Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход в новый возраст




Вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы специфические ситуации проявления кризисных симптомов в один год?

2. Назовите характеристики поведения ребенка одного года.

3. Укажите на сходство и различие симптомов кризиса одного года и трех лет.

4. Перечислите специфические симптомы поведения ребенка семи лет.

5. Кратко охарактеризуйте каждый из симптомов.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М, 1984. -Т. 4.

2. Гуськова Т. В., Елагина М. Г Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.

3. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые иссле­дования в психологии. - 1989. - № 1. - С. 37 - 42.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

5. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988.

6. Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переход­ные периоды (кризис 1 года)//Вопросы психологии. - 1999. -№ 1.-С. 42-49.

7. Почиванова К. Н. Особенности домашнего поведения детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 48 - 52.

8. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М., 1997.

9. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошколь­ном возрастах. - М., 1998.

Дополнительная литература

10. Берцфаи Л. В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 23 - 31.

11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /^ИгбрТпсихол. тр. -М.; Воронеж, 1995.

12. Гальперин П. Я., Кабылънщкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

13. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

14. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет: Автореф. дисс.... канд. психол. н. - М., 1988.

\5.Долъто Ф. На стороне подростка. - СПб., 1997.

16. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки рос­сийской психологии. - М., 1994.

17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

18. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

19. Петровский В. А. Личность в психологии: Парадигма субъективности. -Ростов на-Дону, 1996.

20. Штерн В. «Серьезная игра» в юношеском возрасте // Психология под­ростка Хрестоматия/Сост. Ю.П.Фролов.-М., 1997.-С. 21-22.

21. ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

 

Глава 8 СТРУКТУРА ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

В стабильный период строится полное действие, т.е. действие, обладающее обеими составляющими - ориентировкой и исполни­тельской частью. Каким же образом в кризисе выходит на первый план ориентировочная часть?

На границе двух возрастов ребенку открывается новая идеаль­ная форма - то, что ждет его в следующем возрасте На примере перехода к школьному возрасту это выглядит следующим обра­зом. Дошкольник, живущий в мире близких взрослых и сверстни­ков в атмосфере полного принятия, открывает для себя иные формы социальной жизни - обязательность, социальную значи­мость, новые школьные формы ответственности. Ему все чаще говорят: «Ты маленький, вот вырастешь - пойдешь в школу». Школа приобретает все большее значение для ребенка. Любо­пытны рисунки детей: на просьбу нарисовать школу дети-дошкольники рисуют школьное здание - они еще ничего не знают о том, что ждет их внутри школы. Школа в этот период является своеобразным символом взрослости. Слова «хочу в школу» не имеют внутренней содержательной наполненности, они означают буквальное желание перейти в новое социальное окружение, стать сразу же чудесным образом взрослым.

Эта ситуация особым образом проецируется на поведение ре­бенка. Он в привычных ситуациях становится «как будто» взрос­лым. Рассмотрим конкретный пример поведения ребенка. Ребенок посещает подготовительную группу детского сада. Вечером его приводит домой отец. Мать встречает ребенка у входа и, помогая раздеться, задает привычные вопросы: «Ну, как дела, что было в садике, чем вас кормили и т.д.?» Ребенок внешне серьезен, почти не отвечает. Мать пытается приласкать его, продолжает спраши­вать. Мальчик скупо бросает: «Все нормально». Мать, разочаро­ванная таким непривычным поведением, оставляет ребенка и идет в кухню. Малыш важной походкой проходит к себе, проводит там несколько минут, а затем с плачем бежит к матери, прижимается к ней и так затихает.

В этом эпизоде есть все черты поведения, характерного для критического периода. Ребенок ведет себя неестественно. Он реа­гирует на привычную ситуацию - возвращение домой и встречу с матерью - иначе, чем принято в семье, не так, как ожидает мать. И, наконец, эпизод заканчивается слезами, которые также не­обычны и неожиданны в данной ситуации. Ясно, что ребенок действует по образцу, исполняет не свое действие. Он изображает взрослого, у которого есть свои дела и заботы, нет желания обсуждать день с близкими. Такое поведение может быть характерно для отца семейства, обремененного серь­езным делом. Такое действие направлено вовне, на окружающих, целью этого действия являются отношения с матерью. Ребенок как бы говорит: «Вот, смотрите, я взрослый, не надо обращаться со мной как с маленьким». В этом поведении нет того вектора действия, который направлен на самого действующего. Нет во­проса, кто я. Есть утверждение - я взрослый.

Но далее в ситуацию вступает мать. Она реагирует, казалось бы, так, как задумано. Оставляет «усталого взрослого» и уходит. Если бы здесь все и закончилось, то действие ребенка, исходно результа­тивное, исходно направленное вовне, таким бы и осталось.

Реакция матери в этом случае оказалась, тем не менее, необык­новенно продуктивной. Оставшись один, ребенок почувствовал себя одиноким, покинутым. Неожиданно действие, направленное вовне, приобрело составляющую, направленную на самого дейст­вующего. Ребенок испытал чувства, о которых до того, до самого действия, не подозревал. Действуя, он рвал связи с матерью, с легкостью переходил в другой возраст - возраст взрослости. Но, почувствовав себя взрослым, одновременно почувствовал себя и покинутым. Это и привело к слезам.

В этом примере мы видим превращение результативного дей­ствия в пробующее. Реакция матери оказалась соответствующей ситуации, именно она спровоцировала у ребенка «чувство собст­венной активности», он стал чувствовать собственное действие, а значит, действие стало условием его развития.

Но одновременно эту же ситуацию можно рассмотреть и под другим углом зрения. Действия ребенка по построению нового, взрослого, поведения оказываются и разрушающими старую си­туацию действования. Здесь действие также двухкомпонентно: оно строит новую ситуацию - взрослую - и разрушает старую -детской близости с матерью. При этом старая ситуация обнару­живается: до ее разрушения мальчик не знал, что близость с мате­рью столь важна, эта близость была фоном, условием его жизни. В критической ситуации она обнаружилась, проявилась.

Таким образом, условием развития в критический период ста­новится обнаружение ситуации действования. Но такое обнару­жение происходит за счет реакции самой ситуации действования. Она как бы сопротивляется разрушению. Как правило, реакция непосредственно исходит от окружающих ребенка взрослых, но это лишь частный случай. Говоря о ситуации действования, следует указать на то, что в критический момент она становится «живой». Ситуация «отвечает» непредсказуемым образом, тем обнаруживая себя. Замечательный пример ситуации развития мы находим у М.Тве­на в книге «Приключения Тома Сойера». Дети, обиженные на близких, убегают на остров. Они долго обсуждают, предвкушая, как чудесно они смогут обойтись без взрослых, как будут жить «как пираты», потом один за другим разочаровываются, начина­ют скучать по дому и т.д. В чем психологическое содержание дан­ного примера? Детям захотелось показать всем окружающим, что они могут обойтись без взрослых, без дома. Их уход - жест, адре­сованный окружающим, т.е. действие, а)направленное вовне, ад­ресованное взрослым, б) выразительное.

Но это действие, направленное на объект, вовне, обернулось неожиданным переживанием. Оказалось, что дом, близкие (ста­рое) дороже, привлекательнее нового - романтического одино­чества. Совершенное действие проявило нечто неожиданное -связь с близкими. Жест, обращенный к окружающим, высветил, обнаружил нечто в самих героях, т.е. изменил их. Поступок ока­зался пробой, поскольку открыл нечто важное в самих дейст­вующих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.