Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности воздушной перспективы




Сущность воздушной перспективы.

Воздушная перспектива.

Само понятие «Воздушная перспектива» говорит само за себя. Это означает «перспектива в воздухе», изображение предметов «под влиянием воздуха», так называемой «воздушной среды». Как уже говорилось ранее, задачей воздушной перспективы является решение вопросов, связанных с изображением видимых цветовых и тоновых изменений предметов при их различном освещении и местоположении относительно зрителя. Воздушная перспектива учитывает изменение освещенности, и окраски предметов при зрительном восприятии их с различных расстояний через толщу воздуха.

 

Воздушная перспектива- объективное физическое явление, суть которого в том, что свет, проходящий через прозрачную среду, преломляется, рассеивается и отражается, в связи с чем происходит искажение зрительного восприятия предметов человеком. Эффект этого явления объясняется тем, что в естественных условиях воздух загрязнен посторонними примесями и, следовательно, не может быть абсолютно прозрачным. Подобно тому, как с увеличением расстояния меняется видимая величина предмета - его перспективная форма, изменяется и цвет предмета. Пространственное удаление, среда, освещение, а также некоторые особенности нашего зрительного восприятия - все влияет на окраску предмета. Поэтому между действительным цветом предмета и видимым существует значительная разница. Находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя предметы одинакового цвета кажутся различно окрашенными. Это происходит потому, что воздух имеет некоторую плотность, затрудняющую прохождение цветовых лучей. Кроме того, в воздухе носится неисчислимое количество окрашивающих частиц - мельчайшие органические и неорганические вещества, вызывающие серое окрашивание предметов. В результате цвета предметов на некотором расстоянии теряют свою насыщенность. По мере удаления предметов и увеличения слоя воздуха между ними и зрителем разница между действительной и видимой интенсивностью цвета предмета увеличивается.

 

Как известно, восприятие человеком пространства связано с несколькими закономерностями воздушной перспективы:

1. четкость и ясность очертаний предметов теряется по мере их удаления от глаза наблюдателя;

2. одновременно уменьшается и насыщенность цветов, которые в отдалении теряют свою яркость;

3. контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно угасают блики и рефлексы;

4. глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план.

В соответствии с этими жизненными закономерностями мы оцениваем расстояния: фигуры и предметы, о которых известно, что они имеют одинаковую контурную и объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. Фигуры, контрастные, четкие, темные, выступают на первый план.

Воздушная перспектива изменяется в зависимости от погодных условий, местности и, разумеется, желания художника. Воздушная перспектива служит показателем расстояния. Однако у неё есть и другие не менее важные функции. Она помогает заострить внимание на переднем плане, поскольку здесь предметы чётче и контрастнее, чем на заднем плане. С её помощью можно создать ощущение смутного, полусонного восприятия, где настроение преобладает над деталями. Этот приём хорошо освоен импрессионистами.

Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, только свое теоретическое обоснование метод получил в XVI веке в работах Леонардо да Винчи. Широко использовался сей прием в голландском пейзаже XVII века и особенно в XIX века в работах импрессионистов.

Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречается еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, - писал он, - кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем (в воздухе - Л.Д.) видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.