Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИЗЛОЖЕНИЕ 2 страница




Не правда ли - это удивительно? Об этом нужно говорить с огромным воодушевлением. Посвоему опыту я знаю, что это, как правило, вызывает ответный энтузиазм и располагает нашего собеседника к дальнейшему разговору. Происходит это вследствие целого ряда факторов. Первый - это действительно прекрасная новость; второй -большинству необращенных людей она неизвестна; третий - легкий, но приятный шок от вашего заявления о том, что ему придется выслушать самую приятную новость в своей в жизни; четвертый и очень важный - энтузиазм и восторженность евангелиста делает невозможной враждебную реакцию.

* Если это не соответствует вашему личному опыту и вы не можете позволить себе подобное заявление, то вместо этого можно сказать: "Множество людей думали примерно так же как и вы".


КРАТКИЙ ОБЗОР

Итак, вы уже изрядно продвинулись, пройдя немалое расстояние от входной двери до гостиной. Когда только открылась дверь, вы были чужими людьми, а теперь собеседник знает, что вы интересуетесь им - его прошлым, его настоящим, его мнением. Кроме того, он знает, что вы имеете большой опыт и знания в духовной области. А вы уже знаете немало о вашем собеседнике - его интересы в сфере церковных проблем, отношение к вашей церкви, взгляд на себя и, что самое важное, на свою судьбу в вечности. Если он еще не обрел дар вечной жизни, то с Божьей помощью вы можете изменить его судьбу в течение ближайшего часа или двух. Теперь вы уже готовы излагать ему Евангелие.

II. СОБСТВЕННО ИЗЛОЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

В вступительной беседе вы выяснили, на что человек полагается, надеясь на спасение, и, что очень важно, он тоже это осознал. Ведь до тех пор, пока вы не помогли ему внести некоторую ясность, он, возможно, не подозревал или не отдавал себе отчета, на что он уповает. Теперь мы начинаем подрывать это шаткое основание, которое не является достаточным. Мы готовим почву, чтобы показать "товар" нашему собеседнику, и, более того, доказать, что этот продукт ему нужен. Запомните, что цена "продукта", вами рекламируемого, будет в значительной степени определяться тем, как вы о нем говорите. Вашему потенциальному "покупателю" он будет казаться настолько ценным, насколько кажется ценным вам самому. Думайте о том, что говорите, излагайте Евангелие тоном, который приличествует величайшей Книги всех времен. Выражение вашего лица может оказаться куда важнее слов. Начните думать о Царстве Небесном еще до того, как начнете говорить!

Помните также об отношении к собеседнику, чтобы ваши вопросы, не звучали примерно так: "Хочешь, чтобы я (умник) сказал тебе (тупице), как ты можешь стать таким же умным (как я)?" Другими словами, избегайте разговора свысока. Те, кто посещают занятия в воскресной школе и церковные службы, знают достаточное количество разрозненных фактов, похожих на кусочки разноцветной мозаики. Каждое воскресенье в коробочку добавляется новый цветной кусочек. На этой неделе они слушали проповедь о самарянке. Положим его туда. Иногда разрозненные кусочки достаются из коробочки, и из них пытаются сложить картину. В результате христианство представляется чем-то вроде огромного набора таких кусочков, плавающих в пространстве и никак друг с другом не связанных: Ной, Давид и Голиаф, Вавилонская башня, Иисус, излечивающий слепого, маленький Закхей-мытарь на дереве - просто отдельные занимательные истории, без особого смысла и связи. Несколько кусочков отсутствуют в этой картине. Вот их-то мы и должны показать нашему собеседнику, излагая Евангелие. Это есть самые важные, ключевые элементы всего библейского полотна, которые позволяют поставить все остальное на свои места.

Ключевые элементы нашего изложения, неизвестные большинству людей, таковы:

1. Человек не может сам себя спасти.

2. Бог свят, справедлив и должен наказывать грех.

3. Христос есть Господь.

4. Он принял смерть на кресте за наши грехи.

5. Он предлагает нам Небесное Царство как безвозмездный дар.

6. Что есть благодать.

7. Что есть вера.

Вот на этих моментах мы должны делать упор. Важно всякий раз, приступая к изложению того или иного пункта, четко его сформулировать, сделать на нем логическое ударение. Кроме того, чрезвычайно важно избегать скучной монотонности в повествовании. В противном случае ваш хозяин скажет: "Ну что же, все это очень интересно, а сейчас пора спать, а то уже глаза слипаются". Чарльз Сперджен сказал, что если тихонько качать колыбель, ребенок засыпает, но если резко дернуть ее, то дети просыпаются!

Человек не может сам себя спасти. Большинство людей знают, что они грешники, хотя не до конца осознают всю серьезность этого. Неоднократно им приходилось слышать, что "все согрешили", и они заключили, что грех есть нечто обычное, присущее всем людям, и потому не может быть чем-то уж очень плохим. "Да, я грешник, - говорят они себе, - но не такой уж плохой человек, что не смогу попасть в Небесное Царство, если постараюсь быть хорошим".

Они не понимают, что Бог требует от нас совершенства, поэтому ни один грешник не сможет попасть в Царство Божие.


Поэтому проповеднику необходимо расчистить "строительную площадку". Священное Писание учит нас разрушать предрассудки и строить новые здания. Мы должны расчистить старое основание, на котором зиждилась их вера в вечную жизнь, перед тем как возвести новое здание. Объяснив человеку, что он грешник и не может сам спасти себя, вы просто показываете ему, что его схема не работает. А показывая ему, каковы Божественные требования, и насколько он им соответствует, вы убеждаете его в необходимости выслушать вас, чтобы понять, что же ему предлагается взамен.

Целесообразно в конце разговора о человеке показать, что его вера недостаточна, и никто с такими представлениями не может попасть в Царство Божие. В частности, вы можете сказать: "Теперь вы понимаете, что поскольку Божественный стандарт - это совершенство, а никто из нас до него не дотягивает, то ни одному человеку невозможно, благодаря хорошим поступкам, попасть в Царство Божие". Его ответ будет безусловно: "Да, конечно".

Таким образом, ваш собеседник подтвердит, что вы не только правильно поняли его ответ на диагностический вопрос ("Почему Бог должен допустить его в Свое Царство"), но что и он сам теперь понимает, что заблуждается. Целесообразно обсудить это именно в данной части изложения, поскольку пока что вы еще не сказали, чем же можно заменить такую веру. Если бы вы сразу дали ему правильный ответ, он мог бы сказать: "А, нет, я не это имел в виду, я имел в виду как раз то, что вы сказали". А теперь у него такой возможности нет, поскольку правильного ответа он еще не знает, а первоначальное основание его веры вам удалось поколебать.

Иногда может попасться человек, который станет возражать примерно следующим образом: "Нет, это не то, что я имел в виду". Он осознает, что в его позиции есть изъяны и вера его несовершенна, но, возможно, не хочет это открыто признать. В таком случае вам следует сказать примерно так: "Хорошо, что мы сейчас это выяснили, а то я думал, что именно это вы и имели в виду. Тогда, пожалуйста, скажите мне, что же вы хотели сказать на самом деле?" Таким образом, на этой стадии вы получите от него еще одно подтверждение того, во что он верит и ему придется рассказать еще что-нибудь о себе. То есть, он еще больше раскроется перед вами. Затем можно продолжить изложение Евангелия.

Бог справедлив и должен наказывать грех. Природа Бога - это то, что отсутствует во многих изложениях Евангелия, а без этого элемента Благая Весть, особенно в наши дни, утрачивает, значительную часть своего смысла. Может быть, двести лет назад большинство людей имели адекватные представления о Боге, но сегодня это, увы, не так, и большинство ересей вызывается именно этим неправильным пониманием природы Бога. А, не понимая природы Бога, мы не можем понять Евангелия. К сожалению, сейчас многие верующие придерживаются положений "Христианской науки", согласно которой, Бог есть только любовь. Если человек имеет такую точку зрения, то через эту призму он будет смотреть и на все ваше изложение Евангелия, и оно покажется ему бессмысленным. Бог есть любовь - поэтому, что же такого, если человек грешен? Бог есть любовь - что же такого в том, что умер Христос? Бог есть любовь, тогда зачем беспокоиться о том, чтобы все в него верили, ведь все равно все спасутся?

Можно сказать, что в наше время чаще всего нарушается вторая заповедь: "Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли". Возможно, вам приходилось слышать историю о двух солдатах, которые вернулись к себе на базу в субботу вечером после недельного увольнения. Неделю они прожили очень весело и предавались самым разным удовольствиям, типичным для людей такого рода. В воскресенье утром они отпра­вились на богослужение и услышали проповедь капеллана о десяти заповедях. Потом уже, когда они выходили из церкви один говорит другому: "Что же, хорошо, что, по крайней мере,я не сотворил себе кумира и не сделал никакого изображения! Однако суть проблемы заключается в том, что все его остальные грехи начались именно с этого, только кумир был вырезан не из дерева или камня, а был создан в уме! Люди творят богов по своему собственному подобию.

Как-то раз я зачитывал одной женщине место из Священного Писания о том, что Господь сделает с виновными в различных прегрешениях. Женщина воскликнула: "О, мой Бог никогда так не сделает!" Потратив немало времени убедить ее в обратном, я наконец сказал: "Вы совершенно правы. Ваш бог никогда этого не сделает. Дело в том, что он существует только в вашем воображении. Вы создали себе бога по своим симпатиям и антипатиям и поклоняетесь ему. Это идолопоклонство.

В наши дни это, пожалуй, один из самых распространенных грехов. Как часто нам приходится слышать от разных людей: "Бог никогда этого не сделает! " Какой Бог никогда этого не сделает? Бог Священного Писания? Он говорит нам со всей определенностью тысячу раз, что и в каком случае Он сделает, и если кто-либо заявляет, что Бог не станет делать этого, то он имеет в виду какого-то другого бога, того бога, которого он сотворил сам, ложного бога.


Поэтому во времена столь широкого распространения подобных ересей нам необходимо делать упор на истинную природу Бога, показывать, что Он не только добрый, любящий и милосердный, но и Святой, а следовательно, не может покрывать грех. Именно такая природа Бога и дает объяснение личности Иисуса Христа, и придает смысл всем Его деяниям.

Мы уже отмечали, что можно избежать очень многих споров по поводу справедливости и праведности Бога, если мы начнем с великой библейской истины, которая гласит, что Бог есть любовь. Поразмышляв о Его милосердии, благодати и любви, мы затем можем перейти к теме справедливости такими, например, словами: "Но та же Библия учит нас, что милосердный и любящий Господь одновременно является справедливым и праведным, и потому должен наказать грех".

Христос есть Бог. В нашем обществе люди знают множество фактов об Иисусе из Назарета, но многие совершенно не подозревают, что Он имеет Божественную природу. Когда они слышат слова: "Иисус есть Сын Божий", - то истолковывают их превратно. Некоторые верят или считают, что от всех остальных людей Иисус отличается лишь степенью святости, количественно, но не качественно. "Разве не все мы сыны Божии?", - говорят они. Они не видят во Христе ничего уникального и неповторимого, за исключением, может быть, того, что Ему лучше всех удавалось соблюдать Божьи заповеди, прекрасно учительствовать и проповедовать. Для других Божественность Христа означает, что Он был больше,чем человек, но меньше, чем Бог. Другими словами, в Нем было некое смешение человеческой и Божественной природы, и они представляют Его как бы сверхчеловеком но не полностью Божественным существом. Мы должны делать особый упор на той истине, что вифлеемский Младенец был никто иной, как Божественный Логос, Великий Бог, Творец, создавший небо и землю и всех, кто на ней обитает.

Он умер на кресте за наши грехи. Почти все, с кем нам придется столкнуться, знают, что Иисус умер на кресте Голгофы, но очень немногие понимают значение этой смерти согласно Священному Писанию. Однако смерть Христа не имеет для человека значения до тех пор, пока его душа не воспримет, как это случилось с Мартином Лютером, идею переноса человеческих грехов на Сына Божия. Нужно понять, что наши грехи были возложены на Христа. Каждый должен осознавать, что Христос взял всю его вину на Себя. Как сказал об этом Апостол Павел: "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас...". Крест имеет значение для человека, который понимает, что его вина была возложена на Сына Отцом. А потом, когда он постигнет это, он должен понять, что Отец послал Своего Сына в ад, которого заслуживает каждый грешник. Если мы видим и чувствуем, что Христос искупил и нашу вину на кресте, тогда крест приобретает для нас реальное значение.

Здесь упомяну также о наглядных иллюстрациях. Очень полезно, если мы не только рассказываем людям о Евангелии, но и иллюстрируем его понятными примерами. Некоторые варианты таких наглядных иллюстраций приводятся ниже:

1. Перенос "книги грехов" с одной руки, символизирующей нас, на другую, символизирующую Христа, принявшего на себя гнев Божий за наш грех. Таким образом можно показать, что Христос сделал для нас.

2. Пример со стульями, который показывает перенос нашей веры с себя и наших благих дел, символом которых является стул, на котором мы сидим, на Христа, т.е. другой стул, на который мы потом садимся. Этот пример приводится при разговоре о спасительной вере.

3. Мотивы ведения богоугодной жизни. В данном примере ручка, небольшая вазочка или другой предмет, который вы увидите в комнате у вашего собеседника, используются и символизируют дар вечной жизни. Этим примером мы показываем, что наши благие дела совершаются из благодарности за полученный дар, а не для того, чтобы его заслужить. Эта иллюстрация приводится в самом конце изложения Евангелия, чтобы объяснить, какое место занимают наши добрые дела, поскольку всем известно, что это имеет отношение к христианству. Но необходимо добиться, чтобы человек правильно понимал это место, иначе он будет отводить делам не ту роль, которую они действительно играют.

Используя наглядные иллюстрации, важно смотреть на тот предмет, который держите в руках, а не на человека, к которому обращаетесь. Это позволит сконцен­трировать внимание слушателя на наглядной иллюстрации и правильно понять ее.


Бог предлагает нам Свое Царство как безвозмездный дар. В процессе изложения Евангелия недостаточно один раз сделать это утверждение. Все мировые религии учат, что человек должен заслужить благорасположение Господа какими-нибудь делами. Человек должен показать себя, показать, что достоин Божественных даров. Однако в отличие от других религий христианство провозгла­шает, что расположение Господа, Его благословение и само Царство Божие могут быть получены только, как безвозмездный дар. Невозможно разрушить и опровергнуть все не христианские концепции, всего лишь раз провозгласив прямо противоположное. Повторяйте это много раз, разными словами! "Царствие Небесное дается даром! Вечная жизнь - это Божий дар вам, который дается по Его бесконечной благодати. Вы не зарабатываете пропуск на небо да и не в состоянии это сделать. Ибо вовеки не заслужить вам право пребывать со Святым, ненавидящим грех, Богом!" После всего этого человек, может быть, поймет истинный смысл этих слов, а может быть и нет. Молитесь, чтобы Бог своею благодатью отверз уши вашего слушателя и даровал ему понимание!

Что есть благодать. По-видимому, все слышали о благодати. Возмож­но, это один из наиболее часто употребляемых терминов в христианских кругах. Но, к сожалению, очень немногие связно объяснят вам, что он означает. В умах американцев глубоко укоренился нехристианский девиз: "Бог помогает тем, кто может помочь сам себе". Поскольку нашим предкам приходилось ногтями и зубами вытаскивать нацию из дикости, американец традиционно хочет крепко стоять на собственных ногах. Он чувствует, что должен нести свою долю общего груза, что, в принципе, похвально. Однако, если тот же принцип переносится на понимание благодати, это может иметь фатальные, непоправимые последствия.

Бог раскрывает Себя нам как "опора беспомощных". До тех пор, пока человек считает, что он должен своими усилиями дополнить работу Божию, он не осознает ни своего собственного состояния, ни смысла трудов Христа. Он не понимает, что грех лишил его возможности совершить что-либо, по-настоящему достойное с Божественной точки зрения. Кроме того, он не осознает, что жертва Христова спасла всех, и, следовательно, ее невозможно дополнить. Пытаясь добавить свою предполагаемую добродетель к трудам Господа, он тем самым говорит, что Христос сделал для нас недостаточно.

Апостол Павел в послании к Римлянам, гл. 11, ст. 6, учит, что благодать и дела взаимно исключают друг друга. "Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. "Эту истину необходимо донести до человека. В деле спасения ваш собеседник может целиком и полностью полагаться либо на Христа, либо на себя самого, либо частично на Христа, а частично на себя. Многие невозрожденные люди, посещающие церковь, принадлежат к последней категории. Хотя, в сущности, эта категория представляет собой то же самое, когда люди полагаются полностью на собственные силы. "Предположим, что Христос сделал свое дело не до конца, поэтому для того, чтобы спастись я должен достойно выполнить свою роль; если же, с другой стороны, я погиб, то это от того, что мне не удалось заслужить милость Божию". Такова логика частичной веры в Христа и частичной веры в себя. Кто-то хорошо сказал: "Благодать не есть золотая нить, украшающая богатые одежды, скорее ее можно уподобить древнему царскому трону из чистого золота.

Что есть вера. Это еще одна из ключевых тем нашего изложения. Без ее усвоения невозможно получить дар вечной жизни. Джон Кальвин сказал, что римско-католическая церковь дала ему понятия о Божестве Христа, о Святой Троице и об искуплении; но церковь не научила его одному - как применить это искупление к самому себе. Даже сегодня есть верующие, которые знают все догматы веры, но не знают, как получить, дар вечной жизни. Их проблема заключается в том, что они придерживаются несовершенной или ложной концепции спасительной веры.

Богословы справедливо отмечают, что спасительная вера включает в себя три элемента: знание, принятие и упование. Мы можем знать о чем либо, но не принимать это. Например, учение одного из культов гласит, что в наши дни Христос воплотился в человеке, живущем в Индии. Я знаю об этом, но не принимаю этого. Аналогичным образом человек может знать, что Священное Писание говорит о греховности людей и о невозможности их спасения собственными силами, но не принимать истинности этого утверждения. Таким образом, к знанию определенных исторических фактов необходимо прибавить наше принятие их. Однако и этого еще недостаточно. В частности, мы знаем многие исторические факты, но не полагаемся на них. Например, нам известно, что существовал Александр Македонский. Мы признаем достоверность многих исторических хроник, повествующих о его завоеваниях, кроме того, мы признаем тот факт, что он был гением в военных делах. Но я думаю, никто не верит в то, что Александр Македонский сделает что-либо для него лично. Это было бы по меньшей мере странно. Поэтому в нашем случае, когда речь идет о библейских знаниях, необходимо прибавить еще третий элемент, который Лютер назвал: "fiducia" - вера, доверие, упование.


Излагая Евангелие и пытаясь разобраться, на что уповает ваш собеседник в обретении жизни вечной, вы можете очень удачно показать суть спасительной веры иллюстрацией с пустым стулом. Пусть этот стул символизирует Господа Иисуса Христа. Ваш собеседник верит (признает), что этот стул выдержит его, и он сможет на нем хорошо отдохнуть. Однако этого не происходит по одной простой причине - он на нем не сидит. Стул, на котором вы сидите, может символизировать все, на что вы раньше полагались, надеясь получить жизнь вечную. Показав этот стул, скажите, что он несовершенен, и когда Господь призовет всех на последний суд, вам придется упасть с вашего несовершенного стула прямо в ад.

Встав со "стула своих добрых дел" и пересев на "стул Иисуса Христа", вы наглядно показываете, что теперь полностью полагаетесь на Господа Иисуса Христа и переносите на Него упование в обретении жизни вечной.

Есть еще один более сложный вариант, который является неким суррогатом спасительной веры, - полагаться на Господа в делах временного благополучия, а на себя - в получении жизни вечной. Многим не удается четко провести грань различия между этими двумя видами веры, но сделать такое различие совершенно необходимо.

Давайте возьмем пример из жизни Лютера. Перед своим обращением он не был агностиком, скептиком или атеистом. Он верил в Бога. Когда он жил в монастыре, он несомненно полагался на Бога во многих вещах. Отправляясь в паломничество в Рим, разве он не полагался на Господа в том, что ему будет обеспечена безопасность, жилье, еда, что Бог сохранит его здоровье? Конечно, полагался. Так же и Джон Уэсли верил, что Господь убережет его в нелегком пути из Англии в Новый Свет во время его миссионерского путешествия. Но вместе с тем, эти люди полагали, что им собственными силами удастся обеспечить себе успешное путешествие с земли на небо! Так что в "путешествие с верою" они поверили задолго до того, как стали полагаться на "оправдание верою". Проиллюстрировать такое промежуточное состояние можно следующим образом - по мере того, как ваш собеседник рассказывает, в каких делах он полагается на Господа, кладите на стул, символизирующий Иисуса Христа, разные предметы. Предположим, он говорит, что полагается на Бога в делах здоровья, - снимите очки и положите их на стул Иисуса Христа, сами оставаясь сидеть на стуле, символизирующем веру в свои силы. Веру в то, что Господь будет помогать вам в финансовых делах, можно показать так: достаньте денежную купюру и тоже положите ее на стул Иисуса Христа, и так далее. В то же время ваш слушатель продолжает сидеть на своем стуле и, следовательно, по-прежнему верит только в самого себя, уповая лишь на собственные силы в деле спасения своей души и обретения Царства Божия.

III. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.