Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология кризиса. Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем




Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем

(кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)

 

 

  Родители могут отпустить ребенка, если ребенок заверит их в том, что, если он им понадобится, они всегда смогут на него рассчитывать. Б. Хеллингер

 

Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка. Он может протекать вполне спокойно, если паре удалось отпустить детей и сохранить при этом с ними близкие отношения на фоне благополучия в супружеской подсистеме.

В связи с уходом детей изменяется структура семьи: существовавший на протяжении долгого времени треугольник, включавший мать, отца и ребенка (детей), трансформируется в супружескую диаду. При успешном разрешении предыдущего кризиса взрослый ребенок приобретает свободу для выстраивания новых отношений, сохраняя способность приближаться к своей родительской семье, восстанавливая на время «треугольные» отношения, и отдаляться от нее. Подобные преобразования требуют установления нового баланса близости — отдаленности и изменения ролевой структуры семьи.

Таким образом, на первый план вновь выступают супружеские отношения. Протекание данного кризиса может обостряться при наличии нерешенных на предыдущих этапах супружеских проблем, так как партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Однако даже достаточно гармоничные супружеские пары этот период могут переживать достаточно болезненно.

Фактором, затрудняющим решение семьей задач, стоящих перед ней в данный кризисный период, является совместное проживание родителей с детьми, довольно распространенное в нашем обществе. Это может способствовать развитию следующих негативных тенденций:

· затруднение процесса сепарации выросших детей;

· сохранение старых (родитель — ребенок) и возникновение новых межпоколенных коалиций (прародители — внуки, свекровь — невестка и др.);

· сложности в выстраивании границ между родительской и молодой семьей;

· нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии).

 

За консультацией обратилась Антонина П., женщина 49 лет, проживающая со своим мужем и семьей своего сына. Жалобы касались взаимоотношений с молодой женой сына. Последняя, со слов Антонины, плохо ухаживает за своим восьмимесячным ребенком, не умеет вести домашнее хозяйство, ленива, медлительна, неаккуратна. Когда Антонина видит, как невестка обращается с ребенком (купает, кормит, переодевает его), она испытывает раздражение. Свекровь часто вмешивается и дает советы, поскольку считает, что, обладая большим жизненным опытом, лучше знает, как ухаживать за внуком. Иногда Антонина забирает ребенка и идет гулять с ним, не ставя при этом невестку в известность. Все это провоцирует конфликты между ними, в которые часто оказывается втянутым молодой отец. Данная ситуация иллюстрирует нарушения границ между двумя семейными системами, попытку выстраивания межпоколенной коалиции матерью с сыном и своеобразную ролевую инверсию, связанную с желанием свекрови выполнять функцию матери для внука.

 

Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере некоторых социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. Женщины переживают выход на пенсию более спокойно, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство (Walsh, 1983). С выходом супругов на пенсию один из них может начать болеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования. Тогда в паре появляются новые комплементарные роли: «болеющего» и «заботящегося», «спасителя» и «нуждающегося в помощи», что позволяет стабилизировать данную систему и является способом компенсировать утрату родительских функций.

Проблемы, переживаемые супругами в связи с выходом на пенсию, касаются нескольких контекстов:

1. широкого социального (потеря социальных контактов, утрата значимой работы, значительное снижение доходов и др.);

2. внутрисемейного (проблемы, связанные с высвобождением времени для внутрисемейных контактов);

3. внутриличностного (снижение самооценки, кризис самоидентичности, появление эмоциональных и когнитивных расстройств).

Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами новых ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями с собственными детьми (А.В. Черников, 2001).

Задачи семьи на этапе «опустевшего гнезда» пересекаются с проблемами взрослых детей и внуков, переживающих собственные кризисы. Неспособность членов семьи справиться с задачами своего развития зачастую становится причиной конфликтов поколений. Симптоматизация пожилых супругов на данном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемую попытку получить внимание и заботу со стороны повзрослевших детей.

Пример. Алина замужем уже 16 лет, у нее отдельная квартира, трое детей и любящий муж. Главная проблема в ее жизни – отношения с родителями. Мама регулярно «помогает» Алине. Например, она может приехать с другого конца города и привезти альтернативную кастрюлю плова и котлет, хотя у Алины всегда есть приготовленная еда. Мать Алины активно работала до 65 лет, но теперь свободна и всю энергию тратит на «помощь» Алине. Муж Алины злится, Алина расстраивается и обижается, так как рассматривает поведение матери как проявление недоверия к себе как к хозяйке. Несмотря на просьбы Алины предупреждать о визитах, мать всегда появляется без предупреждения. «Вот еще», - говорит она, «не хватало еще звонить собственной дочери и предупреждать, что я приеду». Мать также пытается выстраивать коалицию со старшим внуком, позволяя ему то, что запрещает Алина – например, долго играть в компьютерные игры и смотреть допоздна телевизор. Отец Алины во всем поддерживает супругу, считая, что они хотят «как лучше «для детей.

Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:

· Конструктивный, связанный с дальнейшим развтитием супругов, появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствие от зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых было затруднено или отложено в связи с воспитанием детей. Например, они могут заняться спортом, найти какое-то хобби, завести домашнее животное, путешествовать и т.п.

· Неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникновении ощущения ненужности, одиночества, снижении творческого потенциала супругов, разочаровании в браке, расколе супружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.