Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Калининград 2 страница




Для преодоления ситуации разработчики Концепции предлагают провести широкую рекламную кампанию с целью показать туристскую привлекательность России. Следует отметить, что посещение России зарубежными лидерами заметно способствует улучшению образа России для потенциальных туристов. Большой вклад в развитие туризма а Петербурге, например, внес Президент В.В. Путин. Все главы государств, которых он принимал в своем родном городе, восторженно отозвались о Петербурге, что и увеличило поток въездных, состоятельных туристов. Значительно увеличилась заполняемость дорогих гостиниц города (Невский Палас, Европа, Рэдисон, Астория и Англетер).

В последние годы федеральная и региональные туристские администрации осознали важность работы на ведущих мировых туристских выставках, одновременно развиваются и становятся известными отечественные выставки - MITT и INWETEX. Более активно государственные органы стали содействовать проведению региональных выставок.

Понимают разработчики Концепции и важность размещения рекламы в мировой сети INTERNET. Более сложно обстоит дело с созданием информационных центров по туризму. В частности, в Санкт-Петербурге трудно идет работа по созданию Городского Информационного центра. Причина, на наш взгляд, очевидна, туристские организации не спешат делиться информацией и не заинтересованы в монополизации центром информации по проблемам, связанным с туризмом. В Концепции поднята важная проблема формирования современной системы туристской статистики, которая весьма несовершенна, например круизные туристы, ночующие на судах, не являются с точки зрения "Закона об основах туристской деятельности" туристами. Вместе с тем водный туризм - одно из перспективных направлений развития туризма в России. В Федеральной программе и Концепции разработчики подняли важнейшую проблему - туристскую деятельность, как и любую другую, необходимо планировать. При этом планирование на национальном и региональном уровнях производится государственными структурами. В настоящее время каждый субъект Российской Федерации имеет собственную программу развития туризма. Это не противоречит мировой практике, в Гаагской Декларации по международному туризму, принятой в 1989 году, планированию туристской деятельности посвящены ряд положений. В принципе 2 записано "туризм составлял часть комплексного плана страны наряду с другими приоритетными секторами" и далее". При планировании национального туризма разрабатывался бы подход на территориальной основе с учетом общего плана развития для формирования сбалансированного и комплексного роста на благо общества". Необходимость планировать туристскую деятельность на основе концепции устойчивого развития экономики изложены в докладе Всемирной Комиссии по окружающей среде и развитию и в других документах, одобренных Генеральной ассамблеей ООН. Принцип 10 Гаагской Конвенции сформулирован следующим образом: "Туризм должен планироваться государственными властями, а также туристской индустрией, на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов этого феномена".

За годы, прошедшие со дня принятия Федеральной программы, практически во всех субъектах Федерации Северо-запада были приняты программы или концепции развития туризма. По содержанию, объему и информации они различны. Наиболее, на наш взгляд, подробно разработаны программы развития туризма в Ленинградской и Мурманской областях. В Калининградской области помимо "Концепции развития туризма в Калининградской области на период до 2005 года" приняты "Закон о туристской деятельности в Калининградской области"[10] и специальная концепция "Куршская коса. Охрана природы. Развитие экотуризма." В ряде случаев районные Администрации обращаются к вопросам развития туризма. Так в Администрация Валдайского района Новгородской области предприняла значительные усилия для разработки целевых программ развития туризма в районе, справедливо рассчитывая на большой экономический эффект от реализации этих программ.

Особое место в развитии туризма на Северо-западе и в России принадлежит Санкт-Петербургу. Не останавливаясь на развитии индустрии туризма, упомянем о важнейшем документе разработанном и принятым Законодательным собранием Санкт-Петербурга - "Законе Санкт-Петербурга "О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге", принятом 2 июля 2003 года. В этом документе учтены практически все составляющие возможности государства на уровне субъекта Федерации планировать и стимулировать развитие туризма как бизнеса и социальной сферы. Закон более полно, чем Концепция разработанная Минэкономразвития, осознает возможности государственного влияния на туризм. Этот Закон - значительный вклад в современную теорию развития

региональной экономики.

В настоящее время туризм на Северо-западе вступил в новый этап развития. При Полномочном Представителе Президента в Северо-Западном Федеральном округе создана Рабочая группа по туризму. Состоялось уже два заседания этой группы - в феврале и июле 2003 года. На июльском заседании был представлен "План мероприятий по реализации стратегии развития туристской индустрии Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года", который должен стать частью "Основных направлений стратегии социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа РФ на период до 2015 года". Заседание рабочей группы вела Валентина Ивановна Матвиенко, которая будучи впоследствии избранной Губернатором Санкт-Петербурга, заявила о туризме как приоритетном направлении в развитии экономики Санкт-Петербурга. На заседании рабочей группы было отмечено, что необходимость ускорения темпов социально-экономического развития региона обуславливает потребность мобилизации не только традиционных, но и новых стратегических направлений, среди которых является создание и функционирование индустрии туризма в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации Северо-Западного региона.

Анализ ситуации на сегодняшний день неутешителен – даже туристский центр региона город Санкт-Петербург по оценкам ВТО готовы посетить в 10 раз больше туристов, чем приезжает в настоящее время (около 3 миллионов). Для решения проблемы интенсивного развития туризма необходимо разработать и реализовать единую общерегиональную политику в области регулирования становления процесса развития туриндустрии на Северо-Западе России. Программа должна быть долгосрочной, так как ее мероприятия должны носить общерегиональный характер и связаны с решением крупномасштабных проблем интеграционного взаимодействия. В настоящее время Рабочая группа разработала проект плана стратегических мероприятий до 2010 года, реализация которых направлена на решение общерегиональных проблем развития туризма в СЗФО. Таким образом становится совершенно ясно, что у руководства СЗФО нет сомнений в необходимости государственного регулирования и планирования сферы туристского бизнеса.

Для создания единого туристского пространства Северо-Запада государственным органам в обозримом будущем придется приложить немало усилий. Прежде всего необходимо дать оценку состоянию, потенциалу и перспективам развития туризма в регионе. Эти действия потребуют создания реестра туристских ресурсов и выработки оценки результатов туристской деятельности. На этом пути существуют определенные трудности: нет реальной статистики туристских прибытий, не отработана методика подсчета мультипликативного эффекта от туризма. Очевидно, что в каждом регионе Северо-Запада в той или иной степени встанет проблема неразвитой инфраструктуры. Даже те цифры, которые были приведены в упомянутом докладе В.И. Матвиенко, очень приблизительны - так было упомянуто, что для экскурсионного показа используется не более 15-20% памятников истории и культуры. На наш взгляд, цифра завышена, так как только в Карелии таких памятников более 4000, в Ленинградской области 3900. По рекламным проспектам туристских фирм можно утверждать что для туристского показа в Карелии и Ленинградской области используется значительно меньшее в процентном отношении объектов.

Туристский потенциал Северо-Запада выходит за рамки объектов историко-культурного наследия. После распада СССР на территории европейской части России из трех приморских курортов два - Сестрорецко-Зеленогорский (Ленинградская область) и Зеленоградско-Светлогорский (Калининградская область) находятся в Северо-Западном округе. Причем наблюдается повышающийся спрос на санаторно-курортные услуги. На Северо-Западе находятся и другие всемирно известные курорты: Старая Русса в Новгородской области, где помимо других заболеваний всегда успешно лечили женское бесплодие, Марциальные воды в Карелии и Хилово в Псковской области, в Саблинских пещерах в Ленинградской области в XIX веке успешно лечили туберкулез. В настоящее время состояние всех перечисленных курортов оставляет желать лучшего, однако интерес предпринимателей к этим объектам существует.

Северо-запад по сравнению с другими регионами России является высокоурбанизированным - в городах проживает около 70% (общая численность населения – 14,5 миллионов) населения. Горожане заинтересованы в существовании экологически безопасных мест отдыха недалеко от места постоянного проживания. На Северо-западе сформирована и постоянно развивается сеть национальных парков, заповедников и заказников, что позволяет развивать экологический туризм в регионе. Северо-Западный регион граничит с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью и Польшей, что дает возможность развивать приграничное сотрудничество. Приграничные территории участвуют в международных туристских проектах (Баренцева зона, Баренцев путь, Королевская дорога, Путь из варяг в греки и др.), которые финансируются европейскими фондами. В последние годы в регионе ведется интенсивная выставочная деятельность, осенняя выставка в Санкт- Петербурге (ИНВИТЕКС) вошла в число крупнейших европейских выставок и масштабы ее ежегодно увеличиваются.

Создание единого туристского пространства в Северо-Западном Федеральном округе может состояться, если будет осознана необходимость развития в первую очередь внутреннего и въездного туризма. Большую роль в решении этой задачи должны играть туристские администрации всех регионов Северо-запада.

 


Глава 3. Программы развития туризма регионов Северо-Западного Федерального округа.

 

3.1.Состояние развития индустрии туризма в Санкт-Петербурге.

 

Туризм в Санкт-Петербурге является стабильно развивающейся, высокоэффективной отраслью городской экономики. Значительным вкладом в развитие индустрии стало празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Город получил значительные средства, которые были вложены в развитие инфраструктуры туризма. Оценить размеры этих вложений представляется весьма затруднительным, так как, к примеру, при реставрации Константиновского дворца в Стрельне были вложены значительные средства из государственного бюджета размер которых указывается приблизительно. Посещаемость города иностранными о российскими туристами постоянно растет. В настоящее время(2001-2003 г.г.) ежегодно в город прибывает около 3 миллионов иностранных туристов. В это число не входят пассажиры круизных лайнеров, так как по ныне действующему "Закону об основах туристской деятельности" они не считаются туристами (не ночуют в гостиницах). Трудно сосчитать и тех, кто не прибывает непосредственно в Санкт-Петербург на любом виде транспорта. Следует отметить, что проблема несовершенства туристской статистики возникает не только в России.

По данным Комитета по туризму и развитию курортов Правительства Санкт-Петербурга поток въездных туристов постоянно растет. В 2002 году Северо-Западный регион РФ и Санкт-Петербург посетило 2,8 млн. туристов, в 2003 году -3,2 млн. иностранных граждан. Из этой численности туристы из стран СНГ составили 90 тысяч. Из Санкт-Петербурга ежегодно выезжает за рубеж 600 тыс. туристов и за последние несколько лет эта цифра стала стабильной[11].

Следует отметить, что Санкт-Петербург, как отдельный субъект Российской Федерации, является часть общего экономического пространства России и все процессы в экономике, характерные для России, в той или иной мере проявляются в экономике Санкт-Петербурга. Вместе с тем для города присущи тенденции, создающие благоприятные возможности и потенциальные опасности для развития города.

К благоприятным тенденциям можно отнести: улучшение правовой институциональной среды, связанной с общей политической стабилизацией ситуации в России, рост образовательного уровня населения (более 80% выпускников школ желают продолжить обучение в ВУЗах), приток рабочей силы и капиталов из других регионов России, превращение Санкт-Петербурга в контактную зону со странами Европы, развитие приграничного сотрудничества, приморское положение, строительство новых портов и вокзалов, высокий профессиональный и образовательный уровень населения, относительно низкая социальная и этническая конфликтность населения, наличие пригодных для застройки участков в пригородных районах и возможность реконструировать здания в историческом центре города, большие территориальные ресурсы в резерве Правительства города, наличие земельного кадастра и регистрации прав собственности на здания. Санкт-Петербург окружен пригородными рекреационными зонами с известными на весь мир старыми и новыми курортами, в том числе такими современными как горнолыжный курорт Корабицино, построенный в последние годы. Старые санатории и базы отдыха возрождаются и пользуются все большей популярностью. Примером может служить пансионат Лосево и Сестрорецкий курорт (не имеет необходимости в какой-либо рекламе, так как круглогодично заполнен). Под Петербургом располагается ряд санаториев, популярных у политической элиты страны.

Санкт-Петербург в последние годы стал очень привлекателен для мигрантов, имеющих средства на покупку в городе жилья. Такая мобильность населения с одной стороны является благоприятным явлением - в городе увеличивается трудоспособное население и происходит приток капитала в малый и средний бизнес, с другой стороны это приводит к определенной социальной напряженности. Следует признать, что надлежащего контроля за миграцией населения нет. К благоприятным факторам, влияющим на развитие индустрии туризма можно так же отнести развитую систему подготовки кадров, в том числе и непосредственно для индустрии туризма, большие возможности культурно-досугового отдыха.

При высоком образовательном цензе населения уровень социальных запросов растет. Туризм в системе ценностей современного человека занимает большое место, так как рейтинг человека, могущего себе позволить туристское путешествие возрастает. Проведение в Петербурге ряда крупных международных встреч сделало город еще более привлекательным для туристов. Особенно большую роль в развитии Петербурга, как крупного туристского центра, сыграли мероприятия по случаю 300-летия города, когда к юбилею были отпущены огромные средства на реставрацию памятником архитектурных и историко-культурных. Ряд объектов, например Константиновский дворец в Стрельне, был восстановлен буквально из руин. Увеличился и гостиничный фонд за счет строительства небольших гостиниц.

Вместе с тем существуют и в ближайшее время вряд ли будут устранены негативные факторы, мешающие развитию индустрии туризма в городе. Ряд факторов не могут быть устранены никогда - это крайне северное положение города, удаленность от важных центров России, Европы и мира, крайне неблагоприятный климат и плохие гидрогеологические условия. Хотя в последнее время на рынке услуг продается "русская зима", иногда она бывает настолько суровой, что полноценное туристское обслуживание невозможно.

Неблагоприятным фактором является большое имущественное расслоение населения и наличие людей, живущих бедно, особенно это относится к пенсионерам. В центре города еще очень много коммунальных квартир, состояние жилого фонда в таких домах плачевное, это относится и к подъездам и дворам. Поэтому такой вид размещения туристов, как "размещение в семьях" порой натыкается на совершенно непреодолимые препятствия. Стыдно пригласить иностранца в неохраняемый, грязный подъезд, даже если квартира, куда его собираются разместить, находится в прекрасном состоянии. Многие туристы по-прежнему не могут понять почему в России в жилых домах и общественных зданиях такие грязные стекла. Неблагоприятными факторами для развития туризма являются также устаревшая транспортная инфраструктура в центе города и высокий удельный вес промышленной застройки. Причем многие промышленные предприятия не работают, постепенно превращаясь в руины. В городе плохо организован вывоз и утилизация бытовых отходов, особенно это бросается в глаза летом в центре города, когда не вывезенный мусор издает крайне неприятный запах. Проблема реконструкции ЖКХ является для туризма одной из самых насущных, так как туристы постоянно фиксируют, что в городе очень грязно. Еще одной острой проблемой в последние годы стала нехватка общественных туалетов в городе в целом и в центре в особенности. Из-за дороговизны недвижимости многие существовавшие десятилетия общественные туалеты перепрофилировались в различные бутики и точки питания. Туристы выражают удивление отсутствием туалетов в метрополитене, хотя во всех европейских странах они привыкли к их существованию в подземке. К неблагоприятным факторам можно отнести очень высокую долю жилья в городе низкого стандарта, застройка 60-х годов в ряде случаев внешне приобрела вид трущоб, в ближайшие годы массовой реконструкции этого жилого фонда не планируется, вместе с тем город потрясают один за другим скандалы из-за "уплотнительной застройки" в центральных районах. В городе плохое дорожное покрытие, метрополитен перегружен, состояние парка частных маршрутных такси ужасающее.

Большим минусом для развития туризма является сравнительно низкая оплата труда, даже в гостиничных предприятиях, это заставляет уходить из отрасли высококвалифицированных менеджеров, которые или ищут себе работу по специальности за рубежом или уходят в другие отрасли бизнеса, где оплата выше. Таким образом из отрасли постоянно происходит "утечка мозгов", причем уходящие, как правило, имеют высокую квалификацию, владеют несколькими иностранными языками и имеют деловые связи за рубежом.

Можно проследить так же тенденции, создающие благоприятные возможности и потенциальные опасности для развития туристского бизнеса в Санкт-Петербурге. К благоприятным возможностям следуем, видимо, отнести: улучшение условий для внешних и внутренних инвестиций в инфраструктуру туризма, увеличение мобильности населения, временное увеличение доли населения в трудоспособном возрасте, развитие Санкт-Петербурга, как крупнейшего морского и речного порта России, строительство новых портов и современных терминалов, в том числе и для приема пассажирских судов в старых портах, развитие паромных перевозок пассажиров, в том числе и силами российских перевозчиков, развитие автобусного сообщении с европейскими странами (что влечет необходимость строительства современных дорог с соответствующей сервисной структурой), интенсивное развитие экономики Ленинградской области, распространение современных средств связи, в том числе и Интернета. Эти и другие преимущества позволяют говорить о возможности активного продвижении города на мировом рынке туристских услуг. Петербург быстро интегрируется в мировое информационное пространство. Неблагоприятным фактором для развития туризма в Петербурге в дальнейшем может стать то обстоятельство, что город становится одним из самых дорогих городов Европы. Общеизвестными показателями в определении уровня дороговизны города являются: стоимость жилья, питания, одежды (не забываем о необходимости большого числа сменной одежды), хозяйственных товаров, общественного транспорта и развлечений. Невысокие доходы значительного числа горожан, особенно пенсионного возраста, могут создать в дальнейшем значительный психологический дискомфорт для туристов.

 

В настоящее время выработаны основные стратегические задачи в области развития индустрии туризма в Петербурге: увеличение доходности бюджетов от деятельности по приему и обслуживанию туристов на базе незначительного роста мощности потоков прибытий. Мировая практика показывает, что туризм является высокодоходной отраслью экономики, если принимающая сторона грамотно распорядится возможностью туристских ресурсов.

В настоящее время туризм в Петербурге не стал источником значительных финансовых поступлений в бюджет. Причем специалисты понимают, что главные поступления идет не за счет оплаты собственно туристского продукта, значительная часть которой оседает в направляющей стране, а за счет средств, которые турист привезет с собой и потратит на качественные, понятные и желаемые товары и услуги[12]. Для этого следует изменить структуру туристского продукта региона и перевести расчет за товары и услуги в привычные для иностранцев безналичные формы. Вторым направлением увеличения доходности туризма может стать формирование всесезонного туристского продукта, тем более что в Петербурге для этого есть все условия. Петербург не курортный город, а, прежде всего центр культурного туризма. Перспективным может быть и формирование продукта Петербург - Москва, однако главным препятствием в этом направлении является более чем неудовлетворительное состояние автомагистрали <Россия>.

Мешает этому и жесткая конкуренция между туристскими фирмами Петербурга и Москвы. Москвичи активно внедряются на рынок туристских услуг Петербурга и прилегающих территорий. Договор о сотрудничестве в сфере туризма, подписанный еще в 1996 году фактически не выполняется. При всех достоинствах туристской отрасли Петербурга не следует забывать, что в Москве действует около 5 тысяч туристских фирм и номерной фонд гостиниц составляет 170 тыс. коек (в Петербурге 35 тыс.) Вместе с тем, Москва заинтересована в питерских круизных туристах[13].

Важнейшим направлением развития туризма является повышение качества туристских услуг по принятой в мире схеме - турист покупает желаемую, а не предлагаемую услугу.

За последние годы в Петербурге принят ряд важных документов, призванных интенсифицировать развитие туризма в городе.

К 2002 году стало ясно, то принятая в 1999 году программа отстает от развития туристской индустрии и инфраструктуры туризма, поэтому была принята <Целевая программа Санкт-Петербурга <Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002-2005 годы>. Главной задачей этой Программы стало превращение туризма в городе в одну из высокодоходных отраслей бюджетов, в том числе и местных, привлечение инвестиций в туристскую отрасль и рациональное использование и сохранение культурно-исторического и природного наследия. Однако и в этой Программе в ряду важнейших задач разработчики называют необходимость развития выездного туризма, с чем нельзя согласиться.

Вместе с тем в этой Программе появляется важная задача развития морских и водных видов туризма. В целом мероприятия, намеченные в этой Программе не отличаются от предыдущей. Следует отметить, что, на наш взгляд, Программа не отличается достаточной проработанностью и в невыгодную сторону отличается от аналогичных документов по другим регионам Северо-запада.

2 июля 2003 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон <О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге>. Закон неоднократно обсуждался специалистами в области туризма, проводились слушанья. В результате появился документ, в котором учтено практически все, что должно способствовать развитию туризма в городе. Большая заслуга в составлении этого документа принадлежит О.А. Нилову и С.Е. Корнееву. В Законе четко определены приоритетные направления развития туризма в Петербурге: въездной, внутренний, социальный, конгрессно-выставочный, культурно-познавательный и водный. Далее в Законе указаны цели и задачи государственной поддержки туристской отрасли, каковыми являются увеличение бюджетных поступлений от туристской деятельности, популяризация города как мирового туристского центра, для чего необходимо повысить эффективность использования туристских ресурсов и развития туристской инфраструктуры. Основными формами поддержки государством туризма признаны: совершенствование законодательства, создание организационных и экономических гарантий для развития туризма, содействие сотрудничеству в области туризма. В статье 7 законодатели пишут о создании туристского реестра Санкт-Петербурга, что, по-видимому, следовало бы планировать органам исполнительной власти. Тоже в полной мере относится и к статье 8 о мониторинге использования туристских ресурсов города. В статье 9 определен порядок формирования туристско-рекреационных зон и определен правовой режим их функционирования. Законодатели учли вопросы рекламной деятельности, информационного обеспечения туризма и поддержки образовательных учреждений, готовящих кадры для отрасли. В ряде случаев органам управлении предписывается из бюджетных средств финансировать мероприятия по развитию туризма. Практически в этом документе учтены все необходимые мероприятия по развитию туризма. Во многом Закон восполняет несовершенную программу, составленную административными органами.

Законодательству Санкт-Петербурга в области туризма большое внимание уделяет СЗРО РСТ, указанный выше Закон был разработан по инициативе его руководителя С.Е. Корнеева[14].

В настоящее время в туристской жизни Санкт-Петербурга произошли значительные изменения - Комитет по туризму и развитию курортов был ликвидирован, а его Функции были переданы Комитету по внешним связям, который стал называться Комитетом по Внешним связям и туризму.

По-прежнему в Петербурге нет сколько-нибудь убедительной программы развития индустрии туризма. Не существует методики подсчета прибыли от пребывания въездных туристов в нашем городе. Поэтому утверждения, что туризм является прибыльной статьей дохода многими чиновниками кажутся голословными.

Практически сейчас в качестве доходов от туристской деятельности можно считать только непосредственные налоговые поступления от туристских предприятий. Вместе с тем, методики подсчета прибыли от туризма разработаны, в частности в Карелии. Кроме того, существует литература по статистике туризма, где эти проблемы также поставлены[15].

Таким образом, мы приходим к выводу, что хотя Санкт-Петербург, несомненно, является одной из крупнейших столиц мира, городом, все более привлекательным для туристов, в настоящее время остаются нерешенными по крайней мере две важные проблемы – государственное регулирование развитием туризма и оценка действительного вклада туризма в экономику Санкт-Петербурга.

3.2. Развитие туризма в Ленинградской области.

Ленинградская область по своему туристскому потенциалу является одной из самых привлекательных для туристов дестинацией. Дополнительную привлекательность Ленинградской области, несомненно, дает близость мегаполиса и крупнейшего мирового туристского центра Петербурга. Область является и естественным местом для путешествий жителей мегаполиса, многие из которых на период летнего сезона перебираются на дачи, в последние годы состоятельные жители Петербурга перебираются на постоянное жительство в область. В сложившейся ситуации в наиболее выгодном положении находятся районы Ленинградской области, находящиеся в непосредственной близости к городу и по направлению к финской границе. Значительная территория Ленинградской области не используется для туристско-рекреационной деятельности из-за удаленности, отсутствия транспортных коммуникаций и какой-либо приемлемой в современных условиях инфраструктуры. Не следует забывать, что низкий уровень жизни населения области создает некомфортные условия для туристской деятельности.

Ленинградская область расположена в северо-западном регионе европейской части России, она прилегает к Финскому заливу Балтийского моря и имеет длину береговой линии 330 км. Область имеет государственные границы с Финляндией и Эстонией. Область была образована в 1927 году и в настоящее время является самостоятельным субъектом РФ. Площадь области составляет 0,5% общей площади РФ. 66% территории составляют леса, по области протекает 32 крупных реки и находятся крупнейшие в Европе озера: Ладожское и Онежское.

На территории Ленинградской области сформировано 17 районов, 29 муниципальных образований, которые выделены в городах Гатчина, Шлиссельбург, Светогорск, Новая Ладога, Ивангород, Коммунар, Кузнечное, Сосновый Бор, Пикалево и поселок Сертолово.

В настоящее время на территории области находится 29 городов, в том числе, в том числе 19 областного подчинения, 38 рабочих поселков и 3167 поселений сельского типа. Общая численность населения 1 млн. 682 тыс. чел. В области существует большая проблема трудоустройства и уровня оплаты труда населения, которую можно было бы решить за счет вовлечения части населения в обслуживание туристов, в том числе и по программам "деревенского туризма". Однако это потребует определенной государственной поддержки как в создании инфраструктуры, так и профессионального обучения.

Туристскую политику в Ленинградской области во многом определяет Комитет по спорту, туризму и делам молодежи Ленинградской области. За последние годы по инициативе Комитета была принята Региональная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации в Ленинградской области до 2005 года". Программа представляет собой объемный документ, в котором проанализированы состояние и перспективы развития туризма и рекреации в Ленинградской области. Разработчики Программы определяют систему мероприятий, способных в максимально короткие сроки развить индустрию туризма в области, оценивают возможные затраты и источники финансирования Программы, оценивают социально-экономический эффект от реализации программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.