиционно понятие «готовность» рассматривается как активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович). Оно впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу социально-психологических исследований, в том числе исследований семьи.

Понятие «готовность к семейной жизни» в обыденном сознании нередко сводится к желанию молодых людей создать семью, что не всегда соответствует реальности. В то же время, попытка концептуализировать данную проблему в психологических исследованиях продолжает оставаться, на наш взгляд, открытой задачей, решение которой, несомненно, имеет важное прикладное значение.

В литературе можно встретить определение готовности к семейной жизни включающее в себя описание трех составляющих ее компонентов: социального, физиологического и психологического (И.В. Гребенников, 1991). Социальная готовность определяется посредством следующих показателей: достижение 18-летнего возраста, наличие образования, профессии, материальной независимости и др. Существует мнение, что социальная зрелость представляет собой важный критерий достижения взрослости (И.В. Гребенников, 1991). Однако, при всей своей важности, она не является гарантией стабильной семейной жизни в будущем. Физиологическая готовность констатируется при достижении индивидом половой зрелости, подразумевающей способность к зачатию, вынашиванию и рождению ребенка без ущерба для собственного здоровья. Необходимо отметить, что физиологическая готовность не эквивалентна достижению зрелой сексуальности как необходимому условию гармоничной сексуальной жизни в браке (О. Кернберг, 2000). Психологическая готовность к семейной жизни («социально-психологическая готовность» (Н.В. Малярова, 1980), «этико-психологическая готовность» (И.В. Гребенников, 1999) и др.) определяется набором личностных качеств, способствующих построению семейных взаимоотношений. Данная составляющая представляет собой один из важнейших факторов стабильности семьи (И.В. Гребенников, 1999).

Л.Б. Шнейдер (2007) определяет готовность к семейной жизни как систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества и семьи.

Е.И. Зритнева (2005) подчеркивает, что готовность к браку – не набор психических функций, а целостная система свойств личности, являющаяся результатом действия разносторонних факторов ее развития. Она выделяет в структуре готовности к семейной жизни два уровня:

· уровень системных качеств, характеризующих готовность к семейной жизни в целом, в ее существенных чертах;

· уровень функциональных свойств, характеризующих отдельные компоненты выполнения роли семьянина.

На наш взгляд, несмотря на широкое распространение взглядов о внутренней детерминированности готовности к семейной жизни, ряд эмпирических фактов свидетельствует также в пользу ее внешней детерминации и связи с параметрами ситуации и отношений (Л.Я. Гозман, 1987). В качестве таких параметров можно рассматривать особенности функционирования расширенной семьи, а также влияние более широкого социального контекста. Соответственно, целесообразно рассматривать феномен готовности к семейной жизни через призму системного подхода, что позволяет обеспечить множественность перспектив как при его описании, так и при разработке методов формирования. В связи с этим, для анализа проблемы готовности к семейной жизни адекватным является многоуровневый подход к социально-психологическому функционированию семьи (Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, 2006).

Готовность к семейной жизни рассматривается нами как многофакторный феномен, формирующийся под влиянием семейной и социальной среды (микро-, макро- и мегасистемный уровни), и проявляющийся на индивидуальном уровне в виде комплекса когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик личности, определяющих способность к построению семейных отношений. Таким образом, можно говорить о факторах микро-, макро- и мегасистемного уровней функционирования семьи, которые обусловливают готовность к семейной жизни, а также о показателях готовности к семейной жизни, относящихся к индивидуальному уровню (табл. 2.2). Действительно, готовностью обладает отдельная личность, а семейная и социальная среда может способствовать либо препятствовать ее обретению.

 

Таблица 2.2. – Модель социально-психологической готовности к семейной жизни [3]

 

УРОВНИ Функционирования семьи
Индивидуальный (отдельный член семьи) Микросистемный (нуклеарная семья) Макросистемный (расширенная семья) Мегасистемный (семья и социальное окружение)
Показатели готовности к семейной жизни факторы ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Когнитивный аспект
Наличие у молодого человека интереса к проблемам брачно-семейных отношений. Сформированность представлений о функциях семьи, ее месте в системе индивидуальных жизненных ценностей и о себе как будущем семьянине.   Наличие у членов родительской семьи представлений о способности молодого человека к самостоятельной жизни и созданию семьи. Присутствие в образах Я родителей молодого человека представлений о себе в новых семейных ролях (свекрови, свекра, бабушки и т.д.). Наличие модели (образа) позитивных семейных отношений в родительской семье. Наличие у членов расширенной семьи представлений о способности молодого человека к самостоятельной жизни и созданию семьи. Наличие моделей (образа) позитивных семейных отношений у родственников в разных поколениях.   Наличие в социуме ясных и непротиворечивых норм и критериев готовности к семейной жизни. Поддержание в социуме представлений о ценности брачно-семейных отношений и необходимости оказания различных форм социальной поддержки молодым семьям.
Эмоциональный аспект
Наличие у молодого человека позитивных переживаний, связанных с представлениями о семейных отношениях и о себе как будущем семьянине. Эмоциональная дифференцированность от родительской семьи. Наличие у членов родительской семьи позитивных переживаний, связанных с качеством их семейных отношений. Наличие у родителей позитивных переживаний, связанных с образом их выросшего ребенка в роли семьянина. Эмоциональная дифференцированность в отношениях родителей с выросшим ребенком, отражающая их способность «выпустить его из гнезда». Наличие у членов расширенной семьи позитивных переживаний, связанных с историями семейных отношений в разных поколениях. Наличие в социуме системы эмоционального поощрения (например, установка на позитивную оценку и групповое принятие) молодых людей, состоящих в браке, или соответствующих социальным критериям готовности к семейной жизни.
Поведенческий аспект
Наличие у молодого человека активности, связанной с поиском и выбором брачного партнера, а также активности связанной с приобретением независимой, зрелой социальной позиции, позволяющей строить собственную семью (приобретение профессии, финансовой независимости и т.п.). Коммуникативная компетентность, ролевая гибкость и т.п. Реализация членами семьи стереотипного поведения (сбор приданного, помощь выросшему ребенку в приобретении собственного жилья и т.п.), способствующего формированию у молодого человека готовности к вступлению в брак. Поддержание членами расширенной семьи инициирующих действий (разговоры, напутствия), связанных с вступлением в брак. Передача брачно-семейных традиций, накопленных в семейной истории. Наличие в социуме системы поддержки молодых семей (например, льготное кредитование, предоставление материальной помощи на предприятии, временного жилья и т.п.).  

 

Данная модель не исчерпывает всего многообразия показателей и факторов, детерминирующих формирование готовности молодежи к семейной жизни. Изменения, произошедшие в обществе и институте семьи за последние 50-60 лет, привели к росту значимости индивидуальных показателей при выявлении готовности к вступлению в брак, в то время как еще недавно определяющим было влияние микро-, макро- и мегасистемных факторов. Однако ни один из компонентов такого комплексного образования, как готовность к семейной жизни, не обладает определяющим характером и самодостаточностью. Уровень готовности к семейной жизни определяется через взаимосвязь всех вышеописанных характеристик.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.