Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю. М. ОРЛОВ, зав. отделом экономики НИИ культуры




ПОДГОТОВКА НОВОГО СПЕКТАКЛЯ


Создание спектакля в драматическом театре — процесс коллективный, в котором органически сли­ваются художественное творчество, техника, техно­логия, экономика и организация. Естественно, оп­ределяющим фактором в этом единстве является художественное творчество; остальные компонен­ты должны обеспечить творческому процессу наи­более благоприятные условия. И здесь на первое место выступают обоснованное планирование и ра­циональная организация работ.

Процесс создания спектакля можно разделить на три периода: подготовительный, досценических репетиций и репетиций на сцене, включающий генеральные репетиции и премьеру (последний период чаще называют вы­пускным). Обычно основное внимание руководства сосредоточивается на втором и третьем этапах вы­пуска спектакля, так как с точки зрения управле­ния важность этих двух этапов очевидна: в работу включаются почти все подразделения театра, требу­ется координация большого количества операций и контроль за их выполнением. Однако основа спе­ктакля закладывается значительно раньше, и от того, насколько своевременно и правильно она за­ложена, зависит качество будущего зрелища.

Предлагаемая ниже методика планирования предрепетиционного этапа работы над спектаклем поможет дирекции и руководителям участков своевременно планировать предрепетиционный пе­риод новых постановок.

Модель подготовительного периода представим в виде сетевого графика[1] (см. рис.). Сетевая мо­дель, во-первых, дает наилучшую обозримость всех взаимосвязей работ описываемого процесса, а во-вторых, позволяет применить для расчетов методы сетевого планирования (методы СПУ)[2]. Использу­ется лишь первое преимущество сетевого графика, так как определение длительности тех или иных работ и всего комплекса операций, составляющих подготовительный период, в задачу статьи не вхо­дит.

Будем считать, что подготовительный период — это период со дня опубликования приказа о при­нятии пьесы к постановке до издания приказа о распределении ролей, который предшествует нача­лу репетиций (событие 0 на графике). В этом до­кументе указываются: драматург, название пьесы, режиссер-постановщик, дата созыва художествен­ного совета, на котором будет обсуждена режиссер-

ская экспликация спектакля, и дата совещания по планированию выпуска постановки (содержание его работы мы рассмотрим подробно). Нужно иметь в виду, что событие 0 не обязательно соот­ветствует дате начала работы над пьесой. Режис­сер может вынашивать замысел постановки в тече­ние длительного времени, обратившись к пьесе задолго до издания приказа (если, конечно, в теат­ре существует перспективный репертуарный план, обеспеченный конкретными пьесами, и определены режиссеры будущих спектаклей). Но чтобы пра­вильно спланировать все работы но спектаклю и, следовательно, обеспечить наилучшие из возмож­ных условия для последующей творческой работы— режиссерско-актерской, работы художника, компо­зитора и т. д.), — необходима некоторая «точка от­счета», каковой и служит дата опубликования на­званного документа. С этого дня (событие 0) отсчитывается срок, за который режиссер должен закончить разработку экспликации постановки.

В рассматриваемый период (работа 0, 3) режис­сер самостоятельно работает с драматургическим материалом, а также с художником и композито­ром (если предполагается сочинение оригинальной музыки) или заведующим музыкальной частью (в случае подбора музыкального оформления). Воз­можны и другие соавторы постановки, например, хореограф. Композитор или художник могут опре­деляться самим режиссером (по согласованию с ди­рекцией), а затем уже официально утверждаться.

Художественный совет (событие 3) обсуждает и утверждает режиссерскую экспликацию спектакля. Важно отметить, что чем точнее режиссер разрабо­тает план постановки, учтет творческие возможности исполнителей, потенциальные возможности и ограничения сценической техники, театральной технологии и экономики, тем меньше вынужденных изменений будет в процессе репетиций, особенно сценических.

«Когда я говорю, что нужно иметь железный план, то мне часто делают такое возражение: «Вы хотите иметь такой железный план, чтобы моменту экспликации уже предшествовала работа и с му­зыкантом, и с художником?» Я говорю: «Да, и да», — и буду считать дилетантом всякого, кото­рый скажет, что это придет, что надо проделать застольный период с актерами, что надо узнать, чего они хотят»[3] — писал В. Мейерхольд. Известно, как скрупулезно детализировали замысел спектакля задолго до начала репетиций К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. На таких же пози­циях находятся ведущие советские режиссеры и сегодня. Ю. Мильтинис, например, считает, что «Фитишизация интуиции — пустая отговорка, за которой скрываются лень и примитивизм»[4]. Г. А. 'Товстоногов, отмечая чрезмерную робость, с кото­рой современная техника, научные экономико-ор­ганизационные методы проникают в театр, пишет: «...многие важнейшие принципиальные открытия в чисто творческой сфере так тесно связаны с рефор­мами в области техники сцены, в экономике и орга­низации театра»[5].

Итак, разработка экспликации и предрепетнционная конкретизация ее определяют успех будущей работы.

Сразу же после утверждения экспликации на художественном совете необходимо готовить сове­щание по планированию выпуска спектакля (рабо­та 3, 4). Подготовку осуществляет плановик[6] со­вместно с членами постановочной бригады. Под руководством плановика режиссер, художник и композитор разрабатывают ориентировочные пла­ны работы. На это достаточно, вероятно, двух-трех дней, ведь речь идет об оформлении в виде предва­рительных плановых сроков осуществления твор­ческих замыслов, которые создавались задолго до рассматриваемого периода. Желательно до совеща­ния заключить договоры с теми членами постано­вочной бригады, которые не являются штатными работниками театра.

На совещании по планированию (событие 4) присутствуют главный режиссер, режиссер-поста­новщик, художник-постановщик, композитор, заве­дующий художественно-постановочной частью, за­ведующий музыкальной частью, заместитель дирек­тора и плановик. Содержание работы совещания сводится к уточнению и согласованию сроков пред­ставления:

режиссером — режиссерского плана по предла­гаемой ниже форме, предварительного распределе­ния ролей;

художником — эскизов декораций, макета, эс­кизов костюмов, бутафории и реквизита;

композитором — клавира (в случае подбора музыкального оформления заведующий музыкаль­ной частью представляет перечень музыкальных произведений, предлагаемых к использованию в спектакле).

Утвержденные сроки фиксируются в протоколе.

По результатам совещания издается приказ о постановочной бригаде (событие 4), в котором ука­зываются:

1) режиссер-постановщик, художник-постанов­щик, помощник режиссера, композитор, балетмей­стер, педагог по сценическому движению, хормейстер и т. д. — в зависимости от особенностей кон­кретной постановки;

2) сроки окончания работ режиссером, худож­ником, композитором (или зав. музыкальной ча­стью), выработанные на совещании по планирова­нию.

Не осуществив перечисленных мероприятий (события 0, 3, 4), трудно избежать авральности, организационных неувязок и организационно-твор­ческих срывов.

Далее работа над постановкой ведется по трем направлениям: режиссер конкретизирует замысел постановки и составляет репетиционный план (ра­бота 4,7), художник работает над эскизами деко­раций и костюмов (работы 4,5 и 4,6), композитор работает над клавиром (работа 4,8).

Репетиционный план (табл. 1) состоит из деся­ти граф. Режиссер заполняет графы 1, 2, 4 и 10, остальные графы впоследствии заполняются плано­виком (графа 9 заполняется по мере выполнения

 

работ). В графе 2 — «Содержание работ» — ре­жиссер записывает этапы работы над спектаклем, на которые ему удобно расчленить творческий про­цесс. Это могут быть виды репетиций: застольные, в репетиционном помещении, на сцене в выгород­ках, на сцене в основных декорациях и т. д.; кар­тины, акты или названия отдельных кусков, на ко­торые режиссер разбивает драматургический мате­риал. В графе 4 — «Количество репетиционных точек»— режиссер указывает предполагаемое коли­чество репетиций по каждому виду постановочной работы. Эти цифры, переведенные затем планови­ком в конкретные календарные сроки, являются основой для планирования работ большинства под­разделений театра. Продолжительность работ, ука­занная режиссером, не должна подвергаться изме­нению (здесь опосредованно отражено собственно художественное творчество, и ускорение или искус­ственное затягивание любого репетиционного этапа может привести к непоправимому художественному урону).

Деятельность художественно-постановочной, му­зыкальной и других частей театра планируется и организуется так, чтобы своевременно обеспечить выполнение работ, перечисленных в репетиционном плане. Поэтому особенно важно, чтобы режиссер со всей ответственностью отнесся к процедуре со­ставления этого документа.

В графе 10 — «Музыкальное и шумовое офор­мление спектакля» — режиссер указывает, какое музыкальное и шумовое оформление необходимо на том или ином этапе репетиционного процесса. Эти сведения помогут плановику скоординировать репе­тиционную работу режиссера и работу музыкаль­ной части при составлении сводного графика спек­такля.

По форме (см. табл. 2) составляется перечень всех подразделений театра: музыкальной части, из­готовления декораций и т. д.

Предлагаемая форма, как и форма репетицион­ного плана, учитывает возможность применения сетевых методов планирования и управления про­цессом подготовки спектакля. В графе 4 (табл. 2) записывается минимальное время выполнения ра­боты в днях — Т мин. (дн.); в графе 5 — макси­мальное время выполнения той же работы в днях— Т макс. (дн.); в графе 6 — средняя продолжитель­ность работы — Т ср. (дн.). Последний параметр вычисляется по формуле:

 

Тср = (3Тмин. + 2 Тмакс.)/5

 

Планируя дату сдачи эскизов декораций (со­бытие 5) и костюмов (событие 6), следует иметь в виду, что эскизы костюмов должны быть готовы к моменту завершения работы над макетом (собы­тие 9). Обсуждение и приемка макета (событие 9) происходят на художественном и техническом со­ветах. Причем надо добиваться, чтобы на художе­ственном совете утверждалось все оформление все­го спектакля — декорации, костюмы, реквизит, световое оформление, иначе может быть нарушено единство образного решения постановки. Чтобы решения советов были максимально обоснованы, полезно предварительно организовать выгородку на сцене по макету.

Непосредственно после обсуждения и утвержде­ния вещественного оформления выполняется ряд операций в художественно-постановочной части.

Художник-постановщик и заведующий художественно-постановочной частью составляют монтировочную опись вещественного оформления (работа 9,15). В форме монтировочной описи (табл. 3) предусмотрена графа 7 — «Последовательность из­готовления», где режиссер указывает желательную для него последовательность изготовления элемен­тов оформления. В графе 7 проставляются номера работ, на которые он расчленил репетиционный процесс, разрабатывая репетиционный план (см. табл. 1, графа 1). Составляя монтировочную опись, заведующий художественно-постановочной частью и художник должны определить те детали офор­мления, которые можно использовать из подбора — как для репетиций, так и в спектакле (работа 9,12). Эти сведения фиксируются в графе 8 описи — «Примечания». При этом указывается инвентарный помер изделия по каталогу и место хранения изде­лия.

Затем составляется смета затрат на изготовле­ние вещественного оформления (работа 15,16) и приобретаются материалы (работа 16,18).: Если нет возможности получить сразу все материалы, при­обретаются необходимые для начала работ в мас­терских (первая партия материалов). Параллельно составляются заказы-наряды на изготовление оформления (работа 9,18). Разумеется, сроки изго­товления изделий могут быть проставлены только после утверждения сводного графика работ по спектаклю.

Сразу после утверждения макета можно начи­нать изготовление чертежей — габаритных, рабо­чих, сборочных (работа 9,13).

Одновременно с перечисленными операциями, заведующий художественно-постановочной частью составляет перечень работ по изготовлению оформ­ления (работа 9, 14) — см. табл. 2. Он разрабаты­вается на основе монтировочной описи и отражает степень детализации процессов, которая необходима для эффективного контроля и координации на уровне заведующего художественно-постановочной I частью. Кроме того, детализация должна следовать технологическому принципу. Например, если в мон­тировочной описи есть изделие «дверная коробка с дверью», то процесс изготовления в перечне работ следует разбить на «столярные работы по изготов­лению двери», «слесарные работы по изготовлению двери», «бутафорские работы по изготовлению двери» и т. д. Очевидно, что перечень работ художест­венно-постановочной части должен включать не только работы производственных мастерских, но и работы по изготовлению оформления, осуществляе­мые сценическими участками.

Плановик собирает все планы — репетицион­ный, перечни работ художественно-постановочной и музыкальной частей — и приступает к составлению сводного плана-графика работ по спектаклю (работа 14,17). Составляя график, плановик коор­динирует сроки и определяет даты начала и окон­чания предполагаемых работ — от запуска поста­новки в производство до премьеры.

Эти даты увязываются со сроками выполнения соответствующих работ но другим спектаклям. В расчет принимается и выполнение иных работ, на­пример, изготовление в мастерских изделий, необ­ходимых каким-либо подразделениям театра неза­висимо от работ по новым постановкам.

Сводный план-график спектакля, объединяющий и взаимоувязывающий режиссерско-актсрскую работу с деятельностью художественно-постановочной и музыкальной частей, поступает в дирекцию на рассмотрение и утверждение (событие 17). Утвер­ждение графика — необходимое условие начала работы по изготовлению вещественного оформле­ния новой постановки.

Откорректированные плановые сроки выпол­нения работ по спектаклю режиссером, художест­венно-постановочной и музыкальной частями по­ступают к исполнителям в форме планов-графиков соответствующих подразделений.

Только после утверждения сводного графика можно издавать приказ о распределении ролей (событие 19), в котором указываются: дата начала репетиций и дата выпуска спектакля, состав поста­новочной бригады, действующие лица пьесы и их исполнители. Режиссер начинает репетиции сразу после издания приказа о распределении ролей, или позднее — в соответствии с утвержденным планом. Далее следует этап оперативного планирования и перепланирования сводного графика в процессе управления выпуском спектакля.

Применение типовой модели позволит обосно­ванно использовать имеющиеся ресурсы, рацио­нально организовать деятельность основных частей и служб театра, и прежде всего — наладить рит­мичную работу художественно-постановочной части в четком соответствии с процессом режиссерско-актерского творчества, что, несомненно, благотвор­но скажется на качестве художественного оформ­ления и в конечном счете — на идейно-художест­венном уровне спектаклей.


 

 

УДК 658: 792




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.