Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ситуация развития в кризисе




Кризисы психического развития представляют собой нетриви­альный объект психологического анализа, поскольку индивиду­альные проявления кризиса необыкновенно разнообразны. «В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариа­ций, чем в стабильные периоды» [3, с. 250].

Д.Б.Эльконин пишет: «При рассмотрении вопроса о переход­ных периодах необходимо иметь в виду, что средние статистиче­ские данные стирают границы переходов, растягивают их и пре­вращают весь период в переходный. Критический характер пере­ходов может быть выяснен только на основе индивидуальных кривых. Иначе многое неясно, поскольку переходы возникают индивидуально в разное время. Так, если они протекают, напри­мер, на протяжении 2-3 лет по 30 % каждый год, то все сглажива­ется. Это надо иметь в виду при рассмотрении развития любой функции и любого процесса» [19, с. 500].

Поэтому для любого исследования кризисов важным является не только определение задач развития в кризисные периоды, не только изучение механизмов перехода, но и разработка такого сценария кризиса, который бы не противоречил любым, сколь угодно разным эмпирическим данным. Ясно, что такой сценарий предполагает не временную развертку (не только временную), но некоторую логическую схему, одновременно и достаточно широ­кую, чтобы вместить все разнообразие, и конкретную, чтобы стать реальным основанием для эмпирических исследований. Обратимся к одному из ключевых положений Л.С.Вы­готского о специфике детского развития - оно касается соотно­шений реальной и идеальной форм развития. «Величайшее свое­образие» детского развития в отличие от других типов развития заключается, по мысли Л.С.Выготского, в том, что в момент, «когда складывается начальная форма,...уже имела место выс­шая, идеальная, появляющаяся в конце развития... она непосред­ственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития, или первичной формой); [18, с. 395]. Именно в этом смысле Выготский настаивал на том, что среда играет роль не обстановки, а источника детского развития. Та­ким образом, говоря о среде и переживании ребенком среды при определении социальной ситуации развития, Выготский факти­чески ведет речь о своеобразном для возраста соотношении ре­альной и идеальной форм.

Тогда в стабильный период существует реальное (наличное) действие ребенка, идеальные формы, которые задают направле­ние развития, и некоторые опосредующие звенья - средства трансляции идеальных форм в реальность детского, действия. На­пример, в дошкольном возрасте есть:

а) действия детей с предметами-заместителями (с игрушками) -суть реальная форма действия;

б) содержания и задачи человеческих отношений - идеальная форма, которая открывается детям дошкольного возраста;

в) игра - форма трансляции (передачи) идеальной формы в ре­альную.

Понять действия ребенка (в натуральном виде совершенно бес­смысленные) можно, лишь взглянув на происходящее с точки зре­ния идеальной формы и обнаружив опосредующий смысл игры.

Аналогичным образом можно понять и смысл младшего школь­ного возраста:

а) действия детей в обучении - решение примеров, выполнение упражнений и т. п. - реальная форма действий;

б) теоретическое отношение к действительности (способность видеть за внешностью ее суть) - идеальная форма действий;

в) передача этого теоретического отношения в виде обучения - ] трансляция идеальной формы в реальную.

Но критический период уникален тем, что в нем нет самого связующего звена между реальным и идеальным. Отношение ре­альности и идеала становится непосредственным, это означает, что отсутствует опосредующее звено, форма трансляции идеала в реальность.

Специфика развития в критические возрасты состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальную форму, и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией раз­вития. Для конкретизации этого предположения необходимо описать формы указанного отношения в теории и эксперименте. Кризис не является одномоментным актом, а потому можно предположить, что указанное отношение меняется по мере развертывания кризи­са. Последнее предположение заставляет обратиться к разработке структуры кризисного возраста, предположив, что его психоло­гическим условием является изменение отношения реальной и идеальной форм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.