Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самостоятельной работы




1. Что такое акт развития?

2. Что общего между возрастными новообразованиями?

3. Дайте определение термину «произвольность».

4. Что такое «мерцательность» новообразования?

5. Охарактеризуйте различные типы отношения к заданиям взрослого у детей 6-7 лет.

Рекомендуемая литература

1. Ветер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрос­лого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. - 1988. — № 4. -С. 45-54.

2. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет// Вопросы психологии. - 1987. -№ 5.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.

4.Драгунова Т. В. Подросток. - М., 1976.

5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. -М., 1991.

6. Поливанова К Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. - 1997. -№ 3.

7. Смирнова Е. О Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. - М., 1998.

8. Элъконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.

Дополнительная литература

9. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М., 1990.

10. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1995.

11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б.Эльконина и Т. В. Драгуновой. -М., 1967.

12. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. v 13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

14. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр.: В 2т.-1986.-Т. 2.-С. 5-234.

15. Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти в дошкольном воз­расте // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 14. - С. 51 - 88.

16. Кудрявцева Е. А. Исследование причин низкой познавательной актив­ности у детей старшего дошкольного возраста. Дипломная работа. - М.: МГУ, 1996.

17. Мануйленко 3. В. Развитие произвольного поведения у детей дошколь­ного возраста // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 14. - С. 89 - 129.

18. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988.

19. ЭльконинД. Б. Детская психология. - М., 1960.

20. ЭльконинД. Б. Психология игры. - М., 1978.

21. ЭльконинД. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем дет­стве // Вестник МГУ. - Сер. 14: Психология. - 1978. - № 3. - С. 3 - 12.

22. Эльконин Д. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984.-Т. 4.-С. 386-404.

 

Глава 7 СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Содержание критического возраста: субъективация способности

Когда мы говорим о моменте «присвоения» способности, происходящем в критический период, речь идет об особом типе инте-риоризации. Традиционно под интериоризацией понимают переход извне внутрь - вращивание. (Вспомним: любая психологическая функция появляется на сцене дважды: один раз в интерпсихической форме, второй - в интрапсихической.) Когда же речь идет об интериоризации в критический период, обнаруживается иное измерение интериоризации: присваиваемая способность исходно лежит не вне субъекта. Она уже не является собственно ин-тер (меж) психической формой. Она парадоксальным образом уже интериоризована, но еще не принадлежит субъекту. Субъект еще не может самостоятельно (произвольно) решать задачи, требующие этой способности. Здесь возникает ассоциация с гештальтом. Фактически к концу стабильного возраста способность и деятель­ность, ее породившая, составляют единое целое, они нерасторжимы, это своеобразный гештальт. Далее необходимо разрушение этого гештальта, обособление способности, ее эмансипация (осво­бождение) от условий порождения.

Для эмансипации способности необходима некоторая специ­альная работа, работа по субъективации способности. Фактически речь идет о своеобразной двухтактности образования субъектной способности. На первом шаге (в стабильный период) формируется способность внутри некоторой целостности условий; на этом шаге способность принадлежит не субъекту, а именно всей этой целостности. Далее необходим следующий шаг - вычленение способности из породивших ее условий, по нашему исходному положению это и есть этап кризиса развития.

Факт ситуационной зависимости способности (или шире - некоторой новой психологической характеристики, умения и.т.п.) обнаруживался в экспериментах и раньше. Так, вспомним иссле­дование П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой [12]. При экспе­риментальном формировании действия контроля у детей было обнаружено, что в конце эксперимента наступал момент, когда действие уже было сформировано, но оно обнаруживало себя лишь в присутствии экспериментатора. Этот факт потребовал специальной дополнительной серии, в которой ребенка учили са­мостоятельно «применять» имеющееся действие уже независимо от конкретных обстоятельств. Фактически проводилась специ


 

альная работа по эмансипации сформированного действия от конкретных условий его формирования.

В качестве дополнительной иллюстрации можно также привести и примеры из области развития детской речи. При возникновении первых детских слов они вначале относятся не к предмету, а ко всей ситуации, в которую предмет включен. Далее отношение «слово-предмет» вычленяется из целостного отношения «слово-ситуация», и слово начинает означать предмет, а не ситуацию в целом.

Двухтактность является некоторым универсальным принципом. Вопрос, однако, состоит в том, что составляет специфику именно возрастного кризиса, т. е. специфику формирования так называемых центральных новообразований возраста. Если для эмансипации новой способности требуется лишь изменение условий внутри «старой» ведущей деятельности, то речь идет о формировании новой способности на функциональном уровне, способности, не связанной прямо с возрастным развитием. Примеры такого преобра­зования можно найти в разных областях детской психологии. Развитие моторики ребенка раннего возраста происходит также в два этапа: ребенок вначале овладевает орудием внутри целостной ситуации, затем ситуации действования обогащаются, двигательная функция освобождается от ситуации, не требует особой «обстановки». Ребенок, например, поначалу может пить только из данной конкретной чашки, при особом поощрении взрослого, а потом действие становится свободным от этих условий. Это своеобразный микрокризис развития двигательного навыка.

Если же для эмансипации необходим переход в новую структуру деятельностей с новой ведущей деятельностью во главе, то речь идет именно о возрастном кризисе и о центральном возрастном новообразовании.

Сопоставление новообразований различных возрастных периодов показывает, что все они связаны с возникновением произвольности, т.е. свободы от внешних обстоятельств. Поэтому, говоря о возрастных новообразованиях, в отличие от некоторых новых умений, возникающих внутри стабильных периодов, следует вспомнить и о том, что, по словам Д.Б.Эльконина, их появление связано с изменением системы отношений ребенка и взрослого. В стабильный период ребенок и взрослый действуют совместно внутри одной ситуации действования, в кризисе же при разрушении ситуации разрушается и эта совместность. Целостная ситуация действования (ребенок - предмет - взрослый), разрушаясь, приводит к обнаружению всех компонентов ситуации. Поэтому новообразование стабильного периода обязательно провоцирует и обособление (противопоставление) «Я» ребенка и взрослого, к появлению субъектного действия, в том числе и потенциального действия (отношения), обращенного к взрослому. Так, например, в кризисе одного года с увеличением двигательных возможностей ребенка возникает запрет. Если до того взрослый был неотделим от получения желаемого, то теперь, сталкиваясь с запретом, ребенок обнаруживает собственное желание и взрослого, противостоящего его исполнению.

Обобщая сказанное, можно указать и на то, что новообразование возраста (в отличие от новых функциональных умений) определяет и новое (произвольное, субъектное) отношение к традиционно выделяемым трем сферам сознания - отношения к себе, к предметному миру и к миру людей. Новообразование возраста, таким образом, реконструирует личность в целом. «Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок [1, с. 259].

•- Содержанием кризиса психического развития является субъек-тивация новообразования стабильного периода, т. е. возникновение новообразования проходит два этапа: формирование новообразования (в стабильный период) и его субъективация (в кризисе). Под субъективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта.

Для экспериментального обоснования этого положения необходимо разработать такие методические средства, в которых ситуация действования определяла бы характер действий ребенка. Необходимо обнаружить ситуационную зависимость способно­сти, которая может быть отнесена к числу новообразований возрастного периода.

Экспериментально гипотеза о субъективации способности как психологическом содержании критического периода проверялась в клиническом исследовании кризисов одного года и трех лет и в исследовании отношения детей 6-7 лет к заданиям взрослого (Главы 7, 8).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.