КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективный масштаб на фронтальной, вертикальной и прямой широт. Решение прямой и обратной задачи. Приведите примеры. 1 страницаПерспективный масштаб широт Масштаб, построенный на прямой, параллельной основанию картины, называют масштабом широт. Рассмотрим его построение на проецирующем аппарате (рис. 101). Проведем в предметной плоскости отрезок А'В' параллельно основанию картины. Перенесем этот отрезок при помощи глубинных прямых на основание картины в положение А^Вй. Перспектива АВ отрезка А'В' — результат пересечения перспектив глубинных прямых А0 А' и В0 В' с проецирующими прямыми SA' и SB'. На картине отрезок АВ является перспективой отрезка А В, а отрезок АоВ0 = А'В' (по построению) (рис. 102). Следовательно, отрезок АВ в натуре равен отрезку ДД,. Так устанавливается связь между перспективным и натуральным размерами, т. е. соотношение между перспективным и натуральным линейными размерами — натуральный масштаб. Для построения перспективного масштаба широт натуральный масштаб с основания картины переносят на заданную прямую с помощью линий Рис. 101 Рис. 102
Рис. 103 переноса, задав их точку схода произвольно на горизонте или используя главную точку картины. Для определения натуральной величины отрезка, расположенного параллельно основанию картины, берут на линии горизонта главную или любую точку схода линий переноса. Через нее и концы заданного отрезка проводят линии переноса, которые в пересечении с основанием картины определяет натуральную величину искомого отрезка. На картине, параллельно ее основанию, задана прямая с точкой А на ней (рис. 103). Требуется от точки А отложить отрезок, равный по величине 4,5 м в масштабе картины. Для этого используем точку Р, которую соединим глубинной прямой с точкой А и продолжим до основания картины. Получим точку Aq, отложим от нее на основании картины 4,5 м (точка В0). Точку В0 соединим с точкой Р. Данная линия переноса в пересечении с заданной прямой определит отрезок АВ, равный в перспективе натуральному — величине АоБ0 в масштабе картины. На схеме картины голландского художника Питера де Хооха (рис. 104) определим натуральную величину дверного проема или отрезка АВ, расположенного параллельно основанию картины. Для этого через главную точку Р и концы отрезка А и В проведем линии переноса до пересечения с основанием картины. Отрезок А0В0 и есть натуральная величина дверного проема в масштабе картины. Натуральная величина заданного отрезка не зависит от того, какая точка используется в качестве точки схода вспомогательных прямых (рис. 105), а перспективное сокращение отрезка зависит от положения точки схода и глубины расположения (рис. 106). Для построения натуральной величины отрезка, расположенного на картине параллельно ее основанию, достаточно взять на линии горизонта лю-
4 м бую точку схода линий переноса и из нее через концы данного отрезка провести прямые, которые и отметят на основании картины натуральную величину искомого отрезка. 4. Сущность способа архитектора. Построение перспективы объекта по его плану и фасаду с применением опущенного плана и боковой стены. Приведите пример. Способ архитекторов основан на использовании точек схода перспектив горизонтальных параллельных прямых объектов и на практике используется для построения архитектурных перспектив. При построении перспективы методом архитектора картинную плоскость располагают под углом к зданию и проводят след ее через один из углов (рис.109). Зрителя устанавливают так, чтобы главный луч зрения был перпендикулярен картинной плоскости, а сам зритель находился бы на таком расстоянии, чтобы угол зрения a, определяемый крайними лучами зрения S{ и S5, был равен 23°...37'. Главный луч зрения SP должен делить картину приблизительно пополам, чтобы точка Р находилась в средней трети картины. Точки схода для основных направлений плана найдутся, если провести прямые из точки стояния S1 параллельно сторонам сооружения до пере сечения с картинной плоскостью в точках F1 и F2. Точка схода F 1 (левая) будет являться точкой схода для всех прямых, параллельных сторонам 1-2, 3-4. 5-6, 8-9, а точка схода F2 (правая) – для параллельных сторон 1-7, 11-10, 2-3, 4-5 и им параллельных. После установки зрителя, картинной плоскости и нахождения точек схода проводятся лучи зрения из всех точек сооружения и на следе картинной плоскости КК фиксируются все точки пересечения 1 к...6К и т.д. Для построения самой перспективы переносим след картинной плоскости со всеми нанесенными на нем точками на то место, где будет строиться перспектива (рис.110).
Линию горизонта проводим параллельно основанию картинной плоскости КК на заданной высоте и на нее переносим точки схода с основания картинной плоскости. Так как картинная плоскость проведена через ребро 4, то оно в перспективе будет в натуральную длину. Из точки 4к восставляем нерпендикуляр к следу картинной плоскости и на нем откладываем высоту ребра 4, взятую с фронтальной проекции ортогонального чертежа. Нижнюю и верхнюю точки ребра 4 соединяем с точками схода F1 и F2. получая направление сторон здания. Восставляя перпендикуляры из точек 3к и 5 к до пересечения с лучами, идущими в точки схода, получим стороны здания. Таким же образом находим все ребра и стороны сооружения в перспективе. Для получения точек 8, 9, 10 к 11 в перспективе продолжим линии конька 11-10 (см. рис. 109) до пересечения с картинной плоскостью К К в точке N1¢, а линию 8-9 до пересечения в точке N и переносим эти точки в перспективу. Из полученных точек восставляем перпендикуляры, на которых откладываем высоты от земли до конька. Соединяя точки N1 и N2 с точками схода и пересекая полученные линии перпендикулярными прямыми, восставленными из точек 11к, 10к 8к и 9К, получим перспективное изображение прямых 11-10 и 8-9, принадлежащих конькам кровли. Найденные точки соединяем, согласно ортогональному чертежу, с соответствующими точками, получая перспективное изображение кровли. Чтобы сооружение не казалось висящим в воздухе, необходимо около него начертить тротуар, дорогу и т.п., соблюдая при этом, чтобы все проведенные линии были направлены в точки схода.
5. Построение теней в перспективе. Различные случаи построения теней при точечном источнике света (прямая, плоскость, геометрическое тело). Способы построения преломления теней на параллельных плоскостях. Приведите примеры.
Так же как и в аксонометрии, тени в перспективе могут быть построены с различных точек расположения источника света. На рис. 111 показаны восемь возможных расположений источников света относительно положения точки зрения и двух вертикальных стержней, от которых падает тень на горизонтальную плоскость. Здесь тени от вершины стержней, т. е. от точек А и В, найдены как горизонтальные следы лучей света, проходящие через данные точки. Из рассмотренных примеров видно, что тени от вертикальных прямых падают по направлению точки схода на горизонте, а длина тени определяется пересечением луча света, проходящего через верхний конец прямой в точку схода лучей, с поверхностью, на которую падает тень. Направление лучей света может быть выбрано в зависимости от характера изображаемого объекта и от желания показать его освещенным с той или другой стороны. При этом следует руководствоваться эстетическими соображениями, так как построение теней на проекте не является самоцелью, а всего лишь средством для выявления форм и пропорций. В тех случаях, когда сооружение состоит из арок и колоннад, хорошо применять так называемые приходящие тени. В этом случае лучи света, проникающие сквозь проемы, создают эффектную игру светотени. Теперь определим расстояние d, на которое будет удалена на картине точка схода лучей света в пространстве F4 от точки схода горизонтальных проекций лучей F3. Для этого предположим, что солнце расположено сзади и слева от зрителя, а лучи направлены вниз направо, составляя угол а = 35; 54'. (В точке S строим угол а и находим катет d прямоугольного треугольника SF3F4, который и является искомой величиной, и его следует отложить на картине по вертикали вниз от точки F3 горизонта. Все остальные построения по нахождению теней ясны из чертежа. Для построения тени от здания, имеющего выступ, можно рекомендовать следующий прием для выбора направления лучей света. Рассмотрим построение (рис.112). К углу 4 выступа здания прикладываем линейку KN так, чтобы падающая от выступа тень на фасад 5-6 была или немного меньше или немного больше перспективного размера выступа 4-5. и, проведя по ребру линейки проекцию луча света в плане, отыскиваем точку F3 на оси ОХ как проекцию точки схода горизонтальных проекций лучей света (SlF3\\KN).
Рассмотрим построение падающих теней на ступенях лестницы от боковой стенки (рис.113). При построении теней в перспективе от здания обычно берут направление лучей, параллельное картинной плоскости, в этом случае лучи и тени от вертикальных прямых будут параллельными, последнее облегчает построение теней на чертеже. Для построения падающей тени от боковой стенки лестницы на ступенях использован прием продолжения ребра, от которого строится тень (в данном случае ребро А В), до пересечения с той гранью, на которую строится падающая тень.
Вначале строим тень от вертикальной прямой A0A1. для этого из основания А0 проводим проекцию луча S0 до подступенка первой ступени, у основания которого тень переломится и. как от вертикали, на вертикальной плоскости пойдет вверх до проступи. Дойдя до второго подступенка, луч опять переломится и по вертикали поднимается на вторую ступень, далее по проступи луч пойдет в направлении проекции луча S0 до встречи с лучом S в точке К. Теперь строим тень от наклонной А В, для этого продолжаем прямую А1В' до пересечения с прямой В1С1. принадлежащей верхней площадке Р. Тень от прямой А¢ В1 в точке 1 будет равна нулю, а прямая 1-Вр даст тень на площадке Р от В до точки 4. Чтобы найти тень на проступи N, продолжаем А1 В1 до точки 2, лежащей в плоскости N. и отыскиваем в этой же плоскости тень от точки В1 – это будет точка В N. При соединении точек 2 и B Nпрямая пересечет подступенок N в точках 5 и 6. Точка 7 на проступи М получается аналогично. Тень на подступенках II и III получится от соединения точек 7 с 6 и 5 с 4. Тень от прямой В1 С1, так от горизонтальной прямой на горизонтальную плоскость ляжет по направлению луча, идущего в ту же точку схода, что и от точки Вр до вертикальной стены, откуда тень пойдет в точку С1. Остальные построения ясны из чертежа. На рис.114 дан пример построения падающих теней лучами, параллельными картинной плоскости.
6. Построение отражений предметов в зеркальных плоскостях. Способы построения отражений в вертикальных и горизонтальных зеркалах. Приведите примеры. 1. Построение отражений в зеркальной поверхности Отражения в зеркальной поверхности при умелом использовании могут быть элементами композиции и сюжета картины. Зеркальное отражение интерьера выявляет особенности архитектуры помещений, глубину пространства, поскольку на картине видно даже то, что находится за зрителем. Этот прием использовал Веласкес на картине «Менины», где на задней стене помещения в зеркале отражена королевская пара, которая ему позировала. Мир роскошного ресторана отражен в зеркале за спиной молодой женщины на картине Эдуарда Мане «Бар в Фоли-Бержер». Отражение предметов в спокойной глади воды, подчеркивает красоту пейзажа и усиливает его эмоциональное воздействие. Примерами служат картины В.Э. Борисова-Мусатова «Водоем», В.М. Васнецова «Аленушка», А.А. Иванова «Явление Христа народу». Законы зеркальных отражений необходимо знать и внимательно наблюдать при рисовании с натуры. Лучи света, падающие на матовую поверхность, отражаются под углами с микроскопическими отклонениями, что сразу влияет на восприятие данного предмета. Чем меньше шероховатость поверхности, тем более упорядочен поток отраженных лучей, тем вероятнее получение отражения. На металлических предметах хорошо просматриваются очертания отраженного предмета, но плохо видны его детали. Сила света отраженных лучей будет тем сильнее, чем ярче источник света. Лучи света, попадая на зеркальную поверхность, изменяют свое направление. Построение изображений лучей света, отраженных от плоской зеркальной поверхности (рис. 279), основано на следующих законах оптики:
Рис. 279
1. 2.
Зеркала относительно картинной и предметной плоскости могут располагаться по-разному. Наиболее часто встречаются следующие положения:
· · ·
Рис. 280 тической формы АаВЬ и точки К, расположенных на берегу (рис. 280). Начнем построение с ребраАа, как наиболее приближенного к краю воды и проведем через него вспомогательную вертикальную плоскость Р, совпадающую с гранью АаЪВ и сходящуюся в точке Ft. Построим на плоскости Р линию раздела земли и воды a1F1. Согласно закону отражения Ааг = агА*. Стороны объекта и их отражения сходятся в соответствующие точки схода Fl~n F2. В зависимости от расположения объектов одно отражение может перекрывать другое. В нашем примере построенная точка В* будет перекрыта отражением набережной. Найдем отражение точки К, для этого воспользуемся точкой схода F2 и проведем вспомогательную плоскость. Из точки К опустим перпендикуляр и отложим на нем расстояние Khx = кгК„. На картине (рис. 281) изображена набережная, расположенная под произвольным углом к зрителю. На ней находятся павильон и осветительные столбы, а в воде отражаются все предметы. Несмотря на разворот изображения, правила построения останутся прежними — для построения отражения предмета в зеркальной поверхности из всех характерных точек пред-
Рис. 281 мета опустим перпендикуляры к плоскости зеркала. На каждом перпендикуляре найдем точку раздела и от нее отложим расстояние, на какое удален данный элемент. Отражение в горизонтальном зеркале равно отражающемуся предмету и подчинено тем же законам перспективного изображения, что и сам предмет. Вертикальные зеркала используют как в жилых, так и общественных помещениях. Большие зеркальные поверхности визуально расширяют границы интерьеров и придают им парадность и монументальность. На картине (рис. 282) изображено зеркало, перпендикулярное к предметной и картинной плоскостям, т. е. расположенное на боковой стороне стены, а также вертикальный отрезок АВ. Требуется построить отражение отрезка в зеркале. Через концы отрезка, т. е. точки А и В проведем горизонтальные прямые, перпендикулярные к плоскости зеркала. Проведенные прямые образуют фронтальную плоскость, которая пересечет зеркало по перпендикуляру 1-2. От прямой 1-2 в глубину зеркала отложим отрезки 1А и 2В, т. е. расстояние от заданного отрезка до зеркала. Полученные в зеркале точки А* и В* соединим прямой, получим отрезок А*В*— отражение отрезка АВ в зеркале.
Рис. 283 Зеркало расположено фронтально (рис. 283) и необходимо построить отражение отрезка АВ. Используем масштаб глубин. Через концы отрезка проведем две параллельные прямые, сходящиеся в точку Р, т. е. горизонтально проецирующую плоскость, перпендикулярную к зеркалу. Построим линию пересечения зеркала с проецирующей плоскостью, т. е. прямую 3-4. С помощью ди- станционной точки определим по масштабу глубин расстояние от отрезка АВ до зеркала, получим отрезок В1. От точки 1 вправо отложим отрезок, равный отрезку В1, получим отрезок 1-2. Точку 2 соединим с дистанционной и получим основание отражения отрезка, т.е. точку Б*. Из нее проведем вертикальную прямую до пересечения с прямой ЗР в точке А*. Отрезок А*Б*— отражение отрезка АВ. Существует еще один несложный способ построения отражения в зеркале (рис. 284). Отрезок заключим в глубинную плоскость, соединим концы отрезка А и Б с главной точкой картины и найдем линию пересечения вновь введенной плоскости с зеркалом. Отрезок 1-2 делим пополам 1С = С2. Через середину проведем диагонали, которые определят сторону А*Б* квадрата АВБА*. На картине (рис. 285) задан интерьер комнаты. На фронтальной стене комнаты расположено зеркало. Пол покрыт квадратным паркетом, на стенах развешаны картины разных размеров, у левой стены стоит скамейка, а по середине подиум с вазой. Требуется построить отражение предметов, находящихся в этом помещении. Определим общие размеры отражения комнаты и рисунок паркетных плит. Для этого продолжим линии плинтусов и карнизов в точку Р. С помощью дробной дистанционной точки определим глубину отражения комнаты. Отражение всех остальных предметов построим на основе вышеприведенных примеров. Зеркало расположено вертикально, но под произвольным углом к картине (рис. 286). Чтобы построить отражение отрезка АВ горизонтальный
Рис. 285 след плоскости зеркала продолжим до пересечения с линией горизонта в точке F2. Точку Fz соединим прямой с верхней линией зеркала. На картине при совмещенной точке зрения Sk построим прямой угол F2SkF1. Через концы отрезка АВ проведем прямые в точку Ft. Плоскость ABFX будет перпендикулярна к плоскости зеркала, поскольку плоскость зеркала и плоскость ABFl проходят через общий перпендикуляр 1-2 к предметной плоскости — линия пересечения плоскости зеркала с плоскостью ABF^ Отложим от прямой 1-2 в глубину отрезок, равный отрезку 2-3. Для этого на линии горизонта возьмем произвольную точку Е и соединим ее с точкой В. Проведем горизонтальную прямую, проходящую через точку 2. Эта прямая пересечется с прямой BF в точке 3. Отрезок 2-3 отложим на горизонтальной прямой от точки 2 в глубину зеркала. Из полученной точки 31 проведем прямую в точку Е. Прямая ЗгЕ пересечется с прямой BFX в точке В*. Из нее восстановим перпендикуляр до пересечения с прямой AFX в точке А*. Полученный отрезок А*В* — отражение отрезка АВ в зеркале. Из построения видно, что отраженный отрезок получится уменьшенным за счет перспективного сокращения. Аналогично выполнено построение отражения в зеркале угловой перспективы комнаты, на одной стороне которой располагается два полуовальных окна (рис. 287). Построим отражение вазы в вертикальном произвольно расположенном зеркале (рис. 288). Введем горизонтально-проецирующую плоскость и
Рис. 287 202
Рис. 289 найдем линию пересечения ее с поверхностью зеркала — 7-6. От прямой 7-6, отложим все расстояния вглубь зеркала. Найдем ось вращения вазы, для чего отложим равные отрезки 1-7 = 7-1 * и восстановим перпендикуляр. Соединив прямой точку 5 с точкой схода F,, на месте пересечения с перпендикуляром получим точку 5*. Можно построить ось и способом, показанным на рис. 284. Для получения контура вазы необходимо построить очерковые точки, определяя каждый раз направление и расстояние до зеркала (рис. 289). ► Отражение в вертикальных зеркалах всегда расположено на том же расстоянии от зеркала, что и сам отражающийся предмет. 7. Метрические задачи (определение). Решение простейших метрических задач в перспективе (деление пополам и удвоение отрезка, а также деление отрезка на несколько частей). Приведите примеры решения задач на прямых по-разному расположенных в предметном пространстве. Метрическими называются задачи, решение которых связано с определением линейных и угловых величин. Обратные им задачи – графическое построение геометрических фигур по их линейным и угловым размерам. В основе решения таких задач лежит инвариантное свойство ортогонального проецирования: фигура, находящаяся в плоскости α || π, проецируется на эту плоскость без искажения, а так же теорему о проецировании прямого угла. Для решения таких задач применяем плоскопараллельное перемещение, вращение, замену плоскостей проекций.
. ДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРЕЗКОВ ПРЯМЫХ НА ДВЕ РАВНЫЕ ЧАСТИ Чтобы разделить перспективу горизонтального отрезка прямой АВ по- полам (рис. 6), следует достроить отрезок до перспективы вертикального че- тырехугольника. В полученном четырехугольнике строят диагонали, из точ- ки пересечения диагоналей проводит вертикальную прямую, которая разде- лит отрезок АВ на две равные части. Перспективу горизонтального отрезка можно разделить на две равные части тем же приемом, достроив заданный отрезок до перспективы горизон- тального четырехугольника (рис. 7). 9
3. ДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРЕЗКОВ ПРЯМЫХ, НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КАРТИНЕ, НА РАВНЫЕ ИЛИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ На рис. 8 отрезок АВ разделен на три перспективно равные (можно и на пропорциональные) части с использованием диагонали СВ. Вертикальный отрезок АС произвольной длины делят на три равные (или пропорциональ- ные) части и через полученные точки проводят линии в точку схода F, кото- рые в пересечении с диагональю СВ делят отрезок СВ на три перспективно равные части. Из полученных на диагонали СВ точек проводят вертикальные прямые, которые дают решение.
Деление перспективы отрезка прямой на равные или пропорциональ- ные части (применение делительного масштаба) используют при вычерчива- нии оконных и дверных проемов на перспективе фасада, перспектив лестниц, оград и т.д. Основано такое деление на известном положении планиметрии: параллельные прямые делят стороны угла на пропорциональные отрезки. Чтобы разделить перспективу АВ отрезка горизонтальной прямой на n равных (или пропорциональных) частей (рис. 9), принимают ее за одну сто- рону линейного угла. Другую сторону этого угла проводят параллельно ли- нии горизонта через один из концов перспективы отрезка (например, через точку А), и принимают проведенную прямую за делительный масштаб. От точки А на делительном масштабе откладывают требуемое число n равных
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 5479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |