Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие техники консультирования и психотерапии




ПОНЯТИЕ О ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРАХ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

Значительное количество техник и технических приемов, используемых в настоящее время в современной семейной терапии, было позаимствовано из общей психотерапии. Однако помимо этого были разработаны и оригиналь­ные семейно-ориентированные техники, основанные на теоретических разра­ботках в рамках психологии и психотерапии семьи.

Техника семейной терапии представляет собой специально организованную терапевтом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предпи­саний, действий, осуществляемых терапевтом в отношении семьи в рамках терапевтического процесса. Разработанная в рамках определенного метода (на­правления, школы) психотерапии, техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких терапевтических задач.

Каждое направление делает акцент на тех или иных способах работы с се­мьей, на специальных технических приемах, которые иногда являются свое­образной «визитной карточкой» данного подхода. К таким «визитным карточ­кам» относятся, например, парадоксальные предписания стратегических семейных терапевтов, «воспоминания» терапевтов адлерианского направления.

Большинство из представленных в данном пособии техник могут быть ис­пользованы и в терапевтических, и в диагностических целях — для получения информации о семейной системе, о способах ее адаптации к кризисной ситуа­ции, ее основных структурных особенностях и нарушениях, характере семей­ного взаимодействия. Выбор и использование той или иной техники при рабо­те с семьей определяется следующими факторами:

П особенности проблемной ситуации семьи, обратившейся за психологи­ческой помощью (этап жизненного цикла, на котором находится семья; специфика переживаемого семьей кризиса и др.);

О особенности семьи как системы (состав семьи; степень дисфункции се­мейной системы; уровень развития коммуникативных навыков членов семьи, социокультурные особенности и др.);

□ особенности терапевтической ситуации (пространственно-временной континуум процесса психотерапии; композиция психотерапевтической команды и др.);

□ уместность использования техники на данном этапе работы с семьей;

□ предпочтения терапевта, основанные на его личностных особенностях (данный технический прием должен органично сочетаться с индивиду­альным терапевтическим стилем психотерапевта).

Таблица 21

Процессуально-техническая модель семейной психотерапии

 

Этап семейной психотерапии Техники и технические приемы, используемые в семейной терапии
Общие техники Техники семейной терапии
1. Установление контакта с семьей Техники установления контакта. Технические приемы ведения беседы Техники присоединения к семейной системе
2. Сбор информации о проблемной ситуации и особенностях взаимо­отношений членов дисфункциональной семьи Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выясне­ние, перефразирование, уточ­нение, отражение и выяснение чувств, интерпретация, обобщение и др.) Циркулярное интервью. Про­слеживание циркулярных после­довательностей. Техники, используемые для диагностики семенной системы (определение типа структурных нарушений и дисфункциональных паттернов семейного взаимодействия): социометрические техники, техники, основанные на использовании воображения
3. Выдвижение и проверка терапевтических гипотез Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выяс­нение, перефразирование, уточнение, отражение и выяс­нение чувств, интерпретация, обобщение и др.) Социометрические техники. Техники, основанные на использовании воображения
4. Психотерапевтическое вмешательство Конфронтация. Прямые директивы. Интерпретации. Структурные вмешательства. Техники, основанные на использовании воображения. Парадоксальные техники. Поведенческие техники
5. Завершение психотерапии Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.) Социометрические техники, техники, основанные на исполь­зовании воображения, предна­значенные для диагностики произошедших в семье изме­нений и определения эффек­тивных способов использования внутренних ресурсов семьи

Существует ряд неспецифических техник, которые могут использоваться на разных этапах как семейного консультирования, так и психотерапии. Общие (неспецифические) техники обслуживают сам процесс терапии, способствуя поддержанию контакта с семьей, достижению взаимопонимания, передаче ин­формации семье и т. п. Техники семейной терапии направлены на достижение изменений в семейной системе на любом из уровней ее функционирования:

□ индивидуальном — изменения наступают на уровне поведения отдель­ных членов семьи;

П микросистемном, предполагающем изменения структуры нуклеарной семьи и способов взаимодействия ее членов;

□ макросистемном —качественные изменения касаются взаимоотноше­ний членов расширенной семьи;

□ мегасистемном, результатом изменения которого становится повыше­ние степени эффективности взаимодействия семьи с социальными ин­ститутами.

В таблице 21 представлена процессуально-техническая модель, отражаю­щая целесообразность применения общих (неспецифических) и специфичес­ких техник на определенных этапах терапевтического процесса в семейной психотерапии.

Этапы процесса семейной терапии мы рассматриваем как взаимосвязан­ные и взаимозаменяемые модули (за исключением первого и последнего эта­пов). Так, в процессе психотерапии диагностика семейных отношений неотде­лима от терапевтического вмешательства. Кроме того, этапы диагностики и коррекции не являются строго фиксированными. Терапевту приходится неод­нократно в ходе работы с семьей отслеживать изменения, происходящие в фун­кционировании семьи, корректируя свою работу и определяя направление даль­нейших интервенций.

Основные инструменты психолога и психотерапевта, независимо от при­надлежности к той или иной психотерапевтической школе, - это навыки на­блюдения за клиентом (семьей), проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невер­бальные формы коммуникации. Используемые в семейной психотерапии тех­ники (техники слушания и воздействия) аналогичны используемым в индиви-

дуальном психологическом консультировании и психотерапии (Алешина Ю. Е., 1994; Айви А. Е. с соавт, 1999; Кочюнас Р., 1999, и др.).

Так, например, селективное внимание при работе с семьей проявляется в том, что психотерапевт избирательно обращает внимание или выборочно игнориру­ет некоторые взаимодействия и высказывания членов семьи. В идеале психоте­рапевт должен следить за всеми проявлениями семьи, анализировать их взаимо­действия, отслеживать телесные проявления. Так как семья — сложный объект для наблюдения и воздействия, с ней часто работает команда психотерапевтов.

Обычно психотерапевт активно использует и вербальные, и невербальные средства общения с семьей. К помощи слов терапевт в большей мере прибега­ет с целью передачи информации, в то время как невербальный канал приме­няется им для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, со­переживания.

В свою очередь, вербальные и невербальные проявления членов семьи и в особенности соотнесение того, что члены семьи рассказывают о себе и о про­блемной ситуации, с выражением их лиц, жестами, характером поз, размеще­нием в пространстве, служат источником важной информации, которая мо­жет быть использована психотерапевтом в работе с ними.

С самого начала терапии важно помнить о том, что семья обратилась за по­мощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонст­рация технических приемов.

Если психолог хочет, чтобы его клиенты чувствовали себя уютно, он должен соблюдать золотое правило — «держать нужную дистанцию». Лучше всего дать членам семьи возможность самостоятельно выбрать удобное для них расстояние.

Анализируя свое первое впечатление о семье, психолог может задать себе следующие вопросы:

□ Как относительно друг друга сели члены семьи? Каковы предваритель­ные гипотезы о структуре семьи?

О На каком расстоянии от терапевта сели разные члены семьи? Кто ближе всех, кто дальше?

П Изменяют ли члены семьи дистанцию на протяжении сессии?

Если кто-либо из членов семьи часто меняет дистанцию во время сессии, нужно обратить на это его внимание и выяснить, осознает ли он свое невербаль­ное поведение, а также отношение остальных членов семьи к его поведению.

Ниже представлен краткий обзор общих техник (микротехник) и технических приемов консультирования и психотерапии, используемых при работе с семьей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.