Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый год зимой, весной и осенью




На день, в который отмечали в древности Новый год, «традиционно» претендуют 1 января, 1 марта и 1 сентября. Первые числа – потому что удобно, и мы привыкли начинать отсчёт с единицы. А месяцы такие – потому что в марте и сентябре случаются дни равноденствий, а в январе как бы только что прошла точка зимнего солнцестояния. Существуют небольшие поправки, например, новый год не 1 сентября, а 8-го, и не 1 марта, а 8-го. В религии Новый год, переименованный в Рождество Христово, отмечается 25 декабря – это гораздо ближе к точке зимнего солнцестояния, чем 1 января. В справочниках можно найти разные и любые версии начала празднования Нового года. Однако какая из них правильная и есть ли такая – нам предстоит разобраться.

Начнём с религиозного посыла: Рождество отмечают потому, что в этот день, то есть в день зимнего солнцестояния, рождается новый ГОД, если за последний считать годовой путь Солнца. То есть 22 декабря Солнце находится в наинизшей своей точке, а на следующий день начинает НАРОЖДАТЬСЯ, прибавляя понемногу каждый день. К весеннему равноденствию Солнце начинает настолько высоко подниматься над небосклоном, что длины дня и ночи сравниваются. После дня равноденствия Солнце забирается ещё выше, и в день летнего солнцестояния продолжительность дня становится максимальной, а ночи – минимальной.

Таким образом, в течение года Солнце как бы проходит полный жизненный цикл: в первый день зимнего солнцестояния Солнце рождается, на весеннее равноденствие оно становится ярым, то есть Ярилой, на летнее солнцестояние – взрослым, после чего начинает медленно стареть. К осеннему равноденствию становится зрелым (как и всё в природе), а к зимнему солнцестоянию Солнце становится СТАРЫМ, то есть звёздным (стар – звезда) и умирает, то есть отправляется к звёздам.

Вот такая картина солнечного жизненного пути, наблюдалась людьми исконно на небосклоне. Из этой картины и рождалась мифология, а также формировалась основа астрономического счисления. В нём абсолютно логичным было бы начинать новый год, то есть отсчёт нового календарного года, не с какой-то произвольно точки, а с первого дня после зимнего солнцестояния, то есть, по сегодняшнему летоисчислению, с 23 декабря. То есть Солнце родилось, выросло, созрело, состарилось и умерло. На Новый год начинался отсчёт нового солнца.

Если такая версия правильна, то она должна вписываться в реконструируемый нами календарь. Из проверенных дат которого у нас есть только одна – дата сотворения мира: 5508 год до н.э.

В конце 19-го – начале 20-го века Брокгауз и Ефрон писали: «Весеннее равноденствие, 9 марта, в этот день солнце находится на экваторе и потому на всём земном шаре день равен ночи; 9-е марта считается первым днём весны в северном полушарии». А в другой статье: «Равноденствия, моменты, когда солнце в своём видимом движении по эклиптике пересекает экватор (2 раза в году: 9 марта – весеннее равноденствие и 10 сентября – осеннее равноденствие). В эти моменты на всем земном шаре день равен ночи» [ МЭСБЭ, 1909 ].

В настоящее время – по новому стилю - Солнце проходит точку весеннего равноденствия с 20 на 21-е марта, а точку осеннего равноденствия 23 сентября. Причём приведённые даты указаны в новом стиле при начале суток по московскому времени (последнее даёт дополнительный инструмент для того, чтобы определить исходный регион возникновения астрономии).

То есть получается, что дни равноденствий смещаются. Это явление известно и связано с прецессией оси вращения Земли.

За период прецессии, равный 25 750 лет, точки равноденствий делают полный оборот и возвращаются на своё исходное место. Это явление называется «предварение равноденствий – медленное передвижение точек весеннего и осеннего равноденствий. Эти точки пересечения экватора с эклиптикой отступают по последней почти равномерно навстречу Земле в ее движении вокруг Солнца, и потому новое равноденствие настает раньше, чем Земля опишет полный круг» [ МЭСБУ, 1909 ]. На 1° точки равноденствий смещаются за 71,52(7) года (25 750 лет / 360° = 71,52(7) года). То есть точки равноденствий опережают на 1 день за 70,54 года (71,52(7) года / 365 дней в году х 360° = 70,54 года).

Хотя выдуманная гениальность греков порядочно поднадоела, в этой связи всё же интересно свидетельство Брокгауза и Ефрона: «Открытие прецессии – лучшая слава величайшего астронома древности, Гиппарха. Составляя по поводу вспыхнувшей и вновь пропавшей звезды (134 г. до Р. Х.) первый каталог звезд, он сравнивал свои наблюдения с результатами, полученными Аристиллом и Тимохарисом за 150 лет перед тем. Оказалось, что все долготы звезд увеличились, широты же остались неизменными. Гиппарх с удивительной проницательностью приписал это передвижению небесного экватора и принял его равным 1° в 75 лет. Затем он указал разницу между звездным и тропическим годом и определил тот и другой. До Гиппарха прецессия была совершенно неизвестна» [ ЭСБЕ ].

Кому неизвестна? Грекам? Грекам – вполне может быть. Да и другим палеонародам прецессия вряд ли была известна. Вот сами же Брокгауз и Ефрон говорят о китайцах и других цивилизациях: «Китайцы узнали о прецессии не ранее 4-го в. после Р. Х. (астроном Ю-хи). Жители Месопотамии и Египта, несмотря на длинные ряды астрономических наблюдений, не оставили никаких доказательств знания прецессии. Пресловутый Дендерский зодиак оказался сравнительно новейшего изготовления. Сравнение таблиц месяцев, найденных в Фивах и Эдфу, тоже дало отрицательные результаты. От изгнания гиксосов до вторжения Александра гелический восход Сириуса вследствие прецессии отступил в тропическом году на 12 дней и опаздывал уже на 22 дня от летнего солнцестояния. Египтяне, по-видимому, не замечали этой перемены и по-прежнему считали, что гелический восход Сириуса, разлитие Нила и летнее солнцестояние происходят приблизительно в одно время. Вообще древние, если и замечали какие-либо перемены в небе, были склонны приписывать их сверхъестественным катастрофам, а не общему закону. Так, сохранились греческие и индусские легенды о внезапном перемещении Плеяд и других звезд» [ ЭСБЕ ].

Из приведённой обширной цитаты мы узнали ряд интересных вещей. Во-первых, о том, что в Китае, Египте и Месопотамии астрономия была развита настолько слабо, что местные астрономы не знали даже самого главного, самого основного – прецессии. Во-вторых, интересно сообщение о том, что египтяне не умели учитывать прецессию, в результате чего равноденствия стали опаздывать на 22 дня. И, в третьих, астрономические знания древним народам нужны были не для того, чтобы определять время разлива Нила (как нам пытаются всё время вбить в голову).

Не знали прецессии и так называемые арабские астрономы: «Арабские астрономы (например Thebit-ben-chora), быть может, заметив накопившееся уменьшение наклонности эклиптики, считали, что равноденственные точки движутся по небольшим кругам, так называемым trepidatio aequinoctiorum. Это учение сохранилось до времен Коперника. В системе небесных сфер для прецессии понадобилась особая хрустальная сфера. Коперник, разрабатывая свою систему мира, указал, что прецессия состоит в перемене положения оси Земли» [ ЭСБЕ ].

То есть складывается интересная ситуация. Она во многом аналогична сегодняшней ситуации. Связанной с Россией: все самые выдающиеся (в кавычках) учёные живут за пределами России, но Россия – единственная страна, которая покорила космос. Поясню: называть египетских, китайских, месопотамских и каких-то арабских «учёных» «выдающимися» можно, но всё это не более чем сказки, проросшие на питательной среде базарных слухов.

Итак, в результате прецессии каждое последующее равноденствие наступает на некоторое количество времени раньше. То есть если, допустим, сегодня 21 марта и наступило равноденствие, то через 705 лет (70,54 года на 1 день х 10 лет = 705 лет) равноденствия будут наступать 11 марта. (Напомним, прибавка 13 дней к календарю была вызвана другими причинами, а именно - неправильным учётом високосных дней, поэтому она к прецессии и к рассматриваемому нами вопросу отношения не имеет). Это, если брать во внимание то, что равноденствия движутся вдоль неподвижного календаря. Если же рассматривать ситуацию наоборот – перемещение календаря относительно неподвижных равноденствий, – то календарь должен уйти вперёд. То есть в нашем примере: через 705 лет будет так – ещё только 11 марта, а день равноденствия уже настал.

Если сегодня весеннее равноденствие наступает 20 или 21 марта, то давайте посмотрим, в какой день оно наступало в дату сотворения мира, то есть 5508 лет назад – (5508 лет / 70,54 года на 1 день = 78 дней). То есть сегодняшний день 20 марта наступает на 78 дней раньше того дня, когда он должен был бы наступать, то есть (20 марта + 78 дней = 6 июня). То есть в дату сотворения мира день весеннего равноденствия наступал 6 июня. Отсюда получаем, что осеннее равноденствие в дату сотворения мира наступало 9 декабря, а летнее солнцестояние наступало (20 июня + 78 дней = 6 сентября).

Но самое интересное, что зимнее солнцестояние в дату сотворения мира наступало (21 декабря + 78 дней = 9 марта). То есть в дату сотворения мира – 5508 лет до н.э. – зимнее солнцестояние приходилось на начало марта. Теперь становится понятной этимология названия месяца «март» – это буквально «мёртвый, умерший», то есть март обозначал умершее солнце. Становится понятной этимология и месяца «апрель» – например, итал. aprire – «открывать, отворять, отпирать»; франц. après – «после, по, за, спустя, затем».

В русском языке частица «пере-» является словообразовательной единицей, образующей имена существительные или глаголы со значением повторности действия или явления, например, перевыборы, перемонтаж, переналадка, перерасчёт; переделать, перезарядить, пересеять, перешить и т.п. То есть этимология названия месяца «апрель» означает буквально «первый (месяц) последующего (года)». И это в том случае, если март был месяцем умирания и воскресания солнца, а апрель – месяц первого повторения года.

Нашу гипотезу подтверждает и то, что этимология месяца «декабрь» – «десятый», а не двенадцатый, как должно было бы быть, если бы новый год начинался бы с января. Подтверждает и то, что праздник Перунов день, который сейчас отмечается 1 августа и имеет не совсем внятную этимологию, в случае нашего пересчёта получат чёткое объяснение. На рисунке представлен фрагмент с созвездием Дракона-Года-Волоса и Перуна-Волопаса.

Описывая события 5-го века, византийские авторы отмечали, что наследники Аттилы «направились в ту часть Скифии, вдоль которой текут струи Данапра (Днепра); гунны называют её на своём языке Вар».

Исконно на Руси в ночь с 31 декабря на 1 января отмечали праздник, который назывался Велесов вечер. Этот праздник никакого отношения к религии не имеет.

С нашим Новым Годом соотносятся зимние праздники древних славян. Главный зимний праздник – это Коляда - праздник зимнего солнцеворота. Коляду справляли с 25 декабря по 6 января. В дальнейшем отголоски этого праздника слились с Новым Годом и Рождеством. Зимнее солнцестояние, как и весеннее равноденствие, ассоциировалось с новым жизненным и годовым циклом. Коляду отмечали 12 дней. Число 12 вообще было сакральным, и использовалось именно в новогодней обрядности. Сохранились предания о 12 старцах-жрецах, которые руководили ритуалом. По 12 снопам гадали о будущем урожае, воду из 12 колодцев использовали для подблюдных гаданий. 12 дней горел священный огонь на Коляду.

Отсюда же, кстати, в более поздние времена были заимствованы и 12 апостолов.

Андрей Тюняев, академик РАЕН, президент АФН

 


Источник

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.